Должен ли собственник нежилого помещения платить за содержание общего имущества многоквартирного дома (лифт, уборка подъездов и т.д.), если данное помещение находится в пристройке и имеет отдельный вход?
Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Соответственно, статьей 39, частью 1 ст. 158 ЖК РФ на собственников помещений в многоквартирном доме возлагается обязанность нести расходы, в том числе на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт. Подобное положение согласуется с нормами ст.ст. 210, 249 ГК РФ, в силу которых собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором; каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
От несения бремени расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома собственника помещения в этом доме не освобождает даже отсутствие договорных отношений с управляющей компанией (смотрите, к примеру, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21.09.2012 N Ф04-3601/12 по делу N А46-14860/2011, ФАС Поволжского округа от 12.10.2011 N Ф06-8894/11, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2012 N 12АП-1781/12).
Таким образом, для решения вопроса о том, обязан ли собственник пристроенного нежилого помещения нести расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома, необходимо установить, является ли он участником общей долевой собственности на это имущество. Таковым он будет в силу закона (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ), если принадлежащее ему пристроенное нежилое помещение входит в состав многоквартирного дома.
Рассматривая споры относительно самостоятельности пристроенного нежилого помещения и многоквартирного дома как объектов недвижимости, суды исходят из таких признаков, как наличие у них отдельных входов, связанность их общими коммуникациями, отсутствие совместно обслуживаемых помещений, в том числе подвальных, общего фундамента, наружных ограждающих стен и кровли (смотрите постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11.10.2007 N А17-315/5-2007, ФАС Центрального округа от 08.10.2008 N А14-3211/2008/107/23).
Следовательно, собственник пристроенного нежилого помещения обязан нести расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома, если исходя из технических параметров жилого дома можно сделать вывод о том, что пристрой не является самостоятельным объектом недвижимости, а вместе с жилым домом выступает единым комплексом с общими сетями и коммуникациями, то есть является конструктивной частью многоквартирного дома (смотрите постановления ФАС Дальневосточного округа от 25.02.2009 N Ф03-271/2009, ФАС Северо-Западного округа от 23.09.2009 N А05-12238/2008).
При этом фактическое неиспользование собственником пристроенного нежилого помещения общего имущества дома не является основанием для освобождения его от участия в таких расходах (смотрите постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.09.2010 по делу N А53-555/2010).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
18 апреля 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.