Используем для расчетов платежные терминалы
Когда комиссию за использование терминала для расчетов с клиентом платит фирма, доход в книге учета доходов и расходов определяют исходя из всех поступлений за реализацию, включая сумму вознаграждения банку.
В последнее время компании, в том числе и на УСН, часто используют для расчетов с клиентами (заказчиками) банковские терминалы оплаты. При этом у бухгалтера могут возникнуть вопросы по учету комиссий банка за использование таких аппаратов.
Важные моменты при заключении договора
Чтобы применять терминал для денежных расчетов, "упрощенец" заключает с банком договор. Терминал может быть передан банком по договору безвозмездного пользования или договору аренды. Соответственно, оборудование будет отражаться на забалансовых счетах в бухучете (если фирма его ведет).
В договоре очень важно установить порядок уплаты банковской комиссии. Ведь ее могут платить как клиенты, так и сама фирма. При этом комиссию устанавливают либо в фиксированном размере, либо в процентах, но уже в зависимости от суммы перевода. Еще один вопрос, который необходимо обязательно отразить в договоре - проведение инкассации платежного терминала. Инкассацию может производить как банк, так и третья сторона. Если это делает последняя - заключают отдельный договор на инкассацию. Важным фактором является техническое обслуживание. Терминалы, состоящие на балансе банков, как правило, обслуживают сами кредитные учреждения. Если же терминалы предоставляет другая организация, то с ней заключают отдельный договор на техническое обслуживание и ремонт.
Налоговый учет расходов на использование терминала
Несмотря на то, что техническое обслуживание платежных терминалов прямо не поименовано в Налоговом кодексе, данные расходы можно признать в составе прочих расходов, связанных с производством (реализацией)*(1). Ведь, как правило, подобные затраты указывают в договоре, включая их либо в состав арендной платы, либо прописывая отдельным пунктом.
Порядок отражения в налоговом учете и книге учета доходов и расходов*(2) сумм вознаграждения банку за проведение операций через терминал отличается в зависимости от того, кто конкретно платит такую комиссию - фирма или клиент.
Письмо Минфина России от 31 июля 2012 г. N 03-11-06/2/100
Приведем примеры заполнения книги учета доходов и расходов при включении и невключении в нее комиссии банку за техобслуживание, инкассацию.
Пример
1. Заполнение Книги без учета комиссии
В данной ситуации в Книге фирма будет отражать только доход, поступивший от покупателя. Расход не отражают, т.к. комиссию и иные сборы, например за техобслуживание, банк включает в стоимость своих услуг и берет с клиентов самостоятельно.
2. Заполнение Книги с учетом комиссии (см. образец ниже)
Фрагмент заполнения Книги с учетом комиссии
Подготовлено с использованием системы ГАРАНТ
I. Доходы и расходы
N п/п | Дата и номер первичного документа | Содержание операции | Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы | Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Выписка банка | Получены денежные средства от покупателя через платежный терминал | 60 000 | - |
2 | п/п 28, выписка банка, договор N 567 с банком "Банк" на оказание услуг по переводу денежных средств | Уплачена банковская комиссия за услуги по переводу денежных средств | - | 6000 |
3 | п/п 29, договор N 755 с "Росинкасс" на оказание инкассационных услуг | Уплачены денежные средства за проведение инкассации | - | 5000 |
4 | п/п 30, договор N 261 с фирмой "Техникс" на техническое обслуживание платежного терминала | Уплачены денежные средства за проведение технического обслуживания платежного терминала | - | 5000 |
<...> | <...> | <...> | 60 000 | 16 000 |
Итого за ... квартал | <...> | <...> | ||
Итого за ... | <...> | <...> |
Отметим, что услуги инкассации могут предоставлять только банки и организации, имеющие банковскую лицензию. К ним относятся, например, "Росинкасс" и "Инкахран". Все частные охранные предприятия заниматься инкассацией в правовом смысле этого слова (то есть собирать наличные деньги у юридических лиц и предпринимателей) не могут.
Налоговый учет доходов
В налоговом учете доходы фирма на УСН отражает в день фактического поступления денежных средств на счета в банках или в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) покупателем иным способом иного встречного обязательства (кассовый метод)*(3). Если при перечислении клиентом денег через платежный терминал банк удерживает комиссию, то доход "упрощенца" равен стоимости реализованного им товара (выполненных работ, оказанных услуг). При этом сумма комиссии включается в расходы, уменьшающие полученные доходы*(4).
В целом компании на УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" вправе признавать в налоговом учете все расходы, связанные с затратами на обслуживание терминалов и банковские комиссии. Так, признают:
- затраты на оплату банковских услуг по расчетно-кассовому обслуживанию*(5);
- инкассацию денежных средств*(6);
- расходы, связанные с техническим и иным обслуживанием терминалов*(7);
- расходы на ремонт терминалов*(8);
- расходы на обучение персонала*(9). К таким расходам относятся затраты на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате фирмы, на договорной основе в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 264 НК РФ. Под такими расходами, например, понимается переподготовка кассира-операциониста путем направления его на повышение квалификации и обучение работе с новой техникой, программным обеспечением. При этом кассир должен быть направлен в учебное заведение по профилю, имеющее лицензию, а само обучение следует подтвердить документально. Необходимо иметь договор с обучающей организацией, сертификат или иной документ о повышении квалификации.
Не забудьте про ККТ
Обязательность применения ККТ в составе платежного терминала установлена на законодательном уровне*(10). Ранее суды вставали на сторону фирм, указывая, что ее наличие не является обязательным. При проведении расчетов было допустимо использование электронно-вычислительных машин, в том числе персональных, а также программно-технических комплексов*(11). В 2012 году практика окончательно сложилась не в пользу налогоплательщиков*(12). Поэтому компаниям и ИП нужно проверять наличие ККТ в терминалах и отдельно указывать наличие ККТ в договоре на аренду платежного терминала.
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2012 г. N 14АП-1204/12
Е. Шестакова,
генеральный директор компании
"Актуальный менеджмент", к.ю.н.
Мнение. Учет зависит от того, кто платит
Дмитрий Васильев, главный бухгалтер компании "Скип"
Расчеты через банковские терминалы находят все большее применение в малом и среднем бизнесе. За эту операцию банки взимают комиссию, которую оплачивает либо покупатель, либо сама компания-продавец, а иногда бывает, что и сразу обе стороны платят комиссию (что является распространенной практикой при покупке, например, театральных билетов). Как же продавцу-"упрощенцу" учесть такую комиссию?
Если комиссию уплачивает покупатель, то компании ее учитывать никак не нужно. На ее счет поступает полная сумма оплаты за товар, которая и будет признаваться доходом вне зависимости от факта отгрузки.
Если же комиссию уплачивает "упрощенец", то он признает две операции одновременно - доход в виде полной суммы оплаты и расход, удержанный в виде комиссии. Просто так отразить доход за вычетом расхода не получится. Это будет искажением дохода, рассчитываемого в целях определения возможности применения УСН.
"Актуальная бухгалтерия", N 1, январь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) подп. 10, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ
*(2) утв. приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н (далее - Книга)
*(3) п. 1 ст. 346.17 НК РФ
*(4) подп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 26.11.2010 N 16-15/124515@
*(5) подп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, письмо Минфина России от 25.09.2007 N 03-11-04/2/235
*(6) письмо Минфина России от 15.03.2005 N 03-03-02-04/1/67
*(7) подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
*(8) подп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
*(9) подп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
*(10) п. 2 ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ
*(11) пост. ФАС ЗСО от 11.12.2007 N Ф04-8378/2007(40722-А46-7)
*(12) определения ВАС РФ от 24.07.2012 N ВАС-9178/12 по делу N А05-12597/2011, от 21.04.2011 N ВАС-5187/11 по делу N А05-9977/2010
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.