Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к пояснительной записке
к проекту федерального закона
"О федеральном бюджете на 2014 год
и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Информация о реализации основных положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах при формировании проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Положения Бюджетного послания о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах |
Информация о реализации основных положений Бюджетного послания о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах |
1. В рамках обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех обязательств государства и выполнении задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., необходимо: - в 3-месячный срок (Бюджетное послание от 13.06.2013) завершить разработку бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года и, в случае необходимости, внести изменения в долгосрочный прогноз социально-экономического развития; стратегия должна содержать четкие ориентиры по ресурсному обеспечению государственных программ и оценку рисков бюджетной разбалансированности в различных прогнозных сценариях, а также рекомендуемый алгоритм действий при их реализации; параметры прогноза социально-экономического развития и проекта федерального бюджета на 3-летний период должны быть составной частью соответствующих прогнозов на долгосрочную перспективу; - внести соответствующие поправки в законодательство. |
Во исполнение Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах проект долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года был подготовлен Министерством финансов Российской Федерации и 27 августа 2013 года направлен в Правительство Российской Федерации. Указанный проект подготовлен на основе показателей "инновационного" варианта прогноза социально-экономического развития на период до 2030 года, одобренного Правительством Российской Федерации 23 марта 2013 года, с учетом уточненных оценок Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 июля и 9 августа 2013 года. Предполагается, что в ноябре 2013 года Правительством Российской Федерации будет одобрен новый долгосрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, на основе которого долгосрочная бюджетная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года будет уточнена и представлена на утверждение в Правительство Российской Федерации. Также в сентябре 2013 года Министерством финансов Российской Федерации были разработаны и направлены на согласование в Министерство экономического развития Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части долгосрочного бюджетного планирования" и проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке разработки и утверждения бюджетной стратегии Российской Федерации", которые впоследствии будут представлены в Правительство Российской Федерации. Тем самым, будет обеспечено нормативно-правовое регулирование формирования долгосрочных бюджетных прогнозов бюджетов бюджетной системы, включая предельные расходы на реализацию государственных программ Российской Федерации, определен порядок и условия актуализации долгосрочной бюджетной стратегии. |
2. В рамках оптимизации структуры расходов федерального бюджета необходимо выявление резервов и перераспределение в пользу приоритетных направлений и проектов, прежде всего обеспечивающих решение поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. задач и создающих условия для экономического роста. Основными резервами в настоящее время являются: - обеспечение долгосрочной сбалансированности пенсионной системы с поэтапным сокращением дотаций Пенсионному фонду Российской Федерации из федерального бюджета при условии последовательного повышения уровня жизни пенсионеров; - активное использование механизмов частно-государственного партнерства, позволяющих привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения государственных задач, а также вложение средств Фонда национального благосостояния и пенсионных накоплений в инвестиционные проекты, прежде всего инфраструктурные, на возвратной основе; - с учетом готовности предприятий оборонного комплекса к выполнению государственных контрактов возможное продление сроков реализации отдельных направлений Государственной программы вооружения на 2011 - 2020 годы; - повышение адресности социальной поддержки граждан; для достижения максимального социального эффекта оказание такой поддержки из бюджетов всех уровней должно основываться на критерии нуждаемости граждан; - проведение структурных реформ в социальной сфере; - повышение эффективности бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации государственных закупок, бюджетной сети и численности государственных служащих. При этом темпы наращивания расходов по приоритетным направлениям должны быть увязаны со структурными изменениями в соответствующих сферах, зафиксированными в планах таких преобразований. Прошу Правительство Российской Федерации представить конкретные предложения по указанным вопросам. |
При формировании проекта федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014-2016 годы в рамках реформирования пенсионной системы был учтен ряд мер, направленных на сокращение трансферта на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда: - постепенное повышение базы для начисления страховых взносов со 160% номинально начисленной среднемесячной заработной платы до 230%; - изменение порядка индексации трудовых пенсий (в том числе фиксированного базового размера); - уточнение требований к минимальному страховому стажу (с 5 до 15 лет); - отмена корректировки размера страховой пенсии работающим пенсионерам с 1 августа; - стимулирование более позднего назначения трудовых пенсий. Вместе с тем, сокращение трансферта на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с реализацией вышеуказанных мер обеспечивается в условиях ежегодного повышения размера трудовых пенсий не ниже уровня роста цен. В целях развития частно-государственного партнерства 13 марта 2013 года Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства Российской Федерации" (N238827-6), который был принят в первом чтении Государственной Думой 26 апреля 2013 года. В 2013 году была проведена масштабная работа по выявлению резервов и определению конкретных направлений повышения эффективности бюджетных расходов. Так, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 12 февраля 2013 г. N Пр-257, данным по итогам совещания по экономическим вопросам 15 января 2013 года, были созданы рабочие группы с участием представителей федеральных органов исполнительной власти и экспертов, в том числе по вопросам оптимизации государственных расходов и привлечению негосударственных источников финансирования в сфере социальной поддержки населения. Ряд предложений, выработанных рабочими группами, требующих внесения системных изменений в нормативные правовые акты, планируется реализовать в следующих бюджетных циклах. По отдельным предложениям, требующим дополнительной проработки, работа будет продолжена. При формировании проекта федерального бюджета на 2014-2016 годы был учтен ряд мер, направленных на оптимизацию и повышение эффективности бюджетных расходов на образование, в том числе направление высвобождаемых бюджетных средств федерального бюджета в связи с изменением демографической ситуации и проведением структурных реформ в отрасли на решение задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., в том числе в отношении совершенствования оплаты труда педагогических работников федеральных образовательных организаций. Также на проведение структурных реформ непосредственное влияние будут оказывать решения, которые приняты в 2012-2013 годах, в том числе: - оптимизация сети образовательных учреждений профессионального образования с учетом результатов мониторинга образовательных учреждений, проведенного в 2012-2013 годах, направленного на выявление неэффективно работающих учреждений высшего профессионального образования; - принятие постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2013 N 350, которым установлен новый порядок распределения контрольных цифр приема - по результатам публичных конкурсов, участие в которых будет принимать непосредственно организация, осуществляющая образовательную деятельность; - принятие постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N467, в соответствии с которым будут утверждены базовые нормативные затраты, единые для стоимостных групп специальностей и направлений подготовки, а также осуществлен поэтапный переход от действующих соотношений числа студентов, приходящихся на 1 преподавателя, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных учреждений высшего образования, к соотношениям, определенным по специальностям и направлениям подготовки. С целью дальнейшей оптимизации расходов федерального бюджета возможно рассмотреть вопрос обоснованности финансового обеспечения предоставления государственных услуг по дополнительному профессиональному образованию за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, учитывая что финансовое обеспечение данного подвида дополнительного образования не является государственной гарантией и должно осуществляться на договорной основе за счет средств работодателя. Кроме того, рассматривается вопрос о передаче на уровень субъектов Российской Федерации финансового обеспечения деятельности учреждений, предоставляющих услуги, которые не относятся к исключительным полномочиям Российской Федерации - услуги дошкольного и общего образования. В соответствии со вступлением в силу отдельных норм законодательства Российской Федерации в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования объемы бюджетных ассигнований сформированы: на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи, начиная с 2014 года, с учетом поэтапного вхождения федеральных медицинских организаций в систему обязательного медицинского страхования (стационарная медицинская помощь: 2014 год - 65%; 2015-2016 годы - 50%, амбулаторная медицинская помощь: 2014 год - 50%). финансовое обеспечение отдельных мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье", начиная с 2015 года, планируется осуществлять за счет средств обязательного медицинского страхования. Начиная с 2014 года в соответствии со вступлением в силу отдельных положений Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" полномочия по организации обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, с 2014 года передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, рассматривается вопрос о проведении Минздравом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти анализа деятельности санаторно-курортных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, с учетом полномочий Российской Федерации по оказанию соответствующих услуг отдельным категориям граждан. По результатам анализа возможно рассмотрение вопроса о передаче на уровень субъектов Российской Федерации финансового обеспечения деятельности отдельных учреждений. Министерство финансов Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти участвует в разработке проекта доклада Государственного Совета Российской Федерации по вопросу повышения эффективности бюджетных расходов, ключевыми направлениями которого являются обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, расширение практики программно-целевых методов формирования бюджета, формирование контрактной системы государства, повышение эффективности государственных и муниципальных функций и услуг, а также повышение эффективности бюджетных инвестиций. Минфином России проводилась активная работа по расширению возможностей вложения средств пенсионных накоплений в инвестиционные (инфраструктурные) проекты. В целях повышения надежности инвестирования средств пенсионных накоплений в ценные бумаги, в том числе выпущенные в целях финансирования инфраструктурных проектов, приняты постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1462 "О внесении изменений в Положение о наблюдательном совете государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 2610-р "О внесении изменений в Меморандум о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", предусматривающие расширение компетенции наблюдательного совета Внешэкономбанка по определению основных параметров сделок по инвестированию средств пенсионных накоплений в инфраструктурные облигации, а также облигации, обеспеченные государственной гарантией Российской Федерации. Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 242-ФЗ Министерством финансов Российской Федерации разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. N18 "О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния", направленный в том числе на создание предпосылок для размещения средств ФНБ в долговые обязательства российских эмитентов, связанные с реализацией приоритетных самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Кроме того, Министерством финансов Российской Федерации разработан проект постановления Правительства Российской Федерации, определяющего механизм размещения средств ФНБ для финансового обеспечения реализации инфраструктурных проектов на возвратной и платной основе. Указанный проект постановления проходит общественное обсуждение в установленном порядке. Также, в соответствии с Бюджетным посланием при формировании проекта федерального бюджета, исходя из состояния производственного и технологического потенциала, а также реальных возможностей организаций оборонно-промышленного комплекса по обеспечению выполнения Государственной программы вооружения на 2011-2020, предусмотрен перенос реализации отдельных заданий программы на программный период после 2016 года. |
3. Государственные программы Российской Федерации должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование. В рамках подготовки и рассмотрения проекта федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов необходимо четко определить приоритеты, еще раз оценить содержание государственных программ, доработать при необходимости, предусмотреть объемы их финансирования в соответствии с реальными возможностями федерального бюджета и только после этого утвердить. |
Федеральный бюджет на 2014-2016 годы впервые сформирован на основе утвержденных Правительством Российской Федерации в 2012-начале 2013 года 40 государственных программ, охватывающих основные сферы (направления) деятельности федеральных органов исполнительной власти. Доля "программных" расходов федерального бюджета возрастет с 9% в 2013 году до 58% в 2014 году. После принятия государственных программ "Развитие пенсионной системы Российской Федерации" (планируется в 2013 году) и "Обеспечение обороноспособности страны" (планируется в 2015 году, однако, по мнению Минфина России, сроки принятия этой программы целесообразно перенести на первую половину 2014 года) доля "программных расходов федерального бюджета" превысит 90 процентов. При подготовке федерального бюджета на 2014-2016 годы предельные объемы бюджетных ассигнований были впервые сформированы по государственным программам и доведены до федеральных органов исполнительной власти, являющихся их ответственными исполнителями. В рамках формирования (доработки) Бюджетной стратегии на период до 2030 года будут определены (уточнены) "потолки" расходов на реализацию государственных программ на период до 2020 года, что позволит реализовать (в рамках объективно обусловленных бюджетных ограничений) приоритеты государственной политики, а также создать стимулы и расширить возможности для ответственных исполнителей по выявлению резервов и их перераспределению внутри государственных программ. Минэкономразвития России подготовлены изменения в порядок разработки и реализации государственных программ, а также в соответствующие методические указания, предусматривающие, в том числе, формирование программ в одном (базовом) варианте, более полное отражение регулятивных инструментов, сводных показателей государственных заданий на оказание соответствующими федеральными учреждениями государственных услуг, механизмов взаимодействия с субъектами Российской Федерации (включая консолидацию субсидий), оптимизацию содержания и формата госпрограмм. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации в октябре текущего года ответственные исполнители госпрограмм должны представить предложения по внесению в них соответствующих изменений. К настоящему времени Правительством Российской Федерации утверждены планы реализации в 2013-2015 годах 23 государственных программ, организован контроль за их выполнением. Утверждение предельных объемов на реализацию государственных программ Российской Федерации на период до 2020 года будет осуществлено с учетом принятия федерального закона о федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов и утверждения Правительством Российской Федерации долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. |
4. Создавая Фонд национального благосостояния, мы продекларировали, что он предназначен, в том числе, для поддержания устойчивости пенсионной системы. Пришло время определить четкие параметры использования средств Фонда на эти цели: в каких случаях эти средства будут использованы и механизмы их использования. С 2014 года кассовое обслуживание исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, как и бюджетов других государственных внебюджетных фондов, должно осуществляться органами Федерального казначейства. |
Нормативно-правовое регулирование вопросов кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов органами Федерального казначейства планируется обеспечить путем внесения соответствующих законопроектов одновременно с проектами федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2014-2016 гг. |
5. Правительству Российской Федерации необходимо уже в текущем году начать размещение средств Фонда национального благосостояния и средств пенсионных накоплений в финансовые инструменты, предназначенные для реализации самоокупаемых проектов развития инфраструктуры, обеспечивающих максимальный мультипликативный эффект экономического роста при минимальных рисках для размещаемых государством средств. Нужно определить долю участия Фонда, которая позволяет разделить риски реализации проекта с другими участниками. Нужно максимально задействовать средства частных инвесторов, использовать механизмы государственно-частного партнерства, снять на законодательном уровне существующие сегодня для таких проектов ограничения, разработать методику их комплексной оценки и типовые соглашения, а также обеспечить действенный контроль за целевым использованием средств, в том числе с учетом опыта банковского сопровождения проектов. |
Проект порядка проведения оценки целесообразности финансирования инвестиционных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений на возвратной основе разрабатывается Минэкономразвития России и в настоящее время находится в стадии согласования. Минфином России проводилась активная работа по расширению возможностей вложения средств пенсионных накоплений в инвестиционные (инфраструктурные) проекты. Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 242-ФЗ отменены ограничения по максимальной доле в инвестиционном портфеле управляющих компаний облигаций российских эмитентов, имеющих рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже суверенного рейтинга Российской Федерации по обязательствам в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте, в том числе выпущенных в целях финансирования инфраструктурных проектов общегосударственного значения (далее - инфраструктурные облигации); увеличена доля инфраструктурных облигаций в инвестиционном портфеле управляющей компании с 20 до 100 процентов совокупного объема находящихся в обращении облигаций таких эмитентов (для остальных облигаций увеличение доли с 20 до 40 процентов); увеличена максимальная доля одного выпуска инфраструктурных облигаций, которая может приобретаться государственной управляющей компанией, с 30 до 100 процентов (для остальных облигаций увеличение доли с 30 до 60 процентов). В целях повышения надежности инвестирования средств пенсионных накоплений в ценные бумаги, в том числе выпущенные в целях финансирования инфраструктурных проектов, приняты постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1462 "О внесении изменений в Положение о наблюдательном совете государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 2610-р "О внесении изменений в Меморандум о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", предусматривающие расширение компетенции наблюдательного совета Внешэкономбанка по определению основных параметров сделок по инвестированию средств пенсионных накоплений в инфраструктурные облигации, а также облигации, обеспеченные государственной гарантией Российской Федерации. В настоящее время государственной управляющей компанией средствами пенсионных накоплений (Внешэкономбанком) принято решение в отношении инвестирования в 2013 году средств пенсионных накоплений (решение наблюдательного совета Внешэкономбанка от 18 марта 2013 года): в облигации ОАО "РЖД" в объеме до 100 млрд. руб., сроком до 30 лет; в облигации ОАО "ФСК ЕЭС" в объеме до 100 млрд. руб., сроком до 35 лет. Минимальный уровень доходности к погашению (оферте) по приобретаемым облигациям ОАО "РЖД" определен: - для плавающей купонной ставки: прирост индекса потребительских цен за последние 12 месяцев, увеличенный на 1%; - для фиксированной купонной ставки: доходность выпуска ОФЗ со сроком до погашения, ближайшим к сроку до погашения (оферты) соответствующего выпуска облигаций, на дату приобретения облигаций, увеличенная на 1%. Кроме того, в августе 2013 года правлением Внешэкономбанка было одобрено увеличение объемов инвестирования средств пенсионных накоплений в облигации ОАО "РЖД" в 2013 году на 50 млрд. руб. и решение об инвестировании средств пенсионных накоплений в облигации ОАО "Газпром" в объеме до 100 млрд. руб., сроком до 30 лет, а также принято решение о внесении на рассмотрение наблюдательного совета Внешэкономбанка соответствующего вопроса. Ожидается, что данный вопрос будет рассмотрен наблюдательным советом Внешэкономбанка на очередном заседании, которое состоится в первой половине сентября 2013 года. Таким образом, государственная управляющая компания (Внешэкономбанк) осуществляет финансирование инвестиционных инфраструктурных проектов за счет средств пенсионных накоплений, находящихся у нее в доверительном управлении, путем приобретения облигаций компаний, реализующих такие инфраструктурные проекты. По состоянию на 30 августа 2013 г. рыночная стоимость облигаций, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании (Внешэкономбанка), по отдельным эмитентам составляла: ОАО "ФСК ЕЭС" - 89,55 млрд. рублей; ОАО "РЖД" - 72,38 млрд. рублей; ОАО "Западный скоростной диаметр" - 17,51 млрд. рублей; ООО "Северо-Западная концессионная компания" - 7,26 млрд. рублей; ОАО "Главная дорога" - 6,1 млрд. рублей; ОАО "РусГидро" - 4,03 млрд. рублей; Государственная компания "Автодор" - 2,21 млрд. рублей; ООО "Водоканал-Финанс" - 0,41 млрд. рублей. Минфином России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2008 г. N 18 "О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния", направленный на создание предпосылок для размещения средств ФНБ в долговые обязательства российских эмитентов, связанные с реализацией приоритетных самоокупаемых инвестиционных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и расширение спектра разрешенных иностранных финансовых активов. Минфином России также разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке размещения средств Фонда национального благосостояния в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов", регламентирующий подготовку эмитентами ценных бумаг, связанных с реализацией проектов в сфере инфраструктуры, эмиссионной документации, ее согласование с Минфином России и приобретение указанных ценных бумаг за счет средств ФНБ. |
6. В рамках перехода к формированию государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения, для повышения доступности и качества оказания государственных услуг необходимо решить три задачи. - законодательное закрепление порядка формирования единого базового перечня государственных (муниципальных) услуг в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура, и других. Учредители государственных и муниципальных учреждений на основе этих перечней будут разрабатывать государственные и муниципальные задания для подведомственных учреждений. - создание единой методологии расчета нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги. - включение основных параметров государственного задания в состав целевых показателей выполнения соответствующих государственных программ. Одновременно нужно расширять практику финансирования государственных (муниципальных) услуг путем предоставления потребителям этих услуг сертификатов, образовательных кредитов и т.д. |
В целях реализации данного положения Бюджетного послания Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 252-ФЗ) внесены изменения в статью 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно указанным изменениям вводится норма о необходимости формирования государственных (муниципальных) заданий на основе ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, которые должны формироваться на основании базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, утверждаемых для всех публично-правовых образований федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности. Единый подход к определению аналогичных услуг закреплен Федеральным законом N 252-ФЗ в целях финансового обеспечения конституционных гарантий по предоставлению гражданам в соответствии с установленными стандартами государственных (муниципальных) услуг независимо от места их оказания. Отсутствие унифицированного подхода к определению аналогичных услуг, в конечном счете, не позволяет сравнивать их по их стоимости и объему, гарантированному государством. Перечни услуг и работ, сформированные по единому принципу, должны существенно упростить работу по составлению и финансовому обеспечению государственного (муниципального) задания для каждого учреждения. Кроме этого Федеральным законом N 252-ФЗ вводится обязанность органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения, при обосновании ассигнований на предоставление субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания утверждать нормативные затраты на оказание соответствующей государственной (муниципальной) услуги в соответствии с общими требованиями к определению данных нормативных затрат. Обязанность по утверждению общих требований возлагается на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности. По обозначенному выше принципу должны формироваться государственные (муниципальные) задания, начиная с заданий на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов). При этом Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией может быть принято решение о переносе срока начала реализации данных положений на более ранний период. |
7. В рамках развития налоговой системы и повышения ее конкурентоспособности необходимы дальнейшее упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом, повышение качества налогового администрирования, реализация мер по противодействию уклонению от налогообложения, в том числе с использованием офшорных юрисдикций, а также завершение работы по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части, касающейся налогообложения имущества (в первую очередь недвижимого) и повышения фискальной нагрузки на собственников престижного, дорогого имущества. |
В целях реализации данных положений Бюджетного послания подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в главы 25 и 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части упрощения налогового учета", который внесен в Правительство Российской Федерации 14 августа 2013 года. В соответствии с основными направлениями налоговой политики Российской Федерации совершенствование налогового администрирования рассматривается в качестве источника дополнительных поступлений в бюджетную систему налоговых платежей. С другой стороны, создание современной системы налогового администрирования выступает и как способ устранения административных барьеров, создания максимально комфортных условий для исполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Значительным резервом повышения эффективности налогообложения является устранение пробелов и неточностей, выявляемых правоприменительной практикой, в законодательном порядке, упрощением налогового учета и максимального сближения его с бухгалтерским учетом. Планом мероприятий по мобилизации доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным 7 мая 2013 г. N 2468п-П13 Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым предусмотрены мероприятия, направленные на сокращение теневого сектора экономики и, прежде всего, на достижение комплексного эффекта от его сокращения в среднесрочной перспективе и одновременного расширения налоговой базы за счет усиления административного давления на недобросовестных налогоплательщиков. С учетом поэтапного вступления в силу отдельных норм действующего законодательства Российской Федерации, направленных на совершенствование налогового и таможенного администрирования, эффект от их реализации ожидается не ранее 2016 года. Для достижения поставленных целей требуется с одной стороны - издание нормативных правовых актов и изменение информационных систем, а с другой стороны - а с другой стороны - адаптация налогоплательщиков к принятым изменениям. Предусмотренные меры по сокращению доли теневого сектора экономики должны привести к расширению налоговой базы за счет вовлечения хозяйствующих субъектов в официальную экономическую деятельность и, соответственно, к расширению "легальной" части производимого ВВП. В настоящее время уже принят Федеральный закон от 28.06.2013 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям", предусматривающий меры по сокращению доли теневого сектора экономики, которые должны привести к расширению налоговой базы за счет вовлечения хозяйствующих субъектов в официальную экономическую деятельность. В целях реализации мероприятий налогового контроля подготовлен проект федерального закона о ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 января 1988 г., измененной Протоколом от 27 мая 2010 г., подписанной от имени Российской Федерации в г. Каннах 3 ноября 2011 г., которой предусмотрена возможность обмена налоговой информацией, проведения одновременных налоговых проверок со странами-участницами Конвенции, а также помощь по взиманию налогов на их территориях. Одновременно прорабатывается проект Типового межправительственного соглашения об обмене налоговой информацией, предусматривающий заключение соответствующих двусторонних межправительственных соглашений с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями в целях противодействия схемам минимизации налогообложения. В целях введения повышенного налогообложения дорогостоящих транспортных средств Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 214-ФЗ "О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предусматривается повышенное налогообложение транспортным налогом легковых автомобилей стоимостью от 3 миллионов рублей с 1 января 2014 года. Меры по увеличению налоговой нагрузки на собственников дорогих объектов недвижимого имущества планируется реализовать в рамках подготовленного и направленного Министерством финансов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации". |
8. Очередной финансовый год станет важным этапом формирования и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации. Начиная с 2014 года во всех регионах станет обязательным принятие бюджетов на три года. В условиях, когда на регионы возлагается значительная ответственность за реализацию мер социального характера, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., должны быть исключены риски несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в результате изменений в разграничении полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Расходы субъектов Российской Федерации должны быть в максимальной степени обеспечены собственными доходными источниками. При этом все принимаемые решения должны быть просчитаны и финансово обеспечены. Оказание дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации должно сочетаться с развитием их экономики за счет собственных средств. В предыдущие годы неоднократно обсуждался вопрос о необходимости укрупнения субсидий, однако работа в этом направлении слишком затянулась (в 2013 году все еще предоставляется около 90 субсидий). Правительству необходимо активизировать эту деятельность и уже с 2014 года предоставлять субсидии в консолидированной форме. При этом следует перейти к преимущественному распределению субсидий на основании федерального закона о федеральном бюджете, а не на основании актов Правительства Российской Федерации или тем более отдельных министерств (за исключением субсидий, распределяемых на конкурсной основе). Регионы должны достоверно знать объемы трансфертов федерального бюджета на три года. Необходим более тщательный, постоянный мониторинг финансового положения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, изменений основных параметров их бюджетов, структуры расходов, государственного и муниципального долга. Также субъектам Российской Федерации крайне важна методическая помощь, в том числе в части, касающейся реализации отраслевой политики и управления региональными финансами. |
С 2014 года устанавливается обязанность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации региональных бюджетов сроком на три года, что соответственно обеспечивает утверждение распределения межбюджетных трансфертов местным бюджетам на трехлетний период. Данная норма законодательно закрепляет практику эффективного среднесрочного бюджетного планирования, существующую в субъектах Российской Федерации: в 2012 и 2013 годах трехлетние бюджеты были утверждены в 70 из 83 субъектов Российской Федерации. Проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (по состоянию на 15 сентября 2013 года) межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований предусмотрены на 2014 год в сумме 1 360,9 млрд. рублей, на 2015 год - 1 387,7 млрд. рублей, на 2016 год - 1 353,9 млрд. рублей, из них: дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2014 год предусмотрены в сумме 439,8 млрд. рублей, на 2015-2016 годы - 461,8 млрд. рублей ежегодно (в 2014-2015 годах сумма дотаций увеличена ежегодно на 5 процентов). Вопрос об увеличении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2016 году будет рассмотрен в следующем бюджетном цикле; дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение сбалансированности бюджетов в целях частичной компенсации дополнительных расходов, возникающих при реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в том числе на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, предусмотрены в 2014 году в сумме 120,0 млрд. рублей, в 2015 году -130,0 млрд. рублей в 2016 году - 150,0 млрд. рублей. Кроме того, проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрено предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации в 2014 году в сумме до 80,0 млрд. рублей, в 2015 году - 70,0 млрд. рублей, в 2016 году - 50,0 млрд. рублей. Министерством регионального развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовлены и направлены в Правительство Российской Федерации предложения по укрупнению (консолидации) субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в рамках государственных программ Российской Федерации, в том числе субсидий, направляемых на развитие инновационной экономики. На первом этапе консолидации субсидий (с 2014 года) соответствующие изменения будут реализованы в отношении государственных программ Российской Федерации "Развитие здравоохранения", "Доступная среда" на 2011-2015 годы" и "Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы". Сформирован перечень субсидий, распределение которых подлежит утверждению приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, что повысит равномерность их предоставления в течение финансового года из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и достоверность бюджетного планирования в отношении межбюджетных субсидий на уровне субъектов Российской Федерации. Также в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусматривается установление требования об утверждении распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на 2014 год (за исключением субсидий, распределяемых приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и Министерством финансов Российской Федерации регулярно проводится мониторинг финансового положения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе уровня долговой нагрузки, на основании отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Кроме того, осуществляется мониторинг и оценка качества управления региональными финансами, которые направлены на внедрение передовых технологий управления бюджетным процессом на региональном уровне, повышение эффективности исполнения бюджетов, а также снижение долговой нагрузки. |
9. Необходимо продолжить формирование интегрированной информационной системы "Электронный бюджет", в том числе ввести в эксплуатацию единый портал бюджетной системы, на котором будет размещаться систематизированная актуальная информация о формировании и исполнении всех бюджетов - от федерального до поселенческих, а также начать внедрение международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора. С 2013 года на всех уровнях управления следует регулярно публиковать (размещать в сети Интернет) брошюру "Бюджет для граждан". Это даст возможность в доступной форме информировать население о соответствующих бюджетах, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств. Для выявления дополнительных резервов повышения эффективности федерального бюджета необходимо экспертное обсуждение проекта федерального бюджета. |
По итогам 2012 года Российская Федерации вошла в десятку ведущих стран в авторитетном международном рейтинге по Интегральному показателю прозрачности информации о государственных финансах (Open Budget Index). При этом Россия также вошла в число стран с наиболее существенным увеличением за последние 7 лет Индекса открытости бюджета, который с начала составления индекса (в 2006 году) вырос с 48 баллов до 60 баллов (в 2010 году) и до 74 баллов в 2012 году. В текущем году будет подготовлен и опубликован "Бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов для граждан". Одновременно Правительством Российской Федерации руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечить регулярную публикацию (размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") брошюры (информационного ресурса) "Бюджет для граждан". В целях обеспечения реализации этого поручения принят совместный приказ Министерства финансов Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 августа 2013 г. N 86н/357/468 "Об утверждении Методических рекомендаций по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме". В соответствии с Концепцией создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года, и подпрограммой "Создание и развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" Государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2013 г. N 293-р, Министерством финансов Российской Федерации совместно с Федеральным казначейством и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти реализуются мероприятия по созданию и развитию государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет". Министерством финансов Российской Федерации совместно с Федеральным казначейством в 2012 году были проведены работы по созданию единого портала бюджетной системы Российской Федерации. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации опубликован для использования широким кругом пользователей в тестовом режиме в феврале 2013 года по адресу www.budget.gov.ru. В частности, в настоящее время на едином портале бюджетной системы Российской Федерации размещаются следующие материалы: данные о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации (федеральном бюджете, консолидированном бюджете Российской Федерации, бюджетах государственных внебюджетных фондов, консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации, бюджетах субъектов Российской Федерации) на текущую дату и в динамике за последние пять лет, в том числе структура и динамика доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; данные о федеральном бюджете в разрезе государственных программ Российской Федерации с указанием конституционных гарантий и законодательно определенных полномочий Российской Федерации, на реализацию которых направлены бюджетные ассигнования, правовых оснований возникновения расходных обязательств; данные об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на текущую дату и в динамике за последние пять лет, информация о государственном секторе Российской Федерации, его структуре, в том числе перечень и количество государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, их подведомственность, сведения об оказываемых ими государственных (муниципальных) услугах и выполняемых работах; информация о финансовом состоянии публично-правовых образований Российской Федерации, их активах и обязательствах, основные показатели бюджетной отчетности; основные экономические и финансовые показатели бюджетов зарубежных стран, сравнительный анализ состояния государственных и муниципальных финансов Российской Федерации и ведущих стран мира; опросы, анкеты, калькуляторы и иные инструменты оценки общественного мнения и востребованные потребителем сервисы; "новостная лента", отражающая последние события в сфере управления государственными и муниципальными финансами. Развитие единого портала бюджетной системы Российской Федерации в 2014 году будет продолжено. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.