Каким образом устанавливается размер членских взносов в садоводческом некоммерческом товариществе (СНТ)? Возможно ли установление штрафов либо отключение электроэнергии за просрочку платежа? Можно ли обжаловать действия председателя СНТ?
Садоводческое, огородническое или дачное объединение в форме товарищества - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Деятельность садоводческих, огороднических и дачных товариществ регламентирована Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее -Закон N 66-ФЗ).
Источником финансово-хозяйственной деятельности садоводческого некоммерческого товарищества (далее - СНТ, товарищество) являются взносы и платежи. Законодатель устанавливает несколько видов платежей членов СНТ (ст. 1 Закона N 66-ФЗ):
- вступительные взносы - денежные средства, внесенные членами СНТ на организационные расходы товарищества на оформление документации;
- членские взносы - денежные средства, периодически вносимые членами СНТ на оплату труда работников товарищества и другие текущие расходы товарищества;
- целевые взносы - денежные средства, внесенные членами СНТ на приобретение (создание) объектов общего пользования.
Возлагая на членов СНТ обязанность по своевременной и полной уплате членских и иных взносов, налогов и платежей (пп. 6 п. 2 ст. 19 Закона N 66-ФЗ), действующее законодательство оставляет регулирование взносов (их размера и порядка уплаты) на полное усмотрение самих членов СНТ. Так, согласно п. 4 ст. 16 Закона N 66-ФЗ порядок внесения вступительных, членских, целевых взносов и ответственность членов товарищества за нарушение обязательств по внесению указанных взносов определяется в уставе СНТ, утверждаемом общим собранием учредителей (п. 3 ст. 16 Закона N 66-ФЗ). Таким образом, детально порядок внесения членских и иных взносов, включая установление пеней (штрафа) в определенном размере за несвоевременную уплату взносов, должен быть регламентирован в уставе конкретного СНТ, о котором идет речь в вопросе. Члены СНТ обязаны неукоснительно соблюдать устав СНТ и выполнять решения общего собрания членов СНТ, в том числе они несут обязанность по внесению платежей и уплате штрафов.
Отметим, что изменения в устав вносятся только на основании решения общего собрания членов СНТ (пп. 1 п. 1 ст. 21 Закона N 66-ФЗ). Кроме того, в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 21 Закона N 66-ФЗ установление размера пеней за несвоевременную уплату взносов членами товарищества относится к исключительной компетенции общего собрания членов СНТ. Таким образом, обратите внимание, установление размера членских взносов и иных платежей, пеней за просрочку уплаты указанных взносов является компетенцией общего собрания членов объединения граждан, а не правления СНТ или его председателя.
Общее собрание членов СНТ является высшим органом управления товарищества. Согласно п. 2 ст. 21 Закона N 66-ФЗ общее собрание членов СНТ созывается правлением такого объединения по мере необходимости, но не реже чем один раз в год. Общее собрание членов СНТ правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем 50% членов такого объединения. Член такого объединения вправе участвовать в голосовании лично или через своего представителя, полномочия которого должны быть оформлены доверенностью, заверенной председателем такого объединения. Решения о внесении изменений в устав и дополнений к уставу или об утверждении устава в новой редакции принимаются общим собранием членов товарищества (собранием уполномоченных) большинством в две трети голосов. Другие решения общего собрания членов СНТ (собрания уполномоченных) принимаются простым большинством голосов. Решения общего собрания членов СНТ доводятся до сведения его членов в течение семи дней после даты принятия указанных решений в порядке, установленном уставом товарищества.
В свою очередь, в соответствии со ст. 22 Закона N 66-ФЗ правление СНТ является коллегиальным исполнительным органом и подотчетно общему собранию членов товарищества. К компетенции правления СНТ относятся, в том числе, организационно-техническое обеспечение деятельности общего собрания членов товарищества (собрания уполномоченных), обеспечение делопроизводства такого объединения и содержание его архива. Правление СНТ возглавляет председатель правления, избранный из числа членов правления на срок два года (п. 1 ст. 23 Закона N 66-ФЗ); его полномочия определены в п. 2 ст. 23 Закона N 66-ФЗ и заключаются в основном в осуществлении представительства товарищества, но не в установлении для его членов каких-либо обязательных правил.
Также отметим, что согласно п. 6 ст. 16 Закона N 66-ФЗ решения органов управления СНТ не могут противоречить его уставу. Не могут они и противоречить закону (к примеру, быть принятыми в нарушение установленного законом порядка: в отсутствие кворума и т.п.). В противном случае, как следует из п. 8 ст. 19 Закона N 66-ФЗ, член СНТ вправе обратиться в суд с иском о признании недействительными нарушающих его права и законные интересы решений общего собраний членов СНТ, а также решений правления. Действующее законодательство также не содержит препятствий к оспариванию членом товарищества противоправных действий председателя правления СНТ. Таким образом, если член СНТ не согласен с решением общего собрания членов СНТ или его правления, а также с действиями председателя правления СНТ, он вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту своих нарушенных прав и законных интересов. В этой связи предлагаем ознакомиться с судебной практикой: например, с кассационным определением СК по гражданским делам Омского областного суда от 15.12.2010 N 7785, кассационным определением Санкт-Петербургского городского суда от 15.03.2012 N 33-3056/2012, определением Свердловского областного суда от 22.11.2011 N 33-16665/2011, решением Ленинского районного суда Новгородской области, ознакомиться с которым Вы можете, перейдя по ссылке: http://leninsky.nsk.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud_id=113, решением Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области, ознакомиться с которым Вы можете, перейдя по ссылке: http://ahtub.vol.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud_id=215.
Что же касается угроз председателя правления СНТ о возможном отключении электроэнергии неплательщикам членских и иных взносов, отметим следующее. Закон N 66-ФЗ, определяя компетенцию председателя правления СНТ, не предоставляет ему право принимать решения о прекращении подачи электроэнергии на садовые участки членов товарищества. Кроме того, СНТ не является энергоснабжающей организацией для своих членов, а выступает в качестве покупателя электроэнергии для своих членов-потребителей (смотрите постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии"). А Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусматривает возможность ограничения (полного или частичного) режима потребления электрической энергии только ввиду технологических причин либо при наличии задолженности по оплате электрической энергии. При этом в п. 1 ст. 38 указанного закона прямо установлен запрет ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством РФ и соглашением сторон обязательства. Таким образом, действия председателя СНТ по отключению электроэнергии являются незаконными и необоснованными. В этой связи смотрите, например: решение Петушинского районного суда Владимирской области, ознакомиться с которым Вы можете, перейдя по ссылке: http://petushinsky.wld.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sudid=251, решение Аргаяшского районного суда Челябинской области, ознакомиться с которым Вы можете, перейдя по ссылке: http://arg.chel.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud_id=221, решение Иркутского районного суда Иркутской области, ознакомиться с которым Вы можете, перейдя по ссылке: http://irkutsky.irk.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud_id=56.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
26 июля 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.