Прием на работу инвалидов в пределах квоты: что нужно знать работодателю
На Генеральной ассамблее Организации Объединенных Наций в 2006 г. была принята Конвенция "О правах инвалидов". Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в 2012 г., и с 25 октября 2012 г. ее нормы действуют на территории России*(1).
В связи с ратификацией Конвенции защите прав инвалидов в трудовых отношениях государство стало уделять самое пристальное внимание. В частности, если ранее административная ответственность устанавливалась за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (ст. 5.42 КоАП РФ), то 8 марта 2013 г. статья была расширена. В настоящее время административным правонарушением считается неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу людей с ограниченными возможностями. Были увеличены и размеры штрафов, налагаемые на должностных лиц за совершение этих правонарушений: теперь они составляют от 5 тыс. до 10 тыс. рублей*(2).
В настоящей статье анализируется порядок проведения проверок по данным правонарушениям, правоприменительная практика по этой категории споров, а также даются некоторые рекомендации работодателям для того, чтобы избежать привлечения к ответственности. Однако прежде чем перейти к рассмотрению порядка проведения проверок, остановимся на том, что такое квотирование рабочих мест для инвалидов, и какие обязанности в этой области имеются у работодателя.
Квотирование рабочих мест
Нормативную базу для квотирования рабочих мест устанавливают два закона: прежде всего, Закон "О занятости в РФ"*(3), а также Закон "О социальной защите инвалидов в РФ"*(4). В соответствии со ст. 13 Закона "О занятости в РФ" государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. К сожалению, все затраты на организацию рабочих мест для данной категории работников ложатся на плечи работодателей. Более того, в соответствии с определением Верховного суда РФ от 11.05.2011 N 92-Г11-1 квотирование не распространяется на государственную службу.
Как указал Верховный суд в своем определении, согласно ст. 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" поступление на гражданскую службу производится на конкурсной основе. В этой же статье дается перечень оснований, по которым конкурс не проводится. Такого основания, как наличие у претендента инвалидности, названным законом не предусмотрено. В ст. 16 указанного закона содержится перечень ограничений, связанных с гражданской службой, включающий в себя наличие заболевания, препятствующего поступлению на государственную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел права и ограничения прав на поступление и прохождение государственной гражданской службы.
В ст. 21 Закона "О социальной защите инвалидов в РФ" указано, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%). Таким образом, следует внимательно изучить законодательство субъекта РФ о квотировании, поскольку им предоставлено право устанавливать квоту в размере не выше 3% среднесписочной численности сотрудников для работодателей, численность персонала у которых составляет не менее 35 и не более 100 человек.
Наша справка. Квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории*(5).
Как рассчитать среднесписочную численность
В справочной литературе дается рекомендация рассчитывать численность в порядке, предусмотренном статистической формой N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности"*(6). Так, в списочную численность персонала включаются наемные сотрудники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации. Но эти указания утратили силу.
Кроме того, следует обратиться к тексту закона субъекта РФ и выяснить, в сторону уменьшения или увеличения необходимо округлять число работников, подлежащих трудоустройству в счет квоты. Так, в Камчатском крае при определении количества рабочих мест в процентном соотношении десятичная дробь от 0,5 и выше округляется в сторону увеличения до целого значения*(7); в Москве - напротив, дробь округляется в сторону уменьшения.
Неясным остается вопрос, включать ли в среднесписочную численность сотрудников, работающих в структурных подразделениях за пределами региона, где зарегистрирована головная организация. С одной стороны, авторы статей по вопросам квотирования цитируют определение ВАС РФ от 03.09.2012 N ВАС-11395/12, в соответствии с которым расчет квоты производится без учета филиалов и представительств организации, расположенных в другой местности (за пределами муниципальных образований*(8)). М.А. Кокурина указывает, что квоту должны устанавливать компании, численность персонала которых с учетом всех подразделений, даже расположенных в других регионах, составляет более 100 человек*(9). При этом количество квотируемых мест надо определять исходя из среднесписочной численности работников в каждом подразделении. В данном случае автор статьи не согласен с мнением М.А. Кокуриной, поскольку в Законе г. Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" указано: работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Таким образом, имеет значение место расположения обособленных подразделений: если они находятся на территории столицы, то их численность включается в среднесписочную, если же за ее пределами - не включается.
В связи с тем, что регулирование этого вопроса осуществляется на уровне субъекта РФ, и все законы в рамках настоящей статьи проанализировать невозможно, мы рекомендуем обратиться за разъяснениями в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ.
Следует ли устанавливать квоты обособленным подразделениям организаций, численность которых превышает 100 человек? Решение этого вопроса зависит, прежде всего, от того, какие полномочия предоставлены руководителю данного структурного подразделения. Если он наделен правом приема и увольнения сотрудников, то обособленное подразделение обладает функциями работодателя и обязано самостоятельно резервировать рабочие места для инвалидов. Подтверждением этому служит следующий пример из судебной практики.
На практике. Красноярский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО "Российские железные дороги", мотивируя это тем, что ответчик не исполняет требования законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов. Суд первой инстанции принял доводы прокурора и обязал ОАО "РЖД" создать в Красноярском центре организации работы железнодорожных станций рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой в размере 3% от среднесписочной численности работников, но не менее 4 рабочих мест, а также ежемесячно предоставлять в КГБУ "Центр занятости населения г. Красноярска" информацию о наличии вакантных мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
ОАО "РЖД" обжаловало данное решение. Суд второй инстанции подтвердил решение нижестоящего суда, указав следующее.
По делу установлено, что проведенная прокуратурой проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов Красноярским центром организации работы железнодорожных станций выявила нарушения требований законодательства о занятости населения и защите прав инвалидов. Штатная численность указанного предприятия по состоянию на 14.04.2011 составляет 2157 человек. Предприятие является структурным подразделением Красноярской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" и находится в городе Красноярске. Размер установленной квоты по приему на работу инвалидов составляет 3% от среднесписочной численности сотрудников. Между тем установленное количество квот для инвалидов не предоставляется, информация о количестве вакантных мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов в службу занятости населения не направляется.
Доказательства того, что с учетом рода деятельности ответчика невозможно создать или выделить места для инвалидов в пределах установленной законом квоты, ответчиком в суд представлены не были.
Довод ОАО "РЖД" о том, что Красноярский центр организации работы железнодорожной станции не является юридическим лицом и не должен выполнять требования законодательства о квотировании, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку, в соответствии с п. 13.3 Положения о Красноярском центре организации работы железнодорожных станций - подразделении Красноярской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД", начальник центра осуществляет права и обязанности работодателя. Таким образом, обладая функциями работодателя и имея численность персонала более 100 человек, Красноярский центр организации работы железнодорожных станций обязан создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой*(10).
Неурегулированным остался вопрос, включаются ли в среднесписочное количество рабочих мест места с вредными и (или) опасными условиями труда. Как указано в официальном разъяснении Федеральной службы по труду и занятости от 15.03.2013 (см. приложение 1), квота для приема на работу инвалидов устанавливается организациям различных форм собственности, в том числе организациям с вредными и тяжелыми условиями труда, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественных объединений инвалидов. Со ссылками на ст. 23 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", а также ст. 224 ТК РФ разъясняется, что организации не вправе при расчете квоты для приема на работу инвалидов исключать из среднесписочной численности работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В то же время в законах о квотировании некоторых субъектов РФ указано, что такие рабочие места не должны включаться в среднесписочную численность для расчета квоты (например, упоминавшийся выше закон Камчатского края). Поэтому рекомендуем обращаться за разъяснениями в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ.
Кому не требуется резервировать рабочие места
Резервирование рабочих мест не требуется:
- организациям, среднесписочная численность работников которых не превышает 100 человек (если иной показатель не установлен законом субъекта Федерации, где зарегистрирована организация);
- общественным объединениям инвалидов и образованным ими организациям, включая хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
Следующий вопрос, который не получил должного регулирования и вызывает многочисленные споры: когда считается законченной обязанность по квотированию - при приеме на работу инвалида либо при организации специальных рабочих мест, зарезервированных для таких лиц? На наш взгляд, следует руководствоваться законом субъекта РФ, в котором организация осуществляет свою деятельность. В частности, в Москве в Законе "О квотировании рабочих мест" от 22.12.2004 N 90 прямо указано: выполнением квоты для приема на работу считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.
Аналогичный вывод о законности таких положений в региональном законодательстве был сделан недавно в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 22 мая 2013 г. N 50-АПГ13-5.
На практике. 9 июля 2009 г. Законодательным Собранием Омской области принят и 21 июля 2009 г. губернатором Омской области подписан Закон Омской области N 1174-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Омской области" (далее - Закон). Статьей 6 Закона предусмотрена обязанность организаций квотировать рабочие места. В дальнейшем ст. 6 Закона была дополнена пунктом следующего содержания: "7. Обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов".
ООО "Лузинское молоко" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим указанного пункта, ссылаясь на его противоречие ст. 20, 21 и 24 Федерального закона "О социальной защите инвалидов", а также ст. 12, 13 и 25 Закона РФ "О занятости". По мнению заявителя, оспариваемая норма возлагает на работодателя дополнительную обязанность по поиску незанятых инвалидов для дальнейшего трудоустройства и выполнения установленной квоты, которая не предусмотрена федеральным законодательством.
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации рассмотрела дело и пришла к следующим выводам.
В силу положений Закона РФ "О занятости" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся: принятие нормативных правовых актов субъектов РФ в области содействия занятости населения; осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок. Статьей 13 Закона РФ "О занятости" установлены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения, в числе которых квота для приема на работу инвалидов.
Из изложенного следует, что законодатель в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда инвалидов предусмотрел для них ряд гарантий трудовой занятости, в числе которых установление квоты для приема на работу. При этом работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе, соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и ее выполнения.
Разрешая дело, суд, проанализировав федеральное законодательство и законодательство Омской области, отказал в удовлетворении заявления ООО "Лузинское молоко". При этом суд обоснованно исходил из того, что федеральным законом установлена обязанность работодателя не только создавать квотируемые рабочие места (должности), но и обеспечивать исполнение квоты. При этом квота устанавливается именно для приема на работу инвалидов. Следовательно, нельзя признать противоречащим Федеральному закону положение оспариваемого акта о том, что обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест и приема на них инвалидов. Иное означало бы необязательность заполнения данных рабочих мест, т.е. допустимость необоснованного отказа в приеме инвалидов на работу на указанные места, что по сути противоречило бы целям федерального законодательства в указанной сфере и не обеспечивало бы гарантий трудоустройства инвалидам...
Как следует из содержания нормы, работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, только в этом случае его обязанность по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной. До приема на работу одним только созданием рабочего места цели федерального закона не могут быть признаны достигнутыми, поскольку обязанность приема на работу инвалида в рамках квоты предусмотрена нормой Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов" и, являясь ограничением прав работодателя по заполнению рабочих мест иными лицами, проистекает из смысла и целей этого Закона - обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей, что в социальном государстве призвано служить достижению целей социального мира и обеспечения достойного уровня жизни граждан.
Повторимся, что работодатель обязан не только зарезервировать рабочие места для инвалидов, но и выполнить все необходимые действия для их заполнения. Кроме резервирования рабочих мест, создания специальных рабочих мест, работодатель обязан представить сведения о таких рабочих местах. Отсутствие данных сведений может стать основанием для проведения плановой проверки.
Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 25 Закона РФ "О занятости" работодатель обязан ежемесячно представлять в органы службы занятости сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей и о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. С 8 марта 2013 г. в дополнение к указанным данным работодатель обязан также сообщать сведения о рабочих местах, которые были созданы или выделены для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих данные о таких рабочих местах. Ни примерная форма, ни содержание такого локального нормативного акта не разработаны, и многие региональные центры занятости рекомендуют создавать их в произвольной форме. Примерный образец подобного локального нормативного акта приведен ниже. Однако перед подачей таких сведений рекомендуем уточнить в региональном центре занятости форму и срок их предоставления.
Образец локального нормативного акта
Периодичность - ежемесячно |
Приказ
Об исчислении среднесписочной численности работников, о выполнении
установленной квоты для приема на работу инвалидов, о выделении рабочих
мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой
________________________________________________________________________
(полное наименование организации)
за ___________ 201__ год
Руководствуясь ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также ст._____
Закона _________________________________________________________________
(указать наименование закона о квотировании субъекта РФ)
Приказываю:
1. Рассчитать среднесписочную численность работников организации
(на начало отчетного периода):___________ человек.
2. Установить квоту для трудоустройства инвалидов в
количестве________ человек.
3. Выделить специальные рабочие места для трудоустройства
инвалидов с нормальными условиями труда в количестве___________ единиц.
4. Отчитаться Центру занятости о трудоустройстве инвалидов в счет
установленной квоты по нижеследующему образцу.
N п/п | Наименование показателя | Сведения о трудоустройстве инвалидов в счет установленной квоты (человек) |
1 | Установленная квота (2% от среднесписочной численности работников) | |
2 | Работает в счет установленной квоты на начало отчетного месяца | |
3 | Трудоустроены в счет установленной квоты за отчетный месяц | |
4 | Выбыло с квотируемых рабочих мест за отчетный месяц | |
5 | Работает в счет установленной квоты на конец отчетного месяца (строка 2 + строка 3 - строка 4) |
5. Представить в Центр занятости сведения об имеющихся вакансиях для
трудоустройства инвалидов в счет квот (единиц)____________________________
6. Ответственной за выполнение настоящего приказа назначаю
_________________________________________________________________________.
"__ "__________ 201_ г.
__________________________________________________________________________
(наименование должности руководителя организации;
подпись; расшифровка подписи)
МП
Исполнитель _________________________________________
(должность, Ф.И.О., контактный телефон)
Порядок проведения проверки
Порядок проведения проверки описан в Приказе Минтруда РФ от 30 апреля 2013 г. N 181н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов". Сразу оговоримся, что фактически данный порядок носит рекомендательный характер, поскольку непосредственное исполнение государственной функции осуществляется государственными гражданскими служащими органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Но он устанавливает рамки, за пределы которых субъекты РФ не могут выйти.
Виды проверок: выездная и документарная. Они, в свою очередь, могут быть плановыми и внеплановыми. Обратите внимание на то, в каких случаях принимаются решения о проведении проверок.
Решение о проведении плановой выездной или плановой документарной проверки принимается в соответствии с утвержденным органом исполнительной власти субъекта РФ ежегодным планом проведения плановых выездных и документарных проверок, разработанным в соответствии с типовой формой ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей*(11). Решение о включении организации в ежегодный план принимается в случаях:
непредставления организацией информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов;
невыполнения квоты для приема на работу инвалидов;
истечения трех лет со дня государственной регистрации организации;
поступления информации о необоснованном отказе в приеме инвалида на работу в пределах установленной квоты от граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, иных органов и организаций;
истечения трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки организации.
Решение о проведении внеплановой выездной или внеплановой документарной проверки принимается в случаях:
истечения срока исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
поступления информации о необоснованном отказе в приеме инвалида на работу в пределах установленной квоты от граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, иных органов и организаций;
истечения срока устранения ранее выявленных нарушений, определенного решением суда общей юрисдикции;
требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Сроки проведения проверки. Срок проведения плановой выездной проверки не должен превышать 10 рабочих дней, плановой документарной проверки - 15 рабочих дней. Что касается внеплановых проверок, то срок проведения выездной проверки не должен превышать 10 рабочих дней, а документарной - 15 рабочих дней. Указанные сроки могут быть продлены по решению руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ, но не более чем на 15 рабочих дней.
О плановой проверке организация может узнать заблаговременно. Так, до 31 декабря текущего календарного года ежегодный план проверок размещается на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Уведомление о проведении проверки направляется руководителю организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или с использованием средств факсимильной связи, или по электронной почте не позднее чем за 7 календарных дней до даты начала проведения проверки.
Проверка проводится на основании приказа (распоряжения) органа исполнительной власти субъекта РФ, который должен содержать следующие сведения: наименование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, исполняющего государственную функцию; фамилии, имена, отчества, должности лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов; наименование организации, проверка которой проводится, место нахождения организации; цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов по исполнению государственной функции; перечень документов, представление которых организацией необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки.
Проведение плановой выездной проверки. При проведении плановой выездной проверки уполномоченные должностные лица прибывают в организацию в сроки, установленные приказом (распоряжением) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Они обязаны предъявить служебные удостоверения и вручить руководителю организации копии приказа (распоряжения) о проведении проверки. Проверяющие информируют руководителя организации о целях, задачах, основаниях проведения проверки, видах и объеме мероприятий по контролю, сроках и условиях ее проведения и запрашивают необходимые сведения и информацию. Прежде всего, проверяется соблюдение организацией следующих положений:
соответствие количества созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, согласно установленной квоте для приема на работу инвалидов, требованиям законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов;
соответствие численности фактически работающих инвалидов расчетному количеству рабочих мест для приема на работу инвалидов;
полнота и достоверность представленной организацией в государственное учреждение службы занятости населения информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов в установленные сроки;
полнота и достоверность представленной организацией в государственное учреждение службы занятости населения информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в установленные сроки.
При проведении проверки уполномоченные лица могут запросить документы и материалы по вопросам, относящимся к предмету проверки, а также потребовать письменные объяснения руководителя организации либо провести собеседования с руководителем и/или работниками организации по вопросам, относящимся к предмету проверки. После проведения всех указанных процедур и анализа документов, материалов и разъяснений принимается решение о наличии (отсутствии) нарушений законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов. Все установленные обстоятельства фиксируются в акте проверки, к которому приобщается перечень и копии документов, представленных руководителем. Акт составляется в двух экземплярах, один из них вручается руководителю организации под роспись. В случае отсутствия руководителя организации или же его отказа принять акт проверки, данный документ направляется руководству заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Проведение плановой документарной проверки. При проведении плановой документарной проверки на основании приказа о проведении проверки изучаются материалы и документы, поступившие из организации, с целью проверки соблюдения организацией законодательства о квотировании. Примерный перечень анализируемых вопросов такой же, как и при выездной проверке. В случае выявления ошибок и/или противоречий в представленных документах либо несоответствия сведений, содержащихся в них, сведениям в документах, имеющихся у органа исполнительной власти субъекта РФ, руководителю организации направляется запрос (требование) о предоставлении организацией дополнительных материалов и документов, необходимых для проведения проверки, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Данное требование может быть направлено заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или с использованием средств факсимильной связи, или по электронной почте. По итогам анализа материалов и документов с учетом представленных организацией пояснений принимается решение о наличии (отсутствии) нарушений законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов. Алгоритм подготовки акта проверки и направления его в проверяемую организацию аналогичен тому, что применяется при плановой выездной проверке.
Проведение внеплановой выездной проверки. Следует учитывать, что проведению внеплановой проверки предшествуют следующие обязательные процедуры. После принятия решения о проведении проверки и подготовки соответствующего приказа орган исполнительной власти субъекта РФ обязан в день подписания приказа (распоряжения) о проведении проверки представить в орган прокуратуры по месту деятельности организации заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки с приложением его копии и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения. После согласования с прокуратурой контролирующий орган обязан уведомить проверяемую организацию о предстоящей проверке, направив руководителю организации уведомление о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или с использованием средств факсимильной связи, или по электронной почте не позднее чем за 3 календарных дня до даты начала проведения проверки.
В дополнение ко всем действиям, предусмотренным для плановых проверок, должностные лица контролирующего органа в зависимости от оснований проверяют исполнение организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных правовыми актами субъекта РФ; информацию, поступившую от граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации и иных органов и организаций, о фактах необоснованного отказа в приеме инвалида на работу в пределах установленной квоты. Кроме того, проверяют, устранены ли ранее выявленные нарушения при истечении срока их устранения, определенного решением суда общей юрисдикции; а также достоверность фактов, изложенных в поступивших в органы прокуратуры материалах и обращениях. После окончания выездной проверки в прокуратуру направляется копия акта проверки в течение 5 рабочих дней со дня его подписания.
Какие меры принимаются по результатам проведения проверки в случае выявления нарушений законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов? Должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ имеют право составить обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов. Выполнение данного предписания будет контролироваться в установленные в нем сроки. В случае неисполнения организацией в двухмесячный срок предписания, выданного по результатам внеплановой проверки, в течение 5 рабочих дней после истечения срока исполнения предписания, органы субъектов РФ готовят и направляют соответствующее обращение в органы прокуратуры с предложением о привлечении виновных лиц к административной ответственности, согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) и принятие иных мер прокурорского реагирования). Следует учитывать, что, несмотря на небольшой размер штрафа, дополнительным видом наказания должностных лиц организации может быть дисквалификация. Это может повлечь за собой, например, увольнение генерального директора. Конкретные размеры наказания и виды правонарушений приведены в приложении 2.
В случае если по результатам проверки будут выявлены правонарушения, то за этим следует процедура возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.42 либо ст. 19.7 КоАП РФ.
Если в отношении руководителя организации осуществляется возбуждение дела об административном правонарушении, органы государственного контроля обязаны известить директора заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или с использованием средств факсимильной связи, или по электронной почте, о наличии события административного правонарушения, дате и месте составления протокола об административном правонарушении. Руководитель организации может дать свои объяснения по поводу составляемого протокола в письменном виде. Обратите внимание, что протокол должен быть представлен на подпись руководителю организации, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении. Если же руководитель отказывается подписать протокол, то в документ вносится соответствующая запись.
Копия протокола должна быть направлена в организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или с использованием средств факсимильной связи, или по электронной почте в течение 3 дней в случае неявки руководителя на составление протокола. В дальнейшем протокол направляется в суд общей юрисдикции для рассмотрения дела об административном правонарушении.
На всех этапах проведения проверки представителям организации следует внимательно изучить все представленные документы: приказ о проведении проверки, акт проверки и протокол. И активно участвовать в процедуре проверки. Следующий пример показывает, что небрежность со стороны контролирующих органов может повлечь отмену решения о привлечении к административной ответственности.
На практике. Как следует из материалов дела, при проверке выполнения квоты, установленной для приема на работу инвалидов и молодежи, и обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест, а также представленной информации о выполнении квоты в отношении ОАО "Инвестиционная компания связи" были установлены следующие нарушения: в период с августа 2009 г. по июль 2012 г. в нарушение ст. 2-4 Закона г. Москвы от 22.12.04 N 90 "О квотировании рабочих мест" ОАО "Инвестиционная компания связи" не выполнило обязанности по созданию (выделению) рабочих мест для трудоустройства инвалидов и молодежи в количестве 4% от среднемесячной численности работников. В суммарном исчислении невыполнение коснулось 121 рабочего места для приема на работу инвалидов и 134 квот для приема на работу молодежи установленных категорий. Общее количество квот в организации в последнем отчетном месяце (июле 2012 г.) составило 4, из них не выполнены: 2 квоты для приема на работу инвалидов и 2 квоты - для молодежи. Кроме того, ОАО "Инвестиционная компания связи" не сдавала ежеквартальные отчеты по форме 31-квотирование.
Начальник отдела квотирования рабочих мест Департамента труда и занятости населения г. Москвы 30.08.2012 в присутствии представителя ОАО "Инвестиционная компания связи" составил протокол об административном правонарушении N 89/1. На основании протокола от 21.09.2012 административной комиссией вынесено постановление N 37 о привлечении ОАО "Инвестиционная компания связи" к административной ответственности по ст. 2.2 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 тыс. рублей*(12).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "Инвестиционная компания связи" в арбитражный суд. Суд первой инстанции отменил постановление о привлечении ОАО к административной ответственности. Вторая инстанция поддержала решение суда, руководствуясь следующими соображениями.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В соответствии с ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ постановление об административном правонарушении должно быть мотивировано и содержать нормы права, согласно которым лицо привлекается к административной ответственности, содержать обстоятельства, установленные административным органом. Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Однако, как верно установлено судом первой инстанции, в постановлении от 21.09.2012 N 37 по делу об административном правонарушении, в нарушение пп. 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, не указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и имеющие существенное значение для его правильного разрешения. Если объективную сторону можно установить из акта проверки N 89 от 30.08.2012 и протокола N 89/1 от этой же даты, то субъективную сторону вмененного правонарушения данные документы, как и оспариваемое постановление, не содержащее в себе ничего, кроме указания ст. 2.2 КоАП г. Москвы и размера штрафа, после слов "постановила" и указания состава комиссии до этих слов, не содержат.
Непредставление Департаментом труда и занятости населения г. Москвы неопровержимых доказательств, свидетельствующих о совершении Обществом вменяемого административного правонарушения и наличии вины Общества в его совершении, исключает привлечение заявителя к административной ответственности.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является существенное нарушение процессуальных требований, установленных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Указанные процессуальные нарушения являются существенными, а возможность устранения этих недостатков отсутствует.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о нарушении административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности, что является основанием для удовлетворения заявленных по делу требований*(13).
В приведенном примере основаниями для отмены постановления стало отсутствие сведений о совершенных правонарушениях в постановлении о привлечении к административной ответственности. Такие основания считаются процессуальными. В судебной практике появились прецеденты, в которых основания для отмены постановления были и материальные. Вот один из таких примеров.
На практике. Прокурор г. Шелехова подал исковое заявление в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО "Иркутсккабель" об обязании создать или выделить рабочие места для инвалидов. В обоснование своих заявленных исковых требований он указал, что в ходе проверки прокуратурой г. Шелехова установлено, что в ОАО "Иркутсккабель" имеются вакантные рабочие места для инвалидов, однако ни одно из имеющихся рабочих мест для инвалидов, согласно картам аттестаций, по условиям труда не соответствует санитарным правилам, что может оказать неблагоприятное воздействие на работников с ограниченными возможностями.
Законом Иркутской области от 29.05.2009 N 27-ОЗ "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области" для организаций, осуществляющих деятельность на территории области и имеющих численность работников более 100 человек, установлена соответствующая квота в размере: для коммерческих организаций - 3% от среднесписочной численности работников.
Прокурор просил суд обязать ответчика создать или выделить рабочие места для инвалидов, согласно Закону Иркутской области, в размере 3% от среднесписочной численности работников ОАО "Иркутсккабель", соответствующие Гигиеническим требованиям к условиям труда инвалидов СП 2.2.9.2510-09. Суд первой инстанции решением от 16.01.2013 исковые требования прокурора г. Шелехов удовлетворил и обязал ОАО "Иркутсккабель" создать или выделить рабочие места для инвалидов в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд второй инстанции отменил решение Шелеховского городского суда по следующим основаниям.
Статьей 24 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" предусмотрено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Согласно ст. 22 указанного закона, специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Согласно п. 4.1 Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к условиям труда инвалидов"*(14), проектирование и оснащение специальных рабочих мест для инвалидов должны осуществляться с учетом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса. Пунктом 4.3 данных правил предусмотрено, что условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой Бюро медико-социальной экспертизы. Данными правилами предусмотрены специальные требования к организации труда различных категорий инвалидов в зависимости от имеющихся у них заболеваний.
Анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод, что создание специального рабочего места возможно, во-первых, при наличии инвалида, нуждающегося в трудоустройстве, во-вторых, при необходимости дополнительного технического оснащения и обеспечения техническими приспособлениями рабочего места с учетом индивидуальных возможностей инвалида, должности (профессии), по которой он трудоустраивается, и рекомендаций медико-социальной экспертизы, отраженных в индивидуальной программе реабилитации.
Заявляя соответствующие требования, прокурор сослался на то обстоятельство, что все рабочие места, выделенные для трудоустройства инвалидов, имеют общую оценку условий труда с разной степенью вредности. Однако прокурором не предоставлено доказательств того, что ОАО "Иркутсккабель" имеет реальную возможность в силу специфики производственного процесса выделить места для трудоустройства инвалидов, не имеющие такой оценки условий труда, либо ответчиком необоснованно отказано в приеме на работу конкретного инвалида.
При указанных обстоятельствах, фактическом выделении ОАО "Иркутсккабель" рабочих мест для трудоустройства инвалидов в определенном законом размере, отсутствии доказательств нарушения прав инвалидов со стороны ответчика судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований прокурора г. Шелехова*(15).
Таким образом, компания провела аттестацию рабочих мест, выделила рабочие места для инвалидов в порядке квотирования в необходимом количестве, не имела отказов в приеме на работу со стороны инвалидов. В таких обстоятельствах суд сделал вывод об отсутствии правонарушений в области квотирования со стороны организации.
В случае выявленного по результатам проверки нарушения прав инвалидов в области трудоустройства и занятости работодатель может быть привлечен к административной ответственности.
При этом следует учитывать, что административная ответственность за нарушения требований законодательства по вопросам квотирования рабочих мест предусмотрена не только на федеральном, но и на региональном уровне. Размеры штрафов на региональном уровне могут быть выше, чем на федеральном. На региональном уровне могут быть предусмотрены дополнительные наказания за различные виды правонарушений.
Приложение 1
Федеральная служба по труду и занятости о расчете квоты для приема на работу инвалидов
Вопрос. Вправе ли организация при расчете квоты для приема на работу инвалидов исключать из среднесписочной численности сотрудников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, подтвержденными результатами проведенной в установленном порядке аттестации рабочих мест по условиям труда?
Ответ. Организации не вправе при расчете квоты для приема на работу инвалидов исключать из среднесписочной численности сотрудников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Обоснование. В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
Согласно п. 2 ст. 13 Закона о занятости, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%).
Квота для приема на работу инвалидов устанавливается организациям различных форм собственности, в том числе организациям с вредными и тяжелыми условиями труда, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественных объединений инвалидов.
Статья 23 Федерального закона N 181-ФЗ определяет условия труда инвалидов. Согласно ей, инвалидам, занятым в организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В соответствии с требованиями ст. 224 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан: соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам; осуществлять перевод работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с соответствующей оплатой; устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время; создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; проводить другие мероприятия.
Таким образом, организации не вправе при расчете квоты для приема на работу инвалидов исключать из среднесписочной численности сотрудников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Р.А. Страхов,
Федеральная служба по труду и занятости
15.03.2013
Приложение 2
Штрафы за административные правонарушения
Состав административного правонарушения | В отношении кого применяется | Наказание | Норма |
Неисполнение обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест | Должностное лицо | Штраф от 5000 до 10 тыс. руб. | Статья 5.42 КоАП РФ |
Отказ инвалиду в приеме на работу в пределах установленной квоты | Должностное лицо | Штраф от 5000 до 10 тыс. руб. | Статья 5.42 КоАП РФ |
Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства | Должностное лицо | Штраф от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до 3 лет | Статья 19.5 КоАП РФ |
Юридическое лицо | Штраф от 10 тыс. до 20 тыс. руб. | ||
Непредставление либо несвоевременное (не в полном объеме, искаженное) представление необходимых сведений в органы службы занятости | Должностное лицо | Штраф от 300 до 500 руб. | Статья 19.7 КоАП РФ |
Юридическое лицо | Штраф от 3000 до 5000 руб. |
А. Облезова,
к.ю.н., руководитель юридического отдела,
Пермь
"Кадровик.ру", N 12, декабрь 2013 г., N 1, январь 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон РФ от 03.05.2012 N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" // Росс. газета. N 100. 05.05.2012.
*(2) Федеральный закон от 23.02.2013 N 11-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов" // Собр. зак-ва РФ. 25.02.2013. N 8. Ст. 717.
*(3) Закон РФ от 19.041991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в ред. от 02.07.2013 // Собр. зак-ва РФ. 22.04.1996. N 17. Ст. 1915.
*(4) Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в ред. от 02.07.2013 // Собр. зак-ва РФ. 27.11.1995. N 48. Ст. 4563.
*(5) Определение Верховного суда РФ от 11.05.2011 N 92-Г11-1.
*(6) Приказ Росстата от 13.10.2008 N 258 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников". Утратил силу.
*(7) Закон Камчатского края от 11.06.2009 N 284 "О квотировании в Камчатском крае рабочих мест для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы".
*(8) Шишкина Т. Квотирование, рабочих мест для инвалидов: обязанности работодателя // Просто для бизнеса. 2013. N 7-8.
*(9) Кокурина М.А. Трудоустройство по квоте: кого, куда и сколько // Главная книга. 2012. N 22.
*(10) Апелляционное определение Московского городского суда от 16.04.2013 по делу N 11-11900.
*(11) Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Собр. зак-ва РФ. 2010. N 28. Ст. 3706.
*(12) В порядке ст. 2.2 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях невыполнение работодателем установленной законодательством г. Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей, на юридических лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.
*(13) Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 N 09АП-2746/2013-АК по делу N А40-133098/12-149-1264.
*(14) Гигиенические требования к условиям труда инвалидов СР 2.2.9.2510-09, утв. Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 18.05.2009 N 30.
*(15) Апелляционное определение Иркутского областного суда от 02.04.2013 по делу N 33-2560/2013.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик.ру"
Издатель: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Институт профессионального развития Национального союза кадровиков"