Уплата и принятие к вычету НДС налоговыми агентами
Практически ни одна из организаций в своей деятельности не обходится без расходов на аренду помещений, оборудования, автотранспорта, в том числе аренду федерального и муниципального имущества, а также аренду имущества, оборудования от иностранных контрагентов. При этом возникает достаточно много вопросов, связанных с налогообложением таких операций, в части уплаты и вычета НДС налоговыми агентами. Попытаемся ответить на них.
При заключении договоров аренды на федеральное имущество, имущество субъектов Российской Федерации и (или) муниципальное имущество у органов государственной власти и управления и (или) органов местного самоуправления, либо аренды указанного имущества у казенных учреждений, организация признается налоговым агентом (п. 3 ст. 161 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, у иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах РФ, организация также признается налоговым агентом (пп. 1, 2 ст. 161 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 24 НК РФ налоговые агенты - это лица, которые обязаны исчислить за налогоплательщика налог, удержать его из доходов налогоплательщика и перечислить в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Налоговые агенты, по сути, являются посредниками между налогоплательщиками и государством (контролирующими органами).
Учет НДС налоговыми агентами при аренде муниципального имущества
Сначала следует разобраться, в каких случаях организации не являются налоговыми агентами и не обязаны уплачивать НДС.
Оказание услуг казенными учреждениями не признается объектом налогообложения НДС. Таким образом, арендаторы, заключившие с казенными учреждениями договоры аренды, больше не должны исполнять обязанности налогового агента. Соответствующие изменения внесены в п. 3 ст. 161 НК РФ Федеральным законом от 21.11.2011 N 330-ФЗ.
При заключении договора аренды с ГУПом или МУПом, арендодателем по которому выступает не сам собственник госимущества, а его балансодержатель, то есть государственное или муниципальное унитарное предприятие, у которого арендуемое имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении.
В таком случае, арендодатель должен сам перечислить в бюджет НДС с арендной платы и выставить арендатору счет-фактуру с выделенной в нем суммой НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ). Значит, в данной ситуации, арендатор не является налоговым агентом по НДС и обязан только перечислить арендодателю всю сумму арендной платы, включая этот налог (письма Минфина России от 23.08.2010 N 03-07-11/360, от 28.07.2010 N 03-07-11/314 и от 23.06.2010 N 03-07-11/266).
Арендодатель самостоятельно уплачивает в бюджет НДС с арендной платы даже в том случае, когда арендатор вносит эту плату не на счет арендодателя - балансодержателя госимущества, а непосредственно в бюджет или на специально открытый для этих целей счет в органах казначейства.
Обязанности налогового агента возникают только при аренде государственного имущества, если заключенный договор не является договором аренды, то нормы ст. 161 НК РФ не применяются. Например, организация заключает договор на аренду рекламного места на здании, находящемся в государственной (муниципальной) собственности. Договор между собственником здания и другим лицом, на основании которого последнее использует отдельный конструктивный элемент этого здания для рекламных целей, не является договором аренды. Поэтому лицо, приобретающее услуги по предоставлению рекламного места на здании, находящемся в государственной (муниципальной) собственности, налоговым агентом не признается (письмо Минфина России от 30.07.2009 N 03-07-11/189).
Необходимо ли исполнять обязанности налогового агента в случае применения организациями ЕНВД, УСНО, а также, если организация использует общую систему налогообложения и осуществляет реализацию товаров и услуг, освобожденных от НДС согласно ст. 149 НК РФ?
Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами местного самоуправления в аренду муниципального имущества налоговыми агентами признаются арендаторы. Налоговую базу они определяют как сумму арендной платы с учетом налога отдельно по каждому арендованному объекту имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Освобождение от НДС реализации товаров и услуг арендатора на его обязанности налогового агента по НДС при аренде муниципального имущества не влияет.
В силу п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие УСНО, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ. При этом организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ (п. 5 ст. 346.11 НК РФ). В п. 4 ст. 346.26 НК РФ установлено, что при уплате ЕНВД организации (предприниматели) не признаются налогоплательщиками НДС.
Позиция Минфина России заключается в том, что индивидуальные предприниматели - плательщики ЕНВД при аренде федерального недвижимого имущества являются налоговыми агентами и должны уплачивать НДС (письмо Минфина России от 05.10.2011 N 03-07-14/96, в котором разъяснено, что индивидуальные предприниматели - плательщики ЕНВД при аренде муниципального недвижимого имущества должны уплачивать НДС в качестве налогового агента). Статья 161 НК РФ не предусматривает освобождения от исполнения обязанности налогового агента налогоплательщиков, применяющих ЕНВД, а также освобождения по ст. 145, 145.1 НК РФ.
В случае, если организация арендует муниципальное имущество (здание) у органа местного самоуправления и использует его в деятельности, как облагаемой, так и не облагаемой НДС, например, согласно ст. 149 НК РФ, то она обязана вести раздельный учет НДС и к вычету принимать лишь часть уплаченного налога, которая определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, в общей стоимости отгруженных (выполненных, оказанных) за налоговый период товаров (работ, услуг).
Суммы НДС, исчисленные и уплаченные в бюджет, организация - налоговый агент может принять к вычету на основании п. 3 ст. 171 НК РФ.
Однако в абз. 4 п. 4. ст. 170 определено, что суммы "входного" НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым одновременно в облагаемых и не облагаемых НДС операциях, в пропорции, приходящейся на операции, облагаемые этим налогом, принимаются к вычету, а в пропорции, приходящейся на операции, не облагаемые налогом, учитываются в стоимости этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Таким образом, поскольку арендованное у органа местного самоуправления помещение используется в деятельности, как облагаемой, так и не облагаемой НДС, к вычету принимается лишь часть уплаченного налога, которая определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, в общей стоимости отгруженных (выполненных, оказанных) за налоговый период товаров (работ, услуг).
Пример 1
Аудиторской проверкой установлено, что организация, перечисляя в бюджет НДС с сумм арендной платы по арендованным у КУГИ нежилым помещениям в качестве налогового агента, излишне предъявило к зачету из бюджета НДС, из-за отсутствия раздельного учета доходов между деятельностью, облагаемой НДС и освобожденной от налогообложения.
Данное нарушение продемонстрировано на примере расчета долей по деятельности, облагаемой НДС и освобожденной от налогообложения, который представлен в табл. 1. За I квартал 2012 г.
Таблица 1
Наименование услуги | Выручка | НДС | Выручка без НДС | Необлагаемый оборот | Облагаемый оборот | % |
Субаренда | 400 200 | 61 047 | 339 153 | 0 | 339 153 | 1,21 |
Мед. услуги | 27 416 914 | 0 | 27 416 914 | 27 416 914 | 0 | 97,82 |
Предоставление трудовых ресурсов | 146 700 | 22 378 | 124 322 | 0 | 124 322 | 0,44 |
Прочие | 176 720 | 26 957 | 149 763 | 0 | 149 763 | 0,53 |
Итого | 28 140 534 | 110 383 | 28 030 152 | 27 416 914 | 613 238 | 100 |
В соответствии с пропорцией НДС с суммы уплаченной арендной платы следовало предъявить бюджету в размере 5023 руб. (НДС с арендной платы 230 416 х 2,18%), а сумму 225 393 руб. (230 416 х 97,82%) учесть в стоимости арендной платы. Организация в I квартале 2012 г. в налоговой декларации по строке 210 "Сумма НДС, уплаченная в бюджет налогоплательщиком в качестве покупателя - налогового агента, подлежащая вычету" отразило НДС в сумме 6344 руб., в результате излишне возмещен НДС в сумме 1321 руб.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.
Налогоплательщик имеет право не применять положения данного пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 172 НК РФ.
Для того чтобы исчислить сумму налога, налоговый агент должен определить базу и ставку НДС.
Порядок определения налоговой базы и при аренде, и при приобретении государственного (муниципального) имущества определен также в ст. 161 НК РФ, в соответствии с которой налоговая база определяется как:
- сумма арендной платы с учетом налога - при аренде, причем отдельно по каждому арендованному объекту;
- сумма дохода от реализации (передачи) государственного (муниципального) имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества, а сумма налога определяется расчетным методом.
На основании п. 3 ст. 164 НК РФ при исчислении НДС налоговый агент должен руководствоваться ставкой налога 18/118 или 18% при исчислении суммы налога прямым методом. Кроме налоговой базы и ставки НДС налоговому агенту следует определить дату возникновения налогового обязательства или момент определения налоговой базы.
Из ст. 24 НК РФ следует, что обязанность по исчислению налога возникает у налогового агента при выплате дохода налогоплательщику, т.е. в тот момент, когда сумма дохода выплачивается арендодателю или продавцу (передающей стороне) государственного (муниципального) имущества.
Данный вывод отражен и в судебной практике, например, в постановлении ФАС Московского округа от 06.09.2006, 11.09.2006 N КА-А40/8312-06 по делу N А40-44236/05-107-352 суд пришел к выводу, что обязанность по начислению налога возникает у арендатора в том месяце, когда им была перечислена сумма арендной платы. Следовательно, если услуги уже оказаны, но сумма арендной платы не перечислена арендодателю, то у арендатора не возникает обязанности по исчислению налога.
Если условиями арендных соглашений предусматривается, что арендная плата перечисляется арендатором авансом, например ежеквартально в срок не позднее 10-го числа первого месяца квартала. При таких условиях договора арендатор в момент перечисления арендной платы должен удержать всю сумму налога и перечислить ее в бюджет, независимо от того, что услуги по аренде им пока не потреблены.
К вычету уплаченный НДС можно принять только после того, как услуги аренды будут оказаны, т.е. приняты к учету на основании соответствующих первичных документов. НДС по авансам выданным налоговые агенты принимать к вычету не вправе, такая льгота предусмотрена только в отношении НДС, предъявленного продавцом услуг покупателю (письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@). Вычет НДС с предоплаты возможен с 01.10.2011 только при внесении изменений в договор аренды или при его расторжении и возврате арендатору перечисленного им аванса (п. 5 ст. 171 НК РФ).
Порядок оформления счетов-фактур
Организация (налоговый агент) составляет счет-фактуру в порядке, установленном пп. 5, 6 ст. 169 НК РФ (п. 3 ст. 168 НК РФ), не позднее пяти дней со дня перечисления аванса (письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" утверждены новые формы счета-фактуры, книги продаж и книги покупок, а также форма журнала полученных и выставленных счетов-фактур и порядок заполнения этих документов. Соответственно, и налоговые агенты при составлении счетов-фактур должны руководствоваться этим документом. Учитывая задержку опубликования данного постановления, финансовое ведомство сочло возможным применять в I квартале 2012 г. два постановления одновременно (постановление N 914 от 02.12.2000 и постановление N 1137 от 26.12.2011) (письма Минфина России от 31.01.2012 N 03-07-15/11 и ФНС России от 01.02.2012 N ЕД-4-3/1547@).
Таким образом, с 01.04.2012 налоговому агенту следует руководствоваться постановлением Правительства N 1137 и выписывать счета-фактуры по новой форме. Новые Правила ведения журнала полученных и выставленных счетов-фактур предписывают вести этот регистр не только налогоплательщикам НДС, но и неплательщикам этого налога, являющимся налоговыми агентами по НДС.
Неплательщики НДС должны вести только ч. 1 журнала учета "Выставленные счета-фактуры" в тех налоговых периодах, в которых регистрируют соответствующие счета-фактуры (п. 2 разд. II Приложения N 3 к постановлению N 1137).
При заполнении счетов-фактур по новой форме можно пользоваться рекомендациями по особенностям составления счета-фактуры налоговыми агентами, отраженными в письме ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@, поскольку правила, установленные постановлением N 1137, не учитывают всех нюансов заполнения такого документа налоговыми агентами, в частности они не содержат уточнений по заполнению табличной части.
Так, например, при расчете НДС, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, применяется расчетная ставка налога 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ), поэтому не 18% следует указать в графе 7 "Налоговая ставка", а 18/118.
Основной особенностью заполнения "агентского" счета-фактуры при аренде является порядок заполнения строки 5 "к платежно-расчетному документу N от...". В этой строке арендатор должен указать номер и дату платежки, на основании которой он перечислил арендную плату или аванс. Это правило содержится в разд. II Приложения N 1, утв. постановлением N 1137. В основном правила заполнения "агентских" счетов-фактур не изменились. Как и прежде, счет-фактура, составленный налоговым агентом, регистрируется в книге продаж того квартала, в котором возникла обязанность по исчислению НДС (пп. 2, 3 и 15 разд. II Приложения N 5, утв. постановлением N 1137).
При принятии к вычету уплаченного налога счет-фактуру регистрируют в книге покупок (п. 2 разд. II Приложения N 4, утв. постановлением N 1137).
Учет НДС налоговыми агентами, при работе с иностранными контрагентами
При приобретении товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, у иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах РФ, организация признается налоговым агентом (пп. 1, 2 ст. 161 НК РФ, письма Минфина России от 19.10.2011 N 03-07-08/291, от 12.07.2011 N 03-07-08/214).
Согласно разъяснениям контролирующих органов обязанности по уплате НДС за иностранного контрагента не возникнет, если осуществляемая операция освобождена от НДС.
Например, не нужно уплачивать налог, если иностранная организация оказывает вам научно-исследовательские услуги (подп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ) или предоставляет неисключительное право на использование программного обеспечения на основании лицензионного соглашения (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 11.10.2011 N 03-07-08/284, от 02.09.2011 N 03-07-08/274.
Рассмотрим ситуацию, когда иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории РФ без государственной регистрации, оказывает услуги российскому контрагенту по предоставлению в аренду специальной техники (наземных автотранспортных средств).
В данной ситуации российская организация не должна исполнять обязанности налогового агента по исчислению и уплате НДС с сумм арендной платы, перечисляемых иностранной организации. Согласно подп. 1 п. 1. ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Абзацем 4 п. 1 ст. 148 НК РФ установлено, что в целях гл. 21 НК РФ местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств, признается территория РФ, если покупатель услуг, т.е. арендатор, осуществляет деятельность на территории РФ.
Учитывая, что услуги по сдаче в аренду наземных автотранспортных средств в перечне услуг, приведенном в подп. 1-4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ, не упомянуты, на них вышеуказанные положения не распространяются. Следовательно, местом реализации услуг по сдаче в аренду наземных автотранспортных средств признается территория РФ, если деятельность организации (арендодателя) осуществляется на территории РФ на основании подп. 5 п. 1 ст. НК РФ. Поскольку указанная деятельность иностранной организацией-арендодателем осуществляется на территории РФ без государственной регистрации, местом реализации услуг территория РФ не признается.
Из положений п. 1 ст. 161 НК РФ следует, что российской организации необходимо исполнять обязанности налогового агента по исчислению и уплате НДС с сумм вознаграждения иностранной организации за оказанные ею услуги при соблюдении двух условий: последняя не состоит на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика и местом реализации оказанной услуги является территория РФ.
Таким образом, операции по оказанию российскому контрагенту услуг по предоставлению в аренду спецтехники, осуществляемые на территории РФ иностранной организацией без государственной регистрации, обложению НДС не подлежат, поскольку местом реализации этих услуг территория РФ не признается (подп. 1 п. 1 ст. 146 и подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ) и российскому контрагенту не следует исполнять обязанности налогового агента по исчислению и уплате НДС в отношении доходов иностранной организации в виде арендной платы в соответствии с пп. 1 и 2 ст. 161 НК РФ.
Рассмотрим ситуацию, когда российская организация берет в аренду строительное оборудование у иностранной организации, в контракте не оговорен НДС и то, что российская организация является агентом по НДС.
Налоговое законодательство РФ (п. 1. ст. 143 и п. 2 ст. 11 НК РФ) не исключает из числа налогоплательщиков иностранных лиц. По поводу действующих соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, не распространяются на НДС, что не позволяет избежать уплаты этого налога в России на основании международного договора.
В данном случае, местом реализации услуг по сдаче в аренду строительного оборудования, оказываемых иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Российской Федерации, российской организации, признается территория Российской Федерации и, соответственно, такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации. (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Российской организации следует исполнять обязанности налогового агента по исчислению и уплате НДС в отношении доходов иностранной организации в виде арендной платы в соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ. В п. 4 ст. 173 НК РФ прямо сказано, что агенты уплачивают налог за счет средств, подлежащих перечислению налогоплательщику, то есть иностранному контрагенту. Рассмотрим на примере отражение в бухгалтерском учете удержания НДС из дохода, подлежащего перечислению в бюджет, и вычет НДС из бюджета в соответствии п. 4 ст. 173 НК РФ.
Пример 2
Стоимость услуг аренды строительного оборудования по договору 10 000 долларов США, НДС не указан. Курс на дату признания расхода и дату расчетов с иностранной организацией 30 руб. за доллар США.
В бухгалтерском учете операции отражаются записями, отраженными в табл. 2.
Таблица 2
Содержание операции | Корреспонденция счетов | Сумма, руб. | Первичный документ | |
Д-т | К-т | |||
Признан расход в сумме стоимости услуг аренды (10 000 - 1525,42) х 30) | 254 277 | Акт приемки-сдачи оказанных услуг | ||
Отражен НДС, подлежащий удержанию из дохода иностранной организации (1525,42 х 30) | 45 763 | Счет-фактура, бухгалтерская справка | ||
Удержана из дохода иностранной организации сумма НДС | 45 763 | Счет-фактура | ||
Денежные средства перечислены иностранной организации | 254 277 | Выписка банка по валютному счету | ||
НДС перечислен в бюджет | 68 субсч. 2 | 45 763 | Выписка банка по расчетному счету | |
НДС предъявлен к вычету | 68 субсч. 2 | 45 763 | Счет-фактура |
Однако, по мнению Минфина России, существует другой подход к определению налоговой базы, например, если в договоре не предусмотрена сумма налога, подлежащая уплате в российский бюджет, или же договор может содержать такое условие: "Стоимость товаров (работ, услуг) составляет _______ (сумма) у.е. без учета налогов, которые обязан удержать российский покупатель".
В таком случае налоговую базу российская организация должна определить самостоятельно, т.е. увеличить стоимость товаров (работ, услуг) на сумму НДС (письма Минфина России от 08.09.2011 N 03-07-08/276, от 04.02.2010 N 03-07-08/32, от 13.11.2008 N 03-07-08/254, от 28.02.2008 N 03-07-08/47), цена товаров - это сумма, которую иностранное лицо желает фактически получить на руки. А общий доход иностранной организации превысит договорную цену на сумму НДС. Если НДС в договоре не указан, а российская организация удержит его из согласованной суммы, это может вызвать претензии со стороны поставщика.
Например, в договоре установлено, что стоимость товаров составляет 10 000 у.е. без учета НДС. В таком случае сумма дохода от реализации, с которой следует исчислить и удержать НДС, составит 11 800 у.е. (10 000 у.е. х 18%) или 11 000 у.е. (10 000 у.е. х 10%о) в зависимости от ставки НДС.
Таким образом, нужно определить сумму НДС, которую необходимо удержать из доходов иностранца. Для этого нужно правильно определить налоговую базу и умножить ее на налоговую ставку. База по НДС определяется на дату перечисления иностранной организации оплаты за товары (работы, услуги), в том числе предварительной. Рассчитывается налоговая база как сумма дохода иностранца от реализации товаров (работ, услуг) с учетом налога (п. 1 ст. 161 НК РФ, письма Минфина России от 09.04.2010 N 03-03-06/2/70, УФНС России по г. Москве от 11.08.2008 N 19-11/75191).
При этом налоговая база увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (письмо Минфина России от 09.04.2010 N 03-03-06/2/70). Как правило, сумма дохода от реализации - это цена товаров (работ, услуг), которая установлена в договоре. Например, если согласно договору цена товаров (работ, услуг) составляет 10 000 у.е. с учетом НДС, то это и есть налоговая база, с которой вы должны исчислить, удержать и уплатить НДС.
База по НДС определяется отдельно по каждой сделке с иностранным лицом для правильности заполнения декларации по НДС. В декларации раздел 2 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента" должен быть заполнен отдельно по каждому иностранному лицу (разд. 2 "Порядок заполнения раздела 2 декларации "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента" Порядка заполнения декларации). По стр. 210 раздела 3 декларации отражается сумма налога, уплаченная в бюджет налогоплательщиком в качестве налогового агента, подлежащая вычету.
При покупке товаров у иностранного поставщика, удержанный НДС нужно перечислить в бюджет в те же сроки, что установлены для уплаты НДС налогоплательщиками. То есть равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором совершена сделка (п. 1 ст. 174 НК РФ, письмо Минфина России от 01.11.2010 N 03-07-08/303). Например, если сделка состоялась в сентябре, то удержанный НДС нужно перечислить в бюджет равными долями не позднее 20 октября, 20 ноября, 20 декабря.
При приобретении у иностранного поставщика работ, услуг НК РФ установлены особые сроки для перечисления удержанного НДС в бюджет. В таких ситуациях сумму налога нужно перечислить в бюджет одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранному лицу (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ, письмо Минфина России от 23.04.2010 N 03-07-08/128).
Следовательно, при оформлении в банк поручения на перевод денег иностранцу, необходимо одновременно представить поручение на уплату НДС (абз. 3 п. 4 ст. 174 НК РФ, письмо Минфина России от 09.02.2012 N 03-07-08/33).
В то же время, если вы уплатите налог раньше, чем перечислите вознаграждение иностранному лицу, это не будет нарушением (письмо Минфина России от 13.05.2011 N 03-07-08/149). Если вы не удержали и (или) не перечислили (полностью или частично) НДС как налоговый агент, вас могут привлечь к ответственности по ст. 123 НК РФ, 199.1 УК РФ.
Н.Н. Слеба,
внутренний аудитор,
группа компаний "БАЛТИКА-ТРАНС"
"Налоги и налоговое планирование", N 11, ноябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоги и налоговое планирование"
Некоммерческое партнерство Издательский дом "Панорама"
Адрес: г. Москва, ул. Верхняя, д. 34
Тел.: (495) 211-54-18
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru