Обзор новых отраслевых нормативных документов в сфере фармацевтической деятельности
В статье приведен обзор новых нормативных документов, регулирующих отношения в сфере фармацевтической деятельности.
Изменения в структуре органов исполнительной власти
Нормативный акт. Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ Президента РФ N 636) утверждена структура федеральных органов исполнительной власти.
Начало действия документа. Документ начинает действовать со дня официального опубликования.
Подробнее о документе. Пунктом 3 Указа Президента N 636 Министерство здравоохранения и социального развития преобразовано в два министерства:
- Министерство здравоохранения;
- Министерство труда и социальной защиты.
Таким образом, функции, ранее осуществляемые Минздравсоцразвития, поделены между двумя ведомствами. В соответствии с внесенными изменениями Министерству здравоохранения переданы полномочия по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию:
- в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств, обеспечения их качества и безопасности, медицинской помощи и медицинской реабилитации;
- в сфере фармацевтической деятельности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы;
- в сфере управления государственным имуществом в сфере здравоохранения, оказания государственных услуг, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.
Министерство труда и социальной защиты осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию:
- в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное, социального страхования;
- условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы;
- трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда);
- социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы.
Координацию деятельности ПФР и ФСС осуществляет Минтруда, Федерального фонда ОМС - Минздрав.
В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ N 636 Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития переименована в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.
В ведении нового Минздрава находятся Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и Федеральное медико-биологическое агентство, в ведении Минтруда - Федеральная служба по труду и занятости (п. 6 Указа Президента РФ N 636).
Лицензирование фармацевтической деятельности
Нормативный акт. Приказ Росздравнадзора от 15.02.2012 N 547-Пр/12 "Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в процессе лицензирования фармацевтической деятельности".
Начало действия документа. Вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования. (На момент сдачи номера в печать опубликован не был.)
Подробнее о документе. Утверждены новые формы документов, используемые Росздравнадзором в процессе лицензирования организаций оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения и аптечных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и государственным академиям наук, осуществляющих фармацевтическую деятельность. К ним относятся:
- заявление о предоставлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (приложение 1 к приказу);
- заявление о переоформлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (приложение 2 к приказу);
- уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления отсутствующих документов соискателем лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (приложение 3 к приказу);
- уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления отсутствующих документов при подаче заявления о переоформлении лицензии лицензиатом, осуществляющим фармацевтическую деятельность (приложение 4 к приказу);
- уведомление о возврате заявления на осуществление фармацевтической деятельности и прилагаемых к нему документов, представленных соискателем лицензии в соответствии с ч. 8 ст. 13 Закона о лицензировании*(1) (приложение 5 к приказу);
- уведомление о возврате заявления о переоформлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности и прилагаемых к нему документов, представленных лицензиатом в соответствии с ч. 12 ст. 18 Закона о лицензировании (приложение 6 к приказу);
- заявление о прекращении фармацевтической деятельности (приложение 7 к приказу);
- уведомление о прекращении действия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности по заявлению лицензиата (приложение 8 к приказу);
- уведомление о прекращении действия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности по решению суда об аннулировании лицензии (приложение 9 к приказу);
- уведомление о прекращении действия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в связи с получением сведений от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, о дате внесения в соответствующий единый государственный реестр записи о прекращении юридическим лицом деятельности (приложение 10 к приказу);
- уведомление о приостановлении действия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности по решению суда об административном приостановлении деятельности лицензиата (приложение 11 к приказу);
- уведомление о приостановлении действия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности по решению суда о привлечении лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований (приложение 12 к приказу);
- уведомление о возобновлении действия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, приостановленное по решению суда об административном приостановлении деятельности лицензиата (приложение 13 к приказу);
- уведомление о возобновлении действия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в связи с истечением срока административного приостановления деятельности лицензиата (приложение 14 к приказу);
- выписка из реестра лицензий на осуществление фармацевтической деятельности о конкретном лицензиате (приложение 15 к приказу);
- заявление о предоставлении дубликата/копии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (приложение 16 к приказу).
Рецептурный отпуск лекарственных препаратов
Нормативный акт. Постановление Правительства РФ от 20.07.2011 N 599 "О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации".
Начало действия документа. Вступает в силу со дня официального опубликования ("Российская газета" от 27.07.2011 (N 162)), за исключением абз. 3 п. 2, который вступает в силу в части, касающейся отпуска по рецепту врача (фельдшера) физическим лицам препаратов с малым содержанием кодеина или его солей, с 1 июня 2012 года.
Подробнее о документе. В Информационном письме Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2012 N 25-1/10/2-4131 обращено внимание на то, что с 1 июня 2012 года все комбинированные лекарственные препараты, содержащие кодеин или его соли в количестве до 20 мг на одну дозу твердой лекарственной формы или до 200 мг на 100 мл/100 мг жидкой лекарственной формы для внутреннего применения, подлежат отпуску из аптек и аптечных пунктов по рецептам.
Как отмечают чиновники ведомства, такие лекарственные препараты широко распространены в обращении, так как имеют ряд преимуществ по сравнению с монокомпонентными анальгетиками, и применяются при оказании самопомощи и взаимопомощи в качестве анальгезирующих, жаропонижающих, противомигренозных, противокашлевых препаратов, при болевых синдромах слабой и умеренной выраженности: артралгии, миалгии, невралгии, мигрени, головной и зубной боли, посттравматических болях, лихорадочном синдроме.
Таким образом, органам исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан необходимо:
- провести широкомасштабную информационную подготовку населения, медицинских и фармацевтических работников о рецептурном отпуске кодеинсодержащих лекарственных препаратов;
- провести организационные мероприятия по обеспечению наличия в достаточном количестве рецептурных бланков форм 107-1/у и 148-1/у-88, информированию специалистов первичного поликлинического звена о подборе альтернативных методов лечения болевых синдромов, а также по внедрению новых прогрессивных форм обслуживания населения (электронная запись, электронная медицинская карта и др.);
- обеспечить наличие в свободной продаже широкого ассортимента эффективных анальгетических и противокашлевых лекарственных препаратов, являющихся заменой кодеинсодержащим лекарственным препаратам.
Разработан регламент по контролю уничтожения лекарственных средств
Нормативный акт. В целях контроля соблюдения медицинскими и фармацевтическими организациями Правил уничтожения лекарственных средств*(2) Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.09.2011 N 1090н утвержден Административный регламент Росздравнадзора по исполнению государственной функции по контролю за уничтожением лекарственных средств (далее - Административный регламент N 1090н).
Начало действия документа. Вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования ("Российская газета" от 14.03.2012 (N 55)).
Подробнее о документе. Статьей 57 Закона об обращении лекарственных средств*(3) установлен запрет на продажу и использование фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных средств. Все эти препараты подлежат немедленному уничтожению. Соблюдение регламентированного порядка уничтожения лекарственных препаратов, не подлежащих применению, проверяет Росздравнадзор. Исполнение Росздравнадзором и его территориальными органами государственной контрольной функции осуществляется в виде (п. 16 Административного регламента N 1090н):
- получения и анализа сведений о соблюдении субъектами обращения лекарственных средств Правил уничтожения лекарственных средств;
- плановых и внеплановых проверок соблюдения субъектами обращения лекарственных средств Правил уничтожения лекарственных средств.
Структура и взаимосвязь административных процедур, выполняемых при осуществлении контроля за соблюдением Правил уничтожения лекарственных средств, представлены в виде схемы в приложении 2 к Административному регламенту N 1090н.
Порядок осуществления контрольной процедуры в виде сбора и анализа сведений о соблюдении субъектами обращения лекарственных средств Правил уничтожения лекарственных средств изложен в п. 19-32 Административного регламента N 1090н.
Процедура проведения плановых и внеплановых проверок в части соблюдения Правил уничтожения лекарственных средств медицинскими (фармацевтическими) организациями изложена в п. 33-68 Административного регламента N 1090н, а также представлена в виде схемы в приложении 4 к Административному регламенту N 1090н. Отметим, что проведение данного контрольного мероприятия основано на нормах Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
В приложении к документу приведены адреса и телефоны территориальных органов Росздравнадзора.
Регламент по контролю применения цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП
Нормативный акт. В целях контроля применения цен на лекарственные средства из Перечня ЖНВЛП*(4) медицинскими и фармацевтическими организациями Приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.10.2011 N 1128н утвержден Административный регламента Росздравнадзора по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - Административный регламент N 1128н).
Начало действия документа. Вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования ("Российская газета от 26.01.2012 (N 15)).
Подробнее о документе. Проведение данного контрольного мероприятия основано на нормах Федерального закона N 294-ФЗ. В пункте 5 Административного регламента N 1128н названы объекты проверки:
1) соблюдение правил формирования розничных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, субъектами обращения лекарственных средств, осуществляющими розничную торговлю лекарственными препаратами;
2) размещение в торговых залах субъектов обращения лекарственных средств, осуществляющих розничную торговлю лекарственными препаратами, информации для населения о предельных розничных ценах на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, рассчитанных с учетом предельных размеров оптовых и розничных надбавок, установленных органами исполнительной власти субъектов РФ, и актуализация размещаемой информации;
3) соблюдение законодательства РФ, касающегося лекарственных препаратов, включенных в Перечень ЖНВЛП, на которые не зарегистрирована установленная производителями лекарственных препаратов предельная отпускная цена на лекарственные препараты;
4) соблюдение требований к наличию и порядку оформления протоколов согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в Перечень ЖНВЛП.
Проверка правил ценообразования на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, осуществляется посредством плановых и внеплановых контрольных мероприятий в соответствии со схемой, предусмотренной приложением 3 к Административному регламенту N 1128н (п. 23 Административного регламента N 1128н).
Регламентом установлены права и обязанности должностных лиц Росздравнадзора при осуществлении государственного контроля, права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, определен порядок информирования об исполнении государственной функции, а также состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, применяемых при исполнении государственной функции.
В приложении к документу приведены сведения об управлениях Росздравнадзора по субъектам РФ.
Внесены изменения в порядок осуществления мониторинга ассортимента и цен на ЖНВЛП
Нормативный акт. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 N 222н "О внесении изменения в Положение об организации и осуществлении мониторинга ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, утвержденное Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 мая 2009 г. N 277н "Об организации и осуществлении мониторинга ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты".
Начало действия документа. Документ вступил в силу 12.03.2012 (опубликован в "Российской газете" от 02.05.2012 (N 96)).
Подробнее о документе. Мониторинг проводится в отношении лекарственных препаратов, включенных в Перечень ЖНВЛП.
Росздравнадзор на основании Перечня ЖНВЛП формирует список лекарственных препаратов, подлежащих мониторингу (с указанием конкретного торгового наименования лекарственного препарата, дозировки, лекарственной формы, организации - производителя лекарственного препарата (отечественной и зарубежной)) (далее - список).
Список доводится до сведения управлений Росздравнадзора по субъектам РФ и в случае двухмесячного отсутствия определенного лекарственного препарата, включенного в мониторинг, в стационарных медицинских и аптечных организациях субъектов РФ подлежит корректировке в конкретном субъекте РФ.
Общее число аптечных организаций, включенных в число участвующих в мониторинге, должно составлять не менее 50% всех организаций, расположенных в субъекте РФ.
Это число формируется из состава государственных, в том числе федеральных, аптечных организаций (25%), муниципальных аптечных организаций (25%) и частных аптечных организаций (50%). При отсутствии в субъекте РФ государственных аптечных организаций число участников мониторинга увеличивается за счет муниципальных аптечных организаций. Соотношение аптек, аптечных пунктов и аптечных киосков должно составлять соответственно 50%, 40% и 10%. Напомним, что ранее данное соотношение было 30%, 60% и 10%.
Контроль оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
Нормативный акт. Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 N 144 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров".
Начало действия документа. Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 06.03.2012 (N 48).
Подробнее о документе. Дополнен перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ.
В частности, в список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в РФ запрещен (список I), включены позиции:
- 3-бутаноил-1-метилиндол [1-(1-метил-1Н-индол-3-ил)бутан-1-он] и его производные, за исключением производных, включенных в качестве самостоятельных позиций в перечень;
- Диметокаин [(3-диэтиламино-2,2-диметилпропил)-4-аминобензоат].
Соответствующие дополнения также внесены в крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей ст. 228, 228.1, 229 и 229.1 УК РФ.
Кроме того, позиция "Гаммабутиролактон" исключена из списка сильнодействующих веществ для целей ст. 234 и других статей УК РФ и из крупного размера сильнодействующих веществ для целей ст. 234 УК РФ (Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 964) и включена в список психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (список III).
Нормативный акт. Постановление Правительства РФ от 03.03.2012 N 169 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом наркотических средств".
Начало действия документа. Документ вступил в силу по истечении семи дней со дня официального опубликования ("Собрание законодательства РФ" от 12.03.2012 (N 11), "Российская газета" от 14.03.2012 (N 55)).
Подробнее о документе. В перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, внесены изменения, касающиеся позиции "Псевдоэфедрин".
Позиция перечня "Кустарно изготовленные препараты из эфедрина или из препаратов, содержащих эфедрин" дополнена словом "(псевдоэфедрин)" в соответствующем падеже, при этом исключена отдельная позиция "Кустарно изготовленные препараты из псевдоэфедрина или препаратов, содержащих псевдоэфедрин".
Соответствующее изменение также внесено в крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей ст. 228, 228.1, 229 и 229.1 УК РФ.
Нормативный акт. Постановление Правительства РФ от 23.04.2012 N 359 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом психотропных веществ".
Начало действия документа. В соответствии с п. 2 постановления документ вступает в силу по истечении 90 дней со дня официального опубликования ("Собрание законодательства РФ" от 07.05.2012 (N 19)).
Подробнее о документе. В Список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список III), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681, включена позиция "Налбуфин [(5-альфа, 6-альфа)-17-(циклобутилметил)-4,5-эпоксиморфинан-3,6,14-триол]".
Соответствующее дополнение также внесено в список психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен (список III) крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей ст. 228, 228.1, 229 и 229.1 УК РФ.
Нормативный акт. Приказом ФСКН РФ от 29.12.2011 N 578 утвержден Административный регламент ФСКН РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к прекурсорам наркотических средств и психотропных веществ, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое и особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе совершенное за пределами Российской Федерации" (далее - Административный регламент N 578).
Начало действия документа. Вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.
Подробнее о документе. Государственная услуга по выдаче заключений об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к прекурсорам наркотических средств и психотропных веществ, судимости за преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляется территориальными органами ФСКН.
Результатами предоставления государственной услуги являются (п. 14 Административного регламента N 578):
- выдача заключения;
- отказ в выдаче заключения;
- исключение работника из заключения.
Срок предоставления государственной услуги не должен превышать 34 рабочих дней со дня регистрации заявления (п. 15 Административного регламента N 578).
Согласно п. 18 Административного регламента N 578 заключение выдается на основании заявления юридического лица (филиала) или индивидуального предпринимателя (далее - заявление) (форма приведена в приложении 2 к регламенту) с приложением анкеты работника (форма приведена в приложении 3 к регламенту).
Заявление заполняется по форме, подписывается руководителем юридического лица (филиала), индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом с указанием его должности. В нем отражаются:
- полное наименование юридического лица (с указанием ОГРН, ИНН и его организационно-правовой формы) или фамилия, имя и отчество (если имеется) индивидуального предпринимателя (с указанием ОГРН и ИНН);
- местонахождение юридического лица или адрес места жительства индивидуального предпринимателя;
- адрес места осуществления деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее - прекурсоры);
- наименование филиала юридического лица (с указанием КПП), адрес места осуществления им деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, если заключение оформляется на работников филиала юридического лица;
- сведения о работниках (фамилия, имя, отчество, должность).
Анкета заполняется работником от руки печатными буквами или с использованием технических средств (пишущих машинок, компьютеров) без сокращений и исправлений.
Заявление направляется по почте, доставляется нарочным непосредственно в предназначенное для приема обращений и заявлений помещение подразделения, уполномоченного выдавать заключения, или представляется с использованием электронных носителей и (или) информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет.
Нормативный акт. Приказом ФСКН РФ от 29.12.2011 N 580 утвержден Административный регламент ФСКН РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, внесенным в Список I прекурсорам или культивируемым наркосодержащим растениям, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе за преступление, совершенное за пределами Российской Федерации" (далее - Административный регламент N 580).
Начало действия документа. Вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.
Подробнее о документе. Государственная услуга по выдаче заключений об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, внесенным в список I прекурсорам, судимости за преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, осуществляется территориальными органами ФСКН.
В Административном регламенте N 580 определены круг заявителей, требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги, стандарт предоставления государственной услуги (результат, срок, исчерпывающий перечень документов), состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур по выдаче (уведомления об отказе в выдаче) заключения, вынесению постановления об исключении работника из заключения.
Срок выдачи ФСКН заключений об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, судимости за преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков, - 34 рабочих дня (п. 15 Административного регламента N 580).
М.Р. Зарипова,
эксперт журнала "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
*(2) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 674 "Об утверждении Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств".
*(3) Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
*(4) Утвержден Распоряжением Правительства РФ от 07.12.2011 N 2199-р "Об утверждении Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"