Правила внутреннего контроля индивидуального аудитора в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
В статье рассматриваются требования и критерии системы внутреннего контроля индивидуального аудитора в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Осуществляя профессиональную деятельность на рынке аудиторских услуг, индивидуальный аудитор в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма обязан соблюдать Правила внутреннего контроля, которые являются составной частью системы внутреннего контроля индивидуального аудитора и разрабатываются в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых актов Российской Федерации:
- Федеральный закон от 07.08.01 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ);
- Инструкция о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.01 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (утверждены приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 05.10.09 N 245) (далее - Инструкция);
- Требования к Правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций) (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.12 N 667) (далее - Требования к Правилам ВК);
- Рекомендации по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок (утверждены приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 08.05.09 N 103) (далее - Рекомендации);
- Письмо Минфина России от 31.03.09 N 07-03-32/423;
- Письмо Минфина России от 13.04.09 N 07-03-32/520;
- Письмо Минфина России от 14.05.09 N 07-03-32/687;
- Письмо Минфина России от 10.07.09 N 07-03-32/1024.
Организация внутреннего контроля
Индивидуальный аудитор обязан назначить специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение и реализацию указанных Правил внутреннего контроля либо нести ответственность лично.
При работе с клиентами индивидуальный аудитор должен уделять особое внимание операциям, которые в соответствии с Законом N 115-ФЗ требуют обязательного контроля.
В соответствии со ст. 6 Закона N 115-ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю в двух случаях.
1. Если сумма, на которую такая операция совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:
А) операции с денежными средствами в наличной форме:
- снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
- покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;
- приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
- получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
- обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
- внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;
Б) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ с учетом документов, издаваемых ФАТФ, и подлежит опубликованию;
В) операции по банковским счетам (вкладам):
- размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;
- открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;
- перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;
- зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;
Г) иные сделки с движимым имуществом:
- помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
- выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
- получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
- переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;
- скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
- получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в т.ч. в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;
- предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.
Сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.
2. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Законом N 115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
В соответствии со ст. 5 Закона N 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся:
- кредитные организации;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- страховые организации и лизинговые компании;
- организации федеральной почтовой связи;
- ломбарды;
- организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
- организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в т.ч. в электронной форме;
- организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- операторы по приему платежей;
- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
- кредитные потребительские кооперативы.
Индивидуальный аудитор обязан документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер. Основаниями документального фиксирования информации являются:
- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
- выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом N 115-ФЗ;
- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Индивидуальный аудитор в установленных Законом N 115-ФЗ случаях, при наличии у него любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомляет об этом Росфинмониторинг не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления соответствующей операции (сделки).
Индивидуальный аудитор должен фиксировать и представлять в Росфинмониторинг следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами:
- вид операции и основания ее совершения;
- дата совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумма, на которую она совершена;
- сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания;
- наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;
- сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица;
- сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица;
- сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в т.ч. данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.
Индивидуальный аудитор обязан уведомлять Росфинмониторинг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные выше, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 2 ст. 7.1 Закона N 115-ФЗ).
Индивидуальный аудитор должен предоставлять информацию в Росфинмониторинг в соответствии с Инструкцией (п. 1 Инструкции).
Индивидуальный аудитор вправе передавать информацию в Росфинмониторинг как самостоятельно, так и через саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой он является, при наличии у такой СРО соглашения о взаимодействии с Росфинмониторингом (п. 2 Инструкции).
Индивидуальный аудитор не обязан вставать на учет в Росфинмониторинге.
Информация представляется в Росфинмониторинг в виде электронного формализованного сообщения, формируемого индивидуальным аудитором, подписанного (заверенного) зарегистрированной электронной цифровой подписью.
По согласованию с Росфинмониторингом информация может представляться индивидуальным аудитором в виде формализованного сообщения на бумажных носителях, удостоверенного подписями уполномоченного лица, ответственного за организацию внутреннего контроля и заверенного печатью индивидуального аудитора, по форме 4-СПД, приведенной в Приложении 1 к Инструкции.
Росфинмониторинг обеспечивает сохранность и неразглашение информации, представленной индивидуальным аудитором.
Идентификация клиентов
В соответствии со ст. 7.1 "Права и обязанности иных лиц" Закона N 115-ФЗ требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подп. 1 п. 1, пунктами 2 и 4 ст. 7 Закона N 115-ФЗ, распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
- сделки с недвижимым имуществом;
- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание организаций, обеспечение их деятельности или управление ими, а также купля-продажа организаций.
Индивидуальный аудитор обязан:
- организовать внутренний контроль в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- выполнять требования по идентификации клиентов;
- фиксировать и хранить информацию.
Индивидуальный аудитор обязан идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя и установить следующие сведения:
в отношении физических лиц:
- фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);
- гражданство, дату рождения;
- реквизиты документа, удостоверяющего личность;
- данные миграционной карты;
- реквизиты документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
- адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
- идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
в отношении юридических лиц:
- наименование;
- идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации;
- государственный регистрационный номер;
- место государственной регистрации;
- адрес местонахождения.
Индивидуальный аудитор обязан предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации выгодоприобретателей, в т.ч. по установлению в отношении них сведений.
Идентификация клиента - физического лица, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя не проводится:
- при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 руб. (за исключением случая, когда возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма);
- при осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 000 руб. либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 руб., идентификация клиента - физического лица, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя не проводятся, за исключением случая, когда возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
- при осуществлении кредитными организациями, в т.ч. с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в т.ч. электронных денежных средств, если сумма перевода не превышает 15 000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 руб. (за исключением случая, если возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).
Индивидуальный аудитор обязан систематически обновлять информацию о клиентах и выгодоприобретателях.
Список литературы
1. Федеральный закон от 30.12.08 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
2. Федеральный закон от 07.08.01 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
3. Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций) (утверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.12 N 667).
Н.А. Лосева,
д-р экон. наук, профессор, аттестованный аудитор,
ФБГОУ ВПО "Российский государственный
университет туризма и сервиса"
"Аудитор", N 5, май 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "АУДИТОР"
Выпускается с 1994 года.
Издатель: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М"
Адрес: 127282, г. Москва, ул. Полярная, д. 31В, стр. 1
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-61681 от 07.05.2015