Изменения в системе страховых взносов в государственные внебюджетные фонды
Основные положения и законодательная база
Основой для уплаты новых страховых взносов являются Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ*(1) и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ*(2).
Страховые взносы неразрывно связаны с обязательным социальным страхованием работников, в том числе и гражданского персонала военных учреждений. Их уплата обеспечивает право граждан на получение финансовой поддержки при выходе на пенсию, при беременности, в случае рождения ребенка, болезни, а также предоставляет право получения бесплатной медицинской помощи.
У финансовых органов Минобороны России появились новые обязанности по перечислению страховых платежей. Контрольные функции в этой сфере выполняют Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) и Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России).
Страховые взносы разделены по видам обязательного социального страхования и по государственным внебюджетным фондам, в которые они зачисляются.
К ним относятся:
1. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы на ОПС, пенсионные взносы).
2. Страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - взносы по нетрудоспособности и материнству, страховые взносы по ВНиМ). Их необходимо уплачивать в Фонд социального страхования Российской Федерации.
3. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы на ОМС). Эти взносы зачисляются в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования - ФФОМС и ТФОМС.
Наряду с перечисленными, сохраняются и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ч. 2 ст. 1 Закона N 212-ФЗ). Однако они уплачиваются в ФСС России на основании специального Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ*(3). Этот Закон, в свою очередь, не применяется к отношениям по исчислению и уплате страховых взносов на ОПС, ОМС и по ВНиМ.
Все перечисленные взносы на социальное страхование являются обязательными платежами, т.е., если военное учреждение относится к числу страхователей, то его главной обязанностью является их своевременная и полная уплата.
Если же указанная обязанность не будет исполняться, контролирующие органы могут принудительно взыскать недоимку по взносам и привлечь страхователя к ответственности.
Основным правовым актом, который регулирует порядок исчисления и уплаты новых страховых взносов, является Закон N 212-ФЗ. Данный Закон устанавливает:
- круг плательщиков, облагаемый объект и базу, тарифы страховых взносов и т.п.;
- порядок уплаты страховых взносов и контроль за их уплатой;
- ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах, а также процедуру обжалования актов контролирующих органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Контроль за уплатой страховых взносов
С 1 января 2010 г. только органы ПФР и ФСС России вправе контролировать уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование. У налоговых органов теперь таких полномочий нет*(4).
Причем каждый из названных фондов осуществляет контроль строго за взносами определенного вида:
- ПФР и его территориальные органы - за взносами на обязательное пенсионное страхование и взносами на обязательное медицинское страхование;
- ФСС России и его территориальные органы - за взносами по нетрудоспособности и материнству.
Напомним, что органы ФСС России также контролируют уплату страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Однако действуют они на основании другого законодательного акта - Закона N 125-ФЗ.
Из ст. 3 Закона N 212-ФЗ также следует, что не обладают контрольными полномочиями за исчислением и уплатой страховых взносов фонды обязательного медицинского страхования - ни ФФОМС, ни ТФОМС.
Рассмотрим наиболее значимые для плательщиков функции ПФР и ФСС России.
1. Учет плательщиков страховых взносов (ст. 6, п. 2 ч. 3 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).
Органы ПФР и ФСС России ведут учет самостоятельно на основании сведений о страхователях в соответствующем внебюджетном фонде (ч. 1 ст. 6 Закона N 212-ФЗ).
Не требуется каких-либо действий от организации, если она впервые регистрируется в качестве страхователя во внебюджетных фондах. В данном случае налоговый орган обязан направить в подразделения ПФР, ФСС России и ТФОМС сведения об организации, занесенные в Единый государственный реестр юридических лиц. А внебюджетные фонды, в свою очередь, зарегистрируют организацию в качестве страхователя. Такой порядок следует из абз. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ*(5), п. 1 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ*(6).
2. Камеральные и выездные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов в бюджет соответствующего фонда.
Камеральные проверки проводятся на территории органа контроля на основе представленных страхователями расчетов и иных документов.
Выездная проверка, как правило, проходит на территории плательщика страховых взносов. Причем проводят такие проверки органы ПФР и ФСС России совместно. Для этого они ежегодно разрабатывают план совместных выездных проверок.
При проведении выездных проверок органы контроля одновременно проверяют также документы, которые связаны с назначением и выплатой страхового обеспечения: органы ПФР - пенсий; органы ФСС России - пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет и др. Также органы ПФР проверяют порядок представления сведений персонифицированного учета.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 3 февраля 2011 г. N 34р утверждены также Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов.
3. Взыскание недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам.
Предварительно органы контроля должны направить организациям требования об уплате недоимки, пеней и штрафа с указанием, в частности, срока, в который предлагается уплатить указанные суммы. Если организация добровольно их не уплатит, органы ПФР и ФСС России могут взыскать их в принудительном порядке.
Обратите внимание! ПФР и ФСС России не обладают полномочиями по приостановлению операций по банковским счетам плательщиков страховых взносов и аресту их имущества.
По общему правилу с организаций недоимка, пени и штрафы по страховым взносам взыскиваются органами ПФР и ФСС России в бесспорном порядке, т.е. без обращения в суд. При этом, размер задолженности значения не имеет.
Взыскать со страхователя задолженность в бесспорном порядке каждый из названных фондов может в течение двух месяцев после окончания срока исполнения требования об уплате. Если этот срок будет пропущен, в дальнейшем чиновники вправе требовать уплаты недоимки, пеней и штрафов только в судебном порядке. Для взыскания недоимки каждый из фондов может обратиться в суд не позднее шести месяцев по истечении срока исполнения требования об уплате, но не ранее окончания срока на бесспорное взыскание. Такой порядок установлен ч. 5 ст. 19 Закона N 212-ФЗ.
4. Зачет и возврат переплаты по страховым взносам - сумм страховых взносов, которые были излишне уплачены страхователем или излишне взысканы с него.
Порядок зачета и возврата излишне уплаченных страховых взносов установлен ст. 26 Закона N 212-ФЗ. А процедура возврата взносов, которые излишне были взысканы контролирующими органами, - ст. 27 Закона N 212-ФЗ.
С 2011 г. контролирующие органы в случае обнаружения переплаты по страховым взносам самостоятельно принимают решение о зачете излишне перечисленных сумм в счет будущих платежей. Однако это не отменяет права организаций подавать письменные заявления о зачете в соответствующий орган контроля. К тому же заявление в письменной форме потребуется в целях возврата излишне уплаченных или взысканных сумм взносов.
Срок для принятия решения о зачете излишне уплаченных сумм взносов составляет 10 дней со дня обнаружения органами контроля переплаты или же получения соответствующего заявления от плательщика либо подписания акта совместной сверки. А для принятия решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм - 10 дней со дня получения заявления или подписания акта сверки.
Причем если у организации числится задолженность по пеням и штрафам, то органы контроля вправе самостоятельно зачесть переплату в счет погашения этой задолженности (ч. 8 ст. 26 Закона N 212-ФЗ).
Решение о зачете или возврате принимают:
- органы ПФР - по пенсионным взносам и страховым взносам на ОМС;
- органы ФСС России - по взносам по нетрудоспособности и материнству.
Зачет страховых взносов возможен строго в рамках того бюджета, в который они зачисляются (см. таблицу, приведенную ниже).
Переплата страховых взносов по виду бюджета | Платежи, по которым возможен зачет |
Пенсионные взносы в бюджет ПФР | 1. В счет предстоящих платежей по пенсионным взносам в бюджет ПФР*(7). 2. В счет погашения задолженности по пеням и штрафам в бюджет ПФР |
Взносы по нетрудоспособности и материнству в бюджет ФСС России | 1. В счет предстоящих платежей по страховым взносам по ВНиМ в бюджет ФСС России. 2. В счет погашения задолженности по пеням и штрафам в бюджет ФСС России |
Страховые взносы на ОМС в бюджет ФФОМС | 1. В счет предстоящих платежей по страховым взносам на ОМС в бюджет ФФОМС. 2. В счет погашения задолженности по пеням и штрафам в бюджет ФФОМС |
Страховые взносы на ОМС в бюджет ТФОМС | 1. В счет предстоящих платежей по страховым взносам на ОМС в бюджет ТФОМС. 2. В счет погашения задолженности по пеням и штрафам в бюджет ТФОМС |
Возврат излишне уплаченных или взысканных страховых взносов при принятии положительного решения производится органами контроля в течение одного месяца со дня получения заявления от плательщика взносов. Формы указанного заявления утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 11 декабря 2009 г. N 979н.
Отметим еще один нюанс по возврату переплаты пенсионных взносов. Если организация указала излишнюю сумму пенсионных взносов в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета и на основании этих данных органы ПФР разнесли ее на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, то вернуть такую переплату невозможно. Это прямо указано в ч. 22 ст. 26 Закона N 212-ФЗ. Однако ее можно зачесть в счет предстоящих платежей. Для этого необходимо обратиться с заявлением о зачете в территориальный орган ПФР.
Необходимо иметь в виду, что указанное положение распространяется только на излишне уплаченные страховые взносы. Для излишне взысканных страховых взносов подобных ограничений не установлено. По ним возможен как зачет, так и возврат независимо от того, учтены соответствующие суммы на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц или нет.
5. Контроль за открытием (закрытием) счетов в банке, созданием (закрытием) обособленных подразделений организаций, ликвидацией (реорганизацией) организаций (прекращением деятельности индивидуального предпринимателя). С этой целью на организации и предпринимателей возложена обязанность сообщать в органы контроля об указанных событиях. Информацию об этом следует направить в письменной форме в органы ПФР и ФСС России по месту нахождения организации. Причем уведомить органы контроля следует в установленные сроки, которые исчисляются в рабочих днях.
Информацию о расчетных счетах сообщают не только страхователи, но и банки, которые их обслуживают (см. таблицу, приведенную ниже).
Кто сообщает сведения | Какая информация направляется | Сроки для направления информации |
Организация | Об открытии (закрытии) счетов в банке*(8) | В течение 7 рабочих дней со дня открытия (закрытия) таких счетов*(9) |
Банк | Об открытии (закрытии) счетов в банке | В течение 5 рабочих дней со дня открытия (закрытия) счета*(10) |
Банк | Об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) | В течение 5 рабочих дней со дня изменения реквизитов счета |
Организация | О создании (закрытии) своего обособленного подразделения | В течение одного месяца со дня создания (закрытия) подразделения*(11) |
Организация | О своей реорганизации или ликвидации | В течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о реорганизации или ликвидации |
Отметим, что ответственность страхователей за несвоевременное представление указанных сведений предусмотрена ст. 48 Закона N 212-ФЗ. Штраф составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ. Помимо этого, ч. 1 ст. 15.33 КоАП РФ устанавливает административный штраф для должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей за нарушение срока сообщения об открытии (о закрытии) счетов в банке. Размер штрафа может составить от 1000 до 2000 руб.
Банки также несут ответственность за несообщение сведений об открытии (о закрытии) счетов страхователей и изменении их реквизитов. Штраф для них составляет 40 000 руб. (ст. 49 Закона N 212-ФЗ). В дополнение к этому должностные лица банка могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.33 КоАП РФ.
6. Разъяснения по вопросам исчисления и уплаты страховых взносов, а также прав и обязанностей плательщиков страховых взносов, полномочий органов контроля и их должностных лиц.
Полномочиями по разъяснению вопросов применения Закона N 212-ФЗ наделено Минздравсоцразвития России (п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. N 731).
Изменения в порядке расчета и уплаты страховых взносов
С 1 января 2012 г. вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" от 3 декабря 2011 г. N 379-ФЗ (далее - Закон N 379-ФЗ) в Закон N 212-ФЗ.
Изменения меняют ставки страховых платежей и значительно расширяют перечень льготных категорий работодателей, имеющих право на пониженный тариф взносов; кроме того, расширен круг застрахованных лиц.
Тарифы
В 2011 г. совокупная ставка страховых платежей составляла 34%. Из них 26% работодатели платили в ПФР, 2,9% - в ФСС России, 3,1% и 2% - в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования соответственно.
Начиная с 2012 г. ставка страховых взносов в ПФР уменьшилась до 22%. При этом, изменилась схема их взимания. Закон N 379-ФЗ установил, что в 2012 г. увеличилась облагаемая страховыми взносами база каждого работника, т.е. предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы. Он вырос с 463 до 512 тыс. руб. При этом, заработки до 512 тыс. руб. облагаются по полному тарифу - 22%, а в отношении заработков сверх 512 тыс. руб. будет применяться более низкий тариф в размере 10%. Ставка страховых взносов в ФСС и ФОМС в 2012 г. не изменилась и осталась на уровне 2011 г.
В 2012-2013 гг. для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за исключением плательщиков страховых взносов, имеющих право на пониженный тариф страховых взносов, применяются следующие тарифы страховых взносов:
База для начисления страховых взносов | Тариф страхового взноса | ||
Пенсионный фонд Российской Федерации | Фонд социального страхования Российской Федерации | Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | |
В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 22,0% | 2,9% | 5,1% |
Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 10,0% | 0,0% | 0,0% |
В 2012-2013 гг. выпадающие доходы бюджета ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков страховых взносов компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ПФР.
В течение 2012-2014 гг. для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%, для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, применяются следующие тарифы страховых взносов:
Наименование | 2012 г. | 2013-2014 гг. |
Пенсионный фонд Российской Федерации | 16,0% | 21,0% |
Фонд социального страхования Российской Федерации | 1,9% | 2,4% |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | 2,3% | 3,7% |
В течение 2012-2027 гг. для плательщиков страховых взносов, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, в отношении указанных выплат и вознаграждений применяются следующие тарифы страховых взносов:
Наименование | 2012-2027 гг. |
Пенсионный фонд Российской Федерации | 0,0% |
Фонд социального страхования Российской Федерации | 0,0% |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | 0,0% |
Плательщики
С начала 2012 г. изменился список тех, кто имеет право на льготы по страховым платежам. Плательщики освобождаются от уплаты 10% с выплат, превышающих взносооблагаемый уровень 512 тыс. руб. в год.
Внесены изменения для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. Они полностью освобождены от уплаты страховых взносов.
Застрахованные
Расширен круг застрахованных лиц, в пользу которых работодатель будет уплачивать страховые взносы. Закон обязал работодателей страховать работников-иностранцев, имеющих статус временно пребывающих на территории Российской Федерации, т.е. с 1 января 2012 г. к застрахованным лицам относятся иностранные граждане, лица без гражданства, временно пребывающие в России и работающие либо по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, либо по срочному трудовому договору, заключенному на период не менее шести месяцев.
Правда, для некоторых категорий работников сделано исключение. Под социальное страхование не попали высококвалифицированные работники, приглашенные на работу в Российской Федерации в установленном порядке. Речь идет о высококвалифицированных специалистах, имеющих опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности. Главный критерий для отнесения к этой категории - это оплата труда. Она должна составлять не менее двух миллионов рублей в год. Заработная плата иностранцев, которые привлекаются для научных исследований и преподавания в российских научных и учебных заведениях, должна быть не менее миллиона рублей в год.
Отчетность
Как и в 2011 г., отчетность в ПФР необходимо будет представлять не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Таким образом, последними датами сдачи отчетности в 2012 году становятся 15 февраля, 15 мая, 15 августа и 15 ноября. Ежеквартально необходимо будет сдавать не только расчеты по страховым взносам в ПФР и ФФОМС, но и сведения по персонифицированному учету в режиме "одного окна", что позволит сэкономить время.
Работодатели, численность сотрудников которых по состоянию на 1 января 2012 г. составит более 50 человек, должны представлять отчетность в электронном виде с электронной цифровой подписью.
Д.Е. Бабурин,
адъюнкт кафедры экономики и организации
войскового хозяйства (и тыла)
Военного университета, подполковник
"Право в Вооруженных Силах", N 4, апрель 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Далее - Закон N 212-ФЗ.
*(2) Далее - Закон N 213-ФЗ.
*(3) Далее - Закон N 125-ФЗ.
*(4) У налоговых органов сохранилось право контролировать ЕСН за периоды до 2010 г.
*(5) Далее - Закон N 167-ФЗ.
*(6) Далее - Закон N 255-ФЗ.
*(7) В счет предстоящих платежей по страховым взносам зачитываются только суммы излишне уплаченных (но невзысканных) страховых взносов. Это следует из ч. 1 ст. 26, ч. 1, 2 ст. 27 Закона N 212-ФЗ.
*(8) Сообщать необходимо только об открытии (закрытии) расчетных (текущих, иных) счетов, открытых на основании договора банковского счета (п. 6 ст. 2 Закона N 212-ФЗ). Информацию о депозитных, ссудных, транзитных валютных счетах предоставлять не нужно (письмо Минздравсоцразвития России от 21 мая 2010 г. N 1274-19, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 августа 2011 г. N А56-67325/2010, от 23 августа 2011 г. N А56-67224/2010, от 13 июля 2011 г. N А56-67223/2010).
*(9) Рекомендуемая форма уведомления об этом территориального органа ФСС России сообщена письмом ФСС России от 28 декабря 2009 г. N 02-10/05-13656.
ПФР также разработал форму уведомления подразделения ПФР об открытии (закрытии) банковского счета. Она размещена на сайте фонда (www.pfrf.ru) в разделе "Работодателям".
*(10) Указанную информацию банк может представить одним из следующих способов по своему выбору (ч. 1 ст. 24 Закона N 212-ФЗ):
- на бумажном носителе (форма такого сообщения утверждена приказом ФСС России от 12 апреля 2011 г. N 67);
- в электронной форме в соответствии с Положением Центрального банка Российской Федерации "О порядке сообщения банком в электронном виде органу контроля за уплатой страховых взносов об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета" от 15 ноября 2010 г. N 361-П.
*(11) Обращаем внимание на то, что сообщать необходимо о создании любого обособленного подразделения (письмо Минздравсоцразвития России от 9 сентября 2010 г. N 2891-19). При этом, организация должна встать на учет в органах ПФР, ФСС России по месту нахождения подразделений, которые имеют отдельный баланс и расчетный счет (п. 2 ч. 1 ст. 2.3 Закона N 255-ФЗ, п. 12 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей, производящих выплаты физическим лицам, в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденного постановлением Правления ПФР от 13 октября 2008 г. N 296п).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Изменения в системе страховых взносов в государственные внебюджетные фонды
Автор
Д.Е. Бабурин - адъюнкт кафедры экономики и организации войскового хозяйства (и тыла) Военного университета, подполковник
"Право в Вооруженных Силах", 2012, N 4