Комментарий к постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12
Если в ходе проверки страхователей проверяющие из территориального фонда ФСС выявят нарушения в оформлении листков временной нетрудоспособности, они могут дать возможность страхователю устранить эти нарушения. Такая возможность предусмотрена, в частности, Порядком выдачи листков нетрудоспособности*(1). Это подтверждает и Письмо ФСС России от 18.10.2012 N 15-03-14/05-12954, в котором даны рекомендации по внесению исправлений в листки нетрудоспособности (раздел "Заполняется работодателем").
Период, в течение которого в дефектные листки нетрудоспособности можно внести исправления, законодательством о страховых взносах не установлен. Этот факт отмечен, например, в Апелляционном определении Иркутского областного суда от 08.06.2012 по делу N 33-4741/12 и Постановлении ФАС ЗСО от 09.08.2010 N А27-25351/2009.
Соответственно, если все допущенные недочеты в оформлении листков временной нетрудоспособности страхователем будут устранены, фонд ФСС должен возместить (зачесть) ему средства, потраченные на выплату пособий по социальному страхованию.
Между тем, помимо указанного (желательного для налогоплательщика) сценария развития событий, возможен иной более жесткий вариант: ревизоры территориального фонда ФСС могут отказать работодателю в возмещении расходов, если листки временной нетрудоспособности будут оформлены с нарушением установленного порядка. Заметим, от подобного отказа не застрахован ни один работодатель, поскольку поводом для него могут служить разные причины, в том числе формальные. А последствий такого отказа, с которыми страхователю неизбежно приходится иметь дело, несколько, начиная от обязанности уплатить недоимку и пени (а возможно, и штраф) до внесения корректировок в учет и отчетность*(2).
К сведению. Выплаченные страхователем пособия по социальному страхованию уменьшают сумму платежей, исчисленных к уплате за отчетный период. Если эти суммы не приняты фондом ФСС к возмещению, у страхователя автоматически возникает недоимка по страховым взносам. Выявление недоимки, в свою очередь, приводит к обязанности страхователя уплатить соответствующую сумму пеней (ст. 25 Закона о страховых взносах*(3) и ст. 22.1 Закона об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве*(4)).
Также страхователь может быть оштрафован за занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов (ст. 47 Закона о страховых взносах и ст. 19 Закона об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве). Размер штрафа составит 20% от неуплаченной суммы взносов, а в случае умышленных действий со стороны страхователя он удваивается.
Страхователь, конечно, может предпринять попытку оспорить этот отказ, поскольку исходя из п. 4 ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ*(5) страховщик в лице территориального фонда ФСС имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам в случаях, если они произведены:
- с нарушением страхователем (работодателем) законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- без подтверждающих документов;
- на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов (см. также п. 18 Положения о ФСС*(6)).
Очевидно, что формулировка основания отказа "неправильное оформление листков временной нетрудоспособности и выдача их с нарушением установленного порядка" допускает весьма широкое толкование. И, как показывает анализ арбитражной практики, далеко не каждое нарушение порядка оформления больничного листа влечет за собой отказ в возмещении расходов на выплату пособия.
Так, по мнению ФАС ДВО, неточное указание названия общества в листках временной нетрудоспособности не может являться основанием для непринятия фондом расходов общества на цели обязательного социального страхования (Постановление от 18.04.2012 N Ф03-904/2012).
Помимо названного недочета, как основания для отказа в возмещении расходов, можно привести другие примеры, аналогичные указанному:
- отсутствие записи в журнале выписки листков нетрудоспособности (Постановление ФАС ЗСО от 05.07.2012 N А27-2716/2012*(7));
- листки нетрудоспособности выданы не в день выписки из стационара, а в день поступления. Не указана специальность медицинского работника (Постановление ФАС МО от 10.04.2012 N А40-13739/10-145-68).
И вот появилось Постановление Президиума ВАС РФ от 11.12.2012 N 10605/12, в котором страхователь оспорил решение, принятое в Постановлении ФАС ВСО от 18.04.2012 N А33-11561/2011. Выводы, сделанные высшими арбитрами в Постановлении N 10605/12, полагаем, будут весьма полезны для многих страхователей.
В рассмотренном в постановлении споре основанием для отказа ревизоров фонда ФСС в возмещении расходов стал выявленный факт нарушения медицинским учреждением порядка лицензирования. Как следует из материалов дела, листок временной нетрудоспособности был выдан подразделением центральной районной больницы, не поименованным в лицензии этого медучреждения.
Коллегия судей ВАС, направляя это дело на пересмотр в порядке надзора, указала следующее.
Отсутствие у медицинского учреждения лицензии, в случае если его деятельность соответствует лицензионным требованиям и оказание медицинских услуг предусмотрено его уставом, является формальным и не может быть основанием непринятия фондом к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования*(8).
Сам по себе факт выдачи листков нетрудоспособности структурным подразделением медицинского учреждения, не поименованным в имеющейся у него лицензии, при наличии иных условий для получения гражданами пособия по временной нетрудоспособности не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов*(9).
Кроме того, коллегия судей ВАС подчеркнула: в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ органы ФСС начиная с 01.01.2010 наделены правом предъявлять иски к медицинским учреждениям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который, в отличие от страховщика (фонда ФСС), правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.
Президиум ВАС в Постановлении N 10605/12 с указанными аргументами коллегии судей ВАС согласился, добавив, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении, могут быть пересмотрены на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ.
Иными словами, нарушение медучреждением требований законодательства о порядке выдачи листка временной нетрудоспособности благодаря позиции высших арбитров более не является надлежащим основанием для отказа ФСС в возмещении расходов работодателю.
В завершение добавим, что выводы, сделанные ранее тем же ФАС ВСО в Постановлении от 29.02.2012 N А33-5137/2011 при рассмотрении спора, возникшего при аналогичных обстоятельствах, коллегия судей ВАС сочла верными, отказав в передаче дела на пересмотр в порядке надзора (Определение от 15.05.2012 N ВАС-6091/12).
О.П. Гришина,
редактор журнала
"Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 6, март 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н.
*(2) О том, как внести поправки в отчетность и скорректировать бухгалтерские записи, читайте в статье "Больной вопрос, или Отказ ФСС в возмещении расходов" (журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 7, 2013).
*(3) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(4) Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
*(5) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
*(6) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101.
*(7) Определением ВАС РФ от 04.09.2012 N ВАС-11263/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
*(8) Указанная позиция приведена, например, в Постановлении ФАС УО от 01.11.2010 N Ф09-8411/10-С2.
*(9) Такая позиция изложена, в частности, в Постановлении ФАС ДВО от 12.12.2006 N Ф03-А04/06-1/4318.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"