Несовершеннолетний ребенок, не достигший возраста 14 лет, проживает с матерью, письменное соглашение родителей о месте жительства ребенка отсутствует, в судебном порядке место жительства ребенка не определялось. Факт о том, что ребенок вывезен матерью в иностранное государство на постоянное место жительства, в настоящее время является предположением отца и не подтвержден документально, отец с заявлением о своем несогласии на выезд ребенка из РФ в компетентные органы не обращался.
Имеет ли мать право вывезти ребенка за пределы РФ? Имеется ли в данной ситуации у отца право настаивать на возвращении ребенка в РФ? Если да, то в каком порядке оно может быть реализовано?
1. Согласно ст. 20 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Закон N 144-ФЗ) несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, как правило, выезжает из Российской Федерации совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. В случае, если несовершеннолетний гражданин Российской Федерации выезжает из Российской Федерации без сопровождения, он должен иметь при себе, кроме паспорта, нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить.
Из буквального толкования данной нормы следует, что если ребенок выезжает за границу совместно с одним из родителей, то нотариально заверенное согласие второго родителя не требуется*(1). Это объясняется тем, что согласно п. 1 ст. 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). При этом, по смыслу действующего семейного законодательства, предполагается, что родители осуществляют родительские права в отношении ребенка по взаимному соглашению. Случаи, когда в обязательном порядке требуется выяснение позиции каждого из родителей, прямо предусмотрены законом, и выезд ребенка за пределы Российской Федерации к таким случаям не относится.
Если один из родителей не согласен на выезд ребенка из страны, то он должен подать заявление о своем несогласии на выезд несовершеннолетнего из Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2003 N 273 "Об утверждении Правил подачи заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации" (ст. 21 Закона N 114-ФЗ). При наличии такого заявления вопрос о возможности выезда несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации из Российской Федерации разрешается в судебном порядке.
Как следует из вопроса, отец ребенка не обращался в компетентные органы с заявлением о своем несогласии на выезд несовершеннолетнего из РФ. Таким образом, полагаем, при отсутствии заявления отца ребенка о своем несогласии на выезд ребенка мать несовершеннолетнего вправе вывезти его за пределы РФ. Исключением являются случаи, когда нотариально удостоверенное письменное согласие второго родителя необходимо для получения въездной визы в иностранное государство*(2).
2. Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
При раздельном проживании родителей место жительства их детей устанавливается соглашением между родителями (п. 3 ст. 65 СК РФ). По своей правовой сути, соглашение о месте жительства детей является сделкой, совершаемой между родителями. Поскольку Семейным кодексом РФ специально не оговорено, что подобное соглашение в обязательном порядке должно быть заключено в письменной форме, полагаем, родители могут достичь и устной договоренности (п. 1 ст. 158 ГК РФ). При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей (п. 3 ст. 65 СК РФ). При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).
Как следует из вопроса, родители достигли устной договоренности о постоянном проживании ребенка с матерью, это соглашение исполнялось и в судебном порядке не оспаривалось. Таким образом, в данном случае, если у матери, с которой постоянно проживает ребенок, изменяется место жительства, оно автоматически изменяется и у ребенка.
Тем не менее, как уже отмечалось выше, Семейным кодексом РФ, установлено равенство прав и обязанностей родителей в отношении своих детей (п. 1 ст. 61 СК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 65 СК РФ все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, также имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребенком образования. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию (п. 1 ст. 66 СК РФ).
Полагаем, вывоз ребенка на постоянное место жительства в иностранное государство может служить препятствием для родителя, проживающего отдельно от ребенка, в осуществлении его родительских прав, в том числе на общение, и является достаточным основанием для обращения в суд с исковым заявлением об определении места жительства ребенка или исковым заявлением об определении времени для общения с ребенком (п. 2 ст. 66 СК РФ).
Обращаем Ваше внимание на то, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.
К сведению:
Федеральным законом от 31 мая 2011 г. N 102-ФЗ Российская Федерация присоединилась к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей, Гаага, 25 октября 1980 г. (далее - Конвенция). Конвенция была принята для защиты детей в международном масштабе от вредных последствий их незаконного перемещения или удержания. Также Конвенцией установлены процедуры, обеспечивающие незамедлительное возвращение детей в государство их постоянного проживания.
Согласно ст. 3 Конвенции перемещение или удержание ребенка рассматриваются как незаконные, если:
- они осуществляются с нарушением прав опеки, которыми были наделены какое-либо лицо, учреждение или иная организация, совместно или индивидуально, в соответствии с законодательством государства, в котором ребенок постоянно проживал до его перемещения или удержания;
- во время перемещения или удержания эти права эффективно осуществлялись, совместно или индивидуально, или осуществлялись бы, если бы не произошло перемещение или удержание.
В право опеки, согласно п. "a" ст. 5 Конвенции включаются права, относящиеся к заботе о личности ребенка, и, в частности, право определять место жительства ребенка. К праву доступа Конвенция относит право взять ребенка на ограниченный период времени в место иное, чем место его постоянного проживания (п. "b" ст. 5 Конвенции).
Из сказанного, полагаем, можно сделать вывод о том, что родительские права, предусмотренные Семейным законодательством РФ, включают в себя как право опеки, так и право доступа. Соответственно, очевидно, нарушение права опеки и права доступа одновременно являются нарушением прав родителей - граждан РФ.
Обязанности по защите прав и возвращению незаконно перемещенных детей возложены на Центральный орган (ст. 6 Конвенции). На территории РФ полномочия Центрального органа возложены на Министерство образования и науки РФ (постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1097 "О центральном органе, отправляющем обязанности, возложенные на него Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей").
Родитель, полагающий, что его ребенок был незаконно перемещен, вправе обратиться либо в Центральный орган по месту постоянного проживания ребенка в Минобрнауки РФ, либо в Центральный орган любого другого договаривающегося государства за содействием в обеспечении возвращения ребенка. В заявлении должны быть указаны:
- данные о личности заявителя, ребенка и лица, предположительно похитившего или удерживающего ребенка;
- дата рождения ребенка при наличии такой информации;
- обстоятельства, на которых основывается требование заявителя о возвращении ребенка;
- вся доступная информация относительно местонахождения ребенка и личности человека, с которым предположительно находится ребенок.
Центральный орган государства, в котором находится ребенок, обязан принять или обеспечить принятие всех соответствующих мер для добровольного возвращения ребенка (ст. 10 Конвенции). При выяснении вопроса о том, имело ли место незаконное перемещение или удержание ребенка, судебные или административные органы запрашиваемого государства могут непосредственно принимать во внимание законодательство и судебные или административные решения, признанные и не признанные официально в государстве постоянного проживания ребенка, не прибегая к специальным процедурам подтверждения действия этого законодательства или признания иностранных решений, которые в ином случае необходимо было бы применить (ст. 14 Конвенции).
Соответственно, в случае, если родитель, в соответствии с п. 2 ст. 65 СК РФ, п. 2 ст. 66 СК РФ, обращался в суд за защитой своих нарушенных родительских прав и заявленные им требования были удовлетворены, ему следует также приложить к подаваемому заявлению решение суда для того, чтобы оно могло быть принято во внимание.
В возвращении ребенка может быть отказано в случае, если лицо, учреждение или иная организация, выступающие против его возвращения, докажут, что:
- лицо, учреждение или иная организация, осуществлявшие заботу о ребенке, фактически не осуществляли свои права опеки на момент перемещения или удержания ребенка или дали согласие на его перемещение или удержание или впоследствии не выразили возражений против таковых; или
- имеется очень серьезный риск того, что возвращение ребенка создаст угрозу причинения ему физического или психологического вреда или иным образом поставит его в невыносимые условия.
Судебный или административный орган может также отказать в возвращении ребенка, если он придет к заключению, что ребенок возражает против возвращения и уже достиг такого возраста и степени зрелости, при которых следует принять во внимание его мнение (ст. 13 Конвенции).
К Конвенции может присоединиться любое государство, тем не менее присоединение будет иметь силу только в отношениях между присоединившимся государством и теми Договаривающимися государствами, которые заявят о своем признании присоединения (ст. 38 Конвенции).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
7 мая 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Аналогичный вывод содержится и в письме ФСБ России от 27.06.2007 N 21/1/7/3: в случае выезда из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации совместно с одним из родителей согласия на выезд ребенка за границу от второго родителя не требуется, если от него не поступало заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации своих детей, оформленного в установленном постановлением Правительства РФ порядке.
*(2) К примеру, согласно ст.ст. 10, 14 Регламента Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 810/2009 от 13 июля 2009 г., устанавливающего Кодекс Сообщества о визах (Визовый кодекс), при подаче ходатайства о предоставлении визы визу для въезда на территорию одного или нескольких других государств-членов заявитель предъявляет, в частности, подтвердительные документы. В их числе пункт 1 раздела С приложения II к указанному регламенту упоминает документы, относящиеся к семейному положению ходатайствующего лица, а именно согласие родителей или опекуна (попечителя) (когда несовершеннолетний отправляется в поездку без своих родителей или своего опекуна (попечителя)).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.