Управляющая организация получает из бюджета субъекта РФ субсидии в связи с реализацией коммунальных услуг с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям. Включаются ли суммы данного бюджетного финансирования в налоговую базу по НДС?
По мнению ФНС (позиция 1), бюджетные субсидии, выделяемые в связи с предоставлением льгот отдельным потребителям*(1), необходимо облагать НДС в качестве средств, связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). С точки зрения правоприменителей (позиция 2), указанные субсидии не должны увеличивать налоговую базу по НДС. Именно такой подход представляется наиболее обоснованным и аргументированным.
Позиция 1. В Письме ФНС РФ от 28.02.2013 N ЕД-19-3/26 указано, что субсидии, полученные налогоплательщиком в качестве оплаты реализуемых им товаров (работ, услуг), подлежат обложению НДС. О том, что под такими субсидиями налоговые органы рассматривают в том числе субсидии, связанные с финансированием льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг для отдельных потребителей, свидетельствуют описательные части отдельных судебных решений, из которых видно, что инспекторы при проведении контрольных мероприятий и вынесении решений по результатам проверок доначисляют НДС на ту стоимость коммунальных услуг, которая субсидируется из бюджета (за льготников). В этом случае применяются положения пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ об увеличении налоговой базы на суммы поступлений, так или иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Судебная практика. Постановление ФАС ЗСО от 11.08.2010 по делу N А27-20747/2009.
Позиция 2. Статья 154 НК РФ устанавливает специальное правило исчисления налоговой базы по НДС и предусматривает исключение из ее величины сумм конкретных субсидий и льгот. Таким образом, в выручке для целей налогообложения не должны учитываться суммы льгот, предоставленных отдельным категориям граждан, даже если впоследствии субсидии на финансирование этих льгот поступают непосредственно на счет УК*(2). Включение субсидии в налоговую базу по НДС в силу пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ было бы возможно, если бы они поступали из того же источника, что и плата за коммунальные услуги. В описанной ситуации коммунальные услуги реализуются населению (отдельным категориям потребителей данной группы), которое их и оплачивает. Субсидия же поступает из соответствующего бюджета, а орган государственной власти, предоставивший соответствующее финансирование, не является потребителем реализованных УК коммунальных услуг. При таких обстоятельствах включать субсидию в расчет налога не следует.
Судебная практика. Постановления ФАС ДВО от 26.10.2012 N Ф03-4609/2012, ФАС ВВО от 07.06.2012 по делу N А31-5356/2011.
Н.Н. Максимова,
эксперт журнала
"Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 мая 2013 г.
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее о понятии льгот, предоставляемых отдельным потребителям, читайте на стр. 61.
*(2) Аналогичное мнение выражено советником государственной гражданской службы РФ 3-го класса Е.Н. Вихляевой в консультации "Социальная поддержка граждан и НДС" (N 10, 2011).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"