Когда предпринимателю придется платить экологический сбор
Вне зависимости от вида осуществляемой деятельности всех предпринимателей закон относит к природопользователям, в отношении которых установлены определенные требования. При этом за их невыполнение ИП грозит административная ответственность. Чтобы минимизировать подобные риски, предпринимателю следует детально разбираться в действующих экологических и санитарно-эпидемиологических правилах. Поможет в этом данная статья.
Многие индивидуальные предприниматели считают, что требование по внесению экологических платежей относится только к утилизационным предприятиям и предпринимателям, занятым в сфере промышленного производства. Однако такое предположение ошибочно. Действующее российское законодательство в определенных случаях обязывает внести экологический платеж всех предпринимателей.
Когда нужно платить взнос
Правовое регулирование
Основными документами, устанавливающими обязанность по уплате за негативное воздействие на окружающую среду, являются:
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ);
- Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ);
- Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ).
В ст. 16 Закона N 7-ФЗ перечислены виды вредного воздействия на окружающую среду, требующие внесения компенсационных платежей.
Фрагмент документа. Пункт 2 ст. 16 Закона N 7-ФЗ
Компенсационные экологические платежи вносятся предпринимателями вне зависимости от вида деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера). Ведь основанием для уплаты является сам факт негативного воздействия на окружающую среду (письмо Росприроднадзора от 05.10.2010 N СМ-06-01-31/7167 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду").
Пример
Обязательство по уплате экологических взносов возлагается на индивидуального предпринимателя, который:
- использует в своей деятельности транспортные средства (передвижные источники загрязнения);
- имеет на балансе котельные, производственные линии, выделяющие в процессе эксплуатации загрязняющие атмосферу вещества (стационарные источники загрязнения);
- размещает любого рода отходы.
Мнение
Михаил Ефремов, заместитель главного бухгалтера ООО "Восток-щебень"
Обязанность по внесению платы определяется не статусом хозяйствующего субъекта, не правом, на котором он владеет тем или иным имуществом, не видами деятельности, которые поименованы у него в ЕГРИП, а ведением им деятельности, влекущей негативное воздействие на окружающую среду.
Острый вопрос
Как правило, с целью утилизации бытовые и канцелярские отходы складируются собственником в мусорные контейнеры. Вследствие неточных формулировок в Законе N 7-ФЗ возникает вопрос, обязаны ли предприниматели уплачивать сборы за складирование бытовых и канцелярских отходов? Судебная практика говорит о том, что такой обязанности не возникает.
Судебная практика. Деятельность по размещению отходов, требующая внесения экологических платежей, носит специализированный характер и должна осуществляться в специально оборудованных местах (полигон, отвалы горных пород и пр.). Поскольку кратковременное содержание бытовых отходов в мусорных контейнерах не относится к такой специализированной деятельности, предприниматели освобождены от обязанности по внесению платежей (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 по делу N А56-42423/2012).
Как рассчитать размер экологической платы
Определить размер платы предприниматель должен самостоятельно. Делать это нужно исходя из объемов загрязнения и количества источников выброса в атмосферу загрязняющих веществ. Руководствоваться при расчетах платежей за все виды вредного воздействия предпринимателю следует постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Порядок).
Судебная практика. В определении Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О указано, что постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, предусматривающее взимание платежей неналогового характера, сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ.
Нормативы
Порядком установлены два вида базовых нормативов платы за загрязнение окружающей среды:
- в пределах допустимых нормативов;
- в пределах установленных лимитов (временные нормативы).
Базовые нормативы устанавливаются отдельно по каждому компоненту загрязняющего вещества с учетом коэффициентов, применяемых в зависимости от территории, состояния атмосферного воздуха, почвы и пр. Сами нормативы утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления". В указанном постановлении определены нормативы по трем видам негативного воздействия: выброс, сброс и размещение. В то же время плата за иные виды воздействия (например, шум, вибрацию и пр.) ни в действующей редакции постановления, ни в редакции, вступающей в силу с января 2014 года, не предусмотрена.
В пределах допустимых нормативов плата за загрязнение окружающей среды определяется путем умножения установленных ставок за величину видов загрязнения и последующего суммирования полученных результатов по всем видам загрязнения.
В пределах установленных лимитов плата рассчитывается путем умножения установленных ставок на разницу между лимитным и предельно допустимым загрязнением окружающей среды с последующим суммированием полученных результатов по всем видам загрязнения.
А вот если предприниматель негативно воздействует на окружающую среду сверх нормы, придется уплатить взнос в пятикратном размере.
К сведению. Коды бюджетной классификации для уплаты платежей за загрязнение окружающей среды, применяемые в 2013 году, утверждены приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н. Эти же коды будут действовать и в 2014 году, что установлено приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (см. Таблицу).
Таблица
КБК для внесения платежей за загрязнение окружающей среды
Наименование платежа | КБК для перечисления платежа |
Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами | 048 1 12 01010 01 0000 120 |
Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами | 048 1 12 01020 01 0000 120 |
Плата за выбросы загрязняющих веществ в водные объекты | 048 1 12 01030 01 0000 120 |
Плата за размещение отходов производства и потребления | 048 1 12 01040 01 0000 120 |
Плата за иные виды негативного воздействия на окружающую среду | 048 1 12 01050 01 0000 120 |
Когда взнос следует уплатить
Сроки внесения компенсационных платежей за выбросы, сбросы и отходы установлены приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду". Учитывая, что отчетным периодом по экологическим платежам является квартал, уплачивать их нужно раз в три месяца: не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Пример
Плату за негативное воздействие на окружающую среду за IV квартал 2013 года нужно внести до 20 января 2014 года.
При этом экологический платеж производится отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов по соответствующим муниципальным образованиям.
Автомобиль: особые правила
Порядок расчета платы
В отношении легковых и грузовых транспортных средств применяемые нормативы зависят не от объема выброса, а от вида используемого топлива. При этом повышающий пятикратный коэффициент в случае превышения технических нормативов выбросов к транспортным средствам не применяется. Более того, Федеральным законом N 96-ФЗ установлен абсолютный запрет на производство и эксплуатацию таких транспортных средств.
Кто вносит плату, если автомобиль арендован
Нередко предприниматели используют в своей деятельности арендованные транспортные средства. В этом случае возникает вопрос, кто должен внести экологический платеж за передвижные источники загрязнения?
Росприроднадзор полагает, что плательщиком сбора в подобной ситуации будет лицо, фактически эксплуатирующее такой источник загрязнения (письмо от 05.10.2010 N СМ-06-01-31/7167 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду").
Мнение
Михаил Ефремов, заместитель главного бухгалтера ООО "Восток- щебень"
Согласно ст. 636-646 ГК РФ арендатор по договору аренды транспортного средства с экипажем и по договору аренды транспортного средства без экипажа несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства. Речь идет в том числе о расходах на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства.
Таким образом, плательщиками экологических взносов являются индивидуальные предприниматели, фактически эксплуатирующие транспортные средства и оказывающие тем самым негативное воздействие на окружающую среду, включая ИП, получивших автомобиль в лизинг или в аренду.
Как отчитываться
В срок, установленный для внесения экологического платежа, природопользователь обязан представить в территориальный орган Росприроднадзора и его расчет. Форма документа и порядок его заполнения утверждены приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204. Обратите внимание, что расчет нужно подать по месту нахождения каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов.
Как учитывать отходы
Если выбросы в атмосферу и сбросы вредных веществ в водные объекты производит лишь часть предпринимателей, то размещать отходы приходится абсолютно всем. Природопользователи обязаны вести учет образующихся отходов (приказ Минприроды РФ от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами").
Проекты нормативов
Предприниматели должны предоставить в территориальный орган Росприроднадзора разработанные проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на пятилетний срок (ст. 11 Закона N 89-ФЗ, приказ Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение"). Полученные данные в дальнейшем используются государством для определения ожидаемого количества образующихся отходов.
Технический отчет
Ежегодно предпринимателям нужно представлять контролерам и технический отчет. Данный документ должен подтверждать неизменность производственного процесса и используемого сырья, исключающие увеличение производства отходов. Подать отчет нужно в десятидневный срок с момента окончания очередного года с даты утверждения нормативов. Если этого не будет сделано, плату придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов.
Паспорт отходов
Все отходы, в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, подразделяются на несколько классов опасности.
Фрагмент документа. Статья 4.1 Закона N 89-ФЗ
Помимо разработанного проекта нормативов, предпринимателям нужно представить и документальное подтверждение класса опасности образующихся у них отходов (п. 2 ст. 14 Закона N 89-ФЗ) и составить паспорт на все отходы, кроме V класса опасности (приказ Ростехнадзора от 15.08.2007 N 570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов"). Форма паспорта и порядок его заполнения утверждены приказом Минприроды РФ от 02.12.2002 N 785. Этот документ разрабатывается на основании данных о составе и свойствах отходов, а также оценки их опасности. При определении класса опасности следует руководствоваться Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды и Каталогом отходов, которые утверждены приказами Минприроды РФ от 15.06.2001 N 511 и от 02.12.2002 N 786 соответственно.
Преференции
Те предприниматели, которые размещают только бытовые отходы, освобождены от обязанности представлять расчет нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Лимитом для них является фактическое количество отходов без применения повышающих коэффициентов.
Но это не означает, что им совсем не придется заниматься документальным оформлением. Вместо расчетов такие предприниматели ежегодно до 15 января должны сдавать в территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов. Отчетность сдается в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30.
К сведению. Отчетность может быть представлена в контролирующий орган как в электронном виде, так и на бумажном носителе.
Ответственность
За неуплату или несвоевременное внесение платежей за негативное воздействие предприниматель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 8.41 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Фрагмент документа. Статья 8.41 КоАП РФ
Данное правонарушение не относится к категории длящихся. Поэтому привлечь предпринимателя к ответственности за неуплату платежа можно в течение года с момента окончания каждого квартала.
Штрафования за непредставление расчета платежа ст. 8.41 КоАП РФ не предусматривает. Однако данное нарушение можно трактовать как умышленное сокрытие достоверной информации об источниках загрязнения, что влечет ответственность по ст. 8.5 и 19.7 КоАП РФ.
Итоги: о чем нужно помнить
Перечислим основные моменты, о которых должен помнить предприниматель:
- необходимость уплаты сбора зависит от факта негативного воздействия на окружающую среду и не зависит от вида предпринимательской деятельности;
- до момента уплаты сбора предприниматель должен представить в территориальный орган Росприроднадзора расчет нормативов ожидаемого негативного воздействия на окружающую среду. Субъекты малого предпринимательства, не оказывающие иного негативного воздействия на окружающую среду, кроме размещения бытовых отходов, вправе воспользоваться упрощенной схемой;
- после уплаты сбора природопользователям нужно отчитаться по исчисленным платежам;
- природопользователи должны вести учет фактической массы выбросов, сбросов и образующихся отходов.
С. Кузьменко,
ведущий юрист Департамента бухгалтерского учета
аудиторско-консалтинговой группы "Градиент Альфа"
"Арсенал предпринимателя", N 11, ноябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Арсенал предпринимателя"
ООО "Бизнес-Арсенал"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ N ФС77-36567 от 08.06.2009 г.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47, 507-46-04
E-mail: public@delo-press.ru