Какую контрольно-кассовую технику вправе применять АУ?
За применение контрольно-кассовой техники (ККТ), которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением определенных законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения, предусмотрены штрафные санкции. Размер штрафа внушительный, в данном случае учреждение-нарушитель может уплатить от 30 000 до 40 000 руб., а его руководитель - от 3 000 до 4 000 руб. (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ). Любое нарушение легче предотвратить, чем потом доказывать свою невиновность в суде. В статье мы рассмотрим требования, предъявляемые к использованию ККТ, на которые обращают внимание налоговые органы при проверке.
Когда АУ вправе не применять ККТ?
Согласно п. 1 ст. 2 Закона о применении ККТ*(1) организации, в том числе государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, обязаны применять кассовый аппарат, включенный в Государственный реестр контрольно-кассовой техники.
Примечание. Государственный реестр контрольно-кассовой техники - перечень сведений о моделях ККТ, применяемой на территории РФ (п. 1 ст. 2 Закона о применении ККТ).
С 10.01.2012 полномочиями по ведению данного государственного реестра наделена Федеральная налоговая служба (ФНС). Порядок внесения сведений в реестр установлен Правилами ведения Государственного реестра ККТ, а также требованиями к его структуре и составу сведений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.01.2007 N 39 (далее - Правила N 39). Заметим, что последние изменения в Государственный реестр ККТ были внесены приказами ФНС РФ от 01.03.2013 N АС-7-2/105@, от 25.04.2013 N АС-7-2/156@, от 01.07.2013 N АС-7- 2/221@, от 11.11.2013 N АС-7-2/488@.
Вышеуказанный закон допускает неприменение ККТ в случаях:
1) выдачи организациями бланков строгой отчетности в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (п. 2 ст. 2 Закона о применении ККТ);
2) осуществления определенных видов деятельности (п. 3 ст. 2 Закона о применении ККТ):
- обеспечение питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
- продажа в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
3) осуществления видов деятельности, подпадающих под обложение ЕНВД и установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
В остальных случаях применение ККТ обязательно для всех учреждений. Напомним, что порядок контроля за соблюдением Закона о применении ККТ возложен на ФНС. С этой целью Минфином разработан и утвержден Административный регламент исполнения ФНС государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения*(2) (далее - Административный регламент).
Какие технические характеристики должна иметь ККТ?
Контрольно-кассовая техника, используемая автономными учреждениями, применяется в соответствии с Положением о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 (далее - Положение N 470).
Согласно п. 3 данного документа ККТ, включенная в Государственный реестр ККТ и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна:
- иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту - устройство печати кассовых чеков;
- обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации;
- обеспечивать фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
- обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации в налоговых органах в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
- обеспечивать возможность вывода фискальных данных, зафиксированных в фискальной памяти и на контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
- эксплуатироваться в фискальном режиме;
- регистрировать в фискальном режиме на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима, подтверждающие некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
- блокировать в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
- иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
- быть исправной;
- обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания;
- соответствовать образцу, представленному в Минпромторг при внесении сведений о модели контрольно-кассовой техники в Государственный реестр ККТ;
- иметь паспорт установленного образца;
- иметь идентификационный знак установленного образца;
- иметь марки-пломбы установленного образца и эксплуатационную документацию;
- иметь знак "Сервисное обслуживание" установленного образца.
Обращаем внимание читателей на то, что с 01.01.2013 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 N 1319, которым внесены изменения в Положение N 470, касающиеся отмены средства визуального контроля - знака "Государственный реестр". Чиновники ФНС и Минфина в письмах от 18.02.2013 N АС-4-2/2696@, от 12.02.2013 N 03-01-15/3423 отметили, что с 01.01.2013 положения Административного регламента, касающиеся обязательного наличия на корпусе контрольно-кассовой техники знака "Государственный реестр", не применяются.
Со списком разрешенной техники можно ознакомиться у поставщиков ККТ. Информацию о включенной в Государственный реестр ККТ кассовой технике также можно найти на сайте Роспрома (www.rosprom.gov.ru), в газете "Промышленный еженедельник" и журнале "Энергетика. Промышленность. Регионы" (п. 2 Приказа Роспрома от 06.03.2007 N 105).
Какой нормативный срок использования ККТ?
В случае исключения моделей ККТ из Государственного реестра ККТ их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации (п. 5 ст. 3 Закона о применении ККТ). Причем указанная техника должна соответствовать требованиям, действовавшим при ее включении в Государственный реестр ККТ (п. 5 Положения N 470).
Обращаем внимание читателей на то, что срок полезного использования кассовых машин определяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, кассовые аппараты (средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда) отнесены к четвертой амортизационной группе. Таким образом, нормативный срок амортизации ККТ составляет от пяти до семи лет включительно.
Наличие каких документов необходимо при эксплуатации ККТ?
Документы о регистрации и перерегистрации ККТ. Основным документом для контрольно-кассовой техники является паспорт, который содержит сведения об этой технике, в том числе отметки о ее регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации в налоговом органе, вводе в эксплуатацию, проверке исправности, ремонте, техническом обслуживании, замене программно-аппаратных средств, об установке средств визуального контроля, о наклеивании марок-пломб и выводе из эксплуатации данной техники.
Образец паспорта контрольно-кассовой техники утверждается Минпромторгом по согласованию с Минфином и Минэкономразвития (п. 8 Положения N 470).
Налоговый орган при регистрации контрольно-кассовой техники выдает пользователю карточку регистрации ККТ, поэтому при проверке наличия данной карточки и отметки в паспорте инспектор определит, зарегистрирован кассовый аппарат в налоговом органе или нет.
Часто руководителей АУ волнует такой вопрос: в случае реорганизации юридического лица нужна ли перерегистрация ККТ (например, при переходе из федерального учреждения в учреждение, находящееся в собственности субъекта)?
Да, нужна. Дело в том, что при изменении статуса юридического лица происходит его перерегистрация в налоговом органе (снятие с учета в качестве федерального учреждения и постановка на учет в качестве учреждения, находящегося на бюджетном финансировании субъекта), поэтому перерегистрация ККТ необходима.
Согласно п. 16 Положения N 470 перерегистрация и снятие с регистрации контрольно-кассовой техники осуществляются по заявлению пользователя в течение пяти рабочих дней с даты представления заявления в налоговый орган, в котором ККТ зарегистрирована. К заявлению прилагаются паспорт контрольно-кассовой техники и карточка регистрации. О регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации контрольно-кассовой техники делается отметка в паспорте ККТ, которая заверяется печатью налогового органа.
Для справки. Административный регламент предоставления ФНС государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством РФ утвержден Приказом Минфина РФ от 29.06.2012 N 94н (далее - Административный регламент N 94н).
На практике также возникает вопрос, связанный с правомерностью регистрации в налоговых органах контрольно-кассовой техники в зависимости от производителя электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ).
Ответ на данный вопрос приведен в Письме ФНС РФ от 05.11.2013 N АС-4-2/19831 "О регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники", в нем сообщается следующее.
Регистрация (перерегистрация) контрольно-кассовой техники в налоговых органах осуществляется в соответствии с Административным регламентом N 94н. Указанный регламент не содержит оснований для отказа в регистрации (перерегистрации) ККТ в зависимости от производителя ЭКЛЗ, в связи с чем налоговые органы не вправе отказывать налогоплательщикам в регистрации контрольно-кассовой техники в зависимости от производителя ЭКЛЗ.
Согласно Закону о применении ККТ регистрации в налоговых органах подлежит только контрольно-кассовая техника, которая включена в Государственный реестр ККТ.
На основании п. 13 Правил N 39 ФНС отказывает поставщику во включении сведений о модели контрольно-кассовой техники в Государственный реестр ККТ или во внесении изменений в указанные сведения, в частности, в случае, если документы и (или) образец модели контрольно-кассовой техники, представленные поставщиком, не соответствуют установленным законодательством РФ требованиям.
При этом в силу п. 12 названных правил налоговики осуществляют организацию проведения экспертизы образца модели контрольно-кассовой техники на соответствие установленным законодательством РФ требованиям.
Чиновниками ФНС в вышеприведенном письме обращено внимание на то, что ФНС не принадлежит право отнесения того или иного устройства по производителю ЭКЛЗ, определения возможности встраивания ЭКЛЗ в контрольно-кассовую технику, а также определения правомерности использования для проверки криптографического проверочного кода различных программных модулей. Таким образом, если территориальные налоговые органы настаивают на такой проверке, то их действия неправомерны.
Документы на обслуживание ККТ. В соответствии с п. 3 Положения N 470 техническую поддержку ККТ обеспечивают поставщик или центр технического обслуживания. На такую ККТ при ежегодном подтверждении осуществления поддержки поставщиком или центром технического обслуживания должен наноситься знак "Сервисное обслуживание" (на сторону корпуса, обращенную к покупателю, клиенту).
Образец знака "Сервисное обслуживание" утвержден Приказом Минфина РФ от 09.08.2013 N 77н*(3).
После технического обслуживания контрольно-кассовой техники поставщиком или центром технического обслуживания на нее должна быть наклеена марка-пломба, необратимо разрушающаяся или деформирующаяся при попытке ее удаления или при вскрытии либо удалении корпуса контрольно-кассовой техники (п. 10 Положения N 470).
Для справки. В соответствии с п. 12 Положения N 470 техническая поддержка ККТ, нанесение на нее знака "Сервисное обслуживание" и наклеивание на нее марок-пломб, а также введение в фискальную память информации при регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники, замена накопителей фискальной памяти осуществляются только поставщиком или центром технического обслуживания (введение в фискальную память информации и замена накопителей производятся с участием представителей налоговых органов). При этом осуществление технической поддержки ККТ поставщиком или центром технического обслуживания, находящимися в ведении пользователя этой техники, не допускается.
Документы на проведение ремонта ККТ. В случае поломки кассовую технику передают в ремонт в тот центр технического обслуживания, с которым заключен соответствующий договор.
Ремонт контрольно-кассовой техники должен производиться с разрешения администрации организации только после снятия показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков (отчета фискальной памяти). Поэтому перед передачей ККТ в ремонт необходимо составить в одном экземпляре Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию (ф. КМ-2 *(4)). Данный акт подписывается членами комиссии с обязательным участием представителя налоговой службы, руководителя, кассира и специалиста центра технического обслуживания ККТ. Не позднее следующего дня акт и накладная на передачу кассового аппарата в центр технического обслуживания для ремонта сдаются в бухгалтерию. При этом после записей, сделанных в течение рабочего дня, в Журнале кассира-операциониста (ф. КМ-4 *(5)) должна быть поставлена соответствующая отметка. После ремонта показания суммирующих денежных и контрольных счетчиков (отчета фискальной памяти) проверяются и фиксируются в акте, а кожух контрольно-кассовой машины пломбируется.
Если необходим ремонт денежных контрольных счетчиков или электронной части контрольно-кассовой техники, то делается соответствующая запись в Журнале учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (ф. КМ-8 *(6)). Этот журнал должен находиться у руководителя организации или его заместителя, а заполняет его специалист технического центра. Записи о приемке работ по ремонту ККТ подтверждаются подписями специалиста центра технического обслуживания и ответственного лица организации. Кроме отметок о проведенных работах в журнале делается запись об опломбировании и о содержании оттиска клейма.
Какие нарушения выявляются при проверке использования ККТ?
Останавливаясь на детализации выявляемых при проверках нарушений, обратимся к Постановлению ВАС РФ от 31.07.2003 N 16. В соответствии с п. 1 данного документа грубыми нарушениями кассовой дисциплины считаются:
- фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);
- использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена ст. 4 и 5 Закона о применении ККТ);
- использование ККТ, не включенной в Государственный реестр ККТ (соответствующее требование установлено п. 1 ст. 3 Закона о применении ККТ);
- использование ККТ без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или вышедшим из строя блоком фискальной памяти (соответствующее требование установлено ст. 4 Закона о применении ККТ);
- использование ККТ, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на контрольно-кассовой машине пломбы центра технического обслуживания в силу ст. 4 и 5 Закона о применении ККТ является обязательным условием допуска контрольно-кассовой машины к применению);
- пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы меньшей, чем уплачена покупателем (клиентом).
Далее, как отмечается в письмах ФНС РФ от 10.07.2013 N АС-4-2/12406@, Минфина РФ от 24.05.2013 N 03-01-15/18769, организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдавать покупателям (клиентам) отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки в момент оплаты.
Кроме того, согласно позиции ВС РФ, изложенной в Постановлении от 11.05.2012 N 45-АД12-4, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт в случае продажи товаров (оказания услуг или выполнения работ), должны применять исправную ККТ: на выдаваемых покупателям кассовых чеках, отпечатанных ККТ непосредственно в момент оплаты товаров, время покупки должно совпадать с реальным временем.
Несовпадение на выдаваемых чеках времени покупки с реальным временем является нарушением требований ст. 2, 4 и 5 Закона о применении ККТ, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
В заключение отметим, что в соответствии с п. 48 Административного регламента проверяемое учреждение может изложить по фактам нарушений, отраженным в акте проверки, свои замечания (возражения) непосредственно в акте проверки или отдельном письменном объяснении.
М. Зарипова,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2013 г.
----------------------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
*(2) Утвержден Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 N 132н.
*(3) От редакции: приказ вступает в силу с 01.01.2014 (в соответствии с п. 3 этого приказа данный документ вступает в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 11.10.2013)).
*(4) Утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132.
*(5) Утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132.
*(6) Утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"