О некоторых вопросах признания ветеранами боевых действий граждан Российской Федерации и предоставления им мер социальной поддержки
В прекрасном советском фильме "Офицеры" есть знаменательная фраза, как нельзя лучше характеризующая цель и суть профессиональной воинской деятельности русских солдат и офицеров во все века существования России: "Есть такая профессия, взводный, - Родину защищать!". И это обычно понималось и понимается сейчас как защита территории нашего Отечества - России от вооруженного нападения на него внешнего агрессора.
Однако в XX в. в связи с развитием такого понятия, как "геополитика", у всех развитых стран мира появилась и постоянно совершенствуется государственная функция защиты их граждан и национальных интересов за рубежом, на территориях других государств. И нередко такая защита граждан и национальных интересов государства бывает сопряжена с применением его воинских формирований или отдельных военных специалистов в боевых действиях на территории другого государства. Ярким примером этого является многострадальный Афганистан, где в 80-е гг. XX в. воевали в целях "исполнения интернационального долга" советские войска, а сейчас "насаждают демократию" войска НАТО во главе с США.
И безусловно, что в разных странах по-разному подходят к реализации такой государственной функции. Так, к примеру, в ряде зарубежных стран (США, Франция и др.) создан через государственные (Иностранный легион - во Франции) или частные коммерческие структуры институт наемников, в ряды которых принимают граждан этих и/или других государств, не являющихся на момент приема кадровыми военными. В других случаях, особенно в последнее время, во многих странах в этих целях все чаще применяют и кадровых военных, состоящих в штатах вооруженных сил. Но, несмотря на их разный правовой статус, за их участие в боевых действиях за рубежом эти граждане получают большие денежные оклады, им установлены большие страховые премии в случае их ранения или гибели, и все это обеспечивает им (и их семьям) после таких "зарубежных командировок" хорошее материальное благосостояние. Кадровым военным к тому же в ряде стран за их участие в боевых действиях за рубежом установлены и очень значимые социальные льготы (гражданство государства - для граждан из других стран, бесплатное престижное образование, хорошая и высокооплачиваемая работа, льготы по медицинскому обслуживанию и т.п.).
В СССР во второй половине XX в. кадровые военные также широко привлекались для защиты за рубежом национальных и интернациональных интересов, в том числе участвовали в боевых действиях по защите других государств от иностранной агрессии (Вьетнам, Корея и др.) или в гражданских войнах внутри иностранных государств (в статусе военных советников или специалистов либо в статусе миротворцев и международных наблюдателей).
Однако высшим руководством Советского Союза по политическим и иным причинам участие военнослужащих СССР в боевых действиях за рубежом, как правило, либо вообще официально не признавалось, либо занижалось. Более того, как выяснилось в ходе исторического развития нашей страны, бывшие лидеры СССР допустили ряд политических ошибок, из-за чего участие военнослужащих СССР в боевых действиях на территориях ряда других стран было ненужным и неоправданным (к примеру, подавление демократических выступлений народных масс в Прибалтике, в Венгрии и Чехословакии, война в Афганистане) и что сейчас незаслуженно бросает тень на воинские подвиги простых солдат и офицеров, которые, будучи обмануты лицемерными призывами о защите завоеваний социализма и об интернационализме, доблестно воевали за рубежом. Как считает автор, всю ответственность (в том числе и моральную) за эти политические ошибки и их последствия по справедливости должны нести те политические лидеры, которые их допустили.
Следует констатировать, что в силу указанного у нас в СССР, а затем и в России, в отличие от зарубежных капиталистических стран, участие военнослужащих и других граждан в боевых действиях по защите национальных интересов России (СССР) на территориях других государств и на Кавказе, и даже случаи их гибели и тяжелых ранений при этом государство материально компенсировало очень незначительно. К тому же из-за коррупции чиновников государственных органов, даже незначительные по размеру материальное вознаграждение за участие в боевых действиях и страховые премии за ранения и гибель для многих военнослужащих и членов их семей были часто реально недоступными и формальными (достаточно вспомнить проблемы 90-х и начала 2000-х гг. с получением "боевых" и страховых выплат).
В связи с вышесказанным значительным шагом в улучшении правового положения участников и инвалидов боевых действий было принятие в России 12 января 1995 г. Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ), которым указанным категориям граждан, а также членам их семей в случае смерти (гибели) этих граждан был предоставлен ряд важных социальных гарантий и установлены меры социальной поддержки.
Для лучшего уяснения рассмотрим ряд норм и положений Закона N 5-ФЗ:
В ст. 3 Закона N 5-ФЗ перечислены категории граждан Российской Федерации, относимых к ветеранам боевых действий. Это:
- военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
- военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г., в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1957 г.;
- военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;
- военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;
- лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий;
- лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 г., отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.
Таким образом, ветеранами боевых действий реально могут быть признаны не только военнослужащие, но и ряд других граждан, в том числе даже те, кто непосредственно не принимал участия в боевых действиях, но находился на территориях других государств в период ведения там боевых действий: обеспечивал их ведение (например, гражданские водители или члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, доставлявшие в зону боевых действий продовольствие, горючее и т.п.) либо обслуживал воинские части в зоне боевых действий (например, гражданский повар в солдатской столовой, санитарка в военном госпитале и т.п.). Но не все, а только те, кто получил в связи с этим ранения, контузии или увечья либо был награжден орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении боевых действий.
А в разд. III приложения к Закону N 5-ФЗ указан перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан СССР и Российской Федерации:
Боевые действия в Алжире: 1962-1964 гг.
Боевые действия в Египте (Объединенная Арабская Республика):
- с октября 1962 г. по март 1963 г.; июнь 1967 г.; 1968 г.; с марта 1969 г. по июль 1972 г.; с октября 1973 г. по март 1974 г.;
- с июня 1974 г. по февраль 1975 г. (для личного состава тральщиков Черноморского и Тихоокеанского флотов, участвовавших в разминировании зоны Суэцкого канала).
Боевые действия в Йеменской Арабской Республике: с октября 1962 г. по март 1963 г.; с ноября 1967 г. по декабрь 1969 г.
Боевые действия во Вьетнаме: с января 1961 г. по декабрь 1974 г., в том числе для личного состава разведывательных кораблей Тихоокеанского флота, решавших задачи боевой службы в Южно-Китайском море.
Боевые действия в Сирии: июнь 1967 г.; март-июль 1970 г.; сентябрь-ноябрь 1972 г.; октябрь 1973 г.
Боевые действия в Анголе: с ноября 1975 г. по ноябрь 1992 г.
Боевые действия в Мозамбике: 1967-1969 гг.; с ноября 1975 г. по ноябрь 1979 г.; с марта 1984 г. по август 1988 г.
Боевые действия в Эфиопии: с декабря 1977 г. по ноябрь 1990 г.; с мая 2000 г. по декабрь 2000 г.
Боевые действия в Афганистане: с апреля 1978 г. по 15 февраля 1989 г.
Боевые действия в Камбодже: апрель-декабрь 1970 г.
Боевые действия в Бангладеш: 1972-1973 гг. (для личного состава кораблей и вспомогательных судов Военно-Морского Флота СССР).
Боевые действия в Лаосе: с января 1960 года по декабрь 1963 г.; с августа 1964 г. по ноябрь 1968 г.; с ноября 1969 г. по декабрь 1970 г.
Боевые действия в Сирии и Ливане: июнь 1982 г.
Боевые действия в Республике Таджикистан: сентябрь-ноябрь 1992 г.; с февраля 1993 г. по декабрь 1997 г.
Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г.
Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с 8 по 22 августа 2008 года.
Автор обращает внимание на то, что законодатели для признания гражданина ветераном боевых действий к формулировке в документах: "участие в боевых действиях" юридически приравняли и другие формулировки:
1) Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. N 158-ФЗ - формулировки:
- "выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта" - но только для строго ограниченного периода: с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. и для строго ограниченных территорий: Чеченская Республика и прилегающие к ней территории, которые в тот период официально были отнесены к зоне вооруженного конфликта;
- "выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона" - здесь временной период ограничен только началом (с 1 августа 1999 г.) и не ограничен конечной датой. Территориальное же ограничение лишь одно - территориальные границы Северо-Кавказского региона.
Таким образом, признания ветеранами боевых действий могут добиваться не только те граждане, которые уже "выполнили задачи в ходе контртеррористических операций" на территории Северо-Кавказского региона начиная с августа 1999 года по настоящее время, но и те, которые будут выполнять такие задачи в дальнейшем. Причем такое право имеют не только военнослужащие, но и иные граждане, указанные в ст. 3 Закона N 5-ФЗ;
2) Федеральным законом от 17 декабря 2009 г. N 311-ФЗ - формулировку:
- "выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия", но также только для строго ограниченного периода времени: с 8 по 22 августа 2008 г.
Защищая свои права в государственных органах России на признание их ветеранами боевых действий, военнослужащие и другие граждане Российской Федерации, реально имеющие такое право, могут руководствоваться позицией Конституционного Суда Российской Федерации, который в постановлении от 15 ноября 2011 г. N 24-П указал: "По смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи*(1), защита Отечества не сводится к обязанности несения военной службы или участию в отражении внешней агрессии, а, будучи также моральным обязательством, проистекающим из любви и уважения к Родине, своему народу, своим близким, является конституционным императивом, который определяет поведение гражданина, в том числе в случае вооруженных посягательств на основы конституционного строя Российской Федерации, ее суверенитет и территориальную целостность. Из этого следует, что выполнение гражданином Российской Федерации конституционного долга по защите Отечества возможно как посредством несения военной службы, так и в других формах (здесь и далее в цитате выделено мной. - П.И.)" и "Для наделения статусом ветерана боевых действий... необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 данной статьи*(2) (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники других федеральных органов исполнительной власти), и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации... При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки".
Следует заметить, что длительное время военнослужащие и граждане, работавшие в воинских частях Российской Федерации, расположенных на территории иностранного государства - Республики Таджикистан, и фактически в той или иной мере реально принимавшие участие в боевых действиях на его территории в 90-х гг. XX в. в целях защиты национальных интересов России, не могли добиться в военкоматах и других государственных органах и даже в судах Российской Федерации признания их ветеранами боевых действий. Но в 2011 г. законодатель устранил эту несправедливость и Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 307-ФЗ дополнил в разд. III приложения к Закону N 5-ФЗ новым абзацем: "Боевые действия в Республике Таджикистан: сентябрь-ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года".
Тем не менее, и в настоящее время многих военнослужащих и других граждан, в эти периоды реально участвовавших в боевых действиях на территории Республики Таджикистан, нередко чиновники до сих пор не признают ветеранами боевых действий, что фактически обусловлено юридической коллизией между формулировкой Закона N 5-ФЗ: "боевые действия" и формулировками в документах тех периодов (в боевых приказах, в справках и других записях): "участвовал в выполнении задач в условиях чрезвычайного (военного) положения на территории Республики Таджикистан" и другими подобными записями. В борьбе с таким бюрократическим произволом тыловых чиновников автор советует указанным гражданам для защиты их прав выдвигать в судах требование о признании судом, по аналогии закона, подобных формулировок об "участии в выполнении задач" в справках, приказах и других документах заявителя аналогичными формулировке Закона N 5-ФЗ: "участвовал в боевых действиях".
Как уже указывалось, участие в боевых действиях бывает сопряжено с получением военнослужащими и другими гражданами ранений различной степени тяжести или заболеваний, что, в свою очередь, нередко приводит к их инвалидности. В связи с этим в ст. 4 Закона N 5-ФЗ указана такая особая категория ветеранов, как "инвалиды боевых действий" ("инвалиды войны"), к которым относятся:
- военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в Законе N 5-ФЗ;
- лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий.
Статьей 14 Закона N 5-ФЗ установлены меры социальной поддержки для инвалидов боевых действий (инвалидов войны):
- льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;
- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Закона N 5-ФЗ. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
- внеочередная установка квартирного телефона;
- преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
- оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;
- оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими; инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом инвалидов войны производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда;
- сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (в том числе ежегодное диспансерное обследование) в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае если инвалид войны приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми ему установлено, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной ч. 6 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ;
- прием вне конкурса для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-I*(3), в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также для получения профессиональной подготовки в образовательные учреждения и образовательные подразделения организаций, имеющих соответствующие лицензии, выплата специальных стипендий, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, студентам из числа инвалидов войны, обучающимся в указанных образовательных учреждениях;
- обучение по месту работы на курсах переподготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя;
- использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 60 календарных дней в году. Инвалидам войны I и II групп при недостаточности ежегодного и ежегодного дополнительного отпусков для лечения и проезда в санаторно-курортные организации и обратно разрешается выдавать листки временной нетрудоспособности на необходимое число дней и производить выплату пособий по государственному социальному страхованию независимо от того, кем и за чей счет предоставлена путевка;
- внеочередное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания;
- внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.
Следует отметить, что указанные меры социальной поддержки инвалидов боевых действий распространяются и на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Но на граждан, инвалидность которых обусловлена катастрофой на Чернобыльской АЭС, эти меры социальной поддержки не распространяются, поскольку такие льготы предоставляются гражданам при наличии формулировки инвалидности "военная травма"*(4).
Ветеранам же боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1-4 п. 1 ст. 3 Закона N 5-ФЗ, в соответствии со ст. 16 указанного Закона предоставляются следующие меры социальной поддержки:
- льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;
- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Закона N 5-ФЗ. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
- оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;
- первоочередная установка квартирного телефона;
- преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
- сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае если ветеран боевых действий приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной ч. 6 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ. При этом, ветеранам, которые приобрели протез за собственный счет до 1 февраля 2011 г., выплачивается компенсация в порядке, установленном Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, независимо от даты обращения за этой компенсацией;
- использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;
- преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта;
- обучение по месту работы на курсах переподготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя;
- прием вне конкурса для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-I*(5), в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также для получения профессиональной подготовки в образовательные учреждения и образовательные подразделения организаций, имеющих соответствующие лицензии, выплата специальных стипендий, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, студентам из числа ветеранов боевых действий, обучающимся в указанных образовательных учреждениях.
Следует отметить, что определением Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 г. N 502-О указано, что положение п. 11 ст. 44 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, которым признан утратившим силу подп. 13 п. 1 ст. 16 Закона N 5-ФЗ, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающее обязанность государства посредством совместного участия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обеспечить ранее имевшим право на бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования ветеранам боевых действий как лицам с особым правовым статусом, вытекающим из признания их заслуг перед Отечеством, поддержку для реализации ими в рамках новой системы социальной защиты возможности беспрепятственного пользования услугами городского транспорта общего пользования, форма которой подлежит установлению с учетом совокупного объема предоставленных указанным лицам в натуральной и денежной формах мер социальной поддержки на уровне Российской Федерации и на уровне конкретного субъекта Российской Федерации.
Для ветеранов боевых действий из числа лиц (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавших воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, и получивших в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденных орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий, Законом N 5-ФЗ (ч. 2 ст. 16) установлены следующие меры социальной поддержки:
- сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации;
- преимущество при приеме в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, установке квартирного телефона;
- использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;
- обучение по месту работы на курсах переподготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя;
- выплата специальных стипендий, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, студентам из числа ветеранов боевых действий, обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях профессионального образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-I*(6);
- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов боевых действий в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Закона N 5-ФЗ. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
А ветеранам боевых действий из числа лиц, направлявшихся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 г. по декабрь 1989 г., отработавшим установленный при направлении срок либо откомандированным досрочно по уважительным причинам, предоставляются следующие меры социальной поддержки (п. 3 ст. 16 Закона N 5-ФЗ):
- при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации;
- преимущество при приеме в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, установке квартирного телефона;
- использование ежегодного отпуска в удобное для них время.
Большая социальная значимость Закона N 5-ФЗ состоит и в том, что его ст. 21 установлены меры социальной поддержки не только для самих инвалидов и ветеранов боевых действий, но и для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны и ветеранов боевых действий. Но эти меры социальной поддержки реально предоставляются не всем, а только лишь нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
- льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;
- преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Закона N 5-ФЗ. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
- сохранение обслуживания в поликлиниках и медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены при жизни погибшего (умершего) в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;
- оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации); лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом семей погибших (умерших) производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда. Указанные меры социальной поддержки предоставляются независимо от того, кто из членов семьи погибшего (умершего) является нанимателем (собственником) жилого помещения;
- при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение по последнему месту работы погибшего (умершего) путевками в санаторно-курортные организации;
- первоочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому супруги (супруга) погибшего (умершего).
Следует знать, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы вышеуказанные меры социальной поддержки предоставляются:
- родителям погибшего (умершего) инвалида войны и ветерана боевых действий;
- супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
При этом, меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Указанные меры социальной поддержки также предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.
Статьей 23.1 Закона N 5-ФЗ рассматриваемым в настоящей статье категориям граждан установлена ежемесячная денежная выплата в размере:
- инвалидам войны - 3088 руб.;
- ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1-4 п. 1 ст. 3 Закона N 5-ФЗ, - 1699 руб.;
- членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, ветеранов боевых действий - 927 руб.
Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции. Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В ст. 23.2 Закона N 5-ФЗ указано, что Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, полномочия по обеспечению жильем вышеуказанных категорий инвалидов и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций субъектам Российской Федерации на обеспечение жильем следующих категорий граждан:
- инвалидов боевых действий, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
- ветеранов боевых действий;
- членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий.
По письменным заявлениям указанных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., обеспечение их жильем может осуществляться как путем предоставления им жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), так и путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. При этом, определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения вышеуказанным гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 г., устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Погребение погибших (умерших) ветеранов боевых действий, инвалидов войны производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Расходы, связанные с подготовкой к перевозке и перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации о ветеранах.
Ветераны боевых действий имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных Законом N 5-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.
Реализация мер социальной поддержки ветеранов боевых действий осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 3 и 28 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ (далее также - Закон) Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по установлению и регулированию порядка выдачи удостоверений ветеранов боевых действий.
Во исполнение указанных полномочий Правительство Российской Федерации 19 декабря 2003 г. издало Постановление N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" (далее - Постановление N 763), которым были утверждены единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий; описание бланка удостоверения ветерана боевых действий и Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий. И в Законе, и в Постановлении N 763 было определено, что меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г.
Постановлением N 763 также определено, что выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца осуществляется:
- лицам, указанным в подп. 1-6 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", кроме гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории Союза ССР и территориях других государств с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г., - федеральными органами исполнительной власти, направлявшими (привлекавшими) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий;
- гражданским лицам, участвовавшим в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории Союза ССР и территориях других государств с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г., - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной Постановлением N 763, установлено, что удостоверение ветерана боевых действий является документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, и его выдача производится ветеранам под расписку в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Удостоверение подписывается выдавшим его должностным лицом и заверяется печатью. Фотография предъявителя удостоверения также заверяется печатью. При заполнении удостоверения записи в строках "Наименование государственного органа, выдавшего удостоверение", "Фамилия", "Имя", "Отчество" производятся полностью, без каких-либо сокращений.
Выданные удостоверения регистрируются в книге учета удостоверений ветерана боевых действий, которая должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена подписью должностного лица, выдавшего удостоверение, и печатью.
Если удостоверение придет в негодность или будет утрачено, по заявлению ветерана и на основании соответствующих подтверждающих документов может быть выдан его дубликат. При этом, основанием для выдачи дубликата являются документы, бывшие основанием для первоначальной выдачи удостоверения ветерана боевых действий либо подтверждающие факт его выдачи.
При заполнении пустой строки после слов: "Предъявитель настоящего удостоверения имеет права и льготы, установленные пунктом __" делается запись "1", если предъявитель относится к лицам, указанным в подп. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", или запись "2", если предъявитель относится к лицам, указанным в подп. 5 п. 1 ст. 3 Закона, или запись "3", если предъявитель относится к лицам, указанным в подп. 6 п. 1 ст. 3 Закона.
В Вооруженных Силах Российской Федерации порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий установлен и регулируется приказами Министра обороны Российской Федерации.
До недавнего времени по данному вопросу действовали приказы Министра обороны Российской Федерации "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 2 ноября 2009 г. N 1177 и "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. N 1177" от 16 декабря 2010 г. N 1828.
В целях совершенствования правового регулирования порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министр обороны Российской Федерации 11 августа 2012 г. издал новый приказ - N 2288 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 сентября 2012 г., регистрационный номер 25551) "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации".
В соответствии с Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок) в целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий (далее - удостоверение) образованы:
- в военных округах, на флотах, в войсковой части 45807 - комиссии военных округов, флотов, войсковой части 45807 по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветерана боевых действий (далее - комиссия);
- в центральных органах военного управления Министерства обороны Российской Федерации (далее - центральные органы военного управления) - центральная комиссия Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветерана боевых действий (далее - центральная комиссия). На центральную комиссию возлагается руководство работой всех комиссий, контроль за их деятельностью.
Адреса комиссий:
1. Центральная комиссия Министерства обороны Российской Федерации: 119160, г. Москва.
2. Комиссия Западного военного округа: 191055, г. Санкт-Петербург, Д-55.
3. Комиссия Южного военного округа: 344026, г. Ростов-на-Дону, просп. Буденного, 43.
4. Комиссия Центрального военного округа: 620219, г. Екатеринбург, ГСП-184.
5. Комиссия Восточного военного округа: 680038, г. Хабаровск-38.
6. Комиссия Северного флота: 184600, г. Североморск.
7. Комиссия Тихоокеанского флота: 690100, г. Владивосток-100.
8. Комиссия Балтийского флота: 263015, г. Калининград-15.
9. Комиссия Черноморского флота: 99050, г. Севастополь-50.
10. Комиссия войсковой части 45807: 119160, г. Москва.
Центральная комиссия (комиссия) состоит из председателя, заместителя председателя и членов центральной комиссии (комиссии). Количество членов центральной комиссии (комиссии) должно быть нечетным и составлять:
- для центральной комиссии - не менее 11 человек;
- для комиссий военных округов, воинской части - не менее 7 человек.
В состав центральной комиссии (комиссий) включаются представители финансовых, юридических, медицинских служб и кадровых органов, а также других органов и служб по решению должностных лиц, подписавших приказы об образовании центральной комиссии (комиссий). Этими же приказами для выполнения текущей работы из числа членов комиссий назначается секретариат в количестве 2-3 человек.
При рассмотрении в центральной комиссии (комиссиях) более 300 обращений в месяц создаются подкомиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее - подкомиссии). Количество подкомиссий, их состав и численность определяются по решению должностного лица, подписавшего приказ об образовании комиссии, при этом количество членов подкомиссии не должно превышать установленное для центральной комиссии (комиссии).
Центральная комиссия (комиссия) осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, утверждаемым председателем центральной комиссии (комиссии). При этом заседания центральной комиссии (комиссии) проводятся в сроки, определяемые председателем центральной комиссии (комиссии), но не реже одного раза в месяц. Заседания центральной комиссии (комиссии) проводит председатель центральной комиссии (комиссии), а в его отсутствие - заместитель председателя центральной комиссии (комиссии).
Решение центральной комиссии (комиссии) о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений принимается большинством голосов и оформляется протоколом заседания центральной комиссии (комиссии). О месте, дате и времени проведения заседания центральной комиссии (комиссии) члены центральной комиссии (комиссии) уведомляются секретариатом центральной комиссии (комиссии).
В таком же порядке организуется деятельность подкомиссий. Председатели подкомиссий являются заместителями председателей комиссий и в своей деятельности руководствуются их указаниями.
Организационное и техническое обеспечение деятельности центральной комиссии осуществляется Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации (далее - Главное управление кадров), комиссий - соответствующими кадровыми органами. Главное управление кадров обеспечивает бланками удостоверений кадровые органы военных округов, флотов и войсковой части 45807 (далее - кадровые органы) в соответствии с поданными ими заявками.
Выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подп. 1-6 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" (за исключением гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г.), направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР).
Для получения удостоверения личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации направляет обращения (военнослужащие - рапорт по команде, лица гражданского персонала - заявление в произвольной форме на имя непосредственного начальника):
- в центральную комиссию - проходящие военную службу (работающие) в структурных подразделениях центральных органов военного управления (кроме войсковой части 45807 и непосредственно подчиненных ей воинских частей) и в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, им подчиненных, проходящие военную службу (работающие) в главных командованиях видов Вооруженных Сил Российской Федерации и командованиях родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (кроме органов военного управления, воинских частей и организаций), а также граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
- в комиссии - проходящие военную службу (работающие) в воинских частях и организациях военных округов, флотов, войсковой части 45807 и непосредственно подчиненных ей воинских частях, проходящие военную службу (работающие) в воинских частях и организациях видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Иные лица для получения удостоверения обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства), а лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, - по месту нахождения исправительного учреждения. Военные комиссариаты после проверки документов, приложенных к обращению, направляют их для рассмотрения в комиссию военного округа, в состав которого они включены.
Для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, указываются:
- для военнослужащих - личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разд. III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах");
- для иных лиц - личный номер (при наличии), воинское звание в запасе, в отставке (при наличии), дата рождения, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разд. III указанного Перечня.
К обращению прилагаются две фотографии размером 3 x 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта либо документа, удостоверяющего личность, и документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач):
- для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал;
- для лиц, выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал;
- для лиц, принимавших участие в боевых действиях в Республике Таджикистан, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, другие документы, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо реализованный наградной материал;
- для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разд. III названного Перечня, за исключением территорий, указанных в абз. 5, 6 и 7 п. 9 Порядка, - документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР;
- для иных лиц, не указанных выше, - документы, определенные Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 ноября 2000 г., регистрационный номер 2448).
К реализованному наградному материалу относятся: копия орденской книжки (удостоверения к государственной награде (награде) либо выписка из соответствующего указа (приказа) о награждении. При этом в обязательном порядке представляется копия наградного листа (представления к награждению) либо выписка из наградного листа (представления к награждению), подтверждающего факты непосредственного участия в боевых действиях (выполнения задач).
Ответственность за подготовку документов (направление запросов для розыска документов), прилагаемых к обращению, возлагается:
- для военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации - на непосредственных командиров (начальников);
- для иных лиц - на военных комиссаров по месту постановки на воинский учет (по месту жительства обратившегося либо по месту нахождения исправительного учреждения, в котором отбывает наказание обратившийся).
Перед направлением обращения заявителя с приложенными документами в центральную комиссию (комиссию) указанные должностные лица обязаны проверить заявление (рапорт) с приложенными документами на предмет соответствия их требованиям нормативных актов. А в случае отсутствия у заявителя вышеуказанных документов направить соответствующие запросы для их получения. После получения необходимых документов приложить их вместе с копиями запросов к обращению.
Обращения, поступившие в центральную комиссию (комиссию), подлежат рассмотрению в течение 30 дней со дня их регистрации. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса в связи с рассмотрением обращения председатель центральной комиссии (комиссии) может продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
По итогам рассмотрения центральная комиссия (комиссия) принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения и в соответствии с принятым решением готовит заключение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения (далее - заключение).
Заключение подписывается заместителем председателя центральной комиссии (комиссии), членами секретариата центральной комиссии (комиссии) и утверждается председателем центральной комиссии (комиссии).
При принятии решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения центральная комиссия (комиссия) руководствуется соответствующими перечнями, подготовленными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации.
В случае принятия положительного решения по итогам рассмотрения обращений лиц, указанных в п. 7 Порядка, удостоверения оформляются на основании утвержденного заключения кадровым органом, осуществляющим организационное и техническое обеспечение деятельности центральной комиссии (комиссии).
Если при рассмотрении документов, приложенных к обращению, комиссия не может принять решения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения, то обращение и документы направляются на рассмотрение в центральную комиссию для принятия решения. В этом случае срок рассмотрения обращения центральной комиссией может быть продлен до 30 дней без учета времени на его пересылку. Центральная комиссия организует проверку представленных документов и после принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения готовит заключение, которое направляется в соответствующую комиссию, представившую документы на рассмотрение. В случае принятия центральной комиссией (комиссией) решения об отказе в выдаче удостоверения заключение направляется в орган военного управления (воинскую часть, военный комиссариат), представивший обращение для рассмотрения. К заключению прилагаются документы, поступившие в центральную комиссию (комиссию) вместе с обращением.
Заполненные удостоверения подписываются начальником Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации или соответствующими начальниками кадровых органов военных округов, флотов, войсковой части 45807. Подпись и фотография заверяются печатью установленного образца.
Оформленные удостоверения учитываются в книге учета удостоверений, выдаются ветерану под расписку либо направляются для последующей выдачи в орган военного управления, воинскую часть, организацию, в которых проходит военную службу (работает) обратившийся, или в военный комиссариат по месту постановки на воинский учет (по месту жительства) гражданина, обратившегося за выдачей удостоверения, либо по месту нахождения исправительного учреждения, в котором обратившийся отбывает наказание. В случае если бланк удостоверения будет испорчен при заполнении, вместо него оформляется новый, а испорченный бланк удостоверения уничтожается в кадровом органе по акту.
После выдачи удостоверения командир (начальник) воинской части, организации или военный комиссар, его выдавший, в течение 30 суток представляет в установленном порядке для обобщения отчет в центральную комиссию (комиссию), оформлявшую удостоверение, через Главное управление кадров (кадровый орган военного округа, флота, войсковой части 45807). Комиссии обобщают отчеты и к 1 февраля года, следующего за отчетным, представляют их в установленном порядке в Главное управление кадров, которое на основании обобщенных отчетов ведет учет ветеранов боевых действий.
О выдаче удостоверения в п. 9 удостоверения личности военнослужащего Российской Федерации и в п. 13 послужного списка личного дела военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в п. 13 послужного списка личного дела офицера и прапорщика (мичмана) запаса, в п. 17 военного билета и в п. 27 учетно-послужной карточки старшины, сержанта, солдата и матроса, проходящего военную службу по призыву, в п. 27 учетно-послужной карточки старшины, сержанта, солдата и матроса запаса, проходившего военную службу по призыву и по контракту, делается запись следующего содержания: "Удостоверение ветерана боевых действий серия ______ N ___________ выдано "_____" ________________ 20______ г.".
Запись заверяется командиром (начальником) воинской части (организации Вооруженных Сил Российской Федерации), военным комиссаром, выдавшим удостоверение, или уполномоченным ими должностным лицом и печатью установленного образца.
При выдаче удостоверения лицам, пребывающим в запасе (отставке) и состоящим на воинском учете в военных комиссариатах, копия удостоверения приобщается к их личному делу.
В случае если удостоверение придет в негодность или окажется утрачено, по рапорту (заявлению) ветерана боевых действий и на основании соответствующих документов выдается его дубликат. Основанием для выдачи дубликата являются документы, бывшие основанием для первоначальной выдачи удостоверения либо подтверждающие факт его выдачи.
П.В. Ильменейкин,
юрист
"Право в Вооруженных Силах", N 3, 5, март, май 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Имеются в виду положения ст.ст. 4, 59 и 71. - Прим. авт.
*(2) Статья 25 Федерального закона "О статусе военнослужащих". - Прим. авт.
*(3) Утрачивает силу с 1 сентября 2013 г. Соответствующая мера социальной поддержки будет предоставляться в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
*(4) Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2006 года (ответ на вопрос 19).
*(5) Утрачивает силу с 1 сентября 2013 г. Соответствующая мера социальной поддержки будет предоставляться в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
*(6) Утрачивает силу с 1 сентября 2013 г. Соответствующая мера социальной поддержки будет предоставляться в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О некоторых вопросах признания ветеранами боевых действий граждан Российской Федерации и предоставления им мер социальной поддержки
Автор
П.В. Ильменейкин - юрист
"Право в Вооруженных Силах", 2013, N 3, N 5