Проверки: оживить смертельно больного!
ФНС России расширила перечень случаев, когда сотрудники ОВД могут принимать участие в выездной проверке. В частности, к ним относится наличие фирм-однодневок в цепочке поставщиков (покупателей).
В конце августа ФНС России написала письмо *(1) с разъяснениями, в каких случаях инспекторы обязаны привлекать сотрудников ОВД для участия в выездных проверках.
Участие ОВД необходимо при процедуре банкротства, если имеются признаки неправомерных действий, преднамеренного или фиктивного банкротства.
Также это касается выездных проверок по возмещению налога на добавленную стоимость и акцизов. Если инспекторы посчитают, что налог предъявлен к возмещению необоснованно, то они должны будут привлечь к проверке сотрудников ОВД.
Еще одно основание - выявление схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под действие статей 198-199.2 Уголовного кодекса.
К таким случаям относятся:
- уклонение или затруднение налогового контроля после вынесения решения о проведении выездной проверки;
- противодействие проведению выездной налоговой проверки ("миграция", смена учредителей или руководителей, реорганизация, ликвидация и прочее);
- наличие в цепочке приобретения (реализации) товаров фирм-однодневок и использование их в целях уклонения от уплаты налогов.
Появление этого письма является следствием неблагополучной ситуации с выявлением и расследованием налоговых преступлений. В результате принятых в последние три года мер законодательного и организационного порядка можно говорить о практически полном разрушении системы противодействия налоговой преступности в нашей стране.
Чрезвычайно высокие пороги привлечения к уголовной ответственности, наличие специального случая освобождения от нее лиц, впервые совершивших налоговые преступления и полностью уплативших недоимку и штрафы, возможность возбуждения уголовных дел по статьям 198-199.2 исключительно по материалам налоговых органов, ликвидация подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям, а также создание неподъемно тяжелой цепочки выявления и расследования из трех ведомств (ФНС России, МВД России и СК России) превратили государственную политику в данной сфере в формальность.
Действующее сегодня законодательство и организационное построение правоохранительных и контролирующих органов не отвечает ни целям и задачам предупреждения налоговых преступлений, ни эффективной борьбы с ними. Не уместно говорить даже о сдерживании налоговой преступности в разумных рамках, приемлемых для общества и состояния защищенности экономических интересов государства как такового. Сегодня большая часть налоговых правонарушений и преступлений становится, а скорее уже стала латентной (скрытой, не выявляемой методами контрольной и правоохранительной деятельности).
Только за 6 месяцев 2012 года сокращение выявляемых налоговых преступлений составило 39% (3882 по стране). Это является продолжением уже сложившегося отрицательного вектора (2011 год - на 30%, 2010 год - на 40%).
В целях организации взаимодействия между органами внутренних дел и налоговыми инспекциями по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений издан совместный приказ МВД России и ФНС России*(2). Приказом утверждены две инструкции:
1. Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок.
2. Инструкция о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения.
На всех этапах подготовки, проведения и оформления результатов выездной налоговой проверки проверяющие действуют в пределах прав и обязанностей, предоставленных им российским законодательством. Должностные лица налоговых органов при проведении проверки совершают действия по осуществлению налогового контроля, предусмотренные Налоговым кодексом *(3), Законом "О налоговых органах Российской Федерации"*(4), а сотрудники органов внутренних дел участвуют в проведении выездной налоговой проверки путем осуществления полномочий, предоставленных им Законом "О полиции"*(5), Федеральным законом "Об оперативно-разыскной деятельности"*(6) и иными нормативными правовыми актами.
Однако у налоговых органов и органов внутренних дел различные методы выявления противоправных деяний в сфере налогообложения. У первых они контрольные, у вторых - оперативно-разыскные и уголовно-процессуальные. В то же время их сочетание, на основе действующего законодательства и принципа соблюдения прав, законных интересов граждан и предпринимателей, может дать наибольший эффект и результат.
Уголовный кодекс Российской Федерации
В любом случае, участие сотрудников органов внутренних дел в выездных налоговых проверках, проводимых по инициативе налоговых инспекций, носит вспомогательный характер и направлено на повышение результативности данной проверки, достигаемой путем участия специалистов или реализации полномочий, отсутствующих у налоговых органов.
Следует отметить, что не только налоговые инспекторы должны привлекать полицейских к проверочной деятельности, но и органы внутренних дел могут быть инициаторами выездной налоговой проверки. В соответствии с Приказом при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, в отношении организации, физического лица орган внутренних дел в десятидневный срок со дня получения данных сведений направляет материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
Как показывает практика, определенные проблемы на данном этапе составляет наличие определенных планов проведения таких проверок у налоговых инспекций. При необходимости проведения налоговой проверки по инициативе органов внутренних дел включение ее в утвержденный график, сопряженное с отвлечением специалистов и временными затратами, является затруднительным.
И. Соловьев,
д.ю.н., профессор, заслуженный юрист
Российской Федерации
"Актуальная бухгалтерия", N 11, ноябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) письмо ФНС России от 24.08.2012 N АС-4-2/14007
*(2) приказ МВД России и ФНС России от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-347
*(3) гл. 14 НК РФ
*(4) Закон РФ от 21.03.1991 N 943-I
*(5) Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
*(6) Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.