Комитет по управлению муниципальной собственностью района в 2005 году передал муниципальному унитарному предприятию "ЖКО" на праве хозяйственного ведения встроенное нежилое помещение. В 2007 году прекращено внешнее управление МУП и оно объявлено банкротом. Данным имуществом МУП не пользовалось: по ранее заключенному договору и после передачи в хозяйственное ведение оно сдавалось в аренду частному предпринимателю. Арендная плата от сдачи помещения в аренду поступает в местный бюджет.
Как в данной ситуации прекратить право хозяйственного ведения и не допустить продажи имущества в ходе конкурсного производства?
В силу ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Особенности приобретения и прекращения права собственности, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся, в частности, в собственности муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом (п. 3 ст. 212 ГК РФ).
Управление муниципальной собственностью относится к компетенции органов местного самоуправления, которые в силу норм ГК РФ осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, и действуют от имени муниципального образования. В соответствии с п. 2 ст. 51 Федерального закона N 131-ФЗ*(1) органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (субъекта РФ) и органам местного самоуправления других муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки согласно федеральным законам.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может закрепляться за муниципальным предприятием или учреждением во владение, в пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ. Имущество муниципального унитарного предприятия принадлежит муниципальному образованию.
Обратите внимание! Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре прав органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления и иные права, предусмотренные настоящим кодексом.
Согласно положению ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, перехода прав на недвижимое имущество. Единственным бесспорным доказательством существования права собственности на недвижимое имущество является государственная регистрация этого права, которая может быть оспорена только в судебном порядке. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
Пунктом 1 ст. 295 ГК РФ установлено, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Согласно п. 3 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения прекращается на основании и в порядке, предусмотренном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случае правомерного изъятия имущества по решению собственника.
Примечание. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, перехода прав на недвижимое имущество.
Статья 235 ГК РФ предусматривает в том числе следующие основания для прекращения права собственности:
отчуждение собственником своего имущества;
отказ собственника от права собственности;
утрата права собственности на имущество;
изъятие имущества путем обращения на него взыскания по обязательствам собственника на основании решения суда и др.
В соответствии с положениями ГК РФ и Федерального закона N 161-ФЗ*(2) собственник не имеет права изымать имущество, переданное муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения, а также передавать в аренду или иным образом распоряжаться им. Данной позиции придерживаются суды: см., например, Постановление ФАС ДВО от 30.08.2010 N Ф03-5653/2010. Передача имущества, закрепленного за муниципальным предприятием, в том числе в аренду, может быть осуществлена исключительно с согласия данного предприятия (ст. 295 ГК РФ).
В силу п. 5 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона N 161-ФЗ унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Согласно п. 1, 2 ст. 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу, из которой можно исключить только имущество, изъятое из оборота (ст. 129 ГК РФ). Данная позиция подтверждена в Постановлении ФАС ПВО от 20.09.2011 N А72-8689/2010, Определении ВАС РФ от 28.05.2007 N 4107/07.
Вопрос обоснованности включения этого имущества в конкурсную массу муниципального учреждения-банкрота следует решать в судебном порядке.
Для справки. Не влечет перехода права собственности на имущество, находящееся в муниципальной собственности, передача его:
- в возмездное пользование (аренду) (гл. 34 ГК РФ);
- в безвозмездное пользование (гл. 36 ГК РФ);
- в доверительное управление (ст. 1012 ГК РФ).
А.И. Бирюков,
к.э.н., профессор Государственного университета Минфина Рф,
заместитель начальника Управления внутреннего контроля (аудита) и
оценки эффективности деятельности Федерального казначейства
1 июля 2012 г.
"Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 4, июль-август 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
*(2) Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"