Государственное регулирование инвестиционной деятельности страховых организаций в РФ на современном этапе
В свете Стратегии развития страхования в РФ на 2008-2012 годы одним из приоритетных направлений успешного развития страховой отрасли в среднесрочной перспективе выступает качественное повышение роли государства за счет совершенствования правовой базы в сфере страхования, либерализации национального законодательства с учетом современных интеграционных процессов, форм организации, государственного регулирования и надзора страховой отрасли.
Рыночная экономика предполагает использование государственного регулирования страховой и инвестиционной деятельности с учетом их специфики. Целями ведения государственного регулирования являются поддержание стабильности страхового рынка, контроль финансовой устойчивости страховщика, поддержка доверия к страховому предпринимательству. На финансовую устойчивость влияет инвестиционная политика, через нее увеличиваются финансовые ресурсы страховщика. В основе государственной системы регулирования лежат регламентация и контроль инвестиционной деятельности страховщика. Как непосредственно государство контролирует страховщиков?
Государственное регулирование инвестиционной деятельности страховщиков имеет следующие цели:
- защита интересов застрахованных, страхователей путем контроля за построением инвестиционного портфеля, в основе которого - гарантия финансовой устойчивости страховщика;
- защита интересов страховщиков за счет создания благоприятных условий для инвестиционной деятельности и роста финансовых ресурсов;
- обеспечение интересов региональных органов власти за счет использования средств страховых организаций как источника инвестиционных ресурсов в интересах развития экономики региона (таблица 1).
Таблица 1
Уровни и цели регулирования инвестиционной деятельности страховых организаций
Основные цели регулирования на различных уровнях | ||
Макроуровень | Микроуровень | |
Обеспечение выполнения условий и требований к инвестиционной деятельности всех страховых организаций страны | Ограничение страховых инвестиций сферой национальной экономики | Обеспечение гарантий по страховым выплатам за счет достижения ситуации, при которой размещение ресурсов, проводимое страховыми организациями, совпало бы по объемам, времени и в пространстве с ее обязательствами |
Указом Президента РФ от 04.03.2011 N 270 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" в целях обеспечения эффективного регулирования, контроля и надзора в сфере финансового рынка РФ ФССН была присоединена к ФСФР. Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" было утверждено положение о ФСФР, согласно которому этот орган исполнительной власти осуществляет в том числе контроль и надзор в сфере страховой деятельности.
Различают три системы надзора: систему публичности (гласности), нормативную систему и систему материального государственного контроля.
Система публичности обязывает страховые организации периодически публиковать финансовую, статистическую отчетность.
Нормативная система придает требованиям к страховой и инвестиционной деятельности форму закона, и задача ФСФР заключается в контроле за соблюдением правовых норм.
Система материального контроля включает в себя основы публичности и нормативности. Эта система реализуется в отношении вновь создаваемых страховых организаций, когда государственные органы надзора изучают документацию, финансовый план, бизнес-план с позиции соответствия или несоответствия действующим требованиям (величина уставного капитала, соблюдение нормативных соотношений активов и обязательств).
В отношении действующих страховых организаций государственные органы надзора анализируют состояние дел, страховой надзор оценивает правильность, обоснованность принятых решений. Способы и интенсивность контроля определяются реальным состоянием дел в регионе, в целом в стране.
Выбор системы контроля зависит от ряда факторов:
- низкого профессионального уровня кадров страховщиков;
- отсутствия страховой культуры;
- недостаточности практического опыта;
- экономического положения в стране и регионах;
- состояния кредитной системы;
- состояния реального производства в стране, регионах;
- состояния страхового права.
Нормативная система является основой инвестиционной деятельности в России в соответствии с Законом РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (далее - Закон РСФСР N 1488-1), где ст. 1 определено, что инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций или совокупность практических действий по их реализации. Инвестициями являются денежные средства, банковские депозиты, паи акций, облигационные займы и другие ценные бумаги, технологии, оборудование, лицензии, в том числе товарные знаки, кредиты, другое имущество и имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты страхового предпринимательства с целью извлечения инвестиционного дохода и положительного социального эффекта.
Государственный надзор и контроль предполагает, что субъектами инвестиционной деятельности являются банки, страховые, посреднические организации и другие инвестиционные институты. Инвестиционная деятельность осуществляется за счет как временно собственных финансовых ресурсов, внутрихозяйственных резервов (прибыль, амортизационные отчисления), так и денежных накоплений и сбережений физических и юридических лиц, привлеченных финансовых средств инвестора (от продажи акций, других ценных бумаг, паев, взносов членов трудовых коллективов).
В Законе РСФСР N 1488-1 отмечено, что страховые организации являются субъектами инвестиционной деятельности, могут использовать для инвестирования как собственные финансовые ресурсы (прибыль, резервный фонд и др.), так и привлеченные ресурсы (акционерный капитал, страховые резервы). Государство гарантирует защиту инвестиций: внесенные или приобретенные инвесторами целевые банковские вклады, акции, другие ценные бумаги, арендные права в случаях их изъятия возмещаются инвесторам.
Государство выступает гарантом, разрешая использовать для инвестиций привлеченные и временно свободные собственные средства страховщика. Закреплено право страховщиков инвестировать эти средства на принципах диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности (ст. 26 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 4015-1). Эти принципы являются общепринятыми в мировой практике. Страховщик, занимаясь предпринимательством, преследует цель - извлечение прибыли на вложенный капитал. Принципы инвестирования распространяются как на активы, покрывающие страховые резервы, так и на свободные активы.
Особое место в области государственного регулирования занимают страховые резервы - это средства, которые обеспечивают выполнение обязательств страховщика перед страхователями. В Законе РФ N 4015-1 отмечено, что страховщики образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих выплат страховые резервы, то есть исходя из этого положения страховые взносы - источник формирования страховых резервов. Но в области формирования технических резервов (резерв незаработанной премии) это положение приемлемо только в том случае, если страховщик принимает на себя обязательства страхового и финансового характера, они могут быть выполнены лишь за счет инвестиционного дохода (дисконтирование взносов по страхованию жизни).
Наращивание страховых резервов - это метод повышения финансовой устойчивости, платежеспособности, стабильности, увеличения инвестиционных возможностей страховщиков, способствования развитию страхового рынка. Участие страховых организаций в реализации инвестиционных проектов - основа устойчивости деятельности страховщика, источник дополнительного притока финансовых средств.
Сегодня требования к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, определены Правилами размещения страховщиками средств страховых резервов, утвержденными Приказом Минфина РФ от 08.08.2005 N 100н (далее - Правила). Соблюдение Правил обязательно для всех страховых организаций. В таблице 2 представлено развитие законодательства по регулированию операций инвестирования средств страховых резервов.
Таблица 2
Развитие законодательства по регулированию операций инвестирования средств страховых резервов
Объект регулирований | Приказ Росстрахнадзора от 09.06.1993 N 02-02/17 | Приказ Росстрахнадзора от 14.03.1995 N 02-02/06 | Приказ Минфина РФ от 22.02.1999 N 16н | Приказ Минфина РФ от 08.08.2005 N 100н |
Состав активов, принимаемых для покрытия страховых резервов | Не определен | Определен | Дополнен | Расширен |
Состав активов, не принимаемых для покрытия страховых резервов | Определен | Определен | Определен | Определен |
Требования к активам, принимаемым для покрытия страховых резервов | Отсутствуют | Определены требования к некоторым активам | Определены требования ко всем активам | Дополнены требования ко всем активам |
Требования к структурным соотношениям между активами | Установлен ряд требований по структурным соотношениям | Сокращен ряд позиций, однако определено минимальное количество объектов инвестирования при разных суммах страховых резервов | Установлен развернутый перечень требований | Дополнен развернутый перечень требований |
Нормативы оценки активов и нормативы соответствия, рекомендуемые значения инвестиционной деятельности в части размещения страховых резервов | Отсутствуют | Установлены | Отсутствуют | Отсутствуют |
Проведение инвестиционных операций страховщиком самостоятельно | Разрешено | Разрешено | Разрешено | Разрешено |
Проведение инвестиционных операций страховщиком путем заключения договора доверительного управления | Не разрешено | Не разрешено | Не разрешено | Разрешено |
Однако Правилами не предусмотрено разделение страховых организаций по проводимым видам страхования. Со специализацией страховых организаций на определенных видах страхования появляется объективная необходимость в разных подходах к размещению резервов (резервы по страхованию жизни, иным видам страхования). Это вызвано рядом факторов, влияющих на инвестиционную политику страховой организации:
- характер риска определяет возможность страховщика с высокой степенью вероятности определить потребность выплаты страховых возмещений;
- срок страхования;
- объем мобилизации денежных ресурсов;
- величина инвестиционного дохода и др.
Страховые организации, занимающиеся долгосрочным страхованием жизни, и организации, занимающиеся рисковыми видами страхования, имеют разную инвестиционную политику, а значит, необходим разный подход к размещению страховых резервов. Правила определяют направления размещения страховых резервов, с развитием финансового и фондового рынка существующий перечень направлений периодически пересматривается, расширяется новыми направлениями.
В соответствии с Правилами устанавливаются нормативные оценки активов и квоты по ряду активов, покрывающих страховые резервы. Принципы оценки активов: ликвидность, надежность, доходность. Это самостоятельные характеристики активов, например, у высоконадежных ценных бумаг низкая доходность, и наоборот. Ликвидность, надежность, доходность активов непосредственно зависят от состояния финансового и фондового рынков, экономической конъюнктуры, а значит, эти показатели непостоянны. Не могут оставаться постоянными и нормативы активов, необходима их корректировка с учетом состояния на рынках. Кроме этого, целесообразно более дробное деление активов для нормативной оценки. Например, каждый вид ценных бумаг (облигации, векселя, депозитные сертификаты, акции, жилищные сертификаты, опционы, варранты и др.) имеет собственные характеристики по надежности, ликвидности, доходности (акции крупных предприятий надежны, высоколиквидны, акции молодых предприятий - рисковые, низколиквидные), поэтому они не могут иметь одинаковые нормативы и квоты. Сегодня страховые организации вынуждены строить инвестиционный портфель не с учетом фондового рынка, рынка недвижимости, собственных потребностей, а только с учетом укрупненных нормативов и квот, установленных Правилами.
В таблице 3 представлена хронология нормативов инвестиционных вложений страховой организации.
Таблица 3
Хронология изменений нормативов инвестиционных вложений страховых организаций РФ (в процентах от суммарной величины страховых резервов)
Инвестиционные вложения | 1993 год | 1995 год | 1999 год (с изменениями от 18.08.03) | 2005 год | 2007 год | 2009 год |
Государственные ценные бумаги РФ |
|
| Без ограничений |
одного субъекта РФ |
одного субъекта РФ |
одного субъекта РФ |
Государственные ценные бумаги субъекта РФ и муниципальные ценные бумаги |
| - |
|
|
|
|
Банковские вклады (депозиты) |
| - |
|
|
|
|
Инвестиционные паи, сертификаты долевого участия в ОФБУ | - | - |
|
|
|
|
Акции Облигации |
| - |
|
|
|
|
Жилищные сертификаты | - |
|
|
|
|
|
Недвижимое имущество |
| - |
|
|
|
|
Доля перестраховщиков - резидентов РФ | - | - |
|
|
|
|
Дебиторская задолженность страхователей, страховщиков - резидентов РФ | - | - |
|
|
|
|
Депо премии по рискам перестрахования | - | - |
|
|
|
|
Стоимость слитков золота и других драгоценных металлов | - | - |
|
|
|
|
Векселя организаций | - | - |
|
|
|
|
* От величины страховых резервов по страхованию жизни. ** От величины страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни. |
Таким образом, контроль инвестиционной деятельности страховых организаций в области размещения страховых резервов временно свободных и собственных средств - необходимое условие государственного регулирования, оно реализуется за счет установления квот по каждому виду активов, что согласуется с принципами ликвидности, надежности, доходности.
Главное при совершении страховщиком инвестиционных операций - создание системы размещения собственных средств с помощью финансовых инструментов, позволяющих получить стабильную доходность на положительном к темпам инфляции уровне при высокой ликвидности таких инструментов с учетом диверсификации системы и ценовых рисков, нивелировать обесценение собственных средств. В таблице 4 представлены особенности инвестирования страховых резервов и собственных средств.
Таблица 4
Состав активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств
Вид актива, принимаемого для покрытия страховых резервов и собственных средств | Особенности инвестирования страховых резервов и собственных средств |
Федеральные государственные ценные бумаги и ценные бумаги, обязательства по которым гарантированы РФ. Государственные ценные бумаги субъектов РФ. Муниципальные ценные бумаги. Акции. Облигации акционерных обществ | Не принимаются. Для покрытия собственных средств ценные бумаги, в момент приобретения которых было известно, что в отношении их эмитентов осуществляются меры досудебной санации или возбуждена процедура банкротства (наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства) в соответствии с законодательством РФ о банкротстве либо такая процедура применялась к ним в течение двух предыдущих лет. Для покрытия страховых резервов ценные бумаги, эмитентами которых являются страховщики, вклады и доли в складочном или уставном капитале страховщиков, а также активы, приобретенные страховщиками за счет средств, полученных по договорам займа и кредитным договорам |
Векселя организации | Для покрытия собственных средств не принимаются: а) векселя, выданные физическими лицами; б) векселя, выданные акционерами (участниками) страховщика |
Инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов | - |
Вклады (депозиты) в банках, в том числе удостоверенные депозитными сертификатами | - |
Сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления | - |
Недвижимое имущество | - |
Денежная наличность | - |
Денежные средства в валюте РФ на счетах в банках | - |
Денежные средства в иностранной валюте на счетах в банках | - |
Слитки золота, серебра, платины и палладия, а также памятные монеты РФ из драгоценных металлов | - |
Ипотечные ценные бумаги | - |
Если актив использован на покрытие страховых резервов, недопустимо направлять этот же актив на покрытие собственных средств страховщика. Если для покрытия страховых резервов принята часть стоимости актива, оставшаяся часть стоимости может быть принята для покрытия собственных средств страховщика, и наоборот (Требования, предъявляемые к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, утвержденные Приказом Минфина РФ от 16.12.2005 N 149н).
Обоснованность деятельности страховых организаций заключается в необходимости инвестиционных операций. Это объясняется тем, что страховщики в результате аккумулирования денежных средств в виде страховых взносов в течение определенного, в ряде случаев длительного, периода могут распоряжаться этими средствами страхователей. Страховщики также распоряжаются уставным капиталом и другими собственными средствами. Инвестиционная деятельность - дополнительный источник прибыли страховой организации, в ряде случаев он даже может компенсировать убытки, получаемые от страховой деятельности. При размещении свободных средств страховщики должны руководствоваться установленными требованиями к активам, принимаемым для покрытия как страховых резервов, так и собственных средств.
Все требования можно разделить на три группы:
- общие для всех активов;
- требования для активов, принимаемых одновременно и в покрытие страховых резервов, и в покрытие собственных средств;
- индивидуальные требования для активов при покрытии страховых резервов и собственных средств (таблица 5).
Таблица 5
Особенности состава активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств
Вид актива, принимаемого для покрытия страховых резервов и собственных средств | Принимается в покрытие страховых резервов | Принимается в покрытие собственных средств |
Жилищные сертификаты | + | - |
Доля перестраховщиков в страховых резервах | + | - |
ДЕПО премий по рискам, принятым в перестрахование | + | - |
Дебиторская задолженность страхователей, перестрахователей, страховщиков и страховых агентов | + | - |
Займы страхователям по договорам страхования жизни | + | - |
Активы, необходимые для ведения финансово-хозяйственной деятельности, за исключением недвижимого имущества: компьютерное оборудование, оргтехника, транспортные средства, мебель, офисное и др., а также непросроченная дебиторская задолженность организаций и граждан | - | + |
При передаче средств страховых резервов в доверительное управление и выборе инвестиционных направлений страховщик должен руководствоваться условиями диверсификации, возвратности, доходности, ликвидности и др. (таблица 6).
Таблица 6
Условия формирования инвестиционного портфеля страховой организации
Основные характеристики | Сбалансированный инвестиционный портфель страховой организации | |||||||
Условия формирования инвестиционного портфеля | Надежность, возвратность | Прибыльность | Ликвидность | Диверсификация | Вторичность, подчиненность | Локализация | Подконтрольность | Открытость |
Цель использования условий | Обеспечение максимальной безопасности вложений | Получение прибыли | Быстрая и безущербная для страховщика конвертация активов в наличные деньги | Снижение риска возможных потерь капитала или доходов от него | Обеспечение подчиненности инвестиционной деятельности по отношению к страховой | Вложение активов в основном на территории РФ, стран ЕС | Обеспечение реальной возможности осуществлять контроль над размещенными средствами, открытость информации | Обеспечение необходимой информации о потенциальных объектах инвестирования |
Для контроля со стороны ФСФР за соблюдением страховщиками требований Правил в состав годового бухгалтерского отчета включены специальные формы по размещению активов. Материалы отчета позволяют контролировать состояние инвестиционного портфеля, эффективность использования возможностей инвестирования средств.
В целях привлечения инвестиций в экономику страны, региона целесообразно координировать направление вложений финансовых средств страховых организаций с учетом видов страхования и сроков действия договоров, устанавливать нормативы их вложений, разделять инвестиционные потоки на страхование жизни и иные виды страхования, а также стимулировать долгосрочные инвестиции. Для мобилизации возможных инвестиционных ресурсов нужна целенаправленная государственная политика, в том числе строгий контроль за инвестиционной деятельностью страховщиков путем участия представителей Правительства РФ в работе контролирующих органов, предоставления льгот и гарантий на долгосрочные инвестиции, поддержка и стимулирование долгосрочных видов страхования.
Итак, роль государственного регулирования состоит:
- в создании оптимальных условий для осуществления инвестиционной деятельности страховщика;
- в создании предпосылок для сохранности средств для сбережения их в том числе от инфляционного обесценивания;
- в установлении квот;
- в предоставлении льгот путем направления инвестиционных ресурсов в необходимые для национальной, региональной экономики программы.
Изучение зарубежного опыта государственной политики регулирования инвестиционной деятельности страховых организаций поможет российским законодателям избежать ошибок, что будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата в России.
Н.Н. Никулина,
к.э.н., доцент кафедры "Страхование"
финансового факультета ННГУ,
академик финансовой академии "Элита",
почетный работник высшего
профессионального образования РФ
"Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"