Привлечение к ответственности плательщиков страховых взносов
Какие обязанности установлены для плательщиков страховых взносов Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ)? К какой ответственности они могут быть привлечены за невыполнение предусмотренных обязанностей? К каким выводам пришел ВАС при рассмотрении дел о применении санкций за нарушение законодательства о страховых взносах?
Об обязанностях плательщиков страховых взносов
В соответствии со ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Кроме того, ст. 28 данного закона предусмотрены следующие обязанности плательщиков:
- правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы;
- вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов;
- представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
- представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам в порядке и случаях, которые предусмотрены настоящим федеральным законом, документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов (при этом указанные документы могут быть представлены в электронной форме и переданы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг);
- выполнять законные требования органа контроля за уплатой страховых взносов об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о страховых взносах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
- обеспечивать в течение шести лет сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов;
- письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:
1) об открытии (закрытии) счетов в банке в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в орган контроля за уплатой страховых взносов о счетах в банке, используемых ими в предпринимательской деятельности;
2) о создании или закрытии обособленного подразделения организации в течение одного месяца со дня создания или закрытия обособленного подразделения (прекращения деятельности организации через обособленное подразделение);
3) о реорганизации или ликвидации организации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в течение трех дней со дня принятия такого решения.
Виды ответственности за несоблюдение установленных обязанностей
Обратимся к гл. 6 "Нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и ответственность за их совершение" Федерального закона N 212-ФЗ. В частности, данной главой предусмотрено привлечение к ответственности:
- за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ст. 46);
- за нарушение срока представления плательщиком страховых взносов сведений об открытии и закрытии счетов в банке (ст. 46.1);
- за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов (ст. 47);
- за отказ в представлении или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов (ст. 48).
Рассмотрим подробно каждый из видов нарушений и ответственность, которая за эти нарушения установлена.
Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.
К сведению. Аналогичная норма установлена ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
В Письме от 15.07.2010 N 02-03-10/05-5910 ФСС разъяснил: расчет размера штрафа за несвоевременное представление плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам должен осуществляться исходя из суммы начисленных страховых взносов, подлежащих уплате страхователем на основании данного расчета без учета произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам и перечислений.
Минздрав в Письме от 22.02.2011 N 507-19 уточнил: при определении суммы штрафа по тому или иному виду страхования применяется различная база для исчисления - подлежащие уплате (доплате) суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Учитывая изложенное, в случае непредставления расчета территориальные органы ФСС вправе применять как ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ, так и ст. 19 Федерального закона N 125-ФЗ, то есть плательщики привлекаются к ответственности территориальными органами фонда в виде штрафа, размер которого определяется отдельно по каждому виду обязательного социального страхования.
Согласно п. 2 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде в случаях, предусмотренных данным законом, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.
Нарушение срока представления плательщиком страховых взносов сведений об открытии и закрытии счетов в банке. За совершение названного нарушения грозит штраф в размере 5000 руб.
Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов. Аналогичные деяния, совершенные умышленно, могут привести к наложению штрафа в размере 40% неуплаченной суммы страховых взносов.
Минздравсоцразвития в Письме от 30.08.2011 N 3035-19 рассмотрело вопрос о доначислении страховых взносов на суммы не принятых к зачету расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также о привлечении страхователей к ответственности при наличии факта неполной уплаты страховых взносов в связи с непринятием к зачету расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Чиновники отметили: при наличии факта неполной уплаты страховых взносов в связи с непринятием к зачету территориальным органом ФСС расходов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для привлечения к ответственности по ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ территориальный орган ПФР должен исходить из конкретной сложившейся ситуации.
Правомерным является привлечение страхователей к вышеуказанной ответственности территориальным органом ПФР в случае, если имела место неполная уплата страховых взносов в результате неправомерных действий страхователей, выразившихся в виде неправильного определения страхового стажа застрахованного лица, неверного исчисления размера пособий, отсутствия документов, подтверждающих право застрахованного лица на получение государственного пособия, и т.п. В Письме от 26.09.2011 N 03-02-07/1-343 Минфин рассмотрел вопрос о целесообразности применения ч. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ с учетом практики применения п. 1 ст. 122 НК РФ, а также об отсутствии оснований для взимания штрафов в случае несвоевременной уплаты страховых взносов. Чиновники финансового ведомства напомнили: п. 1 ст. 122 НК РФ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога (сбора).
При выявлении налоговым органом факта неуплаты или неполной уплаты суммы налога (сбора) в результате любых неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика (плательщика сборов) налоговый орган принимает решение о привлечении виновного лица к ответственности с учетом положений гл. 15 НК РФ. В соответствии с п. 6 ст. 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения.
В заключение Минфин пришел к выводу, что ч. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ целесообразно применять с учетом практики применения ст. 122 НК РФ. При этом специалисты ведомства обратили внимание на тот факт, что несвоевременная уплата налога влечет начисление пеней без взимания штрафа (ст. 75 НК РФ).
Отказ в представлении или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов. Отказ от представления или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных Федеральным законом N 212-ФЗ, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
ВАС о применении санкций при нарушении законодательства о страховых взносах
О непредставлении сведений в ПФР. В Определении ВАС РФ от 24.04.2013 N ВАС-5381/13 суд отказал территориальному органу ПФР в передаче дела в Президиум ВАС, согласившись с решениями судов первых инстанций. На основании исследования и оценки представленных сторонами доводов и доказательств суды установили, что предприниматель своевременно исполнил возложенную на него действующим законодательством обязанность по предоставлению индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц за I, II и III кварталы 2011 года, в связи с чем признали незаконными оспариваемые решения учреждения о привлечении предпринимателя к ответственности на основании п. 1 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ.
В Определении от 29.04.2013 N ВАС-5125/13 коллегия судей, рассмотрев заявление ПФР, обсудив изложенные в нем доводы, а также выводы судов, не усмотрела оснований для пересмотра дела об отмене штрафа за непредставление страхователем в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. При разрешении спора суды установили факт своевременного представления страхователем названного расчета в электронной форме посредством направления по системе электронного документооборота через специализированного оператора связи и сделали вывод об отсутствии в его действиях состава правонарушения. При этом неправильного применения судами положений Федерального закона N 212-ФЗ не установлено.
Об обстоятельствах, смягчающих вину плательщика страховых взносов при определении размера санкций в соответствии со ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ. ВАС в Определении от 15.05.2013 N ВАС-5382/13 отказал территориальному органу ПФР в передаче дела в Президиум ВАС. Коллегия судей ВАС рассмотрела в судебном заседании заявление территориального органа ПФР о пересмотре в порядке надзора Решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.05.2012 по делу N А75-3060/2012, Постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2012 и Постановления ФАС ЗСО от 24.12.2012.
При рассмотрении дела суды исходили из незначительности допущенной предприятием просрочки представления расчета, отсутствия негативных последствий допущенного правонарушения, умысла в совершении правонарушения, а также учли, что предприятие в течение года не привлекалось к ответственности за нарушение пенсионного законодательства. Суды признали указанные обстоятельства смягчающими ответственность.
Поскольку в нарушение п. 4 ч. 6 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ данные обстоятельства не устанавливались фондом при вынесении решения и не были учтены при привлечении предприятия к ответственности, размер штрафа был уменьшен судами, а оспариваемое решение фонда в указанной части было признано недействительным.
Доводы фонда, изложенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, не опровергают выводы судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что само по себе не является основанием для пересмотра судебных актов в порядке надзора.
В Определении от 15.05.2013 N ВАС-5383/13 ВАС также отказал ПФР в передаче дела в Президиум ВАС. Установив наличие смягчающих вину общества обстоятельств (совершение правонарушения впервые, отсутствие реального ущерба, нарушение срока представления расчета на один день), которые не были учтены фондом при вынесении решения, суды, применив положения ст. 39, 44 Федерального закона N 212-ФЗ, не нашли оснований для взыскания штрафных санкций в указанной в решении фонда сумме и признали неправомерным начисление штрафных санкций в размере, превышающем 2000 руб.
Суды сделали выводы на основе оценки фактических обстоятельств и представленных сторонами доказательств в их совокупности и взаимной связи. Доводы фонда, изложенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, не опровергают выводы судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что само по себе не является основанием для пересмотра судебных актов в порядке надзора.
О неправомерности привлечения плательщика страховых взносов к ответственности по ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ за несвоевременную уплату страховых взносов. Обратимся к Решению ВАС РФ от 31.05.2013 N ВАС-3196/13.
Суть дела заключается в следующем. Организация-заявитель обратилась в ВАС с заявлением о признании недействующим Приказа Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов" (далее - Приказ N 957н) в части приложения 7 об утверждении формы требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (формы 5-ПФР).
Заявитель полагает, что указание в данном требовании на возможность привлечения плательщика страховых взносов к ответственности, определенной ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ, за неисполнение в установленный срок этого требования не соответствует положениям названной статьи, поскольку она предусматривает ответственность за неуплату или неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов, но не за несвоевременное исполнение указанного требования. Несвоевременная уплата правильно исчисленных страховых взносов влечет начисление пеней, но не привлечение к ответственности.
Минтруд в отзыве на заявление указал, что оспариваемый приказ издан в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ и в рамках полномочий Минздравсоцразвития, предусмотренных положением о данном министерстве, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321.
По мнению Минтруда, оспариваемое положение Приказа N 957н не противоречит федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает права заявителя.
В судебном заседании представители Минтруда не признали заявленные требования и, поддержав доводы, изложенные в своем отзыве, пояснили, что практика отдельных территориальных органов ПФР по привлечению плательщиков страховых взносов к ответственности за неисполнение в установленный срок требований об уплате страховых взносов, пеней и штрафов основана на неправильном толковании положений оспариваемого приказа в указанной части. Однако это не свидетельствует о том, что оспариваемый приказ противоречит Федеральному закону N 212-ФЗ и нарушает права заявителя. Кроме того, в настоящее время Минтруд проводит работу по подготовке нового приказа об утверждении формы требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в котором предполагается исключить указание на возможность привлечения к ответственности за неисполнение данного требования в указанный в нем срок.
Суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, посчитал заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Судьи заключили, что форма требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, утвержденная Приказом N 957н, содержит положение, согласно которому в случае неисполнения в установленный срок настоящего требования плательщик страховых взносов несет ответственность, определенную ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ.
Из буквального содержания указанной правовой нормы следует, что плательщик страховых взносов может быть привлечен к ответственности за сам факт неисполнения в установленный срок требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в том числе в случае, когда сумма страховых взносов, подлежащих уплате, была исчислена им правильно.
По мнению суда, оспариваемое положение Приказа N 957н является причиной формирования территориальными органами ПФР незаконной практики по привлечению к ответственности за сам факт неисполнения в установленный срок требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в том числе в случае, когда сумма страховых взносов, подлежащих уплате, была исчислена им правильно, тем самым нарушая права как заявителя, так и неопределенного круга лиц, являющихся плательщиками страховых взносов.
Поэтому в указанной части требования заявителя были удовлетворены.
Вместе с тем суд не нашел оснований для признания формы требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (формы 5-ПФР) в остальной части не соответствующей закону и недействующей.
В итоге Приказ N 957н в части приложения 7 об утверждении формы требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (формы 5-ПФР) об указании на возможность привлечения плательщика страховых взносов к ответственности, определенной ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ, за неисполнение в установленный срок обозначенного требования признан не соответствующим данной статье и недействующим в указанной части.
И.Ю. Колосова,
эксперт журнала "Оплата труда:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)