Что год грядущий нам готовит?
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), заменяющий собой прежний (одноименный) закон, находится в распоряжении заинтересованных лиц (бухгалтерских и финансовых служб компаний) чуть меньше года. (Напомним, начало действия данного нормативного акта приходится на январь 2013 года). Согласитесь, для ознакомления - немалый срок. Какие-то вопросы (понятно, со временем их станет больше) уже возникли, а на некоторые из них даже получены ответы от официальных органов.
Небезучастной (в связи с готовящимися в бухгалтерском законодательстве изменениями) оказалась и редакция журнала, время от времени публикующая свои комментарии. Но ближе к делу мы обещали вернуться к закону еще раз: по порядку, подробнее, с акцентом на ключевых моментах. Итак, начнем.
Кому нужно вести бухгалтерский учет, а кому - нет?
Экономические субъекты, поименованные в ст. 2 Закона N 402-ФЗ, начиная с января 2013 года обязаны обеспечить ведение бухгалтерского учета в соответствии с обновленным законодательством о бухгалтерском учете. Об этом говорится в ч. 1 ст. 6 данного закона.
Правда, есть и исключения. К ним относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы (а также другие лица, занимающиеся частной практикой). Названные субъекты могут не вести бухгалтерский учет, но только в том случае, если учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения ведется ими в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (ч. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).
В течение года Минфин не раз давал разъяснения на этот счет. В Информационном сообщении "Об изменениях в специальных налоговых режимах", например, ведомство уделило внимание плательщикам, находящимся на патентной системе налогообложения: поскольку такие плательщики обязаны вести налоговый учет доходов, они могут не вести бухгалтерский учет.
Не были забыты и коммерсанты, применяющие УСНО и общий режим налогообложения: первые в силу ст. 346.24 НК РФ ведут учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО*(1), вторые же учитывают доходы и расходы в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя*(2). В этой связи, резюмирует Минфин (Письмо от 26.07.2012 N 03-11-11/221), индивидуальные предприниматели ("упрощенцы" и ИП, находящиеся на традиционной системе налогообложения) освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета*(3).
Аналогичный вывод сделан финансистами относительно ведения бухгалтерского учета коммерсантами, уплачивающими ЕСХН (Письмо от 27.08.2012 N 03-11-11/257). Для целей исчисления налоговой базы по ЕСХН (п. 8 ст. 346.5 НК РФ) таковые ведут учет доходов и расходов в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей*(4). В этой связи указанная группа коммерсантов освобождается от обязанности ведения бухгалтерского учета в соответствии с Законом N 402-ФЗ.
Высказался Минфин и по поводу индивидуальных предпринимателей - "вмененщиков". Налоговой базой для исчисления ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (п. 2 ст. 346.29 НК РФ). В указанных целях "вмененщик" должен вести учет физических показателей, в том числе учет их изменения в течение налогового периода. Если таковое произошло, при исчислении суммы "вмененного" налога налогоплательщик учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя (п. 9 ст. 346.29 НК РФ).
Таким образом, индивидуальные предприниматели - плательщики ЕНВД подпадают под действие пп. 1 ч. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ и могут не вести бухгалтерский учет в соответствии с указанным законом (письма Минфина России от 05.09.2012 N 03-11-11/267, от 17.07.2012 N 03-11-10/29).
Определенные преимущества имеют и некоторые организации. Во-первых, это структурные подразделения организаций иностранных государств: таковые могут не вести бухгалтерский учет, если они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Во-вторых, послабления в части ведения учета предусмотрены и для организаций, получивших статус участников проекта "Сколково"*(5). Часть 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ наделяет их правом применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, причем без ограничения по сумме выручки.
Вот и все исключения.
Примечание. Положения Закона N 402-ФЗ не применяются при создании информации для составления экономическим субъектом отчетности для иных целей (например, для представления в кредитную организацию в соответствии с ее требованиями и т.п.).
А как же "упрощенцы"-организации (вопрос, интересующий многих)?
Как видим, в данный перечень они не вошли. Это значит, что со следующего года им предстоит вести бухгалтерский учет в полном объеме. В подтверждение тому Минфин выпустил письма от 23.10.2012 и от 26.03.2012 N 03-11-06/2/46.
К сведению. Рекомендации о том, как "упрощенцу" начать вести бухгалтерский учет, мы давали в статье С.В. Булаева "Готовь сани летом, а бухучет - ближе к зиме..." (N 8, 2012).
Была надежда на то, что указанная обязанность все-таки не коснется организации, применяющие УСНО. Дело в том, что группой депутатов в Госдуму внесен законопроект (N 174312-6) по изменению Закона N 402-ФЗ. Суть изменений заключается в освобождении данной категории лиц от обязанности по ведению бухгалтерского учета наряду с индивидуальными предпринимателями - "упрощенцами". Но (подчеркиваем) сегодня это лишь законопроект. Будет ли он реализован (и в каком виде), неизвестно. К тому же финансисты указали на то, что они не имеют намерения освобождать малые предприятия, применяющие УСНО, от обязанности вести бухгалтерский учет с начала следующего года. Поэтому организациям, применяющим УСНО, лучше занять позицию "готовность N 1", нацелив себя на ведение бухгалтерского учета с 2013 года в полном объеме.
Скажем несколько слов и о других субъектах.
Так, Законом N 402-ФЗ (пп. 1 ч. 1 ст. 2) предусмотрена обязанность ведения бухгалтерского учета некоммерческими организациями (НКО)*(6). Впрочем, нельзя сказать, что это принципиально новое положение: НКО и сегодня ведут бухучет, хоть напрямую об этом в ныне действующем Законе N 129-ФЗ*(7) ничего не сказано. Дело в том, что такая обязанность для них установлена п. 1 ст. 32 Закона N 7-ФЗ*(8). Кроме того, в п. 1 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организаций"*(9) определено, что данный бухгалтерский стандарт распространяется на организации, являющиеся юридическими лицами в соответствии с законодательством РФ. А некоммерческие организации признаются юридическими лицами (ст. 50 ГК РФ).
Таким образом, по сути, в этой части Закон N 402-ФЗ ничего не изменил.
Расширенная (по сравнению с Законом N 129-ФЗ) сфера действия нового закона также распространяется на бюджетные организации - в части учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также учета операций, изменяющих указанные активы и обязательства.
Не обошел стороной Закон N 402-ФЗ и доверительных управляющих (ч. 3 ст. 3) - по тем операциям, которые связаны с имуществом, переданным им в доверительное управление. Впрочем, эта категория лиц и сейчас не освобождена от обязанности по ведению бухгалтерского учета. В силу пп. "б" п. 2 ст. 5 Закона N 129-ФЗ положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности, разрабатываются и утверждаются Минфином и обязательны для исполнения всеми организациями на территории РФ. Правила отражения в бухгалтерском учете операций по договору доверительного управления имуществом установлены Указаниями об отражении в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом*(10), которые являются нормативным актом по бухгалтерскому учету (пп. "в" п. 2 ст. 5 Закона N 129-ФЗ).
Закон N 402-ФЗ распространяется и на участников договора простого товарищества юридических лиц, на которых возлагается обязанность по учету общего имущества товарищей. Кстати, бухгалтерский учет в простом товариществе ведется в соответствии с ПБУ 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности"*(11). Положения данного нормативного документа не противоречат Закону N 129-ФЗ.
Участники процесса выполнения соглашения о разделе продукции также обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ (ч. 4 ст. 2).
Обратите внимание! Учет операций по соглашениям о разделе продукции регламентируется Законом N 225-ФЗ*(12). Пункт 2 ст. 14 этого закона допускает ведение бухгалтерского учета в иностранной валюте и пересчет таких данных в рубли только при составлении бухгалтерской отчетности по курсу ЦБР на отчетную дату. Упомянутая норма противоречит п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 11 Закона N 129-ФЗ, а также правилам, установленным ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте"*(13). С января 2013 года бухгалтерский учет операций в рамках соглашений о разделе продукции по-прежнему будет вестись по правилам Закона N 225-ФЗ, поскольку это предусмотрено ч. 4 ст. 2 Закона N 402-ФЗ.
Объекты бухгалтерского учета
Итак, о субъектах поговорили, переходим к объектам бухгалтерского учета.
Перечень объектов бухгалтерского учета зафиксирован в ст. 5 Закона N 402-ФЗ и включает в себя активы*(14), обязательства, факты хозяйственной жизни*(15), доходы, расходы, иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
К сведению. Дополнительно об этом см. статью О.П. Гришиной "Доходы для целей бухгалтерского учета: новая концепция Минфина" (N 19, 2012).
Как видим, по сравнению с Законом N 129-ФЗ (где речь шла об имуществе, обязательствах, хозяйственных операциях, осуществляемых организацией в процессе осуществления ее деятельности) в новом законе перечень объектов изменен (привычным для восприятия в качестве объекта осталось лишь обязательство).
Впрочем, речь не идет о принципиально новых объектах, скорее, бухгалтерское законодательство приведено в соответствие с другим документом. Таким документом является, в частности, Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России*(16) (далее - Концепция), в которой в качестве объектов бухгалтерского учета*(17) рассматриваются активы, обязательства, доходы и расходы.
К тому же для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, формирующей достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта (ч. 1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ), необходима информация именно об активах, контролируемых организацией, а не о ее имуществе (п. 5.1.1 Концепции). (Дело в том, что не всякое имущество экономического субъекта может быть квалифицировано как актив. К активам, например, могут быть отнесены объекты, не принадлежащие экономическому субъекту на праве собственности, то есть не являющиеся его имуществом, в случае если экономический субъект осуществляет контроль над самим объектом и имеет право на получение экономических выгод от его использования).
Примечание. Материально-вещественная форма объекта и юридические условия его использования не являются существенными критериями отнесения его к активам (п. 7.2, 7.2.1, 7.2.2 Концепции).
Требования к главному бухгалтеру
В соответствии с Законом N 402-ФЗ руководитель экономического субъекта (за исключением кредитных организаций) обязан возложить ведение бухгалтерского учета, а также составление отчетности на главного бухгалтера (иное должностное лицо) либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (ч. 3 ст. 7). В кредитной организации учет обязан вести главный бухгалтер. И только руководители малых и средних предприятий могут заниматься учетом сами.
Новым законом (ч. 4 ст. 7) предъявляются особые требования к главным бухгалтерам компаний, ценные бумаги которых котируются на международных рынках (ОАО, страховых организаций и НПФ, акционерных инвестиционных фондов и пр.). Правда, отметим сразу, это не касается лиц, на которых по состоянию на дату вступления в силу Закона N 402-ФЗ уже возложено ведение бухгалтерского учета в этих организациях (ч. 2 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).
Итак, данную должность может занимать лицо при наличии у него высшего профессионального образования и стажа работы не менее трех (из последних пяти) календарных лет. Если высшее образование не связано с бухучетом или аудитом, стаж работы по специальности должен составлять не менее пяти (из последних семи) лет.
Обратите внимание! Таким же требованиям должны удовлетворять физические лица, с которыми организация заключает договоры об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Если же учет ведет сторонняя организация, она должна иметь в штате не менее одного работника, профессиональный уровень которого отвечает указанным требованиям и с которым заключен трудовой договор (ч. 6 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).
Еще одним требованием является отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступление в сфере экономики.
Кроме того, дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами (ч. 5 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).
Квалификационные требования к главным бухгалтерам других организаций, скорее всего, останутся прежними: высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее пяти лет*(18).
Работаем в унисон?
Законом N 402-ФЗ (пп. 1 и 2 ч. 8 ст. 7) вводятся новые положения, регулирующие порядок разрешения разногласий, которые могут возникнуть между главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим данную работу) и руководителем экономического субъекта. По распоряжению последнего, в частности, главный бухгалтер (иное лицо) принимает или не принимает данные "первички" к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Иными словами, именно руководитель экономического субъекта несет единоличную ответственность за созданную в результате его распоряжения информацию.
Из сказанного напрашивается вывод: если указания руководителя имеют устную форму, ответственность (при возникновении негативных последствий) с главного бухгалтера не снимается.
"Первичка" и регистры бухгалтерского учета
С 2013 года понятие "унифицированная форма" упразднено. Иными словами, любой первичный документ может быть разработан компанией самостоятельно. Его форму будет утверждать руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Обратите внимание! Данное нововведение не коснулось организаций государственного сектора, для которых формы учетных документов должны устанавливаться в соответствии с бюджетным законодательством.
Безусловно, при таких обстоятельствах можно использовать (в числе прочих) привычные в работе унифицированные бланки. Но подобная "первичка" также должна быть утверждена (возможно, в составе учетной политики) руководителем организации. При этом (самое главное) первичные учетные документы должны иметь обязательные реквизиты. Какие?
Часть 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ дает ответ на этот вопрос. В целом обязательные реквизиты повторяют те, что были поименованы в Законе N 129-ФЗ. Отличие заключается в уточненных формулировках.
Итак, в перечень обязательных реквизитов первичного документа включены:
- наименование и дата составления документа;
- наименование экономического субъекта, составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, а также за правильность оформления указанного события;
- подписи лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Правила исправления ошибок (неточностей) в первичном документе остались прежними: на документе надо проставить дату исправления, подпись (с расшифровкой) ответственного лица.
Обратите внимание! Пунктом 2.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ*(19) установлен запрет на внесение исправлений в кассовые документы.
Законом N 402-ФЗ также предусмотрена возможность оформления "первички" в электронном виде. А в случаях изъятия этих документов в соответствии с законодательством (по требованию правоохранительных органов, например) в бухгалтерском учете организации должны остаться копии таких документов (ч. 8 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Что касается регистров бухгалтерского учета, требования к их составлению стали жестче. Но (как и в случае с "первичкой") формы таких документов утверждает (по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета) руководитель экономического субъекта (ч. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). При этом не нужно забывать про наличие обязательных реквизитов. Таковые перечислены в ч. 4 ст. 10 Закона N 402-ФЗ. Среди них можно увидеть и электронную подпись. Понятно, такой реквизит необходим в случае, если регистр бухгалтерского учета создается и хранится в электронной форме. Если же в соответствии с законодательством РФ происходит выемка регистров бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров включаются в состав документов бухгалтерского учета (ч. 9 ст. 10 Закона N 402-ФЗ).
Примечание. Статья 15.11 КоАП РФ предусматривает ответственность должностных лиц за нарушение порядка и сроков хранения учетных документов в виде наложения штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб.
Скажем несколько слов относительно сроков хранения документов. Принципиальных новшеств Закон N 402-ФЗ не устанавливает, однако уточняет, что первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. А документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета (средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи), подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз. (Например, если основное средство амортизируется с 2012 по 2016 год, учетная политика должна быть сохранена на пять лет дольше срока амортизации объекта, который был утвержден в этой учетной политике, то есть до 2021 года).
Инвентаризация активов и обязательств
Оценка объектов учета
В отношении регулирования данных вопросов в Законе N 402-ФЗ приведены лишь основные требования с дальнейшей ссылкой на соответствующие нормы законодательства. В отличие от Закона N 129-ФЗ, в который включены правила оценки имущества (например, полученного безвозмездно, приобретенного за плату либо созданного самой организацией), в новом законе приводится лишь единственное положение о том, что объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению (ч. 1 ст. 12 Закона N 402-ФЗ). Все специальные нормы по порядку оценки объектов учета представлены в соответствующих бухгалтерских стандартах.
Инвентаризация: случаи, сроки, порядок проведения
Исходя из этого же принципа в Законе N 402-ФЗ определена лишь обязанность проведения инвентаризации. Случаи, сроки и порядок ее проведения, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом самостоятельно, за исключением случаев обязательного проведения инвентаризации (в силу ч. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ они устанавливаются законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами).
К сведению. См. дополнительно статью Л.И. Баяновой "Инвентаризация: подготовка и порядок проведения" в этом номере журнала.
Изменена дата отражения инвентаризации в учете. В соответствии с новым законом выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета корректируют учетные данные в периоде проведения инвентаризации.
Бухгалтерская отчетность
Состав отчетности и виза руководителя
Законом N 402-ФЗ определено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность (за исключением случаев, установленных законом) состоит:
- из бухгалтерского баланса;
- из отчета о финансовых результатах;
- из приложений к данным документам.
Таким образом, положение о составе бухгалтерской отчетности приведено в соответствие с Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности", согласно которому приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках являются отчет о движении денежных средств и отчет об изменениях капитала, а также иные приложения (пояснения), которые составляются в текстовой или табличной форме (то есть в виде пояснительной записки).
В составе отчетности (обратите внимание) не поименовано аудиторское заключение, поскольку оно представляется вместе с отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, но не является ее частью. Так, ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ определено: в случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.
К сведению. Дополнительно об этом см. статью Г.П. Антоновой "Аудиторское заключение - 2012" в данном номере журнала.
В настоящее время бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером экономического субъекта (п. 5 ст. 13 Закона N 129-ФЗ). Однако Законом N 402-ФЗ определены иные правила. Так, в силу ч. 8 ст. 13 данного нормативного акта бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем организации.
Промежуточная отчетность
В отношении промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности в Законе N 402-ФЗ даны более четкие определения отчетного периода ее составления. Таким периодом в силу ч. 4 ст. 15 закона является период с 1 января по отчетную дату периода, за который эта отчетность составляется, включительно. (Понятия месячной, квартальной промежуточной отчетности исключены из закона, что, собственно, понятно, ведь в действительности вся отчетность составляется нарастающим итогом).
К сведению. Дополнительно см. статью А.А. Никитиной и Л.Р. Давлетбаевой "Периодичность составления промежуточной отчетности в 2013 году" прошлого номера журнала.
Куда сдавать отчетность?
В отношении даты и места представления отчетности в Законе N 402-ФЗ (ч. 1 и 2 ст. 18) отмечено: обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и Банка России, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации; обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.
Нужно ли (при такой формулировке закона) сдавать отчетность в налоговую инспекцию?
Да, нужно. Сомнения развеивает ст. 23 НК РФ, согласно которой налоговикам необходимо будет представлять только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Разумеется, данное правило касается только тех лиц, которые в силу Закона N 402-ФЗ обязаны вести бухгалтерский учет.
К сведению. Дополнительно об этом см. статью Н.Н. Луговой "Не пропусти срок..." в данном номере журнала.
Внутренний контроль
Новшеством Закона N 402-ФЗ являются включенные в него положения о внутреннем контроле, который организуется экономическими субъектами в обязательном порядке. Речь при этом идет не только о ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и о самих фактах хозяйственной жизни экономического субъекта.
Примечание. Информация о рисках необходима для полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении (абз. 2 п. 6, п. 39 ПБУ 4/99).
Стоит отметить, что согласно Плану Минфина России на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе МСФО*(20) после принятия нового закона должны быть разработаны рекомендации для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля за ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской отчетности.
В частности, составляющими системы внутреннего контроля являются выявление рисков хозяйственной деятельности организации и управление ими.
Финансовое ведомство привело свои рекомендации по данному вопросу в Информации N ПЗ-9/2012 "О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности".
К сведению. Дополнительно об этом см. статьи О.Е. Орловой "Организация внутреннего контроля", N 6, "Внутренний контроль рисков предприятия", N 7 "Управление нефинансовыми рисками", N 10, "Риск ликвидности", N 16, "Кредитный риск", N 17, "Рыночные риски", N 18, "Внутренний контроль: организационный аспект", N 21, 2012.
Вместо заключения
Мы рассмотрели основные моменты, связанные с обновлением бухгалтерского законодательства, а также сделали перекрестные ссылки на те материалы, которые были опубликованы по данной теме в течение года.
Закончить разговор хотелось бы кратким обзором еще одной главы Закона N 402-ФЗ. Она не касается напрямую работы бухгалтера, а посвящена более глобальным вопросам (если можно так выразиться), а именно регулированию бухгалтерского учета.
Итак, в силу ст. 21 Закона N 402-ФЗ к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:
- федеральные и отраслевые стандарты;
- рекомендации в области бухгалтерского учета;
- стандарты экономического субъекта.
Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают порядок классификации объектов бухучета, условия их принятия и списания, состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).
Особенности федеральных норм применительно к отдельным видам экономической деятельности предусматриваются отраслевыми стандартами (ч. 5 ст. 21).
Разработкой стандартов будут заниматься (ст. 22-24 Закона N 402-ФЗ) Минфин, ЦБР и субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета*(21). Проекты федеральных стандартов будут публиковаться в печатных изданиях и Интернете для организации их публичного обсуждения. Замечания должны быть учтены при доработке проектов.
Рекомендации в области бухгалтерского учета разрабатываются и принимаются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета и применяются экономическими субъектами на добровольной основе (п. 5 ст. 24, ч. 8 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).
Стандарты экономического субъекта (ст. 21 Закона N 402-ФЗ):
- предназначены для упорядочения организации и ведения им бухучета (ч. 11);
- применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения (ч. 13);
- могут быть разработаны и утверждены экономическим субъектом для обязательного применения дочерними обществами этого экономического субъекта (ч. 14).
Таким образом, организации могут разрабатывать отдельные стандарты бухгалтерского учета (по учету основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, финансовых вложений и т.д.), в которых учитываются специфика организации и условия хозяйствования. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно (ч. 12 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).
С.Н. Зайцева,
главный редактор журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 24, декабрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Форма и порядок заполнения книги утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н.
*(2) Форма и порядок заполнения книги утверждены Приказом Минфина России N 86н и МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002.
*(3) Об этом также идет речь в N 18, 2012.
*(4) Форма и порядок заполнения книги утверждены Приказом Минфина России от 11.12.2006 N 169н.
*(5) Статья 10 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ.
*(6) Напомним, НКО могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов РФ, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
*(7) Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(8) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(9) Утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н.
*(10) Утверждены Приказом Минфина России от 28.11.2001 N 97н.
*(11) Утверждено Приказом Минфина России от 24.11.2003 N 105н.
*(12) Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".
*(13) Утверждено Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н.
*(14) К активам относят хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем, то есть обладают потенциальной возможностью прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию.
*(15) Сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.
*(16) Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ России 29.12.1997.
*(17) Пункт 8.1 Концепции.
*(18) Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37.
*(19) Утверждено ЦБР 12.10.2011 N 373-П.
*(20) Утвержден Приказом Минфина России от 30.11.2011 N 440.
*(21) Саморегулируемые организации, в том числе СРО предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухучета, а также их ассоциации, союзы и иные НКО, преследующие цели развития бухгалтерского учета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"