Налоговая политика на 2014-2016 годы
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - Основные направления налоговой политики) были одобрены Правительством РФ 30 мая 2013 года. В трехлетней перспективе 2014-2016 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы российской Федерации. В настоящей статье приведен анализ основных положений планируемых изменений в налоговом законодательстве в сравнении с ныне действующим порядком и сложившейся позицией официальных органов и арбитражных судов.
Меры налогового стимулирования
Внесение существенных изменений в структуру налоговой системы, а также введение новых налогов в среднесрочном периоде не предполагается.
В 2014-2016 годах планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по таким направлениям, как:
Поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала
Меры поддержки, связанные с предоставлением льгот по налогу на доходы физических лиц
В долгосрочном периоде будет сохранена ставка налога на доходы физических лиц для большинства видов доходов в размере 13%. Введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не ожидается.
Предлагается систематизировать ряд предоставляемых в настоящее время освобождений от налогообложения в отношении социально значимых выплат (доходов), таких, как:
- компенсационные выплаты, связанные с бесплатной выдачей работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока (других равноценных пищевых продуктов) или соответствующих выплат в денежной форме, а также бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания;
- гранты Президента Российской Федерации, выделяемые для проведения научных исследований, и гранты, предоставленные для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации.
Так, в настоящее время в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, средств массовой информации по перечню премий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также в виде премий, присужденных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) за выдающиеся достижения в указанных областях, по перечням премий, утверждаемым высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
Перечень российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению, утвержден постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 602.
Перечень международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства и средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению, утвержден постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2001 г. N 89.
Ожидается, что после внесения соответствующих изменений перечень грантов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, расширится;
- материальная помощь, выплачиваемая органами службы занятости безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
В настоящее время на основании пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.
Минфин России в письме от 29 апреля 2013 г. N 03-04-05/14992 обращает внимание на то, что пособия по временной нетрудоспособности, в том числе пособие, назначаемое по уходу за больным ребенком, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Минфин России в письме от 27 марта 2013 г. N 03-04-05/6-294 со ссылкой на постановление ВАС РФ от 8 июня 2010 г. N 1798/10 подчеркнул, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса РФ, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц;
- материальная помощь, выплачиваемая из стипендиального фонда студентам.
На основании пункта 11 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего профессионального образования или послевузовского профессионального образования, научно-исследовательских учреждений, учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений, выплачиваемые указанным лицам этими учреждениями, стипендии, учреждаемые Президентом Российской Федерации, органами законодательной (представительной) или исполнительной власти Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации, благотворительными фондами, стипендии, выплачиваемые за счет средств бюджетов налогоплательщикам, обучающимся по направлению органов службы занятости.
ФНС РФ в письме от 4 марта 2005 г. N 04-1-03/848 указал, что стипендии, выплачиваемые студентам образовательными учреждениями в повышенных размерах, также не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 11 статьи 217 Налогового кодекса РФ.
После внесения соответствующих изменений перечень выплат, осуществляемых студентам из стипендиального фонда, очевидно, расширится;
- оплата стоимости проезда физических лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту проведения отпуска (отдыха) на территории Российской Федерации и обратно и провоза их багажа.
В настоящее время исходя из статьи 325 Трудового кодекса РФ лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Организации, финансируемые из федерального бюджета, оплачивают также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.
После внесения соответствующих изменений, очевидно, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, будет предоставлен больший объем компенсации по оплате стоимости проезда к месту проведения отпуска (отдыха) и обратно и провоза их багажа;
- денежные средства, выплачиваемые органами службы занятости в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность.
В настоящее время направление органами службы занятости физических лиц на работу или обучение в другую местность определяется положениями Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
К 2014 году предполагается более детальная проработка вопросов в данной области, в частности, проработка вопроса об освобождении от налогообложения средств, выплачиваемых физическим лицам при направлении их органами службы занятости в другую местность на работу или обучение;
- исключить ограничение на сумму доходов, освобождаемых от налогообложения, в отношении доходов в виде помощи и подарков, получаемых ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовами умерших инвалидов Великой Отечественной войны и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем и гетто, а также бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
Пунктом 33 статьи 217 Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение от налогообложения помощи (в денежной и натуральной формах), а также подарков, которые получены указанными категориями граждан в части, не превышающей 10 000 рублей за налоговый период.
Таким образом, предполагается увеличить сумму, не облагаемую налогом на доходы физических лиц, ныне составляющую 10 000 рублей за налоговый период.
УФНС РФ по г. Москве в письме от 12 сентября 2011 г. N 20-14/088174 указывал, что в случае, если благотворительная помощь за календарный год была оказана в размерах, превышающих суммы необлагаемой помощи (пункты 8 и 33 статьи 217 НК РФ), в соответствии со статьями 228 и 229 НК РФ налогоплательщику необходимо представить в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом в ИФНС по месту жительства налоговую декларацию по НДФЛ и уплатить исчисленную самостоятельно сумму налога в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
При этом в Основных направлениях налоговой политики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов указывается на необходимость систематизации перечня доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, а также устранение имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм.
Совершенствование применения имущественных налоговых вычетов по НДФЛ
В отношении имущественного налогового вычета по НДФЛ (предоставляемого при приобретении жилья в сумме до 2 млн. руб.) предполагается уйти от принципа предоставления налогового вычета по НДФЛ только лишь по одному объекту имущества. Планируется предоставить физическим лицам права на обращение в налоговые органы за получением имущественного налогового вычета многократно вплоть до полного использования предельной суммы налогового вычета.
Помимо этого, во исполнение постановления Конституционного суда РФ от 1 марта 2012 г. N 6-П указывается на необходимость установления порядка получения имущественного налогового вычета родителями (в том числе усыновителями, приемными родителями, опекунами, попечителями), осуществляющими новое строительство или приобретение за свой счет имущества в собственность несовершеннолетних детей.
УФНС России по г. Москве в письме от 18 июня 2012 г. N 20-14/52818@, принимая во внимание постановление Конституционного суда РФ от 1 марта 2012 г. N 6-П, указывает, что в случае, если ребенок был несовершеннолетним на момент приобретения и оформления квартиры в собственность, налогоплательщик (мать ребенка) вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом с соблюдением норм, предусмотренных пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ.
Выравнивание налоговых условий для различных видов инвестиций физических лиц
Предлагается создание стимулов для долгосрочных инвестиций на финансовых рынках путем создания равных или сопоставимых налоговых условий для всех видов долгосрочных инвестиций физических лиц. Данные меры можно реализовать путем введения в некоторых случаях новых льгот, а в иных случаях ужесточая применяемые в настоящее время ограничения.
Для этих целей предлагаются следующие подходы:
- введение инвестиционного налогового вычета в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг и находившихся в собственности налогоплательщика более 3 лет, а также инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, состоящих из указанных выше ценных бумаг и находившихся в собственности налогоплательщика более 3 лет. Однако планируется не предоставлять подобного вычета при получении доходов от прямых инвестиций. Для этого необходимо ограничить предельную сумму доходов, освобождаемых от налогообложения при продаже акций величиной финансового результата, получаемого от реализации количества акций в размере не более 3 млн. руб. за каждый год владения ценными бумагами. На основе метода учета запасов ФИФО предлагается установить правила расчета необлагаемой суммы исходя из срока владения ценными бумагами. Данная мера позволит связать срок владения ценными бумагами и размер освобождаемого от налогообложения дохода.
- освобождение от налогообложения процентов, получаемых физическими лицами по банковским вкладам. Предлагается ввести новый лимит на размер освобождаемых процентов по вкладам: по вкладам в рублях в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 3 процентных пункта, а по вкладам в иностранной валюте - до 6% годовых.
В настоящее время на основании пункта 27 статьи 217 НК РФ доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если:
проценты по рублевым вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на пять процентных пунктов, в течение периода, за который начислены указанные проценты;
установленная ставка не превышает 9% годовых по вкладам в иностранной валюте.
Минфин России в письме от 05 апреля 2013 N 03-04-06/11216 касаемо выплаты недополученных клиентом процентов отмечает, что такие выплаты являются возмещением упущенной выгоды, поскольку имеют целью возмещение неполученных физическим лицом доходов, которые в случае их возникновения подлежали бы налогообложению. То есть, по мнению официального органа, следует, что суммы выплаченных клиентам банка недополученных процентов подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общем порядке, установленном статьей 214.2 НК РФ, с учетом положений пункта 27 статьи 217 Налогового кодекса РФ.
К 2018-2020 годам предлагается установление абсолютного значения предельной суммы освобождаемых процентов для физического лица, а также процентных доходов по обращающимся облигациям с обязательным централизованным хранением.
Возможно введение обязательного информирования банками налоговых органов о суммах начисленных процентов по банковским вкладам (по аналогии с предоставлением работодателями справок по форме 2-НДФЛ).
- освобождение от налогообложения доходов физических лиц от реализации жилой недвижимости, земельных участков, гаражей и долей в имуществе. Однако такое освобождение должно предоставляться только в том случае, если в собственности физического лица на дату продажи объекта имущества помимо продаваемого объекта не находилось более трех таких объектов.
- включение в законодательство о ценных бумагах понятия "индивидуальный инвестиционный счет", а также требований к осуществлению профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, связанные с ведением индивидуальных инвестиционных счетов. Физические лица могут получить возможность выбора воспользоваться либо инвестиционным налоговым вычетом в сумме денежных средств, внесенных на такой индивидуальный инвестиционный счет, но не более 400 тыс. руб. за налоговый период, либо в сумме доходов, полученных по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, при условии истечения не менее пяти лет с даты заключения налогоплательщиком договора на ведение индивидуального инвестиционного счета.
Совершенствование налогообложения финансовых инструментов и создание международного финансового центра
1. При принятии решения о режиме налогообложения процентных доходов иностранных организаций, выплачиваемого по российским еврооблигациям, который должен применяться с 1 января 2014 года, необходимо учитывать необходимость создания стимулов для развития российского финансового центра, одним из элементов которого является возможность прямого приобретения иностранными организациями российских корпоративных облигаций с обязательным централизованным хранением с использованием счетов номинального держателя, открытых крупнейшими международными депозитарно-клиринговыми системами в российском центральном депозитарии.
Предлагается предусмотреть освобождение процентного дохода иностранных организаций, имеющих фактическое право на этот доход и не являющихся налоговыми резидентами оффшорных юрисдикций, получаемого как по еврооблигациям российских эмитентов (при сохранении условий и ограничений для применения этой льготы, действующих в настоящее время применительно к освобождению от удержания налога с таких доходов), так и по российским корпоративным облигациям с обязательным централизованным хранением.
2. Помимо этого в целях упрощения налогового учета предлагается сохранить действующий порядок налогового администрирования цен по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок только в отношении сделок, признаваемых контролируемыми в соответствии с действующими правилами налогового контроля за трансфертным ценообразованием. В отношении иных сделок для целей налогообложения прибыли организаций доходы и расходы будут определяться исходя из фактической цены сделки.
В настоящее время в отношении каждой сделки с ценными бумагами налогоплательщики должны подтверждать обоснованность применяемых цен и, в случае отклонения от уровня рыночных цен, корректировать цену сделки в налоговом учете.
3. Предлагается установить порядок, в соответствии с которым доходы (расходы) по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, также как и доходы (расходы) по биржевым финансовым инструментам срочных сделок, будут включаться в налоговую базу по налогу на прибыль организаций, определяемую по основным видам деятельности налогоплательщика.
Помимо этого предлагается объединить налоговые базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, заключенными вне организованного рынка.
Кроме того, указывается на необходимость расширения категории налогоплательщиков, которые могут учитывать доходы и расходы по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок при формировании единой налоговой базы от осуществления предпринимательской деятельности.
В настоящее время такая возможность предоставлена только профессиональным участникам рынка ценных бумаг, осуществляющим дилерскую деятельность (в данную категорию следует включить иных профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли, биржи, управляющие компании инвестиционных фондов).
В настоящее время в соответствии с пунктом 8 статьи 280 НК РФ налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется налогоплательщиком отдельно, за исключением налоговой базы по операциям с ценными бумагами, определяемой профессиональными участниками рынка ценных бумаг. При этом налогоплательщики (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность) определяют налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, отдельно от налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг (включая банки), не осуществляющие дилерскую деятельность, в учетной политике для целей налогообложения должны определить порядок формирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 25 февраля 2013 г. N Ф03-600/2013 в связи с этим указывает, что Налоговым кодексом РФ установлено ограничение относительно учета в целях налогообложения полученного налогоплательщиком убытка от операций по реализации ценных бумаг, как обращающихся, так и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг.
Подобного ограничения, в отношении возможности уменьшения полученного дохода от операций с ценными бумагами на сумму убытка от основного вида деятельности, Налоговый кодекс РФ не содержит.
4. Предлагается законодательно определить понятие переквалификации операций РЕПО в операции по реализации (приобретению) ценных бумаг при ненадлежащем исполнении сделки по обратному приобретению ценных бумаг. Необходимо в связи с этим внести следующие изменения: при переквалификации операции РЕПО налогоплательщик производит корректировку ранее признанных доходов и расходов по операции РЕПО в части ценных бумаг, обязательство по которым не исполнено (корректировка будет производиться в том отчетном периоде, в котором осуществляется переквалификация операции РЕПО).
5. Помимо этого планируется пересмотреть подходы к отнесению процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Реализация данной меры необходима ввиду сложности контроля налогоплательщиками за предельными суммами процентов, признаваемыми расходами для целей налогообложения.
Предлагается установить предельные значения ставок процентов, в пределах которых в расходах признается сумма фактически начисленных процентов. При этом в отношении долговых обязательств, проценты по которым не превышают такое предельное значение, следует ограничить действие правил налогового контроля за трансфертным ценообразованием либо вовсе отменить их.
Контроль за правильностью применения ставок процентов, превышающих предельное значение, будет осуществляться в соответствии с действующими правилами налогового регулирования трансфертного ценообразования.
В настоящее время пункт 1 статьи 269 НК РФ ограничивает отнесение процентов на расходы. Так, согласно данному пункту, расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения. При определении среднего уровня процентов по межбанковским кредитам принимается во внимание информация только о межбанковских кредитах. Данное положение применяется также к процентам в виде дисконта, который образуется у векселедателя как разница между ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи векселя.
При определении среднего уровня процентов налогоплательщик должен провести анализ на предмет сопоставимости долговых обязательств, полученных как данным налогоплательщиком, так и иными налогоплательщиками (при наличии такой информации). При этом в силу пункта 1.1 статьи 269 НК РФ, устанавливающего условие применения альтернативного метода определения предельной величины процентов, признаваемых расходом, анализируемые долговые обязательства должны являться долговыми обязательствами перед российскими организациями. То есть выданная заимодавцем-нерезидентом справка с указанием среднего уровня процентов и размеров выданных ею займов не является основанием для признания в расходах процентов по займу в пределах среднего уровня процентов, указанного в справке (см. письмо Минфина России от 19 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/665).
Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом
Отмечается, что прямая зависимость параметров налогообложения от правил бухгалтерского учета создаст предпосылки для возникновения налоговых последствий, в том числе уменьшения налоговой нагрузки на определенные категории налогоплательщиков, через изменение правил бухгалтерского учета в обход законодательства о налогах и сборах. Помимо этого, ставится под сомнение правило нейтральности бухгалтерской информации, поскольку формирующее ее лицо становится напрямую заинтересованным в достижении определенных результатов (снижении налогового бремени и других).
В связи с этим указывается на нецелесообразность подготовки налоговой отчетности на основании исключительно документов бухгалтерского учета.
Предлагается упростить налоговый учет путем выявления и корректировки норм налогообложения прибыли организаций, вызывающих сложности при ведении учета и ограничивающих возможности использования одинаковых правил налогового и бухгалтерского учета при сохранении действующего подхода к определению налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
На Минфин России возложены обязанности по подготовке проекта федерального закона, предусматривающего, в частности:
- уточнение методов списания в расходы стоимости материально-производственных запасов в целях налогообложения прибыли организаций для обеспечения возможности ведения единого учета таких запасов в бухгалтерском и налоговом учете;
- возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики;
- принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения такого имущества;
- признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования;
- изменение в налоговом учете порядка переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, а также учета доходов и расходов в виде суммовых разниц.
Создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях
Предполагается введение в законодательство Российской Федерации новой категории - участник инвестиционного проекта, реализуемого на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия или Иркутской области для обеспечения адресности предоставления налоговых преференций по налогу на прибыль организаций.
После внесения изменений организация может быть признана участником инвестиционного проекта в случае соответствия одновременно следующим требованиям:
1) государственная регистрация организации осуществлена на территории соответствующих субъектов Российской Федерации;
2) организация не имеет в составе обособленные подразделения, расположенные за пределами субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется инвестиционный проект;
3) применяет общий режим налогообложения;
4) не является участником консолидированной группы налогоплательщиков;
5) производство товаров осуществляется исключительно на территории субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется инвестиционный проект;
6) имеет в собственности (в долгосрочной аренде) земельный участок, на котором планируется реализация инвестиционного проекта;
7) имеет разрешение на строительство соответствующего производственного объекта.
При этом инвестиционный проект не может быть направлен на добычу нефти, природного газа, оказание услуг в этих областях; производство этилового спирта, алкогольной продукции, производство табачных изделий и других подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов); на осуществление деятельности, по которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0%.
Участниками инвестиционного проекта не могут быть некоммерческие организации, банки, страховые организации (страховщики), негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации.
Объем капитальных вложений в соответствии с представленным инвестиционным проектом должен составлять в сумме не менее чем 150 млн. руб., которые должны быть осуществлены в течение трех лет со дня включения организации в реестр участников инвестиционного проекта, или 500 млн. руб., которые должны быть осуществлены в течение пяти лет со дня включения организации в реестр участников инвестиционного проекта.
Необходимо также предусмотреть распространение налогового контроля за трансфертным ценообразованием на сделки, стороной которых является участник инвестиционного проекта, имея в виду противодействие включению в льготируемую налоговую базу по налогу на прибыль организаций доходов посредством манипулирования ценами реализации (приобретения) товаров (работ, услуг) между взаимозависимыми лицами.
Для участника инвестиционного проекта в качестве мер налогового стимулирования предлагается на период 10 лет реализации инвестиционного проекта установить ставку налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в размере 0%. При этом начало отсчета соответствующего срока предлагается производить с того периода, когда были получены первые доходы от реализации товаров, на производство которых был направлен инвестиционный проект, но не позднее 5 (3) лет с момента включения соответствующего проекта в реестр (в зависимости от общего объема капитальных вложений, предполагаемых в рамках проекта).
Для участников инвестиционного проекта предлагается предусмотреть возможность снижения по решению органов государственной власти субъекта Российской Федерации ставки налога на прибыль организаций вплоть до ее обнуления в период первых 5 лет реализации инвестиционного проекта и установления ставки налога на прибыль организаций в размере не менее 10% в течение последующих 5 лет реализации инвестиционного проекта.
Совершенствование налогообложения торговой деятельности
Отмечается необходимость внести в Налоговый кодекс РФ условия, при соблюдении которых потери по основаниям, отличным от потерь в результате естественной убыли товаров, а также потерь, относимых на виновных лиц, признаются в составе расходов организаций, осуществляющих розничную торговлю с открытым доступом покупателей к товарам.
Для этого предлагается:
1) организовать налогоплательщику систему учета и контроля за использованием материально-производственных запасов (соответствие должно быть подтверждено аудиторской организацией).
2) акт инвентаризации о выявленных недостачах должен подтверждаться аудитором, включенным в состав инвентаризационной комиссии.
Потери (недостачи) предлагается учитывать в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 0,75% выручки от реализации.
Перечень продукции, недостача которой может быть учтена при налогообложении прибыли в соответствии с предлагаемым порядком, предлагается устанавливать в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Обращается внимание на соответствие предлагаемых нововведений мировому опыту в данной сфере.
Налог на добычу полезных ископаемых
В отношении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемого при добыче углеводородного сырья, будет продолжена работа по созданию более гибкой системы ставок.
1. Предполагается завершение работы по изменению системы налогообложения добычи газа горючего природного и газового конденсата путем установления порядка исчисления НДПИ при их добыче на основе формульного подхода с привязкой соответствующих ставок НДПИ к стоимости корзины добытого углеводородного сырья.
Указывается, что формульный доход должен основываться на принципах сохранения доходов федерального бюджета от НДПИ на газ горючий природный на уровне, соответствующем уровню действующих ставок НДПИ на газ горячий природный и газовый конденсат в условиях принятого прогноза цен на газ; принципах учета средних оптовых цен реализации газа горючего природного на внутреннем рынке и средней экспортной цены за налоговый период;принципах учета среднего за налоговый период уровня цен нефти марки "Юралс"; принципах учета при определении ставки доли добычи газа горючего природного и газового конденсата в общем объеме углеводородного сырья, добытого из газовых скважин.
Более того, планируется применение к рассчитываемым по формуле ставкам НДПИ при добыче газа горючего природного и газового конденсата коэффициентов, характеризующих условия добычи и стадию разработки соответствующих месторождений, а также выравнивание ставок для организаций, входящих в группу ОАО "Газпром", и прочих производителей газа по мере достижения равно доходности поставок газа на внутренний и внешний рынки.
2. Предполагается завершить работы по подготовке нового режима налогообложения добычи углеводородного сырья при разработке новых морских месторождений углеводородного сырья, расположенных в границах внутренних морских вод, территориального моря, на континентальном шельфе Российской Федерации и в Каспийском море, путем установления специальной системы налогового и таможенно-тарифного регулирования деятельности, связанной с освоением новых морских месторождений углеводородов.
3. Предполагается завершить разработки специального режима налогообложения нефти, добываемой из трудноизвлекаемых запасов.
Проект федерального закона предусматривает применение к ставке НДПИ при добыче нефти специального коэффициента, характеризующего степень сложности добычи нефти.
4. Указывается на возможность начала процесса по постепенному снижению ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с одновременной компенсацией выпадающих доходов за счет увеличения ставки НДПИ на нефть.
В отношении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемого при добыче твердых полезных ископаемых, планируется:
1. Оценка целесообразности установления специфических ставок НДПИ по иным, кроме угля, видам твердых полезных ископаемых, а также проработка вопроса об установлении ставки НДПИ при добыче твердых полезных ископаемых с учетом мировых цен на соответствующие полезные ископаемые.
2. Проведение анализа влияния принятых в 2011-2012 годах и планируемых к принятию в 2013-2014 годах мер по совершенствованию законодательства о налогах и сборах на экономику добычи твердых полезных ископаемых, в том числе в труднодоступных и отдаленных местностях, по результатам которого, в случае необходимости, будет проработан вопрос о подготовке соответствующих предложений с рассмотрением возможности установления налоговых преференций по НДПИ при добыче некоторых видов твердых полезных ископаемых на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе на территории Дальневосточного федерального округа.
3. Проработка вопроса об изменении существующих подходов к определению основных элементов налогообложения НДПИ добычи драгоценных металлов и многокомпонентных комплексных руд.
4. Рассмотрение целесообразности передачи региональным органам власти полномочий по установлению ставок НДПИ по видам полезных ископаемых, относящимся к общераспространенным полезным ископаемым.
Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование
В отношении страховых взносов планируется продление до 2016 года применения тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2013 года - в отношении большинства плательщиков - 30% и неперсонифицированного тарифа - 10% сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Будет происходить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф.
Предполагается, что индивидуальные предприниматели будут уплачивать взносы за себя по дифференцированному тарифу в зависимости от величины их годового дохода.
В целях поддержки отдельных секторов экономики планируется предоставлять иные меры государственной поддержки, не связанные с системой обязательного социального обеспечения.
Меры, предусматривающие повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации
Совершенствование налогообложения недвижимого имущества для физических лиц
Возможно включение в налоговую систему Российской Федерации налога на недвижимое имущество.
В этом случае налогоплательщиками налога на недвижимое имущество будут лица, обладающие правом собственности на здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также обладающие правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения на земельные участки.
К объектам налогообложения по налогу на недвижимое имущество отнесены расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, объекты незавершенного капитального строительств, а также земельные участки, на которых располагают объекты капитального строительства или объекты незавершенного капитального строительства.
В качестве налоговой базы для исчисления налога на недвижимое имущество применяется кадастровая стоимость объекта налогообложения, определенная на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При определении налоговой базы применяются налоговые вычеты.
Налоговый вычет предлагается предоставлять всем налогоплательщикам в отношении жилого помещения, а также жилого строения, расположенного на земельном участке в садоводческом или дачном некоммерческом объединении, в размере кадастровой стоимости 20 квадратных метров соответствующего объекта налогообложения.
Проектом поправок предусматривается переходный период до 1 января 2018 года, предполагающий постепенное введение налога на недвижимое имущество на всей территории Российской Федерации по мере готовности муниципальных образований к его введению.
Совершенствование налогообложения недвижимого имущества организаций
Планируется переход к налогу на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций. Предполагается, что, как и в отношении физических лиц, новым налогом будет облагаться только недвижимое имущество, находящееся у организаций на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления).
Предполагается, что налог на недвижимое имущество будет отнесен к региональным налогам с передачей части поступающих сумм в местные бюджеты.
Обращается внимание на создание условий для введения налога на недвижимое имущество в субъектах Российской Федерации.
Необходимо определить состав объектов налогообложения, налоговую базу, пределы для установления налоговых ставок и возможные налоговые преференции по налогу.
В целях обеспечения единообразного подхода к налогообложению имущества организаций и физических лиц в качестве налоговой базы по налогу на недвижимое имущество организаций предлагается определить кадастровую стоимость объектов недвижимости.
Акцизное налогообложение
В отношении акцизного налогообложения планируется осуществлять индексацию ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации.
На 2014 и 2015 годы предусматривается сохранение размеров ставок акцизов, установленных действующим на данный момент законодательством о налогах и сборах.
В отношении алкогольной, спиртосодержащей продукции и пива указывается, что при установлении ставок на данную продукцию на 2016 год в целях формирования доходной базы бюджетов разных уровней, а также с учетом необходимости корректировки структуры потребления алкогольной продукции, предлагается проиндексировать ставки акцизов на алкогольную продукцию, произведенную с использованием этилового спирта - на 10% к уровню 2015 года. На остальные виды алкогольной продукции предполагается осуществить индексацию в размере прогнозируемого уровня инфляции (при расчете приведенных ниже ставок принимался прогнозируемый уровень инфляции на 2016 год в размере 5,4% к 2015 году).
Ставки на 2014 и 2015 годы предполагается оставить без изменений.
В 2016 году предусматривается установить следующие размеры ставок акцизов на алкогольную продукцию:
1) на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, а также сидра, пуаре и медовухи) - 660 руб. за 1 литр безводного этилового спирта.
2) на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, а также сидра, пуаре и медовухи) - 550 руб. за 1 литр безводного этилового спирта;
3) на пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5% и до 8,6% включительно и напитки, изготавливаемые на основе пива - 21 руб. за 1 литр (с учетом прогнозируемого уровня инфляции в размере 5,4%).
В отношении акцизного налогообложения табачной продукции налоговую политику будет определять план мероприятий по реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака в 2010-2015 годах, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 1563-р.
Планом предусмотрено поэтапное повышение акциза, однако оно должно происходить так, чтобы обеспечить в Российской Федерации средний уровень налогообложения табачных изделий на уровне стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения.
Предусматривается минимальный уровень акциза на сигареты на 2015 год в размере 1 250 руб. за 1 000 штук.
В дальнейшем с 2016 года возможно увеличить темпы роста ставок акциза, с тем, чтобы к 2020 году достигнуть целевого ориентира минимального акциза.
С учетом договоренностей о необходимости гармонизации ставок акцизов на табачную продукцию, достигнутых на заседании Консультативного комитета по налоговой политике и администрированию при Евразийской экономической политике 8-10 августа 2012 года в г. Алматы, в случае заключения соответствующих соглашений с государствами-членами Таможенного союза возможно замедление темпов роста ставок акцизов на табачную продукцию в период до 2020 года.
Нефтепродукты.
Ставки акцизов на моторное топливо будут определяться с учетом комплекса факторов, в том числе, прогнозируемого уровня инфляции, недопущения значительного роста цен.
В этой связи в плановом периоде планируется повысить акцизы на бензины высоких экологических классов, сохранив при этом стимулы к модернизации нефтеперерабатывающих заводов и дифференциал между моторным топливом 5-го класса и другими классами на уровне 4000 рублей за тонну (затраты на модернизацию нефтеперерабатывающих заводов).
В 2014 году предлагается установить ставку акциза на автомобильный бензин 4-го класса в размере 9 916 руб. за 1 тонну. На 2015 и 2016 годы установить ставки акцизов в размере 10 858 руб. за 1 тонну.
На автомобильный бензин 5-го класса предусматривается установление ставок акциза в размере: 6 450 руб. - в 2014 году, 6 923 руб. - в 2015 году, 10 858 руб. - в 2016 году.
Ставки акцизов на дизельное топливо всех классов на период 2014-2015 годов предлагается сохранить на уровне действующего законодательства.
Прочие подакцизные товары.
На прочие подакцизные товары (этиловый спирт, реализуемый лицам, не уплачивающим авансовый платеж акциза, автомобили легковые) ставки акцизов на 2014-2015 годы предлагается сохранить. На 2016 год осуществить индексацию в размере 10% к уровню 2015 года, в результате чего ставка акциза составит 102 рубля за 1 литр безводного этилового спирта.
Предусматривается также внесение поправок в главу 22 Налогового кодекса Российской Федерации "Акцизы", направленных на уточнение действующего порядка исчисления акцизов и совершенствование администрирования акцизов налоговыми органами.
Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций
Планируется подготовить предложения по внесению в законодательство Российской Федерации положений о контролируемых иностранных компаниях и конечных получателях дохода (выгодоприобретателях) в целях противодействия уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.
Планируется разработка Типового межправительственного соглашения об обмене налоговой информацией с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями (далее - Типовое соглашение) и на его основе провести переговоры о заключении соответствующих соглашений с упомянутыми юрисдикциями в целях противодействия схемам минимизации налогообложения.
Одним из обязательных положений Типового соглашения будет возможность участия российских налоговых органов в налоговых проверках за рубежом, аналогичная возможность на взаимной основе должна быть предоставлена представителям налоговых органов вышеназванных юрисдикций.
Во избежание необходимости ратифицировать каждое соглашение об обмене налоговой информацией с оффшорными и низконалоговыми юрисдикциями, планируется внести изменения в статью 87 Налогового кодекса РФ о возможности участия представителей иностранных налоговых органов в налоговых проверках в Российской Федерации, если это предусмотрено соответствующим международным соглашением.
Предлагается разработать проект изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливающих понятие налогового резидентства организаций, что позволит противодействовать злоупотреблениям при определении доходов иностранных организаций, подлежащих налогообложению в Российской Федерации.
Требуется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах, направленных на урегулирование порядка налогообложения в Российской Федерации доходов от продажи акций (долей) организаций, активы которых более, чем на 50% представлены недвижимым имуществом, расположенным в России. На данный момент механизмы реализации данного положения недостаточно проработаны.
Совершенствование налогового администрирования
Совершенствование контроля за исполнением банками обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах
Предлагается совершенствовать контроль за банками путем обеспечения налоговых органов соответствующими полномочиями, с одной стороны, и предоставить гарантию защиты прав проверяемых банков, с другой стороны.
Обеспечение привлечения к налогообложению лиц, уклоняющихся от исполнения обязанностей налогоплательщика, в том числе посредством использования схем с участием "фирм-однодневок"
Предлагается предоставить налоговым органам право на получение от банков сведений о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования документов в соответствии с пунктом 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ.
В настоящее время налоговые органы не наделены правом получать от банков для целей налогового контроля сведения в отношении счетов (вкладов) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Наличие доступа налоговых органов к такой информации необходимо для целей налогового контроля и неотвратимости наказания лиц, занимающихся противоправной деятельностью.
Предлагается предоставить налоговым органам для целей налогового контроля право истребовать выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговые декларации (расчеты), счета-фактуры и первичные документы, а также проводить мероприятия налогового контроля, предусмотренные статьями 91, 92, 95-97 Налогового кодекса РФ.
Прочие меры совершенствования налогового администрирования
Обращается внимание на необходимость внесения изменений в часть первую Налогового кодекса РФ, а именно:
- расширение использования института банковской гарантии в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (сбора), в том числе в случаях изменения сроков уплаты налогов (сборов);
- уточнение отдельных полномочий налоговых органов при взыскании налогов, в том числе предоставление налоговым органам права приостанавливать действие (возобновлять действие) поручения на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, а также отзывать свои неисполненные поручения на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации;
- увеличение до одного месяца срока для подготовки лицами, в отношении которых проводились проверки, возражений по актам соответствующих проверок;
- уточнение положений Налогового кодекса РФ об учете в налоговых органах организаций (в частности, управляющих компаний закрытых паевых инвестиционных фондов, организаций - ответственных участников консолидированных групп налогоплательщиков);
- уточнение обязанностей органов, осуществляющих регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, сообщать в налоговые органы соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц;
- установление обязанности налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей сообщать в налоговые органы информацию о заключении договоров простого товарищества и об участниках этих договоров, о прекращении договоров простого товарищества.
Кроме того, будет продолжена работа по упрощению порядка документального подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС посредством электронного документооборота. Так, предусматривается наделить налогоплательщиков правом представлять в налоговые органы вместо копий таможенных деклараций и перевозочных документов с отметками таможенных органов, подтверждающими вывоз товаров из Российской Федерации (ввоз товаров в Российскую Федерацию), на бумажных носителях, сведения из этих документов, необходимые для налогового контроля, в виде реестров в электронной форме.
В целях приведения в соответствие с международной практикой порядка применения НДС по телекоммуникационным услугам следует с участием бизнес-сообщества рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в отношении порядка определения места реализации таких услуг, согласно которым местом реализации услуг, в частности по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи, правомерно признавать место осуществления деятельности их покупателя, а не продавца, как установлено в настоящее время.
В целях обеспечения единообразного порядка исполнения физическими лицами обязанностей по уплате транспортного налога, земельного налога, налога на недвижимое имущество и налога на имущество физических лиц, а также обеспечения своевременного поступления доходов от указанных налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации указывается на целесообразность установления в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах единого срока уплаты указанных налогов физическими лицами.
Рекомендуется рассмотреть вопрос о самоинформировании физическими лицами налоговых органов сведениями о находящихся у физических лиц на праве собственности транспортных средствах и объектах недвижимого имущества в случае некорректно начисленных налоговых обязательств в связи с отсутствием в базе данных соответствующего органа достаточной информации для однозначной идентификации налогоплательщика и (или) объекта налогообложения.
Ю. Лермонтов,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 3-го класса
"Российский бухгалтер", N 8, август 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Журнал "Российский бухгалтер"
Учредитель и издатель ОАО "РОСБУХ"
Свидетельство о регистрации в качестве СМИ - ПИ N ФС77-39817 от 7 мая 2010 года
Адрес редакции: Москва, Б. Новодмитровская 14-2.
Тел. (495) 648-61-85.
E-mail: books@grossmedia.ru.