Некоторые вопросы правового регулирования служебных отношений
Право на свободное распоряжение своими способностями к труду, закрепленное в ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, может быть реализовано путем заключения трудового договора, прохождения государственной гражданской службы, прохождения службы в правоохранительных органах, поступления на военную службу.
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"*(1), выделяя три вида государственной службы - государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу (п. 1 ст. 2), закрепляет в качестве одного из основных принципов построения и функционирования системы государственной службы единство ее правовых и организационных основ (п. 1 ст. 3). Это означает, что само по себе прохождение государственной службы того или иного вида, каждый из которых имеет свои особенности, обуславливающие специфику правового регулирования условий и порядка ее прохождения, не может служить основанием для установления таких различий в правовом статусе государственных служащих, которые не связаны с характером и содержанием определенного вида государственной службы.
Согласно ст. 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"*(2), к отношениям, связанным с гражданской службой, применяются федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, содержащие нормы трудового права, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Названный Закон о государственной службе исходит из того, что отношения, связанные с государственной гражданской службой, регулируются специальным законодательством, а положения законодательства о труде применяются к ним субсидиарно - в части, не урегулированной законодательством о государственной гражданской службе. Такой подход оправдан, с одной стороны, спецификой государственно-служебных отношений, обуславливающей необходимость установления специального правового статуса государственного гражданского служащего, а с другой - их сходством с трудовыми отношениями в той мере, в какой осуществление профессиональной деятельности предполагает обеспечение государственной защиты.
Без сомнения, служебная деятельность является специфическим видом наемного труда. В научной литературе неоднократно указывалось на то, что у законодателя отсутствует системный подход к регулированию государственной службы. Можно согласиться с М.В. Пресняковым и С.Е. Чанновым, указывающими на отсутствие у разработчиков Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" четкого представления о том, в чем состоит специфика государственной службы по сравнению с трудовой деятельностью и в каких случаях она должна получить свое регулирование в законодательстве*(3).
Служебная деятельность в органах, которые можно отнести к правоохранительным, по-разному решают вопрос о распространении трудового законодательства на соответствующих государственных служащих. Так, статья 40 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"*(4) (далее - Закон о прокуратуре) говорит о том, что служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований названного Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются Законом о прокуратуре. Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных Законом о прокуратуре. Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на основании трудового договора.
Иной подход определен для сотрудников полиции. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"*(5) (далее - Закон о полиции) устанавливает, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Статья 34 Закона о полиции, посвященная правовому регулированию службы в полиции, предусматривает, что служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений Закона о полиции; а действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и Законом о полиции.
Статья 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) закрепляет, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
Таким образом, распространение действия норм трудового законодательства на служебные правоотношения в настоящее время отличаются противоречивостью.
Рассмотрим предоставление гарантий в сфере труда и занятости при расторжении трудового договора, служебного контракта и контракта о прохождении службы в органах внутренних дел.
Проведем сравнительный анализ положений, закрепляющих гарантии по сохранению места работы (должности) в период болезни.
Так, статья 81 ТК РФ запрещает увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.
Статья 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(6) (далее - Федеральный закон о службе в органах внутренних дел) устанавливает правило, согласно которому, если сотрудник органов внутренних дел был освобожден от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью в общей сложности более четырех месяцев в течение двенадцати месяцев, он может быть направлен на медицинское освидетельствование (обследование) в военно-врачебную комиссию для решения вопроса о его годности к дальнейшему прохождению службы.
Часть 4 ст. 85 названного Закона предусматривает, что расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в период временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел не допускается. Таким образом, несмотря на особенности прохождения службы в органах внутренних дел, законодатель, по сути, повторил положения трудового законодательства.
Несколько иначе регулируется данный вопрос на государственной гражданской службе. Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 155-ФЗ*(7) внесены изменения в ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В частности, часть 3 ст. 37 Закона изложена в новой редакции: "Гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период его пребывания в отпуске, в том числе в отпуске по беременности и родам, и в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей".
Таким образом, уточнение "в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей" является своеобразной гарантией, предоставляемой гражданским служащим. А специальные нормы, регулирующие служебные отношения лиц, замещающих должности государственной гражданской службы, могут отличаться от норм, регламентирующих трудовые отношения работников (т.е. лиц, заключивших трудовой договор). Кроме того, статья 37 Закона о госслужбе, предусматривающая перечень оснований для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, дополнена пунктом 8.1, содержащим такое основание увольнения, как отсутствие на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством Российской Федерации не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством Российской Федерации не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).
Остановимся на гарантиях, связанных с материнством и воспитанием детей, и проблемах, которые возникают в связи с несовершенством действующего законодательства.
В соответствии со ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. ТК РФ содержит главу 41, предусматривающую особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями. Нормы ТК РФ обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Действующее законодательство учитывает физиологические особенности женского организма, его детородную функцию.
В период пребывания женщины в отпуске (по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, ежегодном, без сохранения заработной платы) увольнение по инициативе работодателя не допускается, за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
Отпуск по уходу за ребенком может быть использован полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком (ст. 256 ТК РФ).
Необходимость предоставления сотрудникам органов внутренних дел такого рода гарантий в сфере труда при прохождении службы, учитывая ее специфику, а также определение их вида и объема находятся в пределах законодательной прерогативы.
Единое нормативное регулирование деятельности органов внутренних дел осуществляется Федеральным законом о службе в органах внутренних дел, Законом о полиции и др.
Пункт 8 ст. 56 Федерального закона о службе в органах внутренних дел закрепляет: "Сотруднику органов внутренних дел женского пола, а также сотруднику, являющемуся отцом (усыновителем, попечителем) и воспитывающему ребенка без матери (в случае ее смерти, лишения ее родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения по объективным причинам), предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном трудовым законодательством. На такого сотрудника в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, распространяются социальные гарантии, установленные трудовым законодательством".
Поскольку вопрос о предоставлении отпуска по уходу за ребенком отцам - сотрудникам органов внутренних дел определен положением специального нормативного акта - Федерального закон о службе в органах внутренних дел, то часть 2 ст. 256 ТК РФ применению не подлежит. Следовательно, предоставление отпусков по уходу за ребенком отцам - сотрудникам полиции возможно только в случаях, исключающих возможность ухода за ребенком матерью.
Принципы гуманизма и справедливости, лежащие в основе правовой системы, требуют особого подхода к правовому регулированию труда некоторых категорий граждан, в том числе женщин, имеющих детей. Им предоставляются дополнительные права с целью охраны их правового положения.
Наряду с общими положениями, регламентирующими порядок расторжения трудового договора, в ТК РФ предусмотрены нормы, определяющие специфику увольнения женщин. Статья 261 ТК РФ устанавливает общий запрет на расторжение трудового договора с беременными женщинами по инициативе работодателя, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
При истечении срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности.
Допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу, которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья.
ТК РФ значительно ограничивает круг оснований для расторжения по инициативе работодателя трудовых договоров с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет). С перечисленными работниками расторжение трудового договора не допускается по инициативе работодателя, за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5-8, 10, 11 ст. 81 и пунктом 2 ст. 336 ТК РФ, т.е. по виновным основаниям (например, неоднократное неисполнение трудовых обязанностей, прогул, хищение по месту работы, появление в состоянии алкогольного опьянения, совершение аморального проступка, представление подложных документов при приеме на работу).
Нарушение работодателем гарантий при увольнении, установленных статьей 261 ТК РФ, влечет признание увольнения незаконным со всеми вытекающими последствиями (восстановление на прежней работе, оплата за время вынужденного прогула, компенсация морального вреда и др.).
В Конституционный Суд РФ обратилась гражданка В.Ю. Боровик, которая замещала должность государственной гражданской службы Республики Коми и была уволена в связи с сокращением замещаемой должности 4 мая 2010 г. Заявительница просила признать противоречащими статьям 7, 19, 37 и 38 Конституции РФ положения ст. 31, 33 и 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", которые не позволяют отнести увольнение государственного гражданского служащего по основанию, предусмотренному пунктом 6 ч. 1 ст. 33 данного Федерального закона, к произведенным по инициативе представителя нанимателя и тем самым препятствуют распространению на проходящих государственную гражданскую службу одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет, гарантии от увольнения, закрепленной частью 4 ст. 261 ТК РФ.
Конституционный Суд РФ полагает, что необходимость предоставления гражданским служащим дополнительных гарантий в сфере труда и занятости при расторжении с ними служебного контракта по инициативе нанимателя из Конституции РФ не вытекает; определение их вида и объема остается в пределах законодательной прерогативы*(8).
Одинокие матери, имеющие несовершеннолетних детей, наряду с профессиональными обязанностями выполняют общественно значимую функцию воспитания детей, не имея поддержки, и потому нуждаются в повышенной государственной защите.
В системе действующего правового регулирования специальные меры государственной защиты, которые предоставляются одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет, включают гарантии, направленные на предотвращение потери ими работы (увольнения с государственной службы) и утраты заработка (денежного содержания), в частности запрет увольнения по инициативе работодателя (представителя нанимателя) в связи с сокращением численности или штата.
Данная гарантия предоставляется как тем из них, кто работает по трудовому договору (ч. 4 ст. 261 ТК РФ), так и тем, кто проходит военную либо правоохранительную службу (п. 25 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237*(9); п. 3 ст. 40.1 и ст. 43 Закона о прокуратуре; п. 8 ст. 56 Федерального закона о службе в органах внутренних дел и др.).
Что касается одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет, которые реализуют право на свободное распоряжение своими способностями к труду путем прохождения государственной гражданской службы, то в их правовой статус как государственных гражданских служащих гарантии, связанные с материнством и воспитанием детей, не включены непосредственно. Это, однако, не означает, что такие гарантии им не предоставляются, - согласно ст. 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", к отношениям, связанным с гражданской службой, применяются федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Лишение проходящих государственную гражданскую службу одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет, государственной защиты, которая в случае увольнения по инициативе представителя нанимателя гарантируется действующим законодательством женщинам - государственным служащим, проходящим военную или правоохранительную службу, равно как и тем женщинам, которые осуществляют трудовую деятельность по трудовому договору, недопустимо, поскольку нарушение конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности не имеет разумного и объективного оправдания и не основано на особенностях государственной гражданской службы*(10).
Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 ноября 2011 г. N 25-П признал взаимосвязанные положения ч. 4 ст. 31, п. 6 ч. 1 ст. 33 и ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 7 (ч. 1), 19 (ч. 2), 37 (ч. 1), 38 (ч. 1) и 55 (ч. 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими допускается увольнение с государственной гражданской службы одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, в связи с сокращением замещаемой должности по инициативе представителя нанимателя.
Таким образом, впредь до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений увольнение с государственной гражданской службы одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет, по основанию, предусмотренному пунктом 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", не допускается.
Специфика государственной гражданской службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности предопределяет правовой статус государственных гражданских служащих, в который помимо обусловленных характером их деятельности прав и обязанностей и соответствующих ограничений включаются и определенные гарантии.
Основанные на положениях Конституции РФ о необходимости защиты семьи, материнства и детства, в том числе в трудовых и государственно-служебных отношениях, государственные гарантии, предоставляемые женщинам в связи с материнством и воспитанием ребенка, имеют целью не только обеспечение им возможности сочетать семейные обязанности с профессиональной деятельностью, но и достижение фактического равенства в сфере труда.
В научной литературе неоднократно высказывались мнения о необходимости предоставления гарантий, установленных для одиноких матерей, вдовам и разведенным женщинам*(11). Высказанные предложения, на наш взгляд, являются обоснованными и заслуживают одобрения*(12).
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. Согласно Конституции РФ, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 7, ч. 1 ст. 38).
Конвенция о правах ребенка*(13), исходя из принципа приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни, обязывает подписавшие ее государства принимать все законодательные меры к тому, чтобы обеспечить детям необходимые для их благополучия защиту и заботу, принимая во внимание права и обязанности родителей, несущих за них ответственность по закону, признавать право каждого ребенка на уровень жизни, который требуется для его физического, умственного, духовного, социального развития, с учетом того, что родители несут основную ответственность за создание в пределах своих способностей и финансовых возможностей необходимых для этого условий (п. 2 ст. 27).
Конституционный принцип свободы труда в трудовых отношениях проявляется в договорном характере труда. Трудовые отношения характеризуются тем, что все материальные ресурсы принадлежат работодателю, а работник обладает способностью к труду, которая за вознаграждение передается работодателю. Трудовые отношения, как правило, имеют бессрочный характер, поэтому заработная плата создает основу материального благополучия работника и его семьи. Большинство трудоспособного населения занято в отношениях наемного труда; следовательно, заработная плата является основным видом дохода.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 22 ноября 2011 г. N 25-П, гарантия, закрепленная в ч. 4 ст. 261 ТК РФ (запрет на увольнение женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет), предотвращая утрату женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, работы и заработка, а соответственно, и снижение общего уровня материального благосостояния семьи, обеспечивает этим лицам возможность, сочетая семейные обязанности с профессиональной деятельностью, создавать ребенку условия, необходимые для его всестороннего развития, а следовательно, имеет целью защиту прав и интересов ребенка.
Пример
Конституционный Суд РФ в декабре 2011 г. рассматривал дело о проверке конституционности ч. 4 ст. 261 ТК РФ в связи с жалобой гражданина А.Е. Остаева. Заявитель - отец троих малолетних детей, один из которых не достиг трехлетнего возраста, а другой является инвалидом. Жена Остаева, осуществляющая уход за детьми, не работает, а сам он был уволен по сокращению штата работников. Отказывая в удовлетворении исковых требований о восстановлении на работе, Савеловский районный суд г. Москвы в решении, оставленном без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда, указал, что трудовой договор был расторгнут в соответствии с требованиями законодательства без нарушения процедуры со стороны работодателя и что истец не входит в круг лиц, которым предоставляется гарантия, предусмотренная частью 4 ст. 261 ТК РФ.
Мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ч. 3 ст. 19 Конституции РФ).
Рассматривая конституционность законоположений, примененных в деле заявителя, Конституционный Суд РФ констатировал следующее.
Запрет на увольнение матери, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, по инициативе работодателя как одна из мер государственной поддержки работающих женщин, которая предоставляет им более высокий уровень защиты по сравнению с установленным на случай увольнения по тому же основанию для работающих мужчин, имеющих детей того же возраста и воспитывающих их вместе с матерью, позволяет обеспечить женщине равную с мужчиной возможность реализовать свои права и свободы в сфере труда без ущерба для прав и интересов ребенка и не может рассматриваться как приводящий к дискриминации работающих родителей в зависимости от их пола. Забота о детях - равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ). В этой связи Конституционный Суд РФ указал, что при определении мер государственной поддержки семьи, направленных на обеспечение ее материального благополучия, многодетным семьям, воспитывающим малолетних детей, должна предоставляться повышенная защита, поскольку в таких семьях мать зачастую не может осуществлять трудовую деятельность в силу необходимости осуществлять уход за детьми и их воспитание, и единственным кормильцем является отец.
Исходя из изложенного, Конституционный Суд РФ постановил признать положение ч. 4 ст. 261 ТК РФ не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования оно, запрещая увольнение по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, исключает пользование этой гарантией отцу, являющемуся единственным кормильцем в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка в возрасте до трех лет, где мать в трудовых отношениях не состоит и занимается уходом за детьми*(14).
Федеральному законодателю, учитывая названное постановление Конституционного Суда РФ, необходимо внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения, касающиеся условий предоставления гарантий в сфере труда и занятости родителям многодетных семей. Либо подобные нормы будут внесены в ТК РФ, либо будут предусмотрены дополнительные меры в системе социальной защиты.
Библиография
Колобова С.В. Прекращение трудового договора: Лекция. Саратов, 2008.
Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика. Саратов, 2008.
Черноморченко Н.П. Юридические гарантии при расторжении трудового договора по инициативе работодателя // Правовое регулирование труда в современной России: общие положения, отраслевые институты, эффективность реализации права. Саратов, 2007.
С.В. Колобова,
Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина,
доцент кафедры служебного и трудового права,
кандидат юридических наук
"Гражданин и право", N 2, февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 22. Ст. 2063.
*(2) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 31. Ст. 3215.
*(3) См.: Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика. Саратов, 2008. С. 143.
*(4) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 47. Ст. 4472.
*(5) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 7. Ст. 900.
*(6) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7020.
*(7) См.: Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 155-ФЗ "О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"" // СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3866.
*(8) См. определения Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2009 г. N 472-О-О и от 13 мая 2010 г. N 655-О-О.
*(9) См.: Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (вместе с "Положением о порядке прохождения военной службы") // СЗ РФ. 1999. N 38. Ст. 4534.
*(10) См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2011 г. N 25-П "По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
*(11) См.: Черноморченко Н.П. Юридические гарантии при расторжении трудового договора по инициативе работодателя // Правовое регулирование труда в современной России: общие положения, отраслевые институты, эффективность реализации права. Саратов, 2007. С. 138.
*(12) См.: Колобова С.В. Прекращение трудового договора: Лекция. Саратов, 2008. С. 67.
*(13) См.: Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. // Сб. международных договоров СССР. Вып. XLVI. М., 1993.
*(14) См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2011 г. N 28-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Е. Остаева" // СЗ. РФ. 2011. N 52. Ст. 7639.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Некоторые вопросы правового регулирования служебных отношений
Автор
С.В. Колобова - Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина, доцент кафедры служебного и трудового права, кандидат юридических наук
"Гражданин и право", 2013, N 2