Контрольно-ревизионным управлением субъекта РФ выявлены факты нецелевого использования межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение и предоставленных из федерального бюджета, а также факты незаконного использования указанных средств. Какой следует указать код доходов бюджетной классификации при заполнении платежного поручения на перечисление суммы штрафа за нецелевое использование средств, а также возмещения ущерба, причиненного в результате указанных нарушений?
В соответствии со ст. 281 БК РФ неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы РФ признается нарушением бюджетного законодательства РФ, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.
Под нецелевым использованием бюджетных средств понимаются направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (ст. 289 БК РФ).
Нецелевое использование бюджетных средств (если оно не подпадает под признаки преступления, предусмотренные ст. 285.1 УК РФ) является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ.
К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры (ст. 282 БК РФ):
- предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
- блокировка расходов;
- изъятие бюджетных средств;
- приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
- наложение штрафа;
- начисление пени;
- иные меры в соответствии с действующим законодательством РФ.
Основания для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ указаны в ст. 283 БК РФ. Одним из них является нецелевое использование бюджетных средств.
Напомним, что согласно п. 4 Указа Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
В соответствии со ст. 270 БК РФ на контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований возложена обязанность по осуществлению финансового контроля за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.
Согласно ст. 284.1 БК РФ руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями) в порядке, установленном БК РФ, имеют право:
- списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению;
- списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;
- списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;
- взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБР;
- выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
- составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;
- взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБР за каждый день просрочки.
В соответствии со ст. 268 БК РФ Росфиннадзор осуществляет контроль за использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов. Полномочия Росфиннадзора в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства РФ установлены в ч. 2 ст. 284 БК РФ.
В Письме от 10.08.2012 N 02-07-10/3125 Минфин отметил: учитывая положения ст. 284 и 284.1 БК РФ, в случае выявления вышеуказанными органами нарушений бюджетного законодательства РФ в части операций с целевыми средствами, влекущих применение к нарушителям мер принуждения согласно БК РФ, только должностные лица Росфиннадзора и его территориальных органов вправе налагать административные штрафы и взыскивать денежные средства в целях возмещения ущерба за нецелевое или незаконное использование целевых средств. Таким образом, Росфиннадзор является главным администратором доходов бюджета, полученных в результате проведения контрольных мероприятий в отношении целевых средств.
Исходя из изложенного поступления от уплаты штрафов за нецелевое использование целевых средств должны отражаться по коду классификации доходов бюджетов 151 1 16 18000 01 0000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации".
В отношении возмещения ущерба, причиненного в результате указанных нарушений, нужно учитывать следующее:
- доходы, полученные в виде дотаций, межбюджетных субсидий и иных межбюджетных трансфертов, за исключением субвенций, относятся к собственным доходам бюджетов (ст. 47 БК РФ);
- возмещение ущерба на основании предписаний (представлений) носит принудительный характер.
Таким образом, по мнению Минфина, возмещение по предписаниям (представлениям) ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, осуществляется по коду классификации доходов бюджетов 151 1 16 32000 01 0000 140 "Денежные взыскания, налагаемые в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств (в части федерального бюджета)".
Возмещение по предписаниям (представлениям) Росфиннадзора ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение и предоставленных бюджету субъекта РФ из средств федерального бюджета, осуществляется по коду классификации доходов 151 1 16 32000 02 0000 140 "Денежные взыскания, налагаемые в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств (в части бюджетов субъектов Российской Федерации)".
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности государственных
(муниципальных) учреждений"
1 ноября 2012 г.
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 11, ноябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"