Управленческий аспект учетной политики в процедуре финансового оздоровления
Под арбитражным управлением в рамках антикризисного бизнес-регулирования на макроуровне понимается управление несостоятельным предприятием под руководством назначенного арбитражным судом субъектов Федерации (по месту нахождения должника) арбитражного управляющего (временного, административного, внешнего и конкурсных управляющих).
Действующим законодательством четко регламентируются задачи арбитражных управляющих, последовательность и продолжительность их работы, определен уровень их компетенции, ответственности в каждом деле о банкротстве, поставлены цели для каждого рассматриваемого уровня управления, методы их достижения, режим антикризисного бизнес-регулирования. Каждый из них имеет свои характерные черты, задачи и функции, определяемые особенностями действия каждой процедуры банкротства, накладывая определенный отпечаток на организацию бухгалтерского учета, прежде всего через учетную политику, которая должна отображать последствия банкротства и управление должником с даты вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры банкротства.
На примере процедуры финансового оздоровления рассмотрим изменения, предлагаемые для внесения в учетную политику должника на период ее проведения. Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденному приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации. Руководителем организации утверждаются, в частности: порядок контроля за хозяйственными операциями; рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Остановимся на порядке контроля за хозяйственными операциями, отражаемыми хозяйствующими субъектами в организационно-техническом разделе учетной политики, указывая прежде всего руководителей подразделений и руководителя организации, осуществляющих этот контроль.
На период проведения процедуры банкротства, помимо указанных лиц, контроль за совершением хозяйственных операций осуществляют собственники, арбитражные управляющие и комитет кредиторов, представляющий законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и контролирующий действия арбитражного управляющего, а также реализующий иные предоставленные собранием кредиторов полномочия.
Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль за ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя). Однако Положение об организации внутреннего контроля существует лишь для кредитных организаций и банковских групп.
В нем система внутреннего контроля трактуется как совокупность системы органов и направлений внутреннего контроля, обеспечивающая соблюдение порядка осуществления и достижения целей, установленных законодательством РФ, учредительными и внутренними документами кредитной организации. При этом система органов внутреннего контроля определяется учредительными и внутренними документами кредитной организации как совокупность органов управления, а также подразделений и служащих (ответственных сотрудников), выполняющих функции в рамках системы внутреннего контроля.
Термин "система внутреннего контроля" в правилах (стандартах) аудиторской деятельности означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности. При этом данная система выходит за рамки тех вопросов, которые непосредственно относятся к системе бухгалтерского учета, и включает контрольную среду.
Однако пункт "Порядок контроля за хозяйственными операциями" в учетной политике при проведении процедур банкротства позволяет предположить, что в качестве контрольной среды в системе внутреннего контроля могут быть такие элементы, как:
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- распределение ответственности и полномочий лиц, участвующих в деле о банкротстве, на примере совершаемых должником сделок (см. рисунок).
/---------------\ /---------------------------------\ /----------------------------------------------------\
|С согласия лиц,|/-|С согласия кредиторов | |С согласия административного управляющего |
|предоставивших || \---------------------------------/ \----------------------------------------------------/
|обеспечение ||
| || | /-----------------------------------------------------------\
| || /------------------------\ |Совершать сделки несколько взаимосвязанных сделок, |
\---------------/| |При размере денежных | |в совершении которых у кредитора имеется заинтересованность
| /---/ обязательств, возникших | или которые:
после введения | | |
/---------------\ финансового | | | - влекут за собой увеличение кредиторской
|Принимать | оздоровления, составляет| | | задолженности должника более чем на 5%
|решение о своей| более 20% суммы | | |-- суммы требований кредиторов, включенных
|реорганизации | требований кредиторов, | | | в реестр требований кредиторов на дату
|(слиянии, | включенных в реестр | | | введения финансового оздоровления;
|присоединении, | требований кредиторов | | |
|разделении, | --/ | | - влекут за собой уступку прав требований,
|выделении, | | |-- перевод долга; влекут за собой получение
|преобразовании)| | | займов (кредитов);
\---------------/ /--| |
| \--\| - связаны с приобретением, отчуждением
|| или возможностью отчуждения прямо либо
- влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу || косвенно имущества должника, за
поручительств и гарантий, а также учреждение || исключением реализации имущества
доверительного управления имуществом должника; |\-- должника, являющегося готовой продукцией
| (работами, услугами), изготовляемой или
| реализуемой должником в процессе обычной
- связаны с приобретением, отчуждением или | хозяйственной деятельности
возможностью отчуждения прямо или косвенно ------/
имущества должника, балансовая стоимость которого
составляет более 5% балансовой стоимости активов
должника на последнюю отчетную дату,
предшествующую дате заключения сделки
Распределение ответственности и полномочий лиц, участвующих в процедуре финансового оздоровления на примере совершаемых должником сделок
Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) определяются последствия введения процедуры банкротства и управления должником в этот период, что и положено в основу контроля за хозяйственными операциями в учетной политике организации-должника (см. таблицу).
Порядок контроля за хозяйственными операциями при процедуре финансового оздоровления
Хозяйственные операции, не допускаемые к исполнению | Хозяйственные операции, действия которых отменяются | Хозяйственные операции, действие которых ограничено |
1. Требования кредиторов | ||
Изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества | Ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов | По денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного законом порядка предъявления |
Прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, предоставления отступного или иным способом, если при этом нарушается очередность удовлетворения, установленного п. 4 ст. 134 Закона N 127, либо если такое прекращение приводит к преимущественному удовлетворению требований кредиторов одной очереди, обязательства которых прекращаются, перед другими кредиторами | Неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей за исключением текущих платежей | |
2. Требования учредителей | ||
Удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников) | ||
Выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам, доходов по долям (паям) | ||
Распределение прибыли между учредителями (участниками) должника | ||
Выкуп или приобретение должником размещенных акций либо выплата действительной стоимости доли (пая) |
Одним из условий введения процедуры финансового оздоровления арбитражным судом несостоятельной организации является предоставление достаточного обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на 20%.
Это может быть и сумма, на которую выдана банковская гарантия, превышающая размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на 20%.
Сведения о лицах, предоставивших обеспечение, и о предоставленном ими обеспечении исполнения должником его обязательств раскрываются в отчете арбитражным управляющим обособленно.
Существенность такой информации требует ее отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении, с включением соответствующих дополнительных показателей и пояснений.
Информация Минфина России от 22.06.2011 N ПЗ-5/2011 "О раскрытии информации о забалансовых статьях в годовой бухгалтерской отчетности организации" дает дополнительные разъяснения по этому вопросу, не рассматривая при этом в качестве обеспечений под собственные обязательства, выданные кредиторам организации поручительства третьих лиц по обязательствам отчитывающейся организации.
Поэтому для учета таких обязательств счет 008 "Обеспечение обязательств и платежей полученные" не предназначен, и с целью контроля за процессом предоставления достаточного обеспечения третьих лиц, как и банковской гарантии, в рабочий план счетов на период проведения процедуры финансового оздоровления предлагается ввести отдельный забалансовый счет, например 012 "Обеспечения под собственные обязательства, выданные кредиторам организации поручительства третьих лиц по обязательствам организации-должника".
При этом раскрываемая информация может являться существенной не только с точки зрения ее стоимостной оценки, но и характера ее взаимосвязи с существенными показателями в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках. Ввиду перечисления денежных средств, полученных в результате исполнения лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств, на счет должника для расчетов с кредиторами необходимо откорректировать строки отчета о движении денежных средств с учетом качественной оценки существенности информации, например, способ или вид обеспечения.
Однако, несмотря на ограничения, введенные Законом N 127 в части принятия управленческих решений лицами, участвующими в проведении процедуры финансового оздоровления, серьезной проблемой, препятствующей эффективной работе административного управляющего, являются широкие возможности собственников, руководителей кризисных предприятий, которые применяют формально законные методы по искусственному наращиванию кредиторской задолженности, включению ее в реестр кредиторов.
Для достоверного учета основных средств, контрактов и договоров в электронных системах бухгалтерского учета необходимо внедрение комплексного документооборота с органами ГИБДД, Росреестра, Гостехнадзора о наличии зарегистрированного имущества должника. Часть работы в этом направлении уже проведена: принят приказ ФНС России от 20.12.2011 N ММВ-7-6/948@ "Об утверждении Справочника форматов документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками при реализации электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (СФНД)".
Наладив систему информационного обеспечения управления в процедурах банкротства, можно сократить период получения и обработки информации, а также объем совокупных расходов на проведение процедуры банкротства.
По мнению автора, указанные мероприятия учетной политики усилят контроль за выполнением плана финансового оздоровления и соблюдением графика погашения задолженности и позволят организации наладить отражение данной информации не только в отчете административного управляющего, но и в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Список литературы
1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
2. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 06.12.2011).
3. О раскрытии информации о забалансовых статьях в годовой бухгалтерской отчетности организации: информация Минфина России от 22.06.2011 N ПЗ-5/2011.
4. Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах: положение Банка России от 16.12.2003 N 242-П (в ред. от 05.03.2009).
5. Об утверждении положений по бухгалтерскому учету: приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н (в ред. от 08.11.2010).
6. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99): приказ Минфина России от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010).
7. Об утверждении Справочника форматов документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками при реализации электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (СФНД): приказ ФНС России от 20.12.2011 N ММВ-7-6/948@.
8. Правило (стандарт) N 8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом": постановление Правительства РФ от 04.07.2003 N 405 "О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности".
9. Ряховская А.Н. Трансформация антикризисного управления в антикризисном бизнес-регулировании // Эффективное антикризисное управление. 2011. N 2 (65).
Т.И. Безбородова,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры бухгалтерского учета
и анализа хозяйственной деятельности
Заочный финансово-экономический институт
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, филиал в г. Пензе
"Все для бухгалтера", N 4, июль-август 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Все для бухгалтера"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 014425
Редакция журнала: 111401, Москва, а/я 10
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: www.fin-izdat.ru
Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).