Имеет ли право прокуратура назначить внеплановую проверку предприятия общественного питания на основании заявления гражданина?
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона N 2202-1*(1) в органах прокуратуры на основании их полномочий разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Из пункта 2 данной статьи следует, что поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, установленные Приказом Генпрокуратуры РФ от 30.01.2013 N 45.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона N 2202-1 предметом надзора органа прокуратуры являются:
- соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2 ст. 21 Федерального закона N 2202-1). Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 9.1, 22, 27, 30, 33 настоящего закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1 ст. 6 Федерального закона N 2202-1).
В силу п. 1 ст. 22 данного закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
- при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 настоящего закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Так, например, в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 20.12.2012 N А28-5355/2012 после обращения посетителя кафе в прокуратуру она направила обращения в Роспотребнадзор, Департамент развития предпринимательства и торговли, государственную инспекцию труда с просьбой о выделении сотрудников в качестве специалистов для проведения совместной выездной проверки кафе. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что проверка, проведенная прокуратурой совместно с представителями контролирующих органов на основании обращения посетителя, была проведена при наличии предусмотренного п. 2 ст. 21 Федерального закона N 2202-1 основания для ее проведения в рамках надзора за исполнением закона.
В Постановлении ФАС УО от 15.02.2013 N Ф09-13176/12 поводом для проверки послужило поступившее в прокуратуру анонимное обращение, содержащее информацию о многочисленных нарушениях законодательства, допущенных обществом, в том числе о нарушениях норм пожарной безопасности. Проверка также была проведена с привлечением специалистов, в частности МЧС. Арбитры, признавая ее законность, отметили, что поводом для осуществления прокурорского надзора путем проведения прокурорской проверки является любого рода информация, поступающая в прокуратуру: заявления, жалобы и иные обращения, материалы средств массовой информации, контролирующих органов, уголовных, гражданских и арбитражных дел, иные материалы, а также результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, непосредственное обнаружение прокурором правонарушений и т.д.
При этом судьи отметили, что в силу положений пп. 3 п. 3 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ*(2) при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), а также при проведении административного расследования положения данного закона не применяются. Более того, по мнению суда, при проведении проверки прокурор действовал в пределах полномочий, предоставленных ст. 21, 22 Федерального закона N 2202-1, в силу которых он при исполнении надзора за исполнением законов, действующих на территории РФ, на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах их нарушения, требующих принятия мер прокурором, вправе требовать от должностных лиц органов контроля выделения необходимых специалистов для выяснения возникших вопросов, а также проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В Постановлении от 18.01.2013 N Ф03-6395/2012 ФАС ДВО также пришел к выводу, что проверка финансово-хозяйственной деятельности общества проводилась органами прокуратуры в рамках осуществления прокурорского надзора.
В соответствии с п. 4.1 Приказа Генпрокуратуры РФ N 45 порядок проверки обращений и запросов, обеспечивающий наиболее объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение поставленных в них вопросов, определяется руководителями соответствующих прокуратур. Вышеназванные нормы законов и примеры арбитражной практики приводят к выводу, что при наличии существенных оснований к этому есть риск того, что прокуратура может назначить внеплановую проверку предприятия общественного питания на основании заявления гражданина.
В.А. Кузнецова,
эксперт журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 апреля 2013 г.
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2013 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре РФ".
*(2) Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"