Отдельные вопросы уплаты дополнительных страховых взносов
Уплата дополнительных страховых взносов предусмотрена ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ). Соответствующие положения были введены Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-Ф3 с 1 января 2013 года и распространяются на выплаты, производимые работникам, занятым на "вредных" производствах. На практике введение новой нормы вызвало некоторые вопросы. В представленной статье напомним основные моменты, связанные с уплатой дополнительных страховых взносов, а также приведем разъяснения Минтруда по поводу начисления таких взносов в отдельных ситуациях.
Кто и куда уплачивает дополнительные страховые взносы? Обязанность по уплате дополнительных страховых взносов распространяется, в частности, на лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Об этом говорится в ч. 1 и 2 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ.
Следует отметить, что дополнительные страховые взносы, установленные названной статьей, уплачиваются только в Пенсионный фонд.
При исчислении страховых взносов по дополнительным тарифам не применяются положения ч. 4 и 5 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ. Это означает, что взносы начисляются независимо от того, превысили ли выплаты в пользу работника предельную величину базы для начисления страховых взносов.
Для чего нужна специальная оценка условий труда? Плательщики страховых взносов могут быть освобождены от уплаты в ПФР страховых взносов по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом (ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ).
Отметим, что в настоящее время такой порядок еще не установлен. При этом 1 июня 2013 года на сайте regulation.gov.ru были размещены проекты федеральных законов "О специальной оценке условий труда" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" для обеспечения общественного обсуждения, датой окончания которого является 15.06.2013.
3 июня 2013 года на официальном сайте Минтруда появилось Информационное сообщение, посвященное разработке названных проектов федеральных законов. В нем отмечено, что проект федерального закона "О специальной оценке условий труда" разработан в рамках формирования единой системы оценки условий труда с целью определения профессиональных рисков работников на основе идентификации опасностей, связанных с воздействием факторов производственной среды и трудового процесса, и оценки уровня их воздействия на организм работника с учетом эффективности мер защиты.
В соответствии с законопроектом специальная оценка условий труда распространяется на все процедуры в сфере охраны труда, которые обязательны для реализации всеми работодателями и предполагают привязку к реальным условиям труда на рабочих местах (предоставление работникам компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, проведение медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда), а также на работодателей, на рабочих местах которых заняты работники, имеющие право на досрочное пенсионное обеспечение.
Проектом федерального закона определяются порядок проведения специальной оценки условий труда, требования к организациям и экспертам, осуществляющим такую оценку, критерии определения условий труда на рабочих местах и уровней профессиональных рисков.
Кроме того, проектом федерального закона предполагается дополнить трудовое законодательство Российской Федерации положениями, которые требуются для реализации работодателями, использующими труд наемных рабочих, чьи профессии предусмотрены списками N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, права на освобождение от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам, предоставленного им Федеральным законом N 212-ФЗ.
С целью сохранения преемственности в реализации действующей уже свыше 20 лет процедуры оценки условий труда, в том числе в части накопления информации о состоянии условий труда в Российской Федерации, исключения дополнительных финансовых расходов работодателей предлагается установить переходный период после вступления в силу законопроекта на срок до 31 декабря 2015 года.
Одновременно в целях приведения законодательства Российской Федерации в соответствие Федеральному закону "О специальной оценке условий труда" проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" предусматривается внесение изменений в Трудовой кодекс, ряд базовых федеральных законов пенсионного законодательства, федеральные законы "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и др.
В каком размере уплачиваются дополнительные страховые взносы? Размер тарифа дополнительных страховых взносов зависит от вида работ, на которых заняты работники.
Так, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ*(1), применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов:
- 4% - в 2013 году;
- 6% - в 2014 году;
- 9% - в 2015 и последующих годах.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 названного закона: мужчинам - по достижении возраста 50 лет, женщинам - по достижении возраста 45 лет, если они проработали не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев соответственно на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного в ст. 7 Федерального закона N 173-ФЗ, на один год за каждый полный год такой работы.
В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 2-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, дополнительные тарифы страховых взносов установлены в меньших размерах:
- 2% - в 2013 году;
- 4% - в 2014 году;
- 6% - в 2015 и последующих годах.
Каков порядок осуществления контроля за уплатой дополнительных страховых взносов? Контроль за соблюдением требований, установленных ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, осуществляется в том числе на основании отчетности, представляемой плательщиками страховых взносов, уплачивающими дополнительные страховые взносы в ПФР, в том числе в электронном виде. Отчетность представляется в соответствии с правилами ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ.
Данные о дополнительных страховых взносах отражаются в расчете по форме РСВ-1 ПФР, которая утверждена Приказом Минтруда РФ от 28.12.2012 N 639н. Этим же приказом установлен порядок заполнения данной формы.
Для отражения информации о дополнительных страховых взносах в расчете по форме РСВ-1 ПФР введены:
- графы 5 и 6 в таблице разд. 1 "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам";
- раздел 2.2 "Расчет страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в части 1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ";
- раздел 2.3 "Расчет страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в части 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ";
- графы 8 и 9 в таблице разд. 4 "Суммы доначисленных страховых взносов с начала расчетного периода".
Каков порядок применения дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР при полной или частичной занятости работника в течение месяца на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда? При полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в пп. 1 и 2-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, исчисление страховых взносов осуществляется организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, включаемых в базу для начисления страховых взносов согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ.
В случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в пп. 1 и 2-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, так и на работах, не обозначенных в указанных подпунктах, страховые взносы по соответствующим дополнительным тарифам исчисляются плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений (включая премию) пропорционально количеству фактически отработанных сотрудником дней на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда (Письмо Минтруда РФ от 30.04.2013 N 17-4/727).
Каков порядок применения дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР при полной занятости работника в течение месяца на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, а также в случае, если в течение месяца, в котором начисляются выплаты, работник не был занят на указанных работах? В Письме от 29.04.2013 N 17-3/10/2-2415 Минтруд уточнил: если работник в течение месяца, в котором начисляются выплаты (в том числе премии за прошлые периоды), не был занят на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в пп. 1 и 2-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, и период такой работы не включается согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"*(2) в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений, начисленных в этом месяце в пользу данного работника, не производится.
В Письме Минтруда РФ от 23.04.2013 N 17-3/10/2-2309 приведены следующие разъяснения по данному вопросу: в случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, так и на работах, не поименованных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений (включая премии, годовое вознаграждение, материальную помощь, единовременное вознаграждение к отпуску, отпускные и др.) пропорционально количеству фактически отработанных сотрудником дней на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.
В каком порядке следует начислять дополнительные страховые взносы на премию, предоставленную за предыдущий отчетный период? Если премия по результатам работы за отчетный период (месяц отчетного периода), в котором работник был занят на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, начисляется в пользу такого работника в текущем месяце следующего отчетного периода, в котором он занят на вышеназванных работах, такая премия в текущем отчетном периоде (периоде начисления) включается в базу для исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам, указанным в ч. 1 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ (в 2013 году - 4%). Следовательно, применение того или иного дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд зависит от момента начисления выплаты и не связано с периодом, за который она выплачивается (Письмо Минтруда РФ от 30.04.2013 N 17-4/727).
С.Е. Нестеров,
эксперт журнала "Оплата труда в государственном
(муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
*(2) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"