Сообщаем о контролируемых сделках
Начиная с этого года, налогоплательщики обязаны извещать налоговые органы о совершенных ими в прошедшем календарном году контролируемых сделках. Когда и в какой налоговый орган должно быть представлено уведомление о контролируемых сделках? Какие именно сделки являются контролируемыми? Как определить величину доходов по таким сделкам? Является ли контролируемой сделка, совершенная с участием агента? Ответы на эти и другие вопросы представлены с учетом многочисленных разъяснений чиновников.
О представлении уведомления
Обязанность по уведомлению налоговых органов о совершенных контролируемых сделках установлена п. 1 ст. 105.16 НК РФ. По общему правилу крайний срок для представления уведомления - 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Федеральным законом от 05.04.2013 N 39-ФЗ введено исключение: уведомление о контролируемых сделках, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с гл. 25 НК РФ в 2012 году, должно быть направлено налогоплательщиком в налоговый орган в срок не позднее 20.11.2013 (новый п. 8.1 ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ*(1)).
Обратите внимание: основания для освобождения от исполнения обязанности по представлению уведомлений в случае совершения контролируемых сделок Налоговым кодексом не предусмотрены (Письмо Минфина РФ от 25.03.2013 N 03-01-18/9309).
Важно. Положения ст. 105.15-105.17 НК РФ до 01.01.2014 применяются при условии, что сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в 2012 году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает 100 млн. руб., а в 2013 году - 80 млн. руб. (п. 7 ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ). Таким образом, если сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами), составит менее 100 млн. руб. в 2012 году и 80 млн. руб. в 2013 году, соответствующая сделка будет являться контролируемой, но в отношении нее не подлежит применению требование о представлении уведомления о контролируемых сделках (письма Минфина РФ от 26.12.2012 N 03-01-18/10-196, 03-01-18/10-197, от 17.10.2012 N 03-01-18/8-143). Слова "несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок" означают, что это лица, являющиеся сторонами таких контролируемых сделок (письма Минфина РФ от 24.02.2012 N 03-01-18/1-16, 03-01-18/1-14).
Уведомление о контролируемых сделках по установленной форме на бумажном носителе*(2) или по установленному формату в электронной форме направляется в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика либо по месту его учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (если он отнесен к категории крупнейших). Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, представляет уведомление в налоговый орган по месту нахождения (учета) головной организации (Письмо ФНС РФ от 10.04.2013 N ОА-4-12/6612@). (Форма и формат уведомления, а также порядок заполнения формы утверждены Приказом ФНС РФ от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@.) В свою очередь, налоговый орган, получивший уведомление, в течение 10 дней направляет его в электронной форме в ФНС.
Обратите внимание: налогоплательщик должен представить в налоговый орган одно уведомление за календарный год, в котором указываются все совершенные им в этом году контролируемые сделки (письма Минфина РФ от 25.01.2013 N 03-01-18/1-14, от 27.12.2012 N 03-01-18/10-198).
Какая информация включается в уведомление?
В силу п. 3 ст. 105.16 НК РФ сведения о контролируемых сделках, фиксируемые в уведомлении, должны содержать следующую информацию:
1) календарный год, за который представляются сведения;
2) предметы сделок;
3) сведения об участниках сделок:
- полное наименование организации, а также ее ИНН (если организация состоит на учете в налоговых органах в РФ);
- Ф.И.О. индивидуального предпринимателя и его ИНН;
- Ф.И.О. и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
4) сумму полученных доходов и (или) сумму произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.
Уведомление о контролируемых сделках включает в себя:
- титульный лист, в котором указываются общие сведения о налогоплательщике;
- раздел 1А "Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)". В этом разделе отражаются сведения по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок). Если уведомление представляется в отношении нескольких неоднородных сделок, данный раздел заполняется в отношении каждой такой сделки;
- раздел 1Б "Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)". Здесь указываются сведения об обязательствах, являющихся предметом сделки;
- раздел 2 "Сведения об организации - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)" (заполняется налогоплательщиками, у которых есть контролируемые сделки с организациями);
- раздел 3 "Сведения о физическом лице - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)" (заполняют налогоплательщики, у которых есть контролируемые сделки с физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, нотариусами и другими лицами, занимающимися в установленном законодательством порядке частной практикой).
Обратите внимание: сведения о контролируемых сделках можно подготовить по группе однородных сделок (п. 4 ст. 105.16 НК РФ). Однородными признаются сделки, которые совершены в сопоставимых коммерческих или финансовых условиях и предметом которых могут быть идентичные (однородные) товары (работы, услуги) (п. 2 ст. 105.7 НК РФ). Допустим: сделки с идентичным (однородным) товаром объединены в группу однородных сделок (поставка одного товара (товарной позиции), указанного в нескольких договорах с сопоставимыми коммерческими или финансовыми условиями). В этом случае заполняется один лист разд. 1А, в котором в поле 200 "Группа однородных сделок" указывается цифра 1. Количество листов разд. 1Б должно соответствовать количеству операций с товаром (количеству поставок). А вот если сделки нельзя признать однородными, уведомление заполняется в отношении каждой конкретной сделки, поэтому каждому листу разд. 1А должен соответствовать лист разд. 1Б (Письмо ФНС РФ от 22.01.2013 N ОА-4-13/611@).
Какие сделки являются контролируемыми?
Общие правила
К контролируемым сделкам относятся сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ), а также приравненные к ним сделки. В связи с этим не все сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми (некоторые из них должны соответствовать критериям, установленным указанной статьей).
Согласно п. 1 ст. 105.1 НК РФ лица признаются взаимозависимыми, если особенности отношений между ними могут влиять на условия или результаты совершенных ими сделок либо экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц. При этом учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. Такое влияние может оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами.
Еще один важный момент: на основании п. 11 ст. 105.14, п. 13 ст. 105.3 НК РФ сделки признаются контролируемыми, если их осуществление влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы:
- по налогу на прибыль;
- по НДФЛ, уплачиваемому в соответствии со ст. 227 НК РФ отдельными категориями физических лиц;
- по НДПИ (если одна из сторон сделки является плательщиком этого налога);
- по НДС (если одной из сторон сделки признается организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся плательщиком НДС или освобожденная от исполнения обязанностей плательщика данного налога).
Таким образом, обязанность уведомлять налоговые органы о совершенных в календарном году контролируемых сделках должна быть исполнена лицом, на которое в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги (Письмо Минфина РФ от 14.11.2012 N 03-01-18/9-169).
Сделки между резидентами РФ
В соответствии с п. 2 ст. 105.14 НК РФ сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, жительства или налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, признается контролируемой при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между этими лицами за календарный год превышает значение соответствующего суммового критерия. За 2012 год сумма доходов должна превышать 3 млрд. руб., за 2013 год - 2 млрд. руб., с 2014 года - 1 млрд. руб.;
2) одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, и предметом сделки признается добытое полезное ископаемое, при добыче которого налогообложение производится по ставке, установленной в процентах. В этом случае сделки считаются контролируемыми, если сумма доходов между взаимозависимыми лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн. руб.;
3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (в виде ЕСХН) или спецрежим в виде ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках деятельности, переведенной на специальный налоговый режим). При этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные спецрежимы. Данные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по ним между названными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 млн. руб.
Добавим: сделки между взаимозависимыми лицами, одно из которых является сельскохозяйственным товаропроизводителем, не перешедшим на систему налогообложения в виде ЕСХН, не могут быть признаны контролируемыми на основании пп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ. Однако это не исключает возможности признания таких сделок контролируемыми при наличии иных оснований, предусмотренных указанной статьей (Письмо Минфина РФ от 28.01.2013 N 03-01-18/1-18);
4) одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль или применяет к налоговой базе по данному налогу нулевую ставку в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ. Если одна из сторон сделки применяет к налоговой базе по налогу на прибыль налоговую ставку 0% по основаниям, не связанным с указанными в данном пункте обстоятельствами, сделки не могут быть признаны контролируемыми исключительно в силу пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ. Однако, как и в предыдущем случае, это не исключает возможности признания таких сделок контролируемыми на основании других положений ст. 105.14 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 06.02.2013 N 03-01-18/2730). В этом случае действует порог доходов от 60 млн. руб.
К сведению. С 01.01.2014 перечень обстоятельств, при которых сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, увеличится еще на одно обстоятельство: одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль (по сравнению с общей системой налогообложения в соответствующем субъекте РФ). Данные сделки (предусмотрены пп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ) будут признаваться контролируемыми при условии, что сумма доходов по ним за календарный год превысит 60 млн. руб.
Сделки с участием нерезидентов
Сделки между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не является налоговым резидентом РФ, признаются контролируемыми вне зависимости от размера суммы доходов, полученных по таким сделкам, и прочих обстоятельств. Это связано с тем, что положениями ст. 105.14 НК РФ особые требования, в том числе в виде размера суммы доходов, к сделкам между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не является налоговым резидентом РФ, в целях признания таких сделок контролируемыми не предусмотрены (Письмо Минфина РФ от 28.01.2013 N 03-01-18/1-17). То же самое касается ситуации, когда сделка осуществляется между взаимозависимыми лицами, одно из которых является лицом, образованным в соответствии с законодательством иностранного государства, но действующим в РФ через постоянное представительство. Ведь в этом случае конечные получатели доходов (выгодоприобретатели) находятся на территориях разных государств (письма Минфина РФ от 03.12.2012 N 03-01-18/9-183, от 16.11.2012 N 03-01-18/9-172).
Сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами
К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются три вида сделок, перечисленных в п. 1 ст. 105.14 НК РФ. Во-первых, это совокупность сделок по реализации или перепродаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (за исключением плательщиков ЕСХН и ЕНВД до 01.01.2014*(3)). Данная совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами при условии, что лица, с участием (при посредничестве) которых совершаются такие сделки, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:
- не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации или перепродажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
- не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для такой организации.
Например, агент, не являющийся взаимозависимым лицом с принципалом, заключает сделку от своего имени с лицом, не являющимся с ним взаимозависимым, но признаваемым взаимозависимым с принципалом. Данная сделка считается контролируемой, в отношении нее уведомления должны направить принципал и третье лицо (покупатель), указав всю сумму дохода по сделке.
Кстати, возможна и другая ситуация. Агент, являющийся взаимозависимым лицом с принципалом, заключает сделку от своего имени и за счет принципала с лицом, не признаваемым взаимозависимым как по отношению к агенту, так и по отношению к принципалу. В этом случае агент и принципал составляют уведомление, в котором отражается сделка между ними, а доходом является агентское вознаграждение, уплачиваемое принципалом агенту (Письмо ФНС РФ от 26.10.2012 N ОА-4-13/18182 (вопросы 6 и 7)).
Обратите внимание: ограничения в отношении суммы доходов по сделкам с участием посредников за календарный год для целей признания их контролируемыми сделками Налоговым кодексом не предусмотрены (письма Минфина РФ от 14.11.2012 N 03-01-18/9-169, от 29.08.2012 N 03-01-18/6-115, от 29.06.2012 N 03-01-18/5-83, от 09.04.2012 N 03-01-18/3-46). При этом при определении суммового критерия с целью признания контролируемыми сделок через агента (комиссионера) следует учитывать момент передачи права собственности на товары (выполнения работ, оказания услуг), руководствуясь положениями гл. 25 НК РФ в части порядка признания доходов (Письмо Минфина РФ от 25.01.2013 N 03-01-18/1-15).
Во-вторых, к сделкам, приравниваемым к сделкам между взаимозависимыми лицами, относятся сделки в области внешней торговли товарами (экспорт и импорт) мировой биржевой торговли. Такие сделки признаются контролируемыми при соблюдении двух условий:
1) если их предметом являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп:
- нефть и товары, выработанные из нефти;
- черные металлы;
- цветные металлы;
- минеральные удобрения;
- драгоценные металлы и драгоценные камни;
2) если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн. руб.
Минфин в Письме от 29.08.2012 N 03-01-18/6-118 подчеркнул: сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли признаются контролируемыми при соблюдении условий, предусмотренных ст. 105.14 и п. 13 ст. 105.3 НК РФ.
В-третьих, к сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации (жительства либо налогового резидентства) которого является государство или территория, включенные в перечень, утвержденный Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 N 108н, в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ. Финансисты добавляют: сделки между лицами, одно из которых образовано в соответствии с законодательством иностранного государства (территории), включенного в указанный перечень, но действует через постоянное представительство, приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами (письма от 17.01.2013 N 03-01-18/1-4, 03-01-18/1-8, от 29.12.2012 N 03-01-18/10-202). Данные сделки становятся контролируемыми, если сумма доходов по ним за календарный год превышает значение суммового критерия в 60 млн. руб.
Обратите внимание: здесь идет речь о сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Поэтому сделки между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон является лицом, местом регистрации, жительства или налогового резидентства которого является государство или территория, включенные в обозначенный перечень, признаются контролируемыми вне зависимости от величины суммы доходов, полученных по таким сделкам (Письмо Минфина РФ от 13.11.2012 N 03-01-18/9-168).
Как определить сумму доходов по контролируемым сделкам?
Как мы выяснили, в большинстве случаев для признания сделок контролируемыми сумма доходов по ним должна превышать значение соответствующего суммового критерия.
Для определения суммы доходов по сделкам за соответствующий календарный год с целью признания их контролируемыми следует суммировать доходы по сделкам с каждым лицом, являющимся контрагентом по таким сделкам. Соответственно, в общем случае факт превышения суммового критерия для признания сделок контролируемыми устанавливается по каждой совокупности сделок, совершаемых с каждым взаимозависимым лицом. При этом в указанной совокупности сделок учитываются все сделки, совершенные между контрагентами, независимо от суммы, в том числе сделки, не превысившие 100 млн. руб. (Письмо Минфина РФ от 26.12.2012 N 03-01-18/10-197). В то же время возможны ситуации, когда при определении суммы доходов по сделкам за календарный год могут учитываться сделки с несколькими лицами. Речь, в частности, идет о сделках, в которых участвуют более двух лиц (письма Минфина РФ от 22.10.2012 N 03-01-18/8-147, от 04.07.2012 N 03-01-18/5-86, от 18.05.2012 N 03-01-18/4-64, 03-01-18/4-65, от 11.05.2012 N 03-01-18/3-61).
Итак, сумма доходов по сделкам определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных гл. 25 НК РФ. Следовательно, для расчета суммы доходов для целей применения ст. 105.14 НК РФ суммируются доходы по сделкам, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль с применением метода начисления или кассового метода (письма Минфина РФ от 05.03.2013 N 03-01-18/6475, от 31.01.2013 N 03-01-18 2012/1841, от 28.01.2013 N 03-01-18/1-17). При этом оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен*(4). Если у налогоплательщика отсутствует информация о сумме дохода другого участника сделки, может использоваться расчетная величина суммы дохода, определяемая с использованием метода начисления (письма Минфина РФ от 27.03.2013 N 03-01-18/9758, от 28.12.2012 N 03-01-18/10-200).
Когда сделки не признаются контролируемыми?
Во-первых, не относятся к контролируемым сделкам (на основании положений разд. V.1 НК РФ) сделки по предоставлению займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства, банковской гарантии, заключенные до 01.01.2012, если только в эти сделки не были внесены изменения после указанной даты (новый п. 5.1 ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ).
Во-вторых, согласно п. 4 ст. 105.14 НК РФ "контролируемые" сделки не признаются контролируемыми, когда сторонами сделки являются:
1) участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом обложения НДПИ);
2) лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
- зарегистрированы в одном субъекте РФ;
- не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;
- не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
- не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль. По мнению Минфина, при определении наличия (отсутствия) убытка для целей применения ст. 105.14 НК РФ необходимо руководствоваться требованиями, установленными абз. 2 п. 1 ст. 105.3 НК РФ. Учет для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в соответствии с указанным пунктом производится в случае, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему РФ.
Согласно п. 8 ст. 274 НК РФ под убытком, полученным налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, понимается отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с гл. 25 НК РФ, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения прибыли. Кроме того, при исчислении налога на прибыль принимаются отдельные виды убытков, в том числе убыток от реализации амортизируемого имущества, убытки по объектам обслуживающих хозяйств и производств, убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде, и др.
В силу п. 2 ст. 274 НК РФ налогоплательщик в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с гл. 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка. Прибыль, полученная от осуществления таких операций, увеличивает прибыль организации, а убыток принимается к налоговому учету в порядке, установленном Налоговым кодексом (например, убыток от реализации амортизируемого имущества*(5)). Убыток от таких операций не признается убытком в целях применения ст. 105.14 НК РФ. А вот убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды, а также убытки, приравненные к внереализационным расходам*(6), признаются убытками в целях применения ст. 105.14 НК РФ (письма от 26.03.2013 N 03-01-18/9623, от 19.03.2013 N 03-01-18/8506, 03-03-06/1/8504, от 27.02.2013 N 03-01-18/5769);
- отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2-5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
По мнению Минфина, при определении суммы доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами за календарный год следует учитывать доходы, полученные по сделкам за период соответствующего календарного года, в течение которого участники сделок не отвечали вышеперечисленным требованиям (Письмо Минфина РФ от 02.04.2013 N 03-01-18/10622).
Еще один момент: Налоговым кодексом не установлены особенности применения положений пп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ в отношении организаций, являющихся участниками (ответственными участниками) консолидированной группы налогоплательщиков. Поэтому Минфин настаивает на том, что соответствие требованиям об уплате налога на прибыль в бюджеты других субъектов РФ и наличии убытков должно определяться по конкретному участнику указанной группы, являющемуся стороной сделки (Письмо от 19.03.2013 N 03-03-06/1/8504).
* * *
Организации, совершившие в 2012 году контролируемые сделки, должны представить в налоговый орган по месту нахождения (учета в качестве крупнейших налогоплательщиков) уведомление о контролируемых сделках не позднее 20.11.2013. Непредставление данного уведомления в установленный срок или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб. на основании ст. 129.4 НК РФ. В то же время необходимо помнить: уведомление представлять не нужно, если сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным в 2012 году с одним лицом, не превышает 100 млн. руб.
Д.А. Столяров,
эксперт журнала "Промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения".
*(2) В виде утвержденной машиноориентированной формы, заполненной от руки либо распечатанной на принтере (производится односторонняя печать).
*(3) Пункт 2 ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ.
*(4) Согласно п. 3 ст. 105.3 НК РФ при определении налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки для целей налогообложения, указанная цена признается рыночной, если ФНС не доказала обратное либо налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога. В то же время налогоплательщик вправе самостоятельно применить для целей налогообложения цену, отличающуюся от цены, примененной в указанной сделке, если последняя не соответствует рыночной цене. Как указал Минфин, для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене могут использоваться методы, указанные в п. 1 ст. 105.7 НК РФ. При этом допускается использование комбинации двух и более методов (Письмо от 27.02.2013 N 03-01-18/5767).
*(5) Данный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации (п. 3 ст. 268 НК РФ).
*(6) Перечислены в п. 2 ст. 265 НК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"