Военнослужащий получил по договору социального найма (далее - ДСН) квартиру в г. Москве. В 1993 году он приватизировал ее в равных долях на себя, супругу, мать и сына. В последующем у военнослужащего родились дочь и сын. В 2006 году супруги развелись. Младший сын остался жить с отцом. Дочь и старший сын - с матерью. Свою долю в приватизированной квартире военнослужащий продал жене. Затем военнослужащий обратился к командованию с просьбой признать его нуждающимся в улучшении жилищный условий и предоставить служебное жилье. Ему было предоставлено служебное жилье, в котором он с сыном зарегистрирован по месту жительства. Будучи в разводе, жена продала двухкомнатную квартиру и купила однокомнатную. В 2008 году бывшие супруги снова зарегистрировали брак. В 2011 году военнослужащий уволился из рядов Вооруженных Сил в связи с достижением предельного возраста. Из служебной квартиры его вместе с несовершеннолетним сыном на основании решения суда выселили. Военнослужащий является военным пенсионером и ветераном военной службы.
Правомерно ли выселение военнослужащего вместе с его малолетним сыном из служебного жилья, если другого жилья у военнослужащего нет?
1. В соответствии со ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции РФ жилищное обеспечение военнослужащих ввиду их особого правового статуса осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. Таким специальным законом является Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ), в ст.ст. 15, 23 которого закреплены основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона N 76-ФЗ военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Закона N 76-ФЗ.
На основании абз. 1 п. 14 ст. 15 Закона N 76-ФЗ право на обеспечение жилым помещением на указанных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. При этом, как следует далее из приведенной нормы, если когда-либо такой гражданин обеспечивался жильем за счет военного ведомства, то при получении жилого помещения по избранному месту жительства он обязан сдать ранее предоставленное ему жилое помещение Министерству обороны РФ (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и сняться с регистрационного учета по прежнему месту жительства. Только при выполнении этих условий военнослужащий обеспечивается жильем (посредством передачи его в собственность или по договору социального найма) в избранном месте постоянного жительства.
По условиям вопроса военнослужащему в 1987 году предоставлялась квартира на семью из четырех человек, которая впоследствии была ими приватизирована в равных долях. После расторжения брака военнослужащий продал свою долю в этой квартире бывшей жене. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что военнослужащий добровольно отказался от права собственности на принадлежащую ему часть жилого помещения. Вместе с тем согласно разъяснениям Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации от 05.01.2001 N 147/3/4/26/4 военнослужащие, обеспеченные жилыми помещениями и впоследствии расторгнувшие брак, могут получить другое жилое помещение, в том числе по месту прохождения военной службы, только в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом военнослужащие, оставляющие жилое помещение бывшим супругам, обязаны принять все меры к получению причитающейся части жилой площади, в том числе в судебном порядке путем принудительного обмена. Военная коллегия Верховного суда указала, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны РФ по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Закона N 76-ФЗ, даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном гл. 7 ЖК РФ, то есть по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны РФ (смотрите определение ВК Верховного Суда РФ от 24.06.2010 N 205-В10-17). Нижестоящие суды придерживаются изложенной правовой позиции (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 30.10.2012 по делу N 33-9935, кассационное определение СК по гражданским делам Смоленского областного суда от 24.01.2012 по делу N 33-154, решение Тульского гарнизонного военного суда от 14.12.2010, с которым можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://rospravosudie.com/court-tulskij-garnizonnyj-voennyj-sud-tulskaya-o blast-s/act-106099010/).
Однако в случае если военнослужащий предпринимал соответствующие меры к выделению причитающейся ему доли из ранее полученной от военного ведомства жилой площади, обмену либо разделу данного жилого помещения и сдаче его соответствующим квартирно-эксплуатационным органам, то у него может возникнуть право на повторное обеспечение жилым помещением (смотрите, например, решения Астраханского гарнизонного военного суда от 16.08.2010, с которым можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://astrahanskygvs.ast.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=162& amp;amp;cl=1, Торжокского городского суда Тверской области от 07.10.2010 по делу N 2-714/10, с которым можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://rospravosudie.com/court-torzhokskij-gorodskoj-sud-tverskaya-oblast -s/act-102036410/).
В рассматриваемой ситуации военнослужащий подобных действий не совершал, а потому он утратил право на повторное бесплатное предоставление ему жилья в собственность или на основании договора социального найма за счет средств федерального бюджета. Однако это не лишает его права решать свою жилищную проблему в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, а также законодательством г. Москвы.*(1)
2. Принимая во внимание, что в настоящее время военнослужащий уволен в запас, то правовых оснований пользования служебным жилым помещением*(2) у него также не имеется. Из п. 1 ст. 15 Закона N 76-ФЗ следует, что военнослужащим и совместно проживающими с ними членам их семей предоставляются служебные жилые на весь срок военной службы. Особенность статуса служебного жилого помещения в том, что оно предоставляется не в целях удовлетворения жилищных потребностей граждан, а в связи с выполнением определенных обязанностей, в данном случае - прохождением военной службы. При этом предоставление служебного жилья не взаимосвязано с нуждаемостью гражданина в жилых помещениях. Единственным условием предоставления служебного жилого помещения военнослужащему, имеющему право его получения, является отсутствие у него в собственности, пользовании и владении другого жилого помещения в соответствующем населенном пункте.
Поскольку по условиям вопроса военнослужащий уволен в запас, то есть не является военнослужащим, то к анализируемым отношениям должны применяться положения жилищного законодательства. В силу ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается, в том числе, на период прохождения военной службы. Соответственно, прекращение служебных отношений, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. Если они отказываются освободить такие жилые помещения, указанные лица подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений (смотрите, например, решения Североморского городского суда Мурманской области от 19.07.2010 по делу N 2-781/2010, с которым можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://rospravosudie.com/court-severomorskij-gorodskoj-sud-murmanskaya-ob last-s/act-102711259/, Мирнинского городского суда Архангельской области: http://rospravosudie.com/court-mirninskij-gorodskoj-sud-arxangelskaya-obl ast-s/act-107169154/). В ч.ч. 2, 5 ст. 103 ЖК РФ в качестве исключения предусмотрены категории лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений. Отметим, что данный перечень сформулирован исчерпывающим образом и не подлежит расширительному толкованию. Перечисленные категории граждан являются социально незащищенными в силу потери кормильца (члены семьи погибших военнослужащих), в силу возраста (пенсионеры по старости), в силу неудовлетворительного состояния здоровья (инвалиды), в силу утраты родительского попечения (дети-сироты и лица, приравненные к ним). Поэтому законодатель посчитал невозможным выселение таких граждан без предоставления другого жилого помещения.
Кроме того, ст. 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ. В частности, п. 4 ст. 108 ЖК РСФСР, действовавшим до введения Жилищного кодекса Российской Федерации, не допускалось выселение из служебных жилых помещений семей военнослужащих.
Однако в нашем случае бывший военнослужащий не подпадает ни под одну категорию лиц, поименованных в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ. Договор найма служебного помещения, как мы поняли, с ним заключен после введения в действие Жилищного кодекса РФ. Следовательно, законных оснований для сохранения за ним права пользования служебным жильем, предоставленным на период военной службы, у него нет.
Не имеет значения и факт проживания с ним несовершеннолетнего ребенка. Согласно ч. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних признается место жительства их родителей. Принимая во внимание, что право пользования служебным жилым помещением несовершеннолетнего члена семьи нанимателя служебного жилого помещения является производным от права пользования этим жилым помещением его отца, который в данном случае это право утратил, несовершеннолетний сын также автоматически утрачивает право на проживание в этом жилом помещении и должен освободить его вместе с отцом.
Таким образом, мы считаем, что суд, принимая решение о выселении бывшего военнослужащего из служебного жилого помещения, действовал в рамках закона.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
12 июля 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
_------------------------------------------------------------------------
*(1) По поводу реализации права жителей города Москвы на жилые помещения смотрите: Закон г. Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы", Закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", Постановление Правительства Москвы от 22.07.2008 N 607-ПП "Об организации продажи с рассрочкой платежа жилых помещений, принадлежащих на праве собственности городу Москве", Постановление Правительства Москвы от 27.09.2011 N 454-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Жилище", Постановление Правительства Москвы от 07.11.2006 N 874-ПП "О зачете стоимости жилых помещений, находящихся в собственности граждан, при предоставлении жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы", Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 19.11.2010 N 2336 "О временном порядке реализации по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа жилых помещений жилищного фонда города Москвы".
*(2) Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений утверждены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.