Вправе ли ресурсоснабжающая организация ограничить подачу тепловой энергии на социальнозначимый объект, а именно военкомат, при неоднократной неоплате за теплоснабжение при соблюдении процедуры, определенной постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808? Или она не имеет на это право, учитывая Указ Президента РФ от 23.11.1995 N 1173 и постановление Правительства РФ от 29.05.2002 N 364?
Действительно, в настоящее время сложилась некоторая неопределенность в правовом регулировании вопроса о порядке ограничения и прекращения теплоснабжения отдельных категорий потребителей тепловой энергии, в частности, военных комиссариатов.
1. Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) теплоснабжающей организации предоставлено право ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя. Той же нормой предусмотрено, что правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.
Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (далее - Постановление N 808) утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее - Правила организации теплоснабжения), в п. 96 которого перечислены категории социально значимых потребителей, в отношении которых действует специальный порядок введения ограничения режима потребления тепловой энергии. Прекращение подачи таким потребителям тепловой энергии, теплоносителя допустимо, но при соблюдении порядка, предусмотренного п. 97 Правил организации теплоснабжения.
Военкоматы среди категорий социально значимых потребителей прямо не поименованы. Однако к социально значимым потребителям отнесены, в частности, органы государственной власти. В силу п.п. 1, 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082), п. 2 Положения о военных комиссариатах (утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2007 N 1132, далее - Положение о военных комиссариатах) военные комиссариаты являются территориальными органами Минобороны России, относящегося к федеральным органам исполнительной власти. Поэтому, на наш взгляд, военкоматы, будучи социально значимыми потребителями, подпадают под действие п. 97 Правил организации теплоснабжения. Следовательно, прекращение подачи им тепловой энергии, теплоносителя допускается ныне действующим федеральным законом.
2. Вместе с тем остается действующим Указ Президента РФ от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" (далее - Указ N 1173), п. 1 которого определено, что ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (в том числе тепловой энергии) воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, следует считать действиями, нарушающими безопасность государства.
Кроме того, действует постановление Правительства РФ от 29.05.2002 N 364 (далее - Постановление N 364), установившее, в частности, особые условия подачи электрической и тепловой энергии и ее оплаты, обязательные для включения в договор энергоснабжения, заключаемый с финансируемыми за счет средств федерального бюджета организациями, обеспечивающими безопасность государства (в раздел "Обязательства сторон") (приложение N 3 к названному постановлению). Согласно упомянутым Особым условиям энергоснабжающая организация обязуется не производить ограничение подачи электрической и тепловой энергии потребителю в пределах установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета. К организациям, для которых установлены особые условия подачи тепловой энергии, подлежащие включению в договоры энергоснабжения, п. 1 Постановления N 364 отнесены финансируемые за счет средств федерального бюджета организации - потребители топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающие безопасность государства (воинские части, учреждения, предприятия и организации федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а также предприятия, учреждения и организации уголовно-исполнительной системы и государственной противопожарной службы).
Таким образом, из указанных актов следует, что прекращение подачи тепловой энергии, теплоносителя в отношении поименованных в них организаций не допустимо ни при каких условиях.
Комплектование военкоматов военнослужащими предусмотрено п. 7 Положения о военных комиссариатах. Кроме того, Минобороны России отнесено к федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба (приложение к Порядку ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 20.12.2004 N 317). Поэтому военкоматы подпадают и под действие Указа N 1173 и Постановления N 364.
3. Однако Указ N 1173 был издан Президентом РФ во исполнение ст.ст. 80, 90 Конституции РФ (смотрите правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в постановлении от 01.12.1999 N 17-П) в отсутствие иного регулирования по обеспечению бесперебойного снабжения коммунальными ресурсами организаций, обеспечивающих безопасность государства (решение Верховного Суда РФ от 16.05.2006 N ГКПИ06-465). Поэтому, на наш взгляд, установленное данным указом правовое регулирование имеет юридическую силу только до принятия соответствующего федерального закона.
Регулирование по обеспечению бесперебойного снабжения коммунальными ресурсами организаций, обеспечивающих безопасность государства, в настоящее время в части теплоснабжения установлено Законом о теплоснабжении. Однако в связи с тем, что часть 1 ст. 22 данного закона предусмотрела отсылку к правилам организации теплоснабжения, утвержденным Правительством РФ, соответствующее законодательное регулирование вступило в силу только 28.08.2012 (дата вступления в силу Постановления N 808). Следовательно, на наш взгляд, Указ N 1173 в части регулирования по обеспечению бесперебойного теплоснабжения организаций, обеспечивающих безопасность государства, утратил силу 28.08.2012; начиная с данной даты теплоснабжение таких организаций осуществляется на основании Закона о теплоснабжении и Постановления N 808, в том числе п. 97 Правил организации теплоснабжения.
Постановление N 364, императивно предписывающее включать в договор энергоснабжения условие об обязанности энергоснабжающей организации не производить в пределах установленных главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств ограничение подачи тепловой энергии организациям, обеспечивающим безопасность государства, задолженность которых перед теплоснабжающей организацией образовалась вследствие несвоевременного поступления платежей на их лицевые счета, по нашему мнению, с 28.08.2012 противоречит части 1 ст. 22 Закона о теплоснабжении. Поэтому в настоящее время такое условие обязательному включению в договоры теплоснабжения, на наш взгляд, не подлежит.
4. В то же время остается вопрос о действии тех договоров теплоснабжения, которые были заключены до 28.08.2012 с условием о запрете ограничения подачи энергии. Ведь в соответствии с п. 2 ст. 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Закон о теплоснабжении, в частности его ст. 15, не позволяет однозначно ответить на этот вопрос. С одной стороны, данный закон прямо не предусматривает, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Однако в его ч. 10 ст. 15 императивно указано, что теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с Правилами организации теплоснабжения, которые в настоящее время предусматривают прекращение подачи тепловой энергии, теплоносителя социально значимым потребителям.
По нашему мнению, в случае возникновения спора в ситуации, когда договором предусмотрено обязательство теплоснабжающей организации не производить ограничение подачи тепловой энергии потребителю в соответствии с Постановлением N 364, не исключено, что суд при разрешении спора будет исходить из действительности такого условия договора и после 28.08.2012, вследствие чего признает ограничение подачи тепловой энергии потребителю неправомерным при наличии обстоятельств, указанных в Постановлении N 364 (при несвоевременном поступлении денежных средств на лицевой счет). Ведь условие договора об обязанности не производить ограничение подачи тепловой энергии по упомянутому основанию прямо не противоречит положениям Закона о теплоснабжении и Правил организации теплоснабжения, поскольку часть 1 ст. 22 Закона о теплоснабжении и п. 92 Правил организации теплоснабжения предоставляют теплоснабжающей организации право ограничить подачу тепловой энергии при наличии у потребителя задолженности по ее оплате, а не обязывают ее это сделать. Косвенно это подтверждается и нормой п. 93 Правил организации теплоснабжения, согласно которой при задержке платежей со стороны потребителя теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения. Следовательно, если в договоре содержится соответствующее Постановлению N 364 условие, неправомерность ограничения подачи тепловой энергии даже при наличии задолженности потребителя может быть обоснована положениями договора.
К сожалению, ввиду того, что со времени вступления в силу Правил организации теплоснабжения прошло слишком непродолжительное время, судебную практику по рассматриваемому вопросу, которая учитывала бы нормы, содержащиеся в Правилах организации теплоснабжения, мы не обнаружили. Изложенная выше точка зрения является лишь нашим экспертным мнением и мы не исключаем, что при возникновении спора суд займет иную правовую позицию. К примеру, нами обнаружены судебные акты, в которых суды применяли положения Указа N 1173 и Постановления N 364 как специальные нормы по отношению к правилам законодательства, устанавливающим основания и порядок ограничения подачи отдельных видов топливно-энергетических ресурсов (смотрите, например, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2012 N 04АП-3745/12). Поэтому не исключено, что суды продолжат применять Указ N 1173 и Постановление N 364 и после вступления в силу Правил организации теплоснабжения.
Для получения официальных разъяснений, чтобы руководствоваться ими в отношениях с потребителями, теплоснабжающей организации следует обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения - Министерство энергетики РФ в порядке, установленном Административным регламентом предоставления Министерством энергетики Российской Федерации государственной услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятию по ним решений и направлению ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок (утвержден приказом Министерства энергетики РФ от 24.10.2011 N 471).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
12 ноября 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"