В приложении N 2 приказа Минздравсоцразвития России N 302н от 12.04.2011 в перечне работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников, отсутствуют такие работы и профессии, как, например, оператор ЭВиВМ (электронно-вычислительных и вычислительных машин), уборщик, подсобный рабочий и т.п.
Организация занимается реализацией природного газа промышленности и населению. Структурные подразделения организации расположены в разных районах г. Волгограда и Волгоградской области. Так как аттестация рабочих мест - это длительный и дорогостоящий процесс, её проведение проходит поэтапно и в настоящее время ещё не закончено.
Так, согласно проведенной аттестации рабочего места оператора ЭВиВМ в абонентском отделе г. Жирновска у работодателя возникла обязанность проведения предварительного и периодического медицинского осмотра операторов ЭВиВМ в связи с наличием вредного фактора. В других структурных подразделениях аттестация рабочих мест еще не проведена, но работа операторов ЭВиВМ в остальных подразделениях аналогичная. Такая же ситуация складывается и по другим видам работ, профессиям.
Обязан ли работодатель без проведения аттестации рабочих мест по условиям труда проводить предварительные и периодические медицинские осмотры следующих работников: оператор ЭВиВМ, инженер-программист, бухгалтер, уборщик, подсобный рабочий, контролер газового хозяйства?
Какая ответственность предусмотрена для работодателя за необеспечение прохождения работниками медицинских осмотров?
Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проходят работники, занятые на тяжелых работах, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, несовершеннолетние. Указанные осмотры проводятся с целью определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний (ст.ст. 69, 213 ТК РФ).
Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы (далее - Перечень факторов и Перечень работ), при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определены приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (далее - Приказ N 302н).
Согласно п. 19 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного Приказом N 302н (далее - Порядок), периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее - поименные списки) с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.
Как следует из названного пункта Порядка, в указанные списки включаются работники:
а) подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов;
б) подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке;
в) подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, установленных по результатам лабораторных исследований и испытаний, полученных в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также установленных из эксплуатационной, технологической и иной документации на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности;
г) выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ.
Таким образом, для выявления вредных и опасных производственных факторов (в том числе и вышеуказанного) и решения вопроса о том, какие именно работники Вашей организации обязаны проходить обязательные медицинские осмотры и с какой периодичностью, должны использоваться результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (часть двенадцатая ст. 209), проведение которой в силу части второй ст. 212 ТК РФ обязан обеспечить работодатель.
Однако сказанное не означает, что при отсутствии аттестации рабочих мест работодатель несет ответственность только за отсутствие такой аттестации и проводить медицинские осмотры работников не обязан. Несмотря на отсутствие аттестации, работодатель обязан составить поименные списки работников, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам, и проводить такие осмотры на основании этого списка.
Например, для определения контингента работников, подлежащих включению в поименный список в силу воздействия на них такого фактора, как электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ЭВМ, работодатель вправе использовать, в частности, техническую документацию используемой техники, а также данные учета рабочего времени, который работодатель обязан вести в силу части четвертой ст. 91 ТК РФ. Также можно основываться на продолжительности работы работников с ЭВМ. Если работа сотрудника (оператора ЭВиВМ, инженера-программиста, бухгалтера) с ЭВМ составляет половину или более его рабочего времени, то такой сотрудник должен быть включен в поименный список и в отношении него должны быть организованы медицинские осмотры установленной периодичности (п. 3.2.2.4 Перечня факторов, п. 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003).
В пунктах 3.8, 3.9 и 4.1 Перечня факторов указаны такие вредные производственные факторы, как пониженная (повышенная) температура воздуха в производственных помещениях и на открытой территории и физические перегрузки (физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную и другое) - указанные факторы, по нашему мнению, могут быть характерны для подсобных рабочих. Пунктом 1.3.3 Перечня факторов предусмотрено воздействие синтетических моющих средств (сульфанол, алкиламиды и прочие), что может характеризовать работу уборщика. Однако окончательное суждение относительно наличия вредных производственных факторов на том или ином рабочем месте (в том числе рабочем месте контролера газового хозяйства) можно дать только по результатам аттестации рабочих мест, а до ее проведения - на основании анализа должностных инструкций работников, технологических карт, т.п.
Предварительные и периодические медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя (ст.ст. 69, 213 ТК РФ). Эти требования трудового законодательства обязательны для всех работодателей-организаций независимо от их организационно-правовой формы, а также работодателей - физических лиц, в том числе обладающих статусом индивидуального предпринимателя (часть пятая ст. 20 ТК РФ).
За нарушение норм о проведении медицинских осмотров в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, равно как и за непроведение аттестации рабочих мест, работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Непроведение медицинских осмотров работников в случае, если их проведение было необходимо, также образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ. В этой связи смотрите, например, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2013 N Ф09-13773/12 по делу N А60-24814/2012, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23.08.2011 N Ф10-2631/11 по делу N А68-9273/10.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Морозов Иван
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
6 февраля 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.