О рекламных и информационных конструкциях
Улицы пестрят разнообразными устройствами, извещающими потенциальных потребителей о компаниях, товарах, работах и услугах. Строительные фирмы - не исключение. Различные конструкции сообщают о застройщиках и осуществляемых ими проектах, об организациях, занимающихся электромонтажными и сантехническими видами работ, о предприятиях, чьей специализацией является дорожное строительство, и т.д. Нередко указанная информация квалифицируется как реклама. Однако это не всегда так. В чем отличие рекламного устройства от информационной вывески? (Вопрос для бухгалтера не праздный, от решения зависит порядок учета расходов для целей налогообложения прибыли.) Любые ли слова и словосочетания могут быть размещены на рассматриваемых конструкциях? Вправе ли ТСЖ, выступающее от лица собственников помещений в многоквартирном доме, требовать платы за использование фасада здания для размещения конструкции? Ответы на эти и многие другие вопросы - в нашей статье.
Что такое реклама?
Известно, что определение рекламы содержится в ст. 3 Закона N 38-ФЗ*(1) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижение на рынке.
Разъясняя применение этого понятия, Пленум ВАС в Постановлении N 58*(2) указал следующее. Не является рекламой информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям*(3), однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой. Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение соответствующей информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой. К такой информации относятся, например, данные, предоставляемые в силу п. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей*(4): изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает эти данные на вывеске.
Не менее важные разъяснения содержатся в письмах главного антимонопольного ведомства страны. В частности, в Письме ФАС РФ от 24.01.2011 N АК/1829 "О разграничении понятий вывеска и реклама" сообщается, что объектом рекламирования может быть тот товар, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров. Сами по себе слова и выражения: пиво, живое пиво, вина, вина Кубани, сигареты, алкоголь, табак и т.п., не могут быть признаны рекламой, поскольку представляют собой обобщенное наименование группы товаров и не позволяют выделить конкретный товар среди ряда однородных товаров и сформировать к нему интерес. Таким образом, размещение указанных слов и выражений, представляющих обобщенное наименование группы товаров, в месте осуществления производства или реализации таких товаров может рассматриваться как обозначение вида деятельности, осуществляемого в данном месте, что соответствует обычаям делового оборота. Соответственно, оснований признавать такие обозначения рекламой ФАС не усматривает.
В случае если в месте нахождения организации будут размещаться конструкции с изображением единиц продукции конкретных видов товаров (с маркировкой, наименованием, товарным знаком или иными обозначениями, позволяющими индивидуализировать конкретного производителя и марку товара), такие изображения будут признаваться рекламой соответствующего товара.
В названном письме особо подчеркнуто, что ФАС настоятельно рекомендует своим территориальным органам следовать вышеизложенной позиции и не квалифицировать в качестве рекламы информацию об обобщенном наименовании группы товаров без выделения конкретного товара среди ряда однородных товаров, размещаемой в месте производства или реализации таких товаров.
К сведению. Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (Письмо ФАС РФ от 05.04.2007 N АЦ/4624).
С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что не являются рекламными расположенные в месте нахождения организации вывески, содержащие:
- наименование (коммерческое обозначение) организации, режим работы, указание на реализуемые товары, работы и услуги;
- обобщенные наименования групп товаров, работ, услуг.
Приведем несколько примеров:
- "ООО "Корвет", время работы с 9.00 до 18.00 (кроме сб., вс., празд. дн.), строительные и отделочные работы";
- "Строительство коттеджей "под ключ";
- "Устройство теплых полов, водопроводов, канализацией";
- "ИСК. Монтаж металлоконструкций";
- "ФАСАДНЫЕ РАБОТЫ".
Полагаем, подход к квалификации конструкций в качестве рекламных и информационных понятен.
Самовольная установка не допускается
Для установки рекламной конструкции требуется разрешение органа местного самоуправления муниципального района (городского округа), на территории которого предполагается разместить рекламу (п. 9, 10, 17 ст. 19 Закона N 38-Ф3)*(5). При отсутствии такого разрешения установка является самовольной.
Как следует из ППМ 2 п. 2 ст. 2 названного закона, его действие не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой обязательно в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. Однако это отнюдь не означает, что "нерекламные" конструкции можно размещать по своему усмотрению. Как правило, местные нормативные акты устанавливают порядок получения необходимых разрешений и согласований.
Примечание. Не требуется получать санкцию на установку возле входа в здание (помещение) вывески, наличие которой обязательно в силу Закона о защите прав потребителей.
Если строительная фирма предполагает разместить конструкцию на многоквартирном жилом доме, нужно учитывать следующее. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Поэтому договариваться с собственниками помещений*(6) в МКД необходимо при размещении как рекламной конструкции, так и установки, имеющей информационный характер.
Обратите внимание! Если конструкция будет размещена на общем имуществе МКД, стройфирму обяжут вносить плату за его использование. Причем отказ от заключения договора пользования общим имуществом МКД и внесения платы позволит собственникам помещений обратиться в суд с иском о взыскании со строительной организации сумм неосновательного обогащения на основании ст. 1102 ГК РФ. Правда, чтобы добиться удовлетворения иска, собственникам необходимо убедить суд в том, что расчет суммы неосновательного обогащения произведен правильно. Иными словами, оказавшись в роли ответчика, можно поставить под сомнение размер неосновательного обогащения. В судебной практике есть примеры, когда арбитры уменьшали заявленную в иске сумму более чем в три раза (Постановление ФАС УО от 05.05.2011 N Ф09-1748/11-С5 по делу N А50-10753/2010).
Что является общим имуществом МКД? Состав общего имущества МКД определен в п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, а также в п. 2-9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме*(7). В силу п. 2 указанных правил в состав общего имущества включаются:
а) помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции МКД (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Соответственно, если рекламная или информационная конструкция размещена не на общем имуществе МКД, собственники помещений (ТСЖ) не вправе предъявлять требования о внесении платы, демонтаже и т.п. В качестве примера рассмотрим ситуацию, представленную в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 28.05.2010 по делу N А40-172777/09-155-1236. ТСЖ просило суд:
- обязать арендатора помещений демонтировать вывеску;
- запретить ему размещать на фасаде дома любые конструкции без заключения в установленном законом порядке договора на использование общего имущества многоквартирного дома;
- взыскать с нарушителя неосновательное обогащение в размере свыше 1,8 млн. руб. в пользу собственников дома путем перечисления денежных средств на расчетный счет ТСЖ;
- дополнительно взыскать в пользу ТСЖ расходы по уплате госпошлины и на оплату услуг представителя.
Возражая против иска, организация, разместившая спорную конструкцию, указывала на то, что арендуемое ей нежилое помещение имеет отдельный вход с обустроенным над ним козырьком. Этот вход и, соответственно, козырек над ним не предназначены для обслуживания каких-либо других помещений дома, кроме арендованного нежилого помещения, и поэтому не могут быть отнесены к общему имуществу МКД. В связи с тем, что спорная вывеска смонтирована именно на вышеуказанных козырьке и опорах, она не может считаться расположенной на общем имуществе собственников помещений МКД.
Оценив представленные доказательства, суд решил, что ТСЖ в нарушение ст. 65 АПК РФ не подтвердило, что спорная конструкция действительно размещена на общем имуществе собственников помещений жилого дома. Как следствие, арбитры признали требования ТСЖ необоснованными.
К сведению. Обращение ТСЖ в вышестоящие судебные инстанции не позволило добиться изменения данного судебного вердикта. Сначала Девятый арбитражный апелляционный суд (Постановление от 11.08.2010 N 09АП-17266/2010-ГК), а затем и ФАС МО (Постановление от 10.11.2010 N КГ-А40/13865-10) оставили это решение без изменения, а высший хозяйственный суд страны не нашел оснований для пересмотра дела в порядке надзора (Определение ВАС РФ от 09.03.2011 N ВАС-1925/11).
Нередко собственники квартир уверены, что внешняя сторона балконов и лоджий принадлежит им и не является общим имуществом МКД. Основываясь на этом убеждении, они могут требовать (в том числе обратившись в суд) убрать вывеску либо заключить с ними договор о пользовании. Имейте в виду, судьи отказывают в удовлетворении таких исков, указывая, что собственники квартир не обладают какими-либо правами на такой конструктивный элемент здания, как фасад, поскольку законодательством не предусмотрена передача собственникам жилых помещений в МКД несущих конструкций и иных конструктивных элементов. Балконные плиты относятся к ограждающим несущим конструкциям жилого дома, включаются в состав общего имущества как конструктивные части здания, обеспечивающие его прочность и устойчивость. Указанная правовая позиция изложена в том числе в Решении ВС РФ от 09.11.2011 N ГКПИ11-1727, которое оставлено без изменения Определением ВС РФ от 17.01.2012 N КАС11-789 (см., в частности, Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 24.08.2012 N 33-8019).
Примечание. Если организация решила разместить конструкцию на внешней стороне балкона или лоджии, заключать договор необходимо с лицом, представляющим интересы собственников помещений в МКД, а не с хозяином конкретной квартиры.
И еще один важный нюанс. Право распоряжения общим имуществом МКД предоставлено собственникам помещений в нем (лицам, уполномоченным представлять интересы собственников). Поэтому если демонтировать вывеску требует арендатор помещений в МКД, суд укажет на то, что его права не нарушены. В частности, ФАС ВСО в Постановлении от 03.08.2010 по делу N А19-14133/09:
- согласился с тем, что спорные конструкции размещены на ограждающих несущих и ненесущих конструкциях дома (на наружных стенах и лоджиях), которые являются общим имуществом собственников помещений в МКД;
- отказал в удовлетворении требований о демонтаже и взыскании денежных средств (упущенной выгоды и реального ущерба), отметив, что право выдвигать такие требования предоставлено собственнику, каковым арендатор не является.
Выбирайте не только слова и выражения, но и шрифт
Содержание размещенных на установках сведений должно соответствовать целому ряду требований. Они определены Законом N 38-ФЗ. Например, в силу ст. 5 этого закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестной признается реклама, которая:
- содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
- является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
- о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;
- о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть им предоставлена в соответствии с законодательством РФ.
Примечание. Стоимостные показатели в рекламе должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.
В рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.
Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Обратите внимание! Мы перечислили лишь малую толику требований, которым должна удовлетворять реклама. Знать правила рекламирования - обязанность не бухгалтера, а соответствующих специалистов. Тем не менее общее представление бухгалтеру иметь все-таки необходимо.
Приведем несколько примеров рекламы, за размещение которой строительная организация может быть привлечена к административной ответственности в виде штрафа (см. ст. 14.3 и 14.33 КоАП РФ).
"Земляничная поляна" - лучший загородный поселок N-ской области", "ООО "Новый век". N 1 по отделке фасадов". Подобные слоганы, скорее всего, будут признаны недостоверной рекламой. Как разъясняется в п. 29 Постановления N 58, информация, содержащаяся в рекламе, должна формировать у потребителя истинное представление о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. Использование в рекламе характеристики объекта рекламирования, сравнивающей его с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, считается недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (см. дополнительно Постановление ФАС ПО от 27.11.2012 по делу N А65-2272/2012).
"ООО "Профмастер. Весь январь 25%-е скидки на отделку и ремонт". Если указанная скидка предоставляется фирмой только при условии, что стоимость работ составляет не менее 100 тыс. руб. и при этом вся сумма уплачивается авансом, то за размещение конструкции, не содержащей этих подробностей, организация будет оштрафована.
"ООО "Ваш дом" - проекты загородных домов в подарок". Если такая акция распространяется только на индивидуальные жилые дома в два этажа и более, организация также будет признана нарушителем законодательства о рекламе.
Справедливости ради отметим, что некоторые организации размещают весь объем необходимой информации, просто часть ее указывается более мелким шрифтом либо выделяется другим цветом. Как следует из п. 28 Постановления N 58, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и т.п.), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования. Поэтому если организация разместила информацию о продаже квартир в рассрочку под 5% годовых, при этом мелким, практически нечитаемым шрифтом дописано, что данная ставка действует только в отношении трех- и четырехкомнатных квартир при условии, что первоначальный взнос составляет не менее 50% стоимости квартиры, у антимонопольной службы будут основания для возбуждения дела об административном правонарушении. Дело в том, что подобная реклама, сообщая о наиболее привлекательных для потребителей условиях, умалчивает о существенных условиях рассрочки, что искажает смысл информации и вводит потребителя в заблуждение относительно условий ее предоставления.
Застройщикам МКД
Организациям, выступающим в роли застройщиков многоквартирных жилых домов, необходимо знать положения п. 6-10 ст. 28 Закона N 38-ФЗ. Речь, в частности, идет о том, что не допускается реклама, связанная с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, за исключением рекламы, связанной с привлечением денежных средств на основании договора участия в долевом строительстве, рекламы жилищных и жилищно-строительных кооперативов, рекламы, связанной с привлечением и использованием жилищными накопительными кооперативами денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений.
Размещение рекламы не допускается до выдачи разрешения на строительство, опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в Интернете) проектной декларации, государственной регистрации права собственности или права аренды на предоставленный для строительства земельный участок.
Запрещено размещение рекламы в период приостановления деятельности застройщика.
Реклама, связанная с привлечением денежных средств дольщиков, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации. При этом, как отмечено в п. 26 Постановления N 58, реклама должна содержать указание на конкретный источник необходимой информации. Наличие у потребителей рекламы потенциальной возможности получить необходимую информацию, обратившись к застройщику по телефону, приведенному в рекламе, или при посещении его интернет-сайта не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности указать в рекламе сведения о месте и способах получения проектной декларации.
Обратите внимание! Застройщик МКД (как и любая другая строительная фирма) во исполнение требований Закона о защите прав потребителей должен иметь вывеску, содержащую сведения о наименовании организации, адресе и режиме работы. Довод застройщика о том, что названный закон на него не распространяется, ошибочен. Дело в том, что в ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости..." указано лишь на то, что к отношениям, вытекающим из договора, заключенного гражданином - участником долевого строительства исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяется законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом (Постановление ФАС СКО от 04.05.2011 N А32-12409/2010).
Бухгалтерский учет, налогообложение
Для целей бухгалтерского учета рассматриваемые конструкции (рекламного и нерекламного характера) квалифицируются в качестве:
- объектов основных средств, если срок полезного использования превышает 12 месяцев и при этом первоначальная стоимость единицы составляет более 40 тыс. руб.*(8) (п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"*(9));
- объектов основных средств или материально-производственных запасов*(10), если срок полезного использования более 12 месяцев и при этом первоначальная стоимость единицы не превышает 40 тыс. руб. (п. 5 ПБУ 6/01);
- материально-производственных запасов, если срок полезного использования составляет менее 12 месяцев, независимо от размера первоначальной стоимости.
Примечание. Первоначальная стоимость определяется с учетом всех расходов, связанных с приобретением (изготовлением) и установкой конструкции.
В целях налогообложения прибыли возможны два варианта учета:
- в составе амортизируемого имущества (основных средств) при условии, что срок полезного использования превышает 12 месяцев и при этом первоначальная стоимость единицы составляет более 40 тыс. руб. (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ);
- в качестве расходов текущего отчетного (налогового) периода, если указанные условия одновременно не выполняются.
Сделанные нами выводы совпадают с мнением Минфина, который в Письме от 14.12.2011 N 03-03-06/1/821 в отношении рекламной установки указал, что если она относится к амортизируемому имуществу, то в расходах на рекламу учитываются амортизационные отчисления, произведенные в соответствии с действующим порядком. Если рекламная конструкция не признается амортизируемым имуществом, то затраты на ее создание (приобретение) и установку отражаются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ, в порядке, установленном п. 4 этой статьи. О вывесках, содержащих фирменное наименование, юридический адрес, часы работы организации, в названном письме сообщается, что затраты на их изготовление и монтаж не относятся к расходам на рекламу. При этом если стоимость вывески, а также срок ее эксплуатации соответствуют условиям, установленным для амортизируемого имущества, затраты организации на изготовление (приобретение) и монтаж такой вывески учитываются для целей налогообложения прибыли через механизм амортизации в составе расходов, связанных с производством и реализацией. На наш взгляд, основанием для учета расходов в последнем случае является пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией).
Порядок признания расходов в налоговом учете
/--------------------------------\
| Конструкция |
\--------------------------------/
/---------------------------------\ /--------------------------------\
| Рекламного характера | | Информационного характера |
\---------------------------------/ \--------------------------------/
/--------------\ /---------------\ /-------------\ /---------------\
| Объект ОС | |Неамортизируе- | | Объект ОС | |Неамортизируе- |
| | | мое имущество | | | | мое имущество |
\--------------/ \---------------/ \-------------/ \---------------/
/--------------\ /---------------\ /-------------\ /---------------\
| Амортизация | | Затраты на | | Амортизация | | Затраты на |
| включается в | |приобретение и | |включается в | |приобретение и |
|прочие расходы| | установку | | прочие | | установку |
|(пп. 28 п. 1, | | учитываются в | | расходы | | учитываются в |
| п. 4 ст. 264 | |составе прочих | |(пп. 49 п. 1 | |составе прочих |
| НК РФ) | | расходов (пп. | | ст. 264 НК | | расходов (пп. |
| | | 28 п. 1, п. 4 | | РФ) | |49 п. 1 ст. 264|
| | |ст. 264 НК РФ) | | | | НК РФ) |
\--------------/ \---------------/ \-------------/ \---------------/
В случае включения рекламных и информационных конструкций в состав основных средств неизбежно возникает вопрос о том, к какой амортизационной группе их относить. В Классификации основных средств*(11) упомянуты только электрифицированные рекламные конструкции различных форматов (код 14 3699000 "Машины и оборудование прочие, не включенные в другие группировки"). Они включены в пятую амортизационную группу - имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно. По мнению автора, к пятой группе следует относить не только электрифицированные рекламные конструкции, но и электрифицированные нерекламные установки, ведь разница между ними заключается лишь в содержании размещенной на них информации.
В отношении иных рекламных и информационных установок бухгалтер вправе руководствоваться п. 6 ст. 258 НК РФ, согласно которому срок полезного использования объектов, не указанных в амортизационных группах, устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей.
К сведению. В случае признания установки объектом основных средств организация на общих основаниях вправе воспользоваться амортизационной премией.
Не исключено, что организация, не успев полностью самортизировать рекламную конструкцию или информационные вывески, будет реорганизована, в результате чего изменится наименование юридического лица. Можно ли признать в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, остаточную стоимость не подлежащих дальнейшему использованию установок и расходы на их демонтаж? Да, можно. Сделать это позволяет пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ, согласно которому в случае ликвидации объектов основных средств при применении линейного метода начисления амортизации сумма недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на их ликвидацию учитываются в составе внереализационных расходов. Аналогичной позиции придерживается и Минфин, который в Письме от 27.12.2010 N 03-03-06/2/220 дополнительно указал, что амортизация основных средств, которые перестали использоваться в деятельности фирмы в связи с реорганизацией, перестает начисляться с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица и в составе расходов в целях налогообложения прибыли не учитывается.
Сумма уплаченной госпошлины в бухгалтерском учете включается в первоначальную стоимость конструкции (п. 8 ПБУ 6/01). В целях налогообложения прибыли госпошлина увеличивает первоначальную стоимость амортизируемого имущества (п. 1 ст. 257 НК РФ). Если конструкция таковым не является, пошлина отражается единовременно в составе прочих расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. В любом случае разниц между бухгалтерским и налоговым учетом не возникает, следовательно, нет обязанности применять ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций"*(12).
И в заключение коротко об НДС. Организация вправе в общеустановленном порядке воспользоваться вычетом "входного" налога со стоимости как рекламной, так и информационной конструкции. Затруднение у бухгалтера может возникать при определении момента принятия НДС к вычету в случае, если речь идет об объекте основных средств. Минфин продолжает настаивать, что суммы НДС, предъявленные при приобретении основных средств, подлежат вычету в полном объеме после принятия объектов к учету в качестве основных средств (письма от 24.01.2013 N 03-07-11/19, от 18.09.2012 N 03-07-11/380, от 16.08.2012 N 03-07-11/303, от 02.08.2010 N 03-07-11/330 и т.д.). Иными словами, главное финансовое ведомство страны считает, что пока стоимость конструкции числится на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", оснований для вычета не имеется. Понятно, что такая позиция может быть невыгодна организации, поэтому если вы решили принять налог к вычету, не дожидаясь зачисления конструкции в состав основных средств, знайте, что в суде реально доказать правомерность таких действий. Арбитры неоднократно указывали, что право налогоплательщика на вычет сумм НДС не зависит от оприходования основных средств только на счете 01. Для вычета НДС важен сам факт оприходования товаров (работ, услуг) в бухгалтерском учете. Счет, на котором оприходованы товары (работы, услуги), в данном случае значения не имеет (постановления ФАС СЗО от 27.01.2012 по делу N А56-10457/2011, ФАС ЦО от 11.11.2011 по делу N А35-6718/2010, ФАС ВВО от 31.01.2011 по делу N А11-2497/2010 и др.).
А.И. Серова,
эксперт журнала "Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
*(2) Постановление от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе".
*(3) То есть адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования и т.д.
*(4) Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
*(5) Госпошлина за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции составляет 3 000 руб. (пп. 105 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
*(6) От лица собственников может выступать ТСЖ (ст. 138 ЖК РФ).
*(7) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
*(8) Оба условия должны соблюдаться одновременно.
*(9) Утверждено Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н.
*(10) Вид активов определяется в соответствии с учетной политикой организации.
*(11) Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
*(12) Утверждено Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"