По одежке встречают...
Выбор корпоративных цветов - важный инструмент в создании фирменного стиля организации. В сфере торговли (особенно в сетевых магазинах) этот механизм применяется чаще, чем где либо. Нередко потребитель, увидев на рекламном проспекте цветовую гамму, уже знает, о каком магазине идет речь. Одним из проявлений названного механизма является обеспечение персонала торгового предприятия форменной одеждой. Об учете специальной, санитарной и форменной одежды и пойдет речь в статье.
Наличие форменной одежды на предприятиях торговли - не каприз работодателя, а требование национального стандарта РФ. В частности, на предприятиях торговли должно обеспечиваться стилевое единство интерьера зала, мебели и униформы персонала (п. 6.20 ГОСТ Р 51773-2009 "Национальный стандарт РФ. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли"*(1)). В соответствии с другим стандартом обслуживающий персонал предприятия торговли должен носить соответствующую форменную и (или) санитарную одежду и обувь установленного для данного предприятия образца (п. 4.9 ГОСТ Р 51305-2009 "Национальный стандарт РФ. Услуги торговли. Требования к персоналу"*(2)). И прежде чем приступить к изложению материала по вопросу организации бухгалтерского учета спецодежды на предприятиях торговли, поясним, какие виды одежды существуют, в чем отличия специальной, санитарной и форменной одежды, какими нормативными документами регулируется порядок ее выдачи.
Специальная одежда
Выдача специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ) регламентирована ст. 221 ТК РФ. В частности, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами. Что же такое специальная одежда и существуют ли нормы выдачи такой одежды для работников торговли?
В соответствии с п. 3 Межотраслевых правил*(3) под СИЗ понимаются средства индивидуального пользования, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. Для предприятий торговли применяются как отраслевые, так и общие нормы выдачи специальной одежды.
Среди ТОН (типовые отраслевые нормы) выделяются:
1. Типовая отраслевая норма бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденная Постановлением Минтруда РФ от 29.12.1997 N 68 (далее - ТОН N 68).
В соответствии с приложением 7 к этому документу работники торговых предприятий, а именно комплектовщики товаров, подсобные рабочие (при выполнении работ на складах и в магазинах по продаже москательно-химических и строительных материалов), продавцы непродовольственных товаров (нефтепродуктов, москательных, посудо-хозяйственных товаров, семян, рассады, цветочной земли, цветов, стройматериалов, угля, лесоматериалов), продавцы продовольственных товаров (мясных и рыбных товаров, картофеля и овощей), а также продавцы независимо от вида продаваемого товара при работе в неотапливаемых палатках, киосках, ларьках или при разносной и развозной торговле, при непосредственном обслуживании населения в осенне-зимний период на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях на ярмарках, уличных базарах, выставках продажах, товароведы при выполнении работ по разбраковке метизных, силикатных товаров и строительных материалов обеспечиваются специальной одеждой согласно утвержденным нормам.
Для справки. Названный документ представляет собой сборник таблиц, в которых собраны нормы выдачи специальной одежды в различных отраслях народного хозяйства (всего 13 приложений). Например, организации бытового обслуживания получают спецодежду согласно приложению 2, работники жилищно-коммунального хозяйства - в соответствии с приложением 3. Таблицы состоят из нескольких столбцов, в которых указывается (в последовательности, приведенной далее) профессия и должность, наименование средств защиты, норма выдачи на год (количество единиц или комплектов). Как уже говорилось, работники торговли получают специальную одежду согласно приложению 7.
2. Типовая отраслевая норма бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденная Постановлением Минтруда РФ от 16.12.1997 N 63. В частности, согласно приложению 6 этого документа спецодежда выдается комплектовщику, приемщику товаров, укладчику-упаковщику в сфере книжной торговли, а также киоскеру.
Кроме указанных профессий, обеспечиваются спецодеждой работники сквозных профессий всех отраслей, например, грузчики, дворники, кладовщики, укладчики-упаковщики (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.10.2008 N 541н*(4)).
Несколько слов скажем о порядке выдачи спецодежды. Итак, СИЗ приобретаются за счет средств работодателя. Соответственно, работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, СИЗ выдаются бесплатно. Специальная одежда, выдаваемая работникам, должна соответствовать их полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой ими работы. С целью выполнения указанной нормы на предприятии обычно проводится ежегодный опрос сотрудников (данные о размере одежды и обуви заносятся в личную карточку учета выдачи СИЗ). Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов. Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор. Возможна замена выдачи одного вида СИЗ аналогичным, обеспечивающим равноценную защиту от опасных и вредных производственных факторов. В случае необеспечения работника специальной одеждой тот вправе отказаться от выполнения трудовых обязанностей, а работодатель не имеет права требовать от работника их исполнения и обязан оплатить возникший по этой причине простой (п. 4, 6, 7, 11, 12 Межотраслевых правил). Работникам, совмещающим профессии или постоянно выполняющим совмещаемые работы, помимо выдаваемых им СИЗ по основной профессии дополнительно выдаются в зависимости от выполняемых работ и другие виды СИЗ (п. 17 Межотраслевых правил). Специальная одежда, предназначенная для использования в особых температурных условиях, обусловленных ежегодными сезонными изменениями температуры, выдается работникам с наступлением соответствующего периода года, а по его окончании сдается работодателю для организованного хранения до следующего сезона. Время пользования указанными видами СИЗ устанавливается работодателем с учетом местных климатических условий (в сроки носки СИЗ, применяемых в особых температурных условиях, включается время их организованного хранения) (п. 21 Межотраслевых правил).
Хранение, а также уход за СИЗ, в том числе стирку, дезинфекцию, обезвреживание, сушку, химчистку, обязан осуществлять работодатель за счет собственных средств. Возможна выдача работникам двух комплектов соответствующих СИЗ с удвоенным сроком носки (п. 30 Межотраслевых правил). Специальная одежда, возвращенная работниками по истечении сроков носки, но пригодная для дальнейшей эксплуатации, используется по назначению после проведения мероприятий по уходу за ней (стирка, чистка, дезинфекция, дегазация, дезактивация, обеспыливание, обезвреживание и ремонт). Пригодность указанных СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа СИЗ устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией по охране труда организации (при наличии) и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ (п. 22 Межотраслевых правил).
Все вышесказанное относилось к ситуации, когда спецодежда приобретается работодателем в собственность. При этом Межотраслевыми правилами допускается приобретение работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды. При выдаче работнику специальной одежды, взятой работодателем в аренду, за работником закрепляется индивидуальный комплект СИЗ, для чего на него наносится соответствующая маркировка. Сведения о выдаче данного комплекта заносятся в личную карточку учета и выдачи СИЗ работника (п. 4, 23 Межотраслевых правил).
Отдельно следует сказать о "дежурной" одежде, которая также фигурирует в ТОН (на предприятиях торговли дежурной одеждой обеспечиваются комплектовщики, товароведы (фартук хлопчатобумажный), подсобные рабочие (резиновые перчатки), продавцы продовольственных товаров (куртка на утепляющей прокладке)). Дежурная специальная одежда коллективного пользования должна находиться в кладовой подразделения или участка и выдаваться работникам только на время выполнения тех работ, для которых она предусмотрена. Указанные СИЗ с учетом требований личной гигиены и индивидуальных особенностей работников закрепляются за определенными рабочими местами и передаются от одной смены другой. В этих случаях специальная одежда выдается под ответственность соответствующему лицу. Дежурная специальная одежда и приспособления записываются на отдельные карточки с пометкой "Дежурная".
Теперь что касается организации учета специальной одежды: работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки (сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам). Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ. При этом работодатель вправе вести учет выдачи работникам СИЗ с применением программных средств. Электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме личной карточки учета выдачи СИЗ. При этом в электронной форме карточки вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника (п. 13 Межотраслевых правил). С целью установления контроля за сроками нахождения специальной одежды в эксплуатации на ней рекомендуется ставить штамп с указанием даты выдачи работникам. Специальная одежда, выданная работникам, является собственностью организации и подлежит возврату: при увольнении, переводе в той же организации на другую работу, для которой выданные специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления не предусмотрены нормами, а также по окончании сроков их носки взамен получаемых новых (п. 63, 64 Методических указаний по бухгалтерскому учету спецодежды*(5).
Санитарная одежда
Как уже указывалось, обслуживающий персонал предприятия торговли должен носить соответствующую форменную и (или) санитарную одежду и обувь установленного для данного предприятия образца (п. 4.9 ГОСТ Р 51305-2009).
Для справки. К обслуживающему персоналу предприятия торговли относят работников, непосредственно участвующих в торговом обслуживании покупателей: заведующего отделом (секцией), администратора торгового зала, продавца продовольственных товаров, продавца непродовольственных товаров, продавца мелкорозничной (торговой) сети, продавца-консультанта, кассира торгового зала, контролера-кассира и др.
Определение санитарной одежды дано в ОСТ 10 286-2001 "Санитарная одежда для работников АПК. Нормы обеспечения. Правила применения и эксплуатации"*(6). Санитарная одежда - это вид специальной защитной одежды, предназначенной для предотвращения или уменьшения влияния на работника вредных биологических факторов (микроорганизмов), общих производственных загрязнений, а также обеспечения санитарно-гигиенических мероприятий производственного процесса. Санитарной одеждой обеспечиваются работники предприятий торговли, которые имеют контакт с пищевыми продуктами.
В соответствии с Межотраслевыми типовыми инструкциями по охране труда для работников розничной торговли*(7) санитарная одежда положена кладовщику, подсобному рабочему, приемщику продовольственных товаров, продавцу отдела кулинарии, продавцу по продаже пива (кваса) из изотермических емкостей, продавцу продовольственных товаров, продавцу, реализующему продукты питания с потреблением на месте, уборщику производственных и служебных помещений продовольственного магазина, работнику, осуществляющему прием стеклопосуды от населения, работнику, занятому фасовкой продовольственных товаров, грузчику, работающему в организации торговли, при работе с пищевыми продуктами. Порядок и норма выдачи санитарной одежды утверждены Приказом Минторга СССР от 27.12.1983 N 308.
Так же как и спецодежда, санодежда, санобувь и санпринадлежности выдаются рабочим и служащим на время работы бесплатно. Санитарная одежда является собственностью предприятия, поэтому пользоваться ею разрешается только в производственных целях. Уносить санодежду и санобувь домой запрещается (п. 3, 6 Приказа Минторга СССР N 308).
Форменная одежда
И, наконец, несколько слов скажем о форменной одежде. Работники торговых предприятий, не названные выше (в основном это сотрудники магазина, специализирующегося на продаже непродовольственных товаров), обеспечиваются форменной одеждой, то есть одеждой, выдержанной в едином стиле. Форменная одежда не является средством защиты от производственных условий. Ее предназначение - повысить узнаваемость компании, в том числе за счет нанесения на нее логотипа. Межотраслевыми типовыми инструкциями по охране труда для работников розничной торговли предусмотрено наличие форменной одежды у кассира торгового зала, продавца мелкорозничной торговли, продавца непродовольственных товаров, дворника, дежурного у эскалатора. В действующих законодательных актах отсутствуют нормы выдачи форменной одежды, поэтому организация должна разработать и утвердить их самостоятельно.
Бухгалтерский учет
Бухгалтерский учет спецодежды осуществляется на основании Методических указаний по бухгалтерскому учету спецодежды. Порядок учета санитарной и форменной одежды нормативными документами по бухгалтерскому учету не определен, поэтому для отражения операций по поступлению, передаче в эксплуатацию, списанию данных активов можно смело пользоваться названной методичкой за исключением отдельных ситуаций.
Принятие к учету и отпуск в эксплуатацию специальной, санитарной и форменной одежды
Итак, специальная одежда, находящаяся в собственности организации, принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, то есть в сумме фактических затрат на приобретение или изготовление без учета НДС (для учета спецодежды предназначен счет 10 "Материалы", субсчет 10-10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе". Указанный вид актива отражается на этом субсчете до момента передачи его в эксплуатацию). Приемка и оприходование поступающей специальной одежды складами организации, как правило, оформляются путем составления приходных ордеров (форма М-4 *(8)). Отпуск СИЗ в эксплуатацию со складов производится на основании Требования-накладной (форма М-11), а также Лимитно-заборной карты (форма М-8). При необходимости торговая организация может разработать и утвердить свои формы первичных учетных документов.
От редакции. Напомним, что с 01.01.2013 вступает в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", который придет на смену ныне действующему Федеральному закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ. В соответствии с новым законом со следующего года применять первичные учетные документы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не обязательно. Более того, в законе есть указание, что формы первичных учетных документов должен утверждать руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п. 4 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ). Таким образом, взяв за основу утвержденные и применяющиеся в настоящее время унифицированные формы документов по учету МПЗ, организация торговли должна разработать собственную "первичку" по учету специальной одежды и закрепить ее применение в учетной политике для целей бухгалтерского учета (обязательные реквизиты, которые должен содержать первичный учетный документ, перечислены в п. 2 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ).
Операция по передаче специальной одежды в эксплуатацию отражается в бухгалтерском учете в зависимости от срока ее службы (п. 20, 21, 26 Методических указаний по бухгалтерскому учету спецодежды):
- по дебету счета 10, субсчет 10.11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации" в сумме фактических затрат, связанных с приобретением специальной одежды (по фактической себестоимости) (если срок эксплуатации превышает 12 месяцев). Позднее стоимость СИЗ погашается линейным способом исходя из сроков полезного использования, предусмотренных в типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи спецодежды, по дебету счета 44 "Расходы на продажу";
- по дебету счета 44 (если срок эксплуатации спецодежды согласно нормам выдачи не превышает 12 месяцев) единовременно. Добавим, что такой способ учета должен быть закреплен в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
По мнению автора, тот же порядок должен действовать в отношении санитарной одежды, так как она является разновидностью спецодежды. Что касается учета форменной одежды - ее стоимость в целях бухгалтерского учета можно единовременно списывать на счет 44 в момент передачи в эксплуатацию, независимо от нормативного срока носки этой одежды.
А как определить срок эксплуатации специальной одежды? Согласно ТОН N 68 спецодежда выдается:
- на год (в норме указано количество единиц (комплектов) спецодежды, которые должны быть выданы работнику в течение года. Соответственно, срок эксплуатации такой одежды - до года);
- до износа (по нашему мнению, в этом случае нужно ориентироваться на сроки носки, рекомендованные производителем);
- по поясам. Согласно Постановлению Минтруда РФ N 70 срок*(9) носки теплой специальной одежды и обуви (куртка на утепляющей прокладке, брюки на утепляющей прокладке, валенки), как средство защиты от холода, выдаваемые работникам по профессиям и должностям, предусмотренным ТОН, устанавливаются в годах в зависимости от климатических поясов:
Наименование теплой специальной одежды и теплой специальной обуви | Климатические пояса | ||||
Куртка на утепляющей прокладке | 3 | 2,5 | 2 | 1,5 | 1,5 |
Брюки на утепляющей прокладке | 3 | 2,5 | 2 | 1,5 | 1,5 |
Валенки | 4 | 3 | 2,5 | 2 | 2 |
Так, согласно названному документу, к первому климатическому поясу относятся, например, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области, ко второму климатическому поясу - Московская, Ленинградская, Нижегородская, к третьему - Республика Алтай, Кировская, Новосибирская области;
- дежурные. Сроки носки дежурных СИЗ устанавливаются в каждом конкретном случае в зависимости от характера работы и условий труда руководителем предприятия по согласованию с профсоюзом. Они не должны быть короче сроков носки таких же видов СИЗ, выдаваемых по типовым нормам в индивидуальное пользование.
Пример 1
Организация (магазин строительных материалов) согласно типовой инструкции обеспечивает персонал спецодеждой. В частности, в 2012 г. были закуплены:
- костюм хлопчатобумажный - 10 шт. по 944 руб. (в том числе НДС - 144 руб.);
- рукавицы комбинированные - 30 шт. по 23,6 руб. (в том числе НДС - 3,6 руб.);
- костюм мужской на утепляющей прокладке (куртка и брюки) - 5 шт. по 1 416 руб. (в том числе НДС - 216 руб.).
В сентябре 2012 г. спецодежда была выдана работникам:
- костюм хлопчатобумажный - 5 шт. (срок носки - 1 год);
- рукавицы комбинированные - 20 шт.
- костюм мужской на утепляющей прокладке - 3 шт. (срок носки - 24 мес. (III климатический пояс)).
В бухгалтерском учете торговой организации были составлены следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Оприходованы СИЗ: | |||
- костюм хлопчатобумажный (10 шт. х 800 руб.); | 8 000 | ||
- рукавицы комбинированные (30 шт. х 20 руб.); | 600 | ||
- костюм мужской на утепляющей прокладке (5 шт. х 1 200 руб.) | 6 000 | ||
Отражена сумма "входного" НДС, предъявленного поставщиком (144 руб. х 10 шт. + 3,6 руб. х 30 шт. + 216 руб. х 5 шт.) | 2 628 | ||
"Входной" НДС принят к вычету | 68-НДС | 2 628 | |
Погашена задолженность перед поставщиком | 17 228 | ||
Сентябрь 2012 г. | |||
Отпущены СИЗ со склада в эксплуатацию: | |||
- костюм хлопчатобумажный (5 шт. х 800 руб.); | 4 000 | ||
- рукавицы комбинированные (20 шт. х 20 руб.); | 400 | ||
- костюм мужской на утепляющей прокладке (3 шт. х 1 200 руб.) | 3 600 | ||
Стоимость выданных работникам СИЗ со сроком эксплуатации до года списана на расходы по обычным видам деятельности (4 000 + 400) руб. | 4 400 | ||
Отражено частичное погашение стоимости СИЗ со сроком эксплуатации более года (3 600 руб. / 24 мес.) | 150 | ||
Отражено ОНО* (3 600 - 150) руб. x 20% | 68-прибыль | 690 | |
С октября 2012 г. до оставшегося нормативного срока носки мужского костюма на утепляющей прокладке | |||
Отражено частичное погашение стоимости СИЗ | 150 | ||
Уменьшено ОНО (150 руб. x 20%) | 68-прибыль | 30 | |
* Так как в налоговом учете поэтапное списание стоимости СИЗ не предусмотрено, в учете возникают временные разницы. |
Коллективным (трудовым) договором может быть предусмотрено, что стоимость (часть стоимости) форменной одежды удерживается из заработной платы сотрудников. При этом форменная одежда может выдаваться как на условиях возврата ее работодателю, так и без условия возврата (в собственность сотруднику).
Мероприятия по уходу за спецодеждой
Как уже было указано, хранение, уход за СИЗ и ремонт должен осуществлять работодатель за счет собственных средств. Расходы организации по ремонту специальной одежды включаются в расходы по обычным видам деятельности (п. 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету спецодежды). Те же правила действуют в отношении санитарной одежды. При этом администрация обязана следить за тем, чтобы во время работы работники пользовались выданной им санодеждой и постоянно были в чистой и исправной одежде. Во избежание обезлички в пользовании санитарной одеждой администрация обязана после стирки, починки и дезинфекции возвращать работнику ту же санодежду, которой он пользовался ранее (п. 7, 11 Приказа Минторга СССР N 308).
Если у работодателя отсутствуют технические возможности для проведения мероприятий по уходу за одеждой, для этих целей работодателем привлекается сторонняя организация по гражданско-правовому договору (п. 32 Межотраслевых правил).
Операции по учету затрат по уходу за СИЗ отражаются записью по дебету счета 44 в корреспонденции со счетами 10, 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" (если соответствующие действия осуществляются собственными силами предприятия), со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (если заключен договор со сторонней организацией).
Уход за форменной одеждой осуществляется, как правило, каждым работником самостоятельно. Конечно, администрация торгового предприятия может организовать стирку и починку форменной одежды централизованно за счет собственных средств, но такой обязанности на законодательной уровне для нее не установлено.
Возврат спецодежды на склад и повторная выдача
Если работник торгового предприятия увольняется, либо переводится на другую работу, для которой выдача им специальной (санитарной) одежды не предусмотрена нормами, а также по окончании сроков ее носки (в замен на выдачу новой) он должен сдать спецодежду на склад (п. 64 Методических указаний по бухгалтерскому учету спецодежды, п. 17 Приказа Минторга СССР N 308). В последнем случае (возврат спецодежды по окончании срока ее носки) никаких записей в бухгалтерском учете не делается. Данная операция отражается только в аналитическом учете и в личной карточке учета выдачи СИЗ.
При этом в соответствии с п. 22 Межотраслевых правил, п. 19 Приказа Минторга СССР N 308 должностное лицо или комиссия по охране труда организации (при наличии) оценивает пригодность указанных СИЗ к дальнейшему использованию. Специальная и санитарная одежда, возвращенная работниками по истечении сроков носки, но пригодная для дальнейшей эксплуатации, используется по назначению после проведения мероприятий по уходу за ней (стирка, чистка, дезинфекция, дегазация, дезактивация, обеспыливание, обезвреживание и ремонт). При этом в личной карточке работника, которому выдается бывшая в употреблении спецодежда, указывается процент ее изношенности, а срок носки устанавливается "до износа".
Если спецодежда сдается на склад по причине увольнения работника либо перевода его на другое место работы, на котором применение специальной (санитарной) одежды не предусмотрено (то есть до истечения срока носки), действия бухгалтера будут следующие:
- в случае если срок носки сданной на склад специальной (санитарной) одежды не превышал календарный год (в соответствии с учетной политикой стоимость спецодежды была списана с бухгалтерского учета единовременно), никаких записей в учете не будет (восстанавливать стоимость спецодежды нет необходимости). Такая одежда хранится отдельно от новой. В отношении указанной спецодежды определяется процент изношенности. Позднее при выдаче ее другому сотруднику в личной карточке учета выдачи СИЗ указывается время, остающееся до истечения срока носки;
- в случае если срок носки спецодежды превышал календарный год (соответственно стоимость спецодежды погашалась линейно), в учете временно прекращается погашение стоимости СИЗ (и соответственно приостанавливается уменьшение ОНО). Кроме того, делается проводка по дебету счета 10.10 и кредиту счета 10.11. При повторной выдаче спецодежды учетные операции возобновляются.
Пример 2
В октябре 2012 г. работник, за которым была закреплена куртка на утепляющей основе, уволился. Инвентаризационная комиссия признала СИЗ годным к дальнейшему использованию. В декабре 2012 г. куртка была выдана другому работнику.
На момент увольнения работника списано в расходы 500 руб. (50 руб. x 10 мес.) стоимости СИЗ, остаточная стоимость спецодежды - 700 руб. (1 200 - 500) Оставшийся срок носки СИЗ - 14 мес.
Бухгалтер торговой организации составит следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
В октябре 2012 г. | |||
Сданы на склад и выведены из эксплуатации СИЗ уволенного работника | 700 | ||
В декабре 2013 г. | |||
Отпущены СИЗ со склада в эксплуатацию вновь принятому работнику | 700 | ||
Ежемесячно до истечения срока носки спецодежды | |||
Отражено частичное погашение стоимости СИЗ | 50 | ||
Уменьшено ОНО (50 руб. x 20%) | 68-прибыль | 10 |
Если работник уволился и не сдал спецодежду (например, по причине утери), с него удерживается ее стоимость (ст. 243, 246 ТК РФ). Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества. Таким образом, сумму, подлежащую удержанию из заработной платы увольняющегося работника, бухгалтер определяет, как правило, по остаточной стоимости спецодежды (если она погашалась линейным способом) либо расчетным путем (если спецодежда была списана единовременно). В первом случае эта хозяйственная операция отражается по дебету счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 73.2 "Расчеты по возмещению материального ущерба" и кредиту счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". В соответствии с п. 30 Методических указаний по бухгалтерскому учету спецодежды стоимость одежды, которая выбывает и более не используется в предпринимательской деятельности, подлежит списанию с бухгалтерского учета. То есть сумму, числящуюся на счете 10.11, нужно отнести в дебет счета 94. По мере того как указанная сумма будет взыскана с работника, закрывается счет 73. Одновременно с этим списывается сальдо по счету 77 "Отложенные налоговые обязательства". Во втором случае (если стоимость спецодежды уже была списана в бухгалтерском учете) сумма возмещения ущерба, подлежащая взысканию с сотрудника организации, признается прочим доходом и отражается по дебету счета 73, субсчет 73-2 и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы". Удержание указанной суммы из заработной платы сотрудника отражается по дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и кредиту счета 73, субсчет 73-2.
Порядок учета форменной одежды в указанных выше случаях устанавливается руководителем предприятия.
Пример 3
При увольнении работник торгового предприятия не сдал специальную одежду остаточной стоимостью 500 руб.
В бухгалтерском учете торгового предприятия будут составлены следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражена недостача спецодежды по остаточной стоимости | 500 | ||
Предъявлен к возмещению ущерб от недостачи | 500 | ||
Удержана стоимость спецодежды из заработной платы работника | 500 | ||
Списано сальдо ОНО (450 руб. x 20%) | 68-прибыль | 100 |
Налог на прибыль
Об учете специальной, санитарной и форменной одежды говорится сразу в двух статьях Налогового кодекса, в частности в:
- подпункте 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. В соответствии с данной нормой затраты налогоплательщика на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ, и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, относятся к материальным расходам;
- пункте 5 ст. 255 НК РФ. В силу указанного положения расходы на приобретение (изготовление) выдаваемых в соответствии с законодательством РФ работникам бесплатно либо продаваемых работникам по пониженным ценам форменной одежды и обмундирования (в части стоимости, не компенсируемой работниками), которые остаются в личном постоянном пользовании работников, относятся к расходам на оплату труда. В таком же порядке учитываются расходы на приобретение или изготовление организацией форменной одежды и обуви, которые свидетельствуют о принадлежности работников к данной организации.
Казалось бы, все ясно: расходы организации на приобретение специальной и санитарной одежды налогоплательщик вправе учесть по первой из названных норм (напомним, что специальная одежда, выданная работникам, является собственностью организации и подлежит возврату), на приобретение форменной одежды - по второй (если форменная одежда остается в личном пользовании работника). На практике все не так просто.
Спецодежда выдается по нормам
Если организация выдает специальную одежду (в первой части статьи мы выяснили, что санитарная одежда, используемая работниками торговли, имеющими непосредственный контакт с пищевыми продуктами, является разновидностью специальной одежды) в пределах законодательно установленных норм *(10), она вправе учесть расходы на ее приобретение в целях налогообложения прибыли по мере ее ввода в эксплуатацию в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ (Письмо УФНС по г. Москве от 15.01.2009 N 19-12/001813). Кроме того, контролирующие органы отмечают, что специальная одежда, выдаваемая работникам, должна быть сертифицирована, а также служить целям индивидуальной защиты от воздействия внешних неблагоприятных факторов - температуры, загрязнения и т.п.
Спецодежда выдается сверх норм
А как быть, если специальная (санитарная) одежда выдается работникам сверх лимита, установленного типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи спецодежды, то есть улучшает по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ведь такое право организации закреплено в ст. 221 ТК РФ), либо не поименована в указанных нормах вовсе? На этот счет существует неоднозначное мнение, но в одном из последних писем Минфина на эту тему (Письмо от 16.02.2012 N 03-03-06/4/8) говорится, что если опасные условия труда подтверждены аттестацией рабочих мест, а специальная одежда и иные средства индивидуальной защиты выдаются работникам <...> по повышенным нормам, которые улучшают защиту работников по сравнению с типовыми нормами, то расходы на выдачу таких средств индивидуальной защиты могут быть учтены в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли. Аналогичное мнение высказано в Письме Минфина РФ от 16.03.2011 N 03-03-06/1/143.
Споры о том, можно ли признавать расходы на выданную работникам специальную одежду, если она вовсе не входит в тот перечень, который предложен в отраслевых нормах, неоднократно рассматривались в зале суда. Как правило, арбитры поддерживают налогоплательщика в этом вопросе (см., например, Постановление ФАС СКО от 23.04.2010 N А53-3903/2009*(11)): организация работникам собственной службы безопасности (охранников, сторожей и т.п.) выдавала обувь, не предусмотренную типовыми отраслевыми нормами (берцы). Суд установил, что решение работодателя о приобретении специальной обуви для сотрудников своей службы безопасности носит исключительно производственный характер и направлено на предотвращение и уменьшение воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также позволяет исключить возможный травматизм на предприятии. В итоге суд пришел к выводу об отсутствии у налоговой инспекции основания для доначисления обществу налога на прибыль по указанному эпизоду.
В другом деле (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 N А45-15510/12) судом отмечено: формулировка пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ "к материальным расходам, в том числе, относятся затраты налогоплательщика на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации..." не содержит ограничения в части возможности списания таких расходов только в пределах установленных минимальных нормативов.
Аттестация рабочих мест - необходимое условие?
Если бухгалтер внимательно читал высказывания специалистов Минфина по вопросу правомерности признания расходов на приобретение спецодежды, то обратил внимание на фразу, которая всегда упоминается в письмах: если опасные условия труда подтверждены аттестацией рабочих мест <...>, то расходы на выдачу таких средств индивидуальной защиты могут быть учтены в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли. Это условие, по мнению Минфина, имеет ключевое значение. В частности, в последнем из названных писем финансового ведомства (от 16.03.2011 N 03-03-06/1/143) налогоплательщик задал конкретный вопрос: вправе ли организация на основании только типовых норм либо норм, утвержденных в организации, без аттестации рабочих мест относить в расходы при исчислении налога на прибыль стоимость специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты? Из смысла ответа следует, что делать это неправомерно.
Для справки. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н (обязанность проведения аттестации возложена на всех работодателей - юридических и физических лиц). Аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Дата проведения аттестации устанавливается работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно арестовываться не реже одного раза в пять лет. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Указание на то, что СИЗ предоставляется работникам в том числе по результатам аттестации рабочих мест, содержится в п. 5 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н), а также в отраслевых нормах выдачи спецодежды.
В арбитражной практике можно встретить отдельные решения, в которых суды не согласны с позицией Минфина. Так, например, в Решении Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2010 N А-32-56326/2009-23/769 суд отметил, что так как обязанность работодателя обеспечивать работникам безопасные условия труда носит приоритетный характер и существует вне зависимости от факта проведения аттестации, расходы на СИЗ, выданные по типовым нормам без проведения аттестации рабочих мест, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли. По нашему мнению, поступив так, налогоплательщик должен быть готов отстаивать свою правоту в суде.
Об учете форменной одежды, передаваемой работникам во временное пользование
Как уже отмечалось, налоговым законодательством предусмотрено, что расходы на приобретение форменной одежды, передаваемой работникам в собственность бесплатно либо продаваемой работникам по пониженным ценам (в части стоимости, не компенсируемой работниками), учитываются в целях налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда согласно п. 5 ст. 255 НК РФ. А что если форменная одежда выдается работникам торговой организации с условием ее возврата, то есть во временное пользование? В Письме Минфина РФ от 05.06.2011 N 03-03-06/2/109 рассмотрена именно такая ситуация. В частности, в нем отмечается, что, поскольку форменная одежда, выдаваемая работникам, не передается им в собственность, ее стоимость не учитывается в составе расходов на оплату труда на основании п. 5 ст. 255 НК РФ, даже в случае если обязанность работодателя по оплате расходов на приобретение форменной одежды зафиксирована в трудовом или коллективном договоре. По мнению финансистов, расходы на приобретение форменной одежды и обуви, свидетельствующие о принадлежности работников к конкретной организации, которые передаются им во временное пользование, могут быть учтены в составе материальных расходов (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ) в качестве расходов на приобретение другого имущества, не являющегося амортизируемым. Аналогичное мнение высказано в Письме Минфина РФ от 19.07.2012 N 03-03-06/1/349.
Отметим, что ранее финансовое ведомство неоднократно отрицало такую возможность (письма от 18.02.2008 N 03-03-06/1/102, от 25.06.2007 N 03-03-06/1/394).
Об учете форменной одежды, передаваемой подрядным организациям
Предположим, торговая компания заключила договор с подрядной организацией на проведение строительно-монтажных работ на ее территории. При этом по условиям договора подряда торговое предприятие обязалось обеспечить подрядчика в том числе строительными касками, форменной одеждой со своим логотипом. Правомерно ли расходы на приобретение указанной одежды признавать в целях налогообложения прибыли?
Подобный вопрос неоднократно становился камнем преткновения между налоговой инспекцией и налогоплательщиком, и, как правило, суд в аналогичных делах принимал сторону организаций (см., например, постановления ФАС ПО от 01.07.2010 N А55-29852/2009, ФАС УО от 13.05.2010 N Ф09-3296/10-С2, ФАС СЗО от 24.11.2008 N А42-7515/2007). Суды, в частности, анализируя положения гл. 37 "Подряд" ГК РФ, отмечают, что предоставление подрядчикам в соответствии с условиями заключенных договоров спецодежды по сезону, средств индивидуальной защиты, инструментов и приспособлений не противоречит ее положениям. Следовательно, расходы на приобретение специальной (форменной) одежды при условии, что затраты подтверждены документами, а одежда предназначена для использования при выполнении строительных работ, можно признать в целях налогообложения прибыли.
Итак, подведем предварительные итоги. Расходы на приобретение специальной и санитарной одежды (даже если эта одежда выдается по нормам, утвержденной в самой организации) признаются в целях налогообложения прибыли (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Основное условие: необходимость выдачи такой одежды должна подтверждаться проведенной в установленном порядке аттестацией рабочих мест по условиям труда.
Расходы на приобретение форменной одежды, свидетельствующей о принадлежности работника к конкретной организации, также могут быть учтены в целях налогообложения прибыли. Причем, если такая одежда выдается в собственность, указанные затраты следует включить в состав расходов на оплату труда (п. 5 ст. 254 НК РФ), если же право собственности остается за организацией (по окончании срока носки, а также при увольнении форменная одежда сдается работодателю) - в состав материальных расходов в качестве расходов на приобретение иного имущества, не являющегося амортизируемым (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость
При выдаче сотруднику торговой организации специальной или санитарной одежды (напоминаем, что она передается работникам на время исполнения ими служебных обязанностей и остается в собственности организации), а также форменной одежды во временное пользование объекта обложения НДС не возникает. А вот если униформа передается в собственность сотрудника, встает вопрос о необходимости исчисления НДС с безвозмездной передачи. Отметим, что этот вопрос очень спорный и до сих пор не выработано единой позиции даже среди чиновников. Писем контролирующих органов на эту тему немного, и все они были выпущены довольно давно. Однако наличие арбитражной практики по данному вопросу говорит о том, что вопрос этот не праздный.
Итак, по данному вопросу существует несколько позиций. Первая - самая благоприятная для организаций-налогоплательщиков, но и самая рискованная: поскольку затраты на приобретение форменной одежды учитываются в целях налогообложения прибыли, операция по ее выдаче не является объектом обложения НДС. Данное мнение, в частности, было высказано Минфином в Письме от 18.10.2004 N 03-04-11/170. Заметим, что здесь речь шла о выдаче форменной одежды работникам федерального государственного предприятия ведомственной охраны, ношение форменной одежды на котором предусмотрено законодательством.
Другая позиция финансового ведомства заключается в том, что если работником по согласованию с организацией форменная одежда не возвращается (право собственности (владение, пользование и распоряжение) на форменную одежду переходит к работнику), такую передачу права собственности на форменную одежду для целей применения НДС следует рассматривать как операцию по реализации форменной одежды, подлежащую обложению этим налогом в общеустановленном порядке (Письмо от 22.04.2005 N 03-04-11/87).
То есть если форменная одежда безвозмездно передается в собственность работника, по мнению финансового ведомства, в целях обложения НДС должен применяться пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, согласно которому передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг) и соответственно облагается названным налогом. Данная позиция подтверждается арбитражной практикой (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012 N 09АП-17255/2012-АК).
Момент определения налоговой базы по НДС в данном случае - еще один спорный вопрос. Как известно, в силу п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
- день отгрузки (передачи) товаров;
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок. Таким образом, по мнению налоговиков, на дату выдачи форменной одежды работнику и следует исчислять НДС.
Но можно посмотреть на этот вопрос с другой стороны. Согласно гражданскому законодательству переход права собственности подразумевает, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст. 209 ГК РФ). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом, в то время как сотрудник торговой организации, получив от работодателя форменную одежду, должен использовать ее по назначению - носить в течение рабочего времени до истечения срока ее носки. Таким образом, права распоряжения этой одежды у работника нет. Этот вопрос, впрочем, не смущает контролирующие органы, и они требуют начислять НДС сразу при выдаче одежды работнику. Здесь же отметим еще такой момент: если сотрудник организации полностью или частично компенсирует стоимость, переданной ему в собственность форменной одежды, суммы компенсаций являются оплатой реализованной форменной одежды и с них следует исчислять НДС (Письмо Минфина РФ от 13.06.2007 N 03-07-11/159).
Таким образом, по мнению финансистов, в любом случае (передается форменная одежда в собственность работника безвозмездно либо сотрудник полностью или частично погашает ее стоимость) операция по передаче униформы является облагаемой НДС операцией.
Но существует и третья позиция, в соответствии с которой удержание с работников соответствующих сумм за спецодежду является не оплатой реализованного товара, а компенсацией затрат общества, поэтому НДС в данном случае не начисляется (см., например, постановления ФАС ДВО от 20.10.2008 N Ф03-2901/2008, ФАС СКО от 27.12.2006 N Ф08-6818/2006-2798А *(12)).
Итак, сформулируем основные выводы по данному разделу. Если сотруднику торговой организации выдается специальная, санитарная, а также форменная одежда во временное пользование, объекта обложения НДС не возникает. Разногласия появляются, когда форменная одежда выдается сотруднику организации в собственность (причем неважно, бесплатно либо за деньги). И в том и в другом случае, как считают финансисты и налоговики, возникает объект обложения НДС. Если организация позволит себе другой "сценарий", вероятность возникновения споров велика.
Страховые взносы
Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в частности в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ*(13)).
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, пп. 10 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ*(14) не подлежит обложению страховыми взносами стоимость форменной одежды, выдаваемой работникам в соответствии с законодательством РФ бесплатно или с частичной оплатой и остающейся в их личном постоянном пользовании.
В разъясняющих письмах ФСС отмечает, что к средствам, необходимым для исполнения трудовых обязанностей (ст. 22 ТК РФ), в ряде случаев можно отнести форменную одежду, предоставленную сотрудникам организации - плательщикам страховых взносов в соответствии с нормами, установленными приказом ее руководителя. В случае если выданная сотрудникам организации во временное пользование форменная одежда, стоимость которой числится на балансе организации, выдается работникам организации для использования только на работе при выполнении трудовых обязанностей и сдается ими при увольнении (в этом случае право собственности на одежду остается у организации), то ее стоимость также не облагается страховыми взносами (см., например, Письмо от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985).
Теперь что касается СИЗ. В Письме Минздравсоцразвития РФ от 05.08.2010 N 2519-19 пояснялось, что стоимость спецодежды, в том числе сверх установленных норм, полученной работниками в связи с исполнением трудовых обязанностей во временное пользование, не признается объектом обложения страховыми взносами.
Таким образом, можно констатировать, что выдача в пользование работникам специальной, санитарной, а также в пользование либо в собственность форменной одежды страховыми взносами не облагается.
Налог на доходы физических лиц
В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. Особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме установлены ст. 211 НК РФ. Так, согласно п. 1 названной статьи при получении налогоплательщиком дохода от организаций и ИП в натуральной форме в виде товаров либо иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (иного имущества), исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ. Таким образом, форменная одежда, выдаваемая организацией своим сотрудникам в собственность, является доходом, полученным в натуральной форме, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц. В случае если форменная одежда принадлежит организации и передается работникам в пользование, а после окончания срока службы сдается на склад для утилизации, то стоимость такой одежды не является доходом работников и не подлежит обложению НДФЛ (Письмо Минфина РФ от 09.02.2007 N 03-04-06-02/19).
Относительно специальной и санитарной одежды нужно сказать следующее: если названные виды защитной одежды выдаются сотрудникам только для осуществления производственной деятельности и не переходят в их собственность, а после окончания срока службы сдаются на склад для утилизации, стоимость указанной специальной и санитарной одежды, выдаваемой сотрудникам по нормам, установленным организацией, не может быть признана экономической выгодой (доходом) сотрудников и, соответственно, являться объектом обложения НДФЛ (Письмо Минфина РФ от 08.08.2012 N 03-04-06/9-227).
С.В. Манохова,
редактор журнала "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, 12, ноябрь, декабрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 771-ст.
*(2) Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 770-ст.
*(3) Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н.
*(4) Этим приказом утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
*(5) Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утв. Приказом Минфина РФ от 26.12.2002 N 135н.
*(6) Утвержден Минсельхозом РФ 04.12.2001.
*(7) Утверждены Постановлением Минтруда РФ от 12.02.2002 N 9.
*(8) Утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а.
*(9) Постановление Минтруда РФ от 31.12.1997 N 70 "Об утверждении Норм бесплатной выдачи работникам теплой специальной одежды и теплой специальной обуви по климатическим поясам, единым для всех отраслей экономики".
*(10) На предприятиях торговли применяются Типовые отраслевые нормы выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утв. постановлениями Минтруда РФ от 29.12.1997 N 68, от 16.12.1997 N 63, Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.10.2008 N 541н, Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций пищевой, мясной и молочной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.12.2010 N 1247н (в случае если в торговом центре организован собственный цех по приготовлению готовых блюд).
*(11) Определением ВАС РФ от 09.09.2010 N ВАС-11441/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
*(12) Определением ВАС РФ от 09.04.2007 N 3645/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
*(13) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(14) Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"