Имеется ли в настоящее время право на освобождение от оплаты содержания и ремонта жилья, жилищно-коммунальных услуг, электроснабжения у перешедших на пенсию работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении РФ, проживающих в сельской местности (Ярославская область) и проработавших в вышеуказанных организациях не менее 10 лет? Если да, то кто предоставляет указанные меры социальной поддержки?
1. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (далее - Основы), действовавшей до 1 января 2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано органам власти того уровня, которому подведомственны соответствующие организации: в частности, было определено, что меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ (п. 50 ст. 35 Закона N 122-ФЗ).
При этом Конституционный Суд РФ, неоднократно рассматривая Закон N 122-ФЗ на предмет его конституционности, выработал следующую правовую позицию. Изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления (постановление Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 N 5-П). Правовое регулирование данных отношений не предполагает лишение медицинских работников учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании ч. 2 ст. 63 Основ (определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2008 N 383-О-П). В том случае, если льготы, предусмотренные ч. 2 ст. 63 Основ, распространялись на определенную категорию медицинских работников, однако с 1 января 2005 г. законодательство эту категорию не наделило правом на данные льготы, то в целях недопущения ущемления социальных прав указанных граждан федеральному законодателю надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты (определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 947-О-П).
С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ). Однако данный закон прямо не предоставил медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим и проживающим в сельской местности, право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (ч. 1 ст. 72 Закона N 323-ФЗ). В то же время Закон N 323-ФЗ в ч. 2 ст. 72 предусмотрел, что Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счёт соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
В порядке реализации данного законоположения, а также в целях осуществления социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельской местности, занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях, постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 N 839 (далее - Постановление N 839) определены меры такой поддержки в 2012-2014 годах. В частности, с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2014 г. таким работникам установлена ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей (п. 1 Постановления N 839). Кроме того, медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения, имевшим по состоянию на 31 декабря 2004 г. право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением (в том числе лицам, являвшимся медицинскими и фармацевтическими работниками указанных учреждений и уволившимся до 1 января 2012 г.), в 2012 году выплачивается единовременная денежная выплата за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2011 г., за исключением периодов, в которые они пользовались правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением и (или) на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг (п.п. 2, 4 Постановления N 839). Порядок осуществления подобных выплат определен приказом Минздравсоцразвития РФ и Минфина РФ от 16.12.2011 N 1556ан/174н.
Как мы полагаем, приведенная норма п. 2 Постановления N 839 рассчитана на лиц из числа медицинского персонала федеральных учреждений здравоохранения, как продолжающих работу, так и уволенных из этих организаций до 1 января 2012 г. (в том числе в связи с выходом на пенсию), перед которыми имеется задолженность органов публичной власти по компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. Право пенсионеров, проработавших в федеральных учреждениях здравоохранения и проживающих в сельской местности, на компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг как таковую (не в связи с задолженностью органов публичной власти перед гражданами) в настоящее время федеральным законодательством не регулируется.
2. Сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию врачами, провизорами и средним медицинским и фармацевтическим персоналом и за проживающими с ними членами семей, если общий стаж работы указанных работников в сельской местности или рабочих поселках составил не менее 10 лет, было предусмотрено в п. 21 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968 N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию науки в стране" (далее - Постановление N 517). Однако постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2003 N 625, то есть до принятия Закона N 122-ФЗ, Постановление N 517 было признано не действующим на территории Российской Федерации.
В то же время, как указал Конституционный Суд РФ в определении N 129-О-П, подпунктом 24 п. 2 введенной в действие с 1 января 2005 г. ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки граждан пожилого возраста, а значит, и пенсионеров из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа, в том числе в муниципальных организациях здравоохранения, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Следовательно, порядок предоставления с 1 января 2005 г. пенсионерам из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа, в том числе в федеральных организациях здравоохранения, мер социальной поддержки на основе правового механизма, не допускающего существенного снижения гарантий их социальной защищенности, должен определяться нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Как следует из вопроса, речь идет о пенсионерах, проработавших в федеральных учреждениях здравоохранения и проживающих в сельской местности Ярославской области.
Законом Ярославской области от 19.12.2008 N 65-з "Социальный кодекс Ярославской области" (далее - Закон N 65-з) определены меры социальной поддержки граждан, проживающих на территории Ярославской области, в том числе в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и порядок их предоставления. Механизм расчёта размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентирован постановлением Правительства Ярославской области от 28.10.2009 N 1070-п (далее - Постановление N 1070-п)*(1).
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 43 Закона N 65-з работники государственных организаций, работающие и проживающие в сельской местности, имеют право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг*(2). При этом к работникам государственных организаций часть 1 ст. 43 Закона N 65-з относит лиц, заключивших трудовые договоры (кроме договоров на работу по совместительству) с государственными организациями и занимающих должности в соответствии с перечнем должностей работников государственных организаций, работающих и проживающих в сельской местности, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 29.12.2008 N 738-п (далее - Перечень), в который включены в том числе должности работников государственных учреждений здравоохранения (раздел II). Отметим также, что в сравнении с педагогическими работниками (ч. 2 ст. 43 Закона N 65-з) иные работники, в том числе медицинские, признаются имеющими право на получение мер социальной поддержки как работники государственных организаций независимо от того, какому уровню власти подведомственны данные государственные организации (федеральному или региональному - органам власти Ярославской области) - единственным ограничением права на получение соответствующих мер поддержки для таких лиц является факт их занятости по трудовому договору по основному месту работы в должности, соответствующей Перечню (ч. 1 ст. 43 Закона N 65-з).
Право на получение указанных мер социальной поддержки сохраняется и за пенсионерами, которые имели право на их получение к моменту выхода на пенсию, проработали в сельской местности не менее 10 лет и проживают там независимо от вида назначенной работнику государственной организации трудовой пенсии и основания прекращения им трудовой деятельности (ч. 4 ст. 43 Закона N 65-з). Перечисленные меры социальной поддержки распространяются и на нетрудоспособных членов семьи такого работника или пенсионера (п. 6 ст. 72 Закона N 65-з).
Таким образом, мы полагаем, что пенсионеры, проживающие в сельской местности Ярославской области, которые проработали в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности не менее 10 лет, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с ч. 5 ст. 72 Закона N 65-з в том случае, если к моменту выхода на пенсию они работали в государственном учреждении, в том числе федеральном, в должности, предусмотренной Перечнем.
Что касается пенсионеров, проживающих в сельской местности Ярославской области, которые проработали в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности не менее 10 лет, однако к моменту выхода на пенсию они работали в государственном учреждении в должности, не предусмотренной Перечнем, то, на наш взгляд, права на указанную меру социальной поддержки они не имеют. Ведь Конституционный Суд РФ в определении N 129-О-П указал, что нормативный правовой акт субъекта РФ, определяющий порядок предоставления с 1 января 2005 г. пенсионерам из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа, не должен допускать существенного снижения гарантий их социальной защищенности. Однако Постановление N 517 предусматривало такую льготу для врачей, провизоров и среднего медицинского и фармацевтического персонала. А Перечень в этой части Постановлению N 517 не противоречит, поскольку предусматривает должности врачей, провизоров, среднего медицинского персонала и фармацевтов. Следовательно, правовой механизм, установленный Законом N 65-з, не снижает гарантии социальной защищенности граждан. Поэтому ограничение, установленное Перечнем, не может считаться неконституционным.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
7 декабря 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В п. 1.3 Постановления N 1070-п указано, что назначение и выплата компенсации работникам государственных учреждений здравоохранения, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках Ярославской области, производятся по месту работы.
*(2) Согласно ч. 5 ст. 72 Закона N 65-з компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг работникам государственных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, и пенсионерам из их числа осуществляется в размере:
1) 100% платы за жилое помещение (в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Ярославской области);
2) 100% платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления - поставки твердого топлива) в пределах установленных Правительством Ярославской области нормативов потребления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.