Перспективы налоговой политики на 2013 год
В добрых традициях Минфина загодя доводить до сведения налогоплательщиков и инвесторов основные направления налоговой политики на следующий год. Не стал исключением и 2013-й, о налоговом курсе государства в котором можно судить уже сейчас из ряда опубликованных документов. Минфин прогнозирует, что в ближайшие несколько лет налоговая нагрузка будет снижена на труд и капитал и увеличена на конечное потребление.
В мае 2012 года Минфин разместил на своем сайте проект Основных направлений налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее - Основные направления налоговой политики). В июне 2012 года Основные направления налоговой политики были одобрены Правительством РФ и в настоящее время рассматриваются ГД РФ одновременно с законопроектами, которые следует принять для воплощения налоговой политики в жизнь. Заметно, что документ становится все более весомым, ведь предназначен он не только для налогоплательщиков, но и для законодателей, которых требуется убедить в необходимости предлагаемых изменений.
Структурно документ состоит из итогов налоговой политики за 2012 год и перспектив на 2013 год. В этот раз глобальных перемен в отношении налогоплательщиков - юридических лиц не ожидается. Налоговое бремя в целом не изменится, так как плановые меры в большей степени сосредоточены на создании более комфортных условий при взимании налогов и налоговом администрировании. Если налогоплательщики и получат экономию, то не столько за счет меньшей уплаты налогов, сколько за счет снижения затрат на налоговый учет и издержек в ходе налоговых проверок. Самое заметное и благоприятное изменение для юридических лиц - это освобождение с 2013 года от налога на имущество движимого имущества, введенного в эксплуатацию после вступления в силу соответствующего закона. Что же касается физических лиц, "интригует" вопрос налогообложения так называемых предметов роскоши.
В июне 2012 года было опубликовано Бюджетное послание *(1), в котором отдельный раздел посвящен налоговым вопросам. По мнению Президента РФ, следует создать конкурентоспособную налоговую систему, которая способствовала бы привлечению капиталов с международных рынков в российскую экономику. Благоприятный налоговый климат включает в себя в том числе снижение криминализации в налоговой сфере. Использование схем по уклонению от налогов, особенно фирм-"однодневок", отдельными налогоплательщиками косвенно бьет по карману тех организаций, которые лишены выгод незаконной налоговой оптимизации. Налоговая нагрузка добросовестными налогоплательщиками воспринимается болезненнее, когда другие, работающие в тех же экономических условиях, уклоняются от уплаты налогов. Президентом РФ поставлена задача устранения неравенства условий экономической деятельности путем усиления борьбы с незаконным налоговым обогащением.
Задачи налоговой политики
В Бюджетном послании подчеркивается, что налоговая политика решает не только фискальные, но и экономические задачи. Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что предопределяет стабильность и ясность условий ведения экономической деятельности на территории РФ.
Итоги налоговой политики за 2012 год
Напомним очень кратко основные налоговые изменения 2012 года: снижение тарифов страховых взносов для подавляющего числа налогоплательщиков с 34 до 30%; введение корректировочного счета-фактуры; появление в НК РФ нового раздела, регулирующего вопросы налогообложения при использовании трансфертного ценообразования.
Налоговая политика в 2013 году и на период 2014-2015 годов
То, что планируется к претворению в жизнь, Минфин назвал налоговым маневром, который будет заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества. В Бюджетном послании Президент РФ обозначает перспективы на более длительный срок, предлагая не увеличивать налоговую нагрузку на несырьевые секторы экономики вплоть до 2018 года.
В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
1. Поддержка инвестиций и развития человеческого капитала.
2. Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях.
3. Совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса.
4. Развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.
В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы РФ, планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
1. Налогообложение природных ресурсов.
2. Акцизное налогообложение.
3. Введение налога на недвижимость.
4. Сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений.
5. Совершенствование налога на прибыль организаций.
6. Совершенствование налогового администрирования.
7. Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.
8. Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.
Рассматривая предложенные Минфином новации, несколько изменим логику, следуя не заявленным целям налоговой политики, а структуре НК РФ, то есть "рассортируем" изменения по видам налогов.
Налог на прибыль
Основные новации по налогу на прибыль связаны с корректировкой существующего законодательства. Некоторые нормы или недостаточно конкретизированы, или создают налоговые лазейки, или не полностью соответствуют реалиям наших дней.
В целях стимулирования инвестиционной активности организаций в НК РФ предусмотрена повышенная амортизация. Однако если имущество, к которому применена амортизационная премия, было реализовано в течение пяти лет с момента постановки на учет, то организация обязана восстановить на доходы ранее полученную премию. Поскольку данное ограничение, направленное против злоупотребления налогоплательщиками своими правами, является обременительным для добросовестных организаций, Минфин предлагает видоизменить эту норму следующим образом. Необходимо, чтобы суммы указанных капитальных расходов восстанавливались только в том случае, если основные средства реализованы лицу, являющемуся взаимозависимым по отношению к налогоплательщику.
Эта мера позволит сохранить механизм, предотвращающий злоупотребление данной налоговой преференцией со стороны недобросовестных налогоплательщиков, многократно применяющих указанную премию к одним и тем же основным средствам при их перепродаже между взаимозависимыми лицами. Кстати, и в прошлом году Минфин ставил такую задачу, но воплощения в жизнь она не получила и была перенесена на 2013 год.
Примечание. Минфин предлагает восстанавливать суммы амортизационной премии только в том случае, если основные средства реализованы лицу, являющемуся взаимозависимым по отношению к налогоплательщику.
Практически ежегодно в НК РФ уточняется порядок налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях. Связано это с углублением интеграции российского и мирового финансового рынков, а также с возникновением на рынке новых финансовых инструментов. Законом N 97-ФЗ*(2) решен ряд проблем по налогообложению операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, а также при получении и выплате дивидендов.
Как показала практика, введенная 01.01.2011 антикризисная мера, направленная на увеличение чистых активов акционерами или участниками организаций, оказалась избыточной. Фактически данная норма позволяет коммерческим организациям получать от своих акционеров или участников любое имущество без налоговых последствий, что создает возможности избежания налогообложения. НК РФ формально легализует дарение между коммерческими организациями, что противоречит ст. 575 ГК РФ и сути предпринимательской деятельности. При таких обстоятельствах Минфин настаивает на исключении из НК РФ пп. 3.4 п. 1 ст. 251 в части освобождения от налогообложения имущества, имущественных или неимущественных прав, которые переданы акционерами (участниками) для формирования чистых активов организации.
Минфин предлагает уточнить порядок налогового учета мобилизационных расходов. В соответствии с пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана. Однако, как показала практика, налогоплательщики включают во внереализационные расходы в том числе и те затраты, которые с экономической точки должны увеличивать первоначальную стоимость основных средств, используемых в основной производственной деятельности.
Минфин предлагает сузить сферу применения повышающего коэффициента амортизации.
Установлено, что налогоплательщики злоупотребляют правом на применение повышающего коэффициента амортизации и включают в состав основных средств, амортизируемых с применением специального коэффициента, не только те средства, которые находятся в непосредственном контакте с агрессивной средой, но и любые основные средства, находящиеся на территории опасного производственного объекта. Иными словами, фактически любое здание, строение, сооружение и находящееся в них имущество, соответствующее критерию основного средства, находятся в агрессивной среде, что позволяет применять при амортизации таких основных средств специальный повышающий коэффициент 2.
В среднесрочной перспективе в налоговое законодательство будут внесены изменения, направленные на возможность учета расходов, понесенных одной российской организацией при создании или приобретении нематериальных активов, приобретении услуг, результаты которых используются в деятельности группы организаций, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций другой взаимозависимой с ней организацией. Эту возможность предполагается реализовать через предоставление плательщикам налога на прибыль организаций при соблюдении определенных условий права заключать соглашения о распределении расходов, устанавливающие основные принципы такого распределения.
Налог на добавленную стоимость
Будет продолжена работа по определению конкретных услуг, оказываемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, которые возможно освободить от обложения НДС, и по совершенствованию процедуры зачета НДС для профессиональных участников рынка ценных бумаг в части определения соотношения облагаемого и необлагаемого оборота.
Налог на имущество
В целях создания стимулов для обновления основных фондов из объектов обложения налогом на имущество организаций может быть исключено движимое имущество (машины, оборудование). Помимо прочего, подобная мера снизит нагрузку на налогоплательщиков и за счет упрощения порядка уплаты налога. В перспективе налоговая база по налогу будет определяться исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В более отдаленной перспективе можно ожидать изменения структуры имущественных налогов. Налог на имущество уйдет в прошлое, его заменят налог на недвижимость и транспортный налог.
Пожалуй, одновременная отмена восстановления на доходы амортизационной премии и налога на имущество создает интересные возможности. Действительно, у налогоплательщиков есть серьезный повод подумать об обновлении парка оборудования, ведь вновь введенное оборудование не будет облагаться налогом на имущество.
Взносы на обязательное страхование
Минфин предполагает, что в 2014 году тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ останутся на уровне 2013 года, то есть в отношении большинства плательщиков - 30% и неперсонифицированный тариф - 10% сверх установленной предельной величины; для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих УСНО, - 20%. В случае необходимости поддержки отдельных секторов экономики будут осуществляться иные меры государственной поддержки, не затрагивающие систему обязательного социального обеспечения.
Специальные налоговые режимы
Судьба специальных режимов налогообложения в 2013 году определена с принятием Закона N 94-ФЗ*(3).
Впервые в НК РФ введено определение "коэффициент-дефлятор" (п. 2 ст. 11 НК РФ), отсутствие законодательно закрепленного понятия которого привело к многочисленных судебным спорам*(4). В соответствии с Законом N 94-ФЗ коэффициент-дефлятор - коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав настоящего Кодекса в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем календарном году.
В оперативном порядке 05.07.2012 Минфин опубликовал на своем сайте Информационное сообщение об изменениях в специальных налоговых режимах (далее - Информационное сообщение), которое представляет особый интерес для тех предпринимателей, которые в 2013 году намерены приобрести патент.
Единый налог на вмененный доход
Переход на ЕНВД с 2013 года становится добровольным и носит уведомительный характер. Согласно новой редакции п. 1 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщик сможет самостоятельно выбирать ЕНВД наравне с другими системами налогообложения. Многие организации испытают облегчение, так как теперь не будут опасаться того, что любой покупатель - физическое лицо создаст проблему налогового учета оборота с ним. А некоторые организации при желании могут избавить себя от бремени раздельного налогового учета, отказавшись от совмещения различных режимов (например, ОСНО и ЕНВД). Минфин по-прежнему планирует отмену ЕНВД по мере расширения патентной системы, однако срок перенесен на 2018 год.
Ряд уточнений по ЕНВД носят технический характер:
- деятельность по "размещению рекламы на транспортных средствах" заменена на "размещение рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств";
- обозначение "автотранспорт" заменено на "автомототранспорт";
- изменен порядок расчета ЕНВД налогоплательщиками, которые встают на учет (или снимаются с учета) в течение налогового периода.
Платежи по договорам добровольного личного страхования за дни временной нетрудоспособности, которые уплачиваются за счет работодателя, стали уменьшать ЕНВД наряду с обязательными взносами во внебюджетные фонды. Данные расходы в совокупности могут снизить сумму единого налога не более чем на 50%.
Патентная система налогообложения
01.01.2013 для индивидуальных предпринимателей вводится патентная система налогообложения (далее - ПСО), которая в виде гл. 26.5 ч. 2 НК РФ будет выделена из гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" в самостоятельный специальный налоговый режим. ПСО является добровольной и распространяется только на предпринимателей, организации воспользоваться патентом не смогут. Индивидуальным предпринимателям, применяющим ПСО, разрешено использовать труд наемных работников, средняя численность которых не должна превышать 15 человек. В Информационном сообщении обращено внимание коммерсантов, планирующих совмещать несколько режимов, на то, что ограничение по численности в 15 человек применяется по всем видам предпринимательской деятельности.
Размеры потенциально возможного к получению ИП годового дохода по видам деятельности, в отношении которых применяется ПСО, устанавливаются законами субъектов РФ. При этом минимальный размер потенциального дохода не может быть меньше 100 тыс. руб., а его максимальный размер не может превышать 1 млн. руб. Минимальный и максимальный размеры дохода подлежат индексации на коэффициент-дефлятор, который на 2013 год установлен как 1. Налоговым кодексом предусмотрены основания, по которым субъекты РФ вправе увеличивать максимальный размер потенциального дохода. Например, по транспортным услугам потенциальный доход может быть увеличен не более чем в 3 раза; по деятельности в городах с численностью населения более 1 млн. человек - не более чем в 5 раз; по торговле и общественному питанию - не более чем в 10 раз.
Налоговая база при ПСО определяется как денежное выражение потенциально возможного годового дохода, налог рассчитывается путем умножения налоговой базы на установленную ставку 6%. Патент выдается по выбору ИП на период от 1 до 12 месяцев. При его выдаче менее чем на год налог платится пропорционально количеству месяцев срока, на который выдан патент.
Применение ПСО освобождает предпринимателя от уплаты НДФЛ, налога на имущество, НДС (за исключением ввоза товаров в РФ и операций в соответствии с договорами простого товарищества, инвестиционного товарищества, доверительного управления имуществом, концессионным соглашением).
Обратите внимание, что налог при ПСО не уменьшается на сумму взносов во внебюджетные фонды по обязательному страхованию. В отношении страховых взносов самого ИП сохранено право на пониженные тарифы, предусмотренные при УСНО (ст. 4 Закона N 94-ФЗ).
Предприниматель утрачивает право на применение ПСО в следующих случаях:
- если по итогам налогового периода доходы от реализации превысят 60 млн. руб.;
- если будет нарушено ограничение по численности работников;
- если будет пропущен срок уплаты налога.
Упрощенная система налогообложения
Действующие в настоящий момент ограничения по доходам для целей перехода на УСНО и ее применения - 45 млн. и 60 млн. руб. - сохраняются и на 2013 год. Начиная с 2014 года будет производиться индексация предельного дохода на коэффициент-дефлятор. Если налогоплательщик совмещает УСНО и ПСО, то при определении ограничения по доходам в размере 60 млн. руб. учитываются доходы по обоим спецрежимам.
Взамен разрешительного порядка установлен уведомительный порядок перехода на УСНО. Продлен срок подачи заявления о переходе на УСНО: его можно будет представлять в налоговый орган до 31 декабря включительно, а не с 1 октября по 30 ноября, как установлено сейчас. Также продлен срок для подачи этих заявлений для вновь созданных организаций и зарегистрированных ИП - с 5 до 30 дней с момента регистрации. Плательщики ЕНВД вправе перейти на УСНО с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД.
С 2013 года переоценка имущества в виде валютных ценностей и требований в иностранной валюте налогоплательщиками, применяющими УСНО, производиться не будет; соответственно, доходы и расходы от указанной переоценки также не будут определяться и учитываться.
Налогоплательщики, применяющие УСНО с объектом налогообложения "доходы", с 2013 года будут уменьшать сумму налога по УСНО не только на обязательные взносы во внебюджетные фонды и на пособия по временной нетрудоспособности, но и на суммы платежей по договорам добровольного личного страхования. При этом сумма налога по УСНО не может быть уменьшена более чем на 50%.
Кроме того, установлены сроки подачи деклараций для прекращающих деятельность лиц.
Единый сельскохозяйственный налог
Часть изменений, внесенных в ЕСХН, аналогичны тем, что коснулись УСНО, а именно:
- введен уведомительный порядок перехода на ЕСХН;
- отменена переоценка валютных ценностей и обязательств;
- продлены сроки подачи заявлений о переходе на ЕСХН;
- установлены сроки подачи декларации при прекращении деятельности.
К оригинальным изменениям можно отнести то, что если у вновь созданного юрлица или зарегистрированного ИП, перешедшего на уплату ЕСХН, в первом налоговом периоде отсутствуют доходы, данное обстоятельство не повлечет утрату права на применение ЕСХН.
Налог на доходы физических лиц
Ряд приятных изменений ждут налогоплательщиков - физических лиц. С 2013 года планируется не облагать НДФЛ суммы оплаты стоимости медицинских услуг, производимой за физических лиц работодателями, применяющими специальные налоговые режимы, предусматривающие определение налоговой базы в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при условии что затраты по оплате таких услуг не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы. Будут освобождены от налогообложения и суммы оплаты медицинских услуг, производимой за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ.
Льготы по НДФЛ коснутся молодых ученых, получающих гранты Президента РФ; безработных при получении ими финансовой помощи в рамках содействия самозанятости населения; фермеров, получающих бюджетные субсидии; многодетных граждан, приобретающих бесплатно земельные участки из государственной или муниципальной собственности; ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны в части получения ими подарков и материальной помощи.
Будет уточнен порядок предоставления имущественного налогового вычета в следующих случаях:
- при приобретении родителями за свой счет имущества в долевую собственность с несовершеннолетними детьми в части доли (долей), приходящейся на несовершеннолетних детей, а также в случае приобретения ими имущества в собственность несовершеннолетнего ребенка;
- при распределении вычета в случаях приобретения имущества в общую долевую либо общую совместную собственность.
Налогообложение природных ресурсов
В целях повышения доходов бюджетной системы РФ с 01.07.2013 НДПИ на газ будет взиматься по формуле, в результате применения которой у производителей газа изымут 80% дополнительных доходов, получаемых от реализации топлива на внутреннем рынке в связи с принятыми решениями об увеличении оптовых цен на газ свыше прогнозируемого уровня инфляции.
Акцизы
В отношении алкогольной и табачной продукции предусматривается сохранение уровня ставок акцизов в 2013 и 2014 годах в размерах, предусмотренных действующим налоговым законодательством, и некоторое увеличение в 2015 году.
Ставки акцизов на моторное топливо и прочие подакцизные товары в 2013 и 2014 годах будут сохранены на уровне, определенном действующим НК РФ, а в 2015 году - повышены на 10% по отношению к ставкам 2014 года.
Налог на недвижимость
Который год подряд Минфин откладывает введение налога на недвижимость. Проблема заключается в кадастровой оценке всех объектов недвижимости и в силу своей грандиозности до сих пор не решена. В Письме от 09.07.2012 N 03-05-06-01/34 Минфин признает что, введение налога на недвижимость на территории РФ возможно не ранее 2014 года.
На первом этапе внедрения налога на недвижимость в качестве налогоплательщиков предлагается признать физических лиц, обладающих правом собственности на здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также обладающих правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения на земельный участок.
При определении налоговой базы для исчисления налога на недвижимость физическим лицам будут предоставлены стандартные и социальные налоговые вычеты. Стандартный налоговый вычет предоставляется всем налогоплательщикам в отношении жилого помещения, а также жилого строения, расположенного на земельном участке в садоводческом или дачном некоммерческом объединении, в размере кадастровой стоимости определенного количества квадратных метров соответствующего объекта налогообложения. Социальный налоговый вычет предоставляется по такому же принципу, но только в отношении социально не защищенных категорий граждан. Налоговый вычет предоставляется в отношении одного объекта налогообложения по выбору налогоплательщика.
В связи с введением налогообложения престижного потребления налог на недвижимость будет несколько модифицирован. Минимальная ставка налога на недвижимость (земельные участки, здания, строения, жилые и нежилые помещения, находящиеся в собственности физических лиц) будет установлена в размере от 0,05 до 0,3% в зависимости от совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости в собственности физического лица. При этом максимальная ставка (без возможности ее снижения на местном уровне) будет установлена для совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости свыше 300 млн. руб. Также предполагается, что повышенная налоговая ставка, применяемая к дорогостоящей недвижимости, будет использоваться вне зависимости от того, кто является собственником указанных объектов (организации или физические лица), и от количества собственников.
Транспортный налог
В рамках налогообложения престижного потребления претерпит изменение и транспортный налог. Начиная с 2013 года будет введена минимальная ставка транспортного налога в размере 300 руб. с 1 л.с. для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л.с. При этом будет предусмотрена возможность повышения ставки законами субъектов РФ и исключена возможность снижения ставки.
Также предполагается увеличение в пять раз средних ставок транспортного налога для мощных мотоциклов (с мощностью двигателя свыше 130-150 л.с.), гидроциклов (свыше 150 л.с.), катеров и яхт (свыше 300 л.с.).
Повышенные налоговые ставки предлагается применять в отношении транспортных средств, произведенных после 2000 года. При этом взимание повышенного налога не предполагается в отношении спортивных автомобилей и мотоциклов, используемых исключительно для участия в спортивных соревнованиях.
Обратите внимание, что повышенное налогообложение не коснется таких транспортных средств, как самолеты, вертолеты, теплоходы, снегоходы.
Упрощение учета
В целях сокращения неоправданных административных издержек в Бюджетном послании поставлена задача упрощения налогового учета, а также использования документов бухгалтерского учета при подготовке и представлении налоговой отчетности. Минфин взял курс и на сближение правил бухгалтерского и налогового учета. Таким образом, принятая 01.01.2002 система налогового учета, возможно, постепенно утратит актуальность. Из состоявшихся изменений можно назвать отмену с 01.01.2013 сдачи в налоговую инспекцию промежуточной бухгалтерской отчетности*(5).
Налоговое администрирование
Целый комплекс мер запланирован Минфином в целях совершенствования налогового администрирования.
В перечень субъектов, информация о счетах, вкладах (депозитах) которых должна быть передана налоговым органам, включены физические лица.
До недавнего времени налоговики были не вправе получать информацию по счетам физических лиц. Данное положение использовалось недобросовестными предпринимателями для сокрытия своей коммерческой деятельности от взора налоговиков. Законом N 97-ФЗ в перечень информации, предоставляемой банками налоговым органам, включены сведения о наличии вкладов, об остатках денежных средств на вкладах и предусмотрено предоставление банками соответствующих выписок по вкладам.
В процедуре истребования налоговыми органами документов и информации на основании ст. 93, 93.1 НК РФ будет закреплен выбор способа вручения требования о представлении документов: передача под расписку, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, направление по почте заказным письмом. В настоящее время существует последовательность вручения требования - его направление по почте допускается только при невозможности использования других способов.
В рамках борьбы с фирмами-"однодневками" планируется усилить ответственность лица при отказе или непредставлении документов о налогоплательщике в установленные сроки. Наряду с этим налоговым органам будет предоставлено право проведения выемки документов при отказе или непредставлении документов о налогоплательщике в установленные сроки.
Развитие электронного документооборота. Одна из главных причин жалоб на уровень административной нагрузки - это издержки, связанные с представлением заверенных копий документов. Однако налоговый орган не может не использовать механизм истребования документов. Переход на электронное взаимодействие при представлении в налоговый орган всех первичных документов неизбежен. В этих целях в ст. 93 НК РФ вносится изменение, согласно которому под установленными форматами документа понимаются форматы, установленные ФНС. Запуск электронного документооборота счетов-фактур должен ускорить переход к электронному документообороту иных документов.
Досудебное урегулирование споров. В целях создания для налогоплательщиков благоприятных условий по урегулированию споров без обращения в суд, обеспечения последовательности досудебной и судебной стадий разрешения налогового спора получит развитие порядок досудебного рассмотрения налоговых споров.
К преимуществам досудебного разбирательства для налогоплательщиков относятся:
- быстрое рассмотрение налогового спора - 15 дней (в судах рассмотрение налогового спора может продлиться от трех месяцев до года);
- менее затратный способ защиты прав (нет судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела в суде, в том числе на оплату услуг представителей);
- решение по жалобам имеет более быстрый срок исполнения, чем процедура исполнения судебного акта; процесс оформления и подачи жалобы менее формализован по сравнению с судопроизводством;
- в отличие от судебного рассмотрения спора при досудебном обжаловании отсутствуют репутационные риски.
Введение обязательной досудебной процедуры урегулирования для всех категорий налоговых споров позволит уменьшить количество рассматриваемых налоговых споров в судах предположительно в два раза, а также расширит возможности налогоплательщиков по реализации своих прав и законных интересов.
Срок представления налогоплательщиком возражений по акту проверки будет продлен с 15 дней до одного месяца. Также месяц, а не 10 дней станет срок для представления возражений, если правонарушение выявлено вне рамок налоговых проверок.
Предусматривается дальнейшее развитие доступной информационной поддержки, системы электронного документооборота и построение интерактивных сервисов, включая новый интернет-сервис "Создай свой бизнес", являющийся пошаговой инструкцией по созданию и ведению бизнеса с точки зрения налогообложения, а также сервис "Личный кабинет налогоплательщика для юридического лица". Буквально на днях на сайте ФНС появился новый интернет-сервис "Узнать о жалобе".
Вместо заключения
На жизнь налогоплательщика влияют не только положения НК РФ, но и нормативные акты налоговых органов. Одним из таких документов является Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок". Пользуясь случаем, остановимся на изменениях, внесенных в этот приказ*(6) в мае 2012 года.
Основания для проверки по критерию сокрытия заработной платы от налогов дополнены следующим: при выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговый орган учитывает также информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и ИП, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы ("в конвертах"), неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и иную аналогичную информацию.
Поводом для проверки по критерию непредставления запрашиваемой налоговым органом документации станет утрата документов в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар, затопление, наводнение, порча и пр.).
Традиционные изменения приказа связаны с утверждением показателей налоговой нагрузки и рентабельности по видам экономической деятельности за очередной год; также установлены сроки для обновления данных показателей.
О.Е. Орлова,
эксперт журнала "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения"
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 15, август 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Бюджетное послание Президента РФ В.В. Путина от 28.06.2012 "О бюджетной политике в 2013-2015 годах".
*(2) Федеральный закон от 29.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Текст документа и комментарий к нему опубликованы в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", N 15, 2012.
*(3) Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Текст документа и комментарий к нему опубликованы в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", N 14, 2012.
*(4) См. Постановление Президиума ВАС РФ от 12.05.2009 N 12010/08.
*(5) Статья 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пп. "а" п. 1 ст. 1 Закона N 97-ФЗ.
*(6) Приказ ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"