Решение ФАС МО: компенсация за неиспользованные санаторно-курортные путевки обложению страховыми взносами не подлежит
В рамках рассмотрения вопроса взаимоотношений с внебюджетными фондами и плательщиками страховых взносов особый интерес всегда представляет анализ сложившейся арбитражной практики: спорные ситуации, позиция проверяющих, доводы сторон и, конечно же, вердикт судей. Что касается арбитражной практики по применению норм Закона о страховых взносах*(1), следует отметить прежде всего ее небольшой объем. Вниманию читателей мы предлагаем спорную ситуацию по вопросу обложения страховыми взносами компенсации за неиспользованные санаторно-курортные путевки, выплачиваемой гражданским служащим.
В силу ст. 5 Закона о страховых взносах плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе организации. Таким образом, в данную категорию попадают все государственные (муниципальные) учреждения, различные органы власти субъекта, департаменты и службы. Производя выплаты и вознаграждения физическим лицам в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, они обязаны исчислить и уплатить страховые взносы во внебюджетные фонды.
Перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведен в ст. 9 Закона о страховых взносах. В частности, в силу пп. "и" п. 2 ч. 1 данной статьи предусмотрено освобождение от обложения страховыми взносами всех видов установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ).
В чем состоит суть спора?
По результатам выездной проверки плательщик страховых взносов привлечен к ответственности за занижение базы для начисления страховых взносов. По мнению ФСС, выплаты за неиспользованные санаторно-курортные путевки гражданского служащего подлежат включению в базу для начисления страховых взносов в общеустановленном порядке, поскольку государственные гарантии в виде компенсационных выплат за неиспользованные санаторно-курортные путевки гражданского служащего не являются компенсационными выплатами, связанными с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Какое решение принял ФАС МО?
Арбитры ФАС МО, вынося решения по спорной ситуации, привели следующие аргументы (Постановление от 26.03.2012 N А40-89277/11-20-386).
В силу ст. 164 ТК РФ под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.
Статьей 165 ТК РФ определено, что, помимо общих гарантий и компенсаций, установленных трудовым законодательством, работникам предоставляются гарантии и компенсации при исполнении ими государственных или общественных обязанностей, а также в других случаях, предусмотренных иными федеральными законами.
Статьей 53 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных данным законом или иными нормативными правовыми актами РФ, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта РФ, предоставлено право на иные государственные гарантии.
Указом Мэра Москвы от 13.12.2005 N 83-УМ "О медицинском и санаторно-курортном обслуживании государственных служащих города Москвы" установлены порядок санаторно-курортного обеспечения государственных служащих и размер и порядок получения ими по месту работы соответствующей компенсационной выплаты, если государственный служащий не пользовался такими путевками. В силу п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона города Москвы от 26.01.2005 N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы" компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку является дополнительной государственной гарантией гражданских служащих, поскольку сотрудники проверяемого учреждения г. Москвы являются государственными служащими г. Москвы и на них распространяется действие законодательных актов г. Москвы.
Таким образом, арбитры сделали вывод, что компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку непосредственно связана с выполнением работниками заявителя трудовых обязанностей и представляет собой компенсацию, предусмотренную пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах, в связи с чем не подлежит обложению страховыми взносами. Аналогичное решение вынесено в Постановлении ФАС МО от 27.01.2012 N А40-40377/11-122-166.
Более того, в Постановлении ФАС МО от 27.01.2012 N А40-40441/11-107-198 по такому же предмету спора доводы контрольного органа о том, что физическое лицо во время отпуска не исполняет трудовых обязанностей и не несет затрат, связанных с их выполнением, были судом отклонены.
Судом указано, что установленные законодательством компенсации направлены на восполнение государственному служащему его физических и моральных затрат, связанных с исполнением служебных обязанностей. При этом данная компенсация направлена на предоставление государственному служащему возможности самостоятельного выбора форм и способов отдыха (лечения) в период не только нахождения в отпуске, но и осуществления должностных полномочий государственного служащего.
В заключение отметим: Определением ВАС РФ от 31.05.2012 N ВАС-6387/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС, поскольку суд сделал вывод, что компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку непосредственно связана с выполнением государственными служащими трудовых обязанностей, в связи с чем не подлежит обложению страховыми взносами.
С. Валова,
эксперт журнала "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 7, июль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"