Как избавиться от налоговых долгов. Часть 2
В первой части статьи "Как избавиться от налоговых долгов", опубликованной в N 13 журнала, мы рассмотрели, как "подчистить" карточку расчетов с бюджетом от старых долгов, сроки на принудительное взыскание которых налоговым органом пропущены. В этом номере мы будем рассматривать случай, когда налоговая инспекция заинтересована закрыть старые хвосты и привести учетные данные к реальному положению дел.
В такой ситуации налоговый орган сам инициирует судебное разбирательство, и после вынесения решения суда списывает проблемную задолженность. Как быть, если инспекция категорически отказывается быть инициатором данного процесса? И причины могут быть различными: от высокой загруженности юристов инспекций (что зачастую действительно имеет место быть) до принципиального нежелания заниматься данным вопросом. Выход есть, но и здесь без судебного разбирательства не обойтись.
Не так давно в ООО "Строймонтажсервис" (название изменено) закончилось инициированное ими судебное разбирательство (решения Арбитражного суда Московской области от 29.05.2012 по делу N А41-8459/12), благодаря которому впоследствии была списана задолженность на сумму более 1,5 млн. рублей.
Первым делом
Начать необходимо с получения справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам (а точнее об ее наличии). Для этого надо подать соответствующее заявление в налоговую инспекцию. Заявление подается в произвольной форме, но обязательно нужно указывать ИНН организации для ее идентификации.
Первый экземпляр справки вручается налогоплательщику или уполномоченному лицу налогоплательщика под расписку или направляется налогоплательщику почтовым отправлением с уведомлением о вручении в течение в течение 10 рабочих дней с даты поступления заявления. Данный порядок предусмотрен приказом ФНС России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206 "Об утверждении справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и методических указаний по ее заполнению".
При наличии проблемной задолженности в соответствии с упомянутым приказом в данной справке будет указано следующее: "имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации". Выдача справки с данной формулировкой и будет предметом дальнейшего судебного разбирательства.
Заявление в суд
После получения справки необходимо обратиться в суд с исковым заявлением о признании незаконными действия инспекции ФНС России, выраженные в выдаче справки "о наличии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций" и об обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
В качестве аргументов исковых требований нужно привести следующее.
По письменному запросу ООО "Строймонтажсервис" инспекция ФНС России выдала справку N 11281 от 05.12.2011, в которой указано, что налогоплательщик - ООО "Строймонтажсервис" имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций. Данная задолженность подлежит уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации по состоянию на 29.11.2011. Другой информации, в частности, о размере задолженности, основании и периоде ее возникновения справка не содержит.
Сумма неисполненной обязанности по уплате пени и штрафа указана в извещении ИФНС России по г. Домодедово Московской области N 4874 от 29.12.2011 и составляет: пени в сумме 78 470,37 рублей, штраф в сумме 1 449 012,74 рубля.
Данная задолженность также отражена в актах совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 276 по состоянию на 01.04.2008 N 3875 по состоянию на 01.10.2011.
Указанные суммы задолженности по пени и штрафам были начислены в период до 1 апреля 2008 года.
ООО "Строймонтажсервис" считает, что на 05.12.2011 (дата выдачи справки) срок на принудительное взыскание пеней и штрафа истек как во внесудебном, так и в судебном порядке. Таким образом, включение в справку сведений о неисполненной обязанности по уплате задолженности по пени и штрафам не соответствует реальным обязательствам налогоплательщика и не может быть доказательством задолженности.
Кроме того, исходя из необходимости соблюдать баланс частных и публичных интересов и отражать объективную информацию в справке о состоянии расчетов, в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату возможности ее взыскания инспекцией.
Такой же позиции придерживается ВАС РФ в постановлении от 01.09.2009 N 4381/09.
Неполная информация о задолженности по пеням и штрафам, числящейся за ООО "Строймонтажсервис" затрагивает право Общества на достоверную информацию, необходимую для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Наличие или отсутствие недоимки по налогам и сборам перед бюджетом является одним из критериев успешности и финансовой стабильности Общества.
Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам необходима Обществу для участия в конкурсах на право заключения договоров на выполнение работ на объектах электросетевого строительства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29, 197-199 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), статьями 32, 137, 138 Налогового кодекса РФ ООО "Строймонтажсервис" просило Арбитражный суд Московской области:
Признать незаконными действия инспекции ФНС России по г. Домодедово Московской области выразившиеся в выдаче справки N 11281 от 05.12.2011 о наличии у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций по состоянию на 29.11.2011 без указания на утрату налоговой инспекцией возможности взыскания имеющейся задолженности.
Обязать инспекцию ФНС России по г. Домодедово устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Строймонтажсервис" путем выдачи справки "Об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций" по состоянию на 29.11.2011 с указанием на утрату возможности принудительного взыскания с ООО "Строймонтажсервис" пени в сумме 78 470,37 рублей и штрафа в сумме 1 449 012,74 рубля.
Позиция налогового органа
Ознакомившись с заявлением ООО "Строймонтажсервис" инспекция считает, что данное заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
ИФНС России в адрес ООО "Строймонтажсервис" выдана справка N 11281 от 05.12.2011 о наличии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.
Заявитель указывает, что включение в справку N 11281 от 05.12.2011 сведений о неисполненной обязанности по уплате задолженности по пени и штрафам, по которым у инспекции истек срок на принудительное взыскание, не соответствует реальным обязательствам налогоплательщика и не должно быть объектом информации о задолженности.
Между тем, пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ, а также приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393 установлены случаи, при которых недоимка и задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, признаются безнадежными к взысканию.
Президиум ВАС РФ в постановлении от 11.05.2005 N 16507/04 указал, что должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы. Поэтому у налогового органа, действующего в рамках предоставленных ему полномочий, нет оснований удовлетворять заявление об исключении из лицевого счета налогоплательщика сумм недоимки и задолженности по пеням. А в соответствии с этим у судов нет оснований понуждать налоговый орган принять решение об их списании, так как суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания.
Вместе с тем пунктом 2.4 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, утвержденного приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393, установлено, что данный Порядок применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Решение о признании указанной в пункте 1 Порядка задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается (Приложение 1 к Порядку) руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4-2.5 Порядка (п. 3 Порядка).
Суды в своих постановлениях пришли к выводу, что лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика (постановления Президиума ВАС РФ от 05.11.2002 N 6294/01).
Учитывая изложенное, недоимка, пени и штрафы, числящиеся на лицевом счете организации, сроки взыскания которых налоговым органом пропущены, могут быть списаны налоговым органом на основании решения о признании указанной задолженности безнадежной к взысканию. Данные суммы признаются безнадежными при наличии вступившего в законную силу акта суда, содержащего положение об утрате инспекцией возможности взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока, заверенного гербовой печатью соответствующего суда.
На основании вышеизложенного и в соответствии со статьей 131, пунктом 3 статьи 201 АПК РФ ИФНС России просило суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение суда
Из материалов дела следует, и в судебном заседании установлено, что в соответствии с выданной налоговым органом справкой N 11281 от 05.12.2011 налогоплательщик имеет неисполненную обязанность по уплате налоговых платежей.
Так, на основании акта совместной сверки расчетов N 3875 по состоянию на 01.10.2011 у организации числится задолженность в суммах:
- 638 002,30 рублей штрафа по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации;
- 552 353,25 рублей штрафа по налогу на прибыль организаций, зачислявшемуся до 01.01.2005 в местные бюджеты;
- 3710 рублей штрафа по налогу на имущество предприятий (в части сумм зачисляемых по расчетам за 2003 год);
- 78 470,37 рублей пени, 218 120,30 рублей штрафа по земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006);
- 29 093,24 рубля штрафа по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет;
- 4050,96 рублей штрафа по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования;
- 368,27 рублей штрафа по ЕСН, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- 3314,42 рубля штрафа по ЕСН, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Организация полагала, что налоговый орган утратил возможность взыскивать пени в сумме 78 470,37 рублей и штрафы в общей сложности в сумме 1 449 012,74 рубля. Однако эта информация не была отражена в справке об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций. Общество обратилось в суд с рассматриваемым требованием.
Исследовав в полном объеме и оценив в совокупности документы, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявление ООО "Строймонтажсервис" подлежащим удовлетворению.
В силу части пятой статьи 200 АПК РФ обязанность доказывать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Обосновывая отказ в исключении из лицевого счета налогоплательщика спорных сумм пеней и штрафов, налоговый орган в отзыве на заявление сослался на нормы статьи 59 Налогового кодекса РФ и изданного в развитие данных норм приказа Федеральной налоговой службы N ЯК-7-8/393 "Об утверждении порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам" по мотиву отсутствия у налогоплательщика соответствующего судебного акта об утрате возможности взыскания спорных сумм.
В силу статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить эту обязанность досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога, неисполнение которого является основанием для применения мер принудительного взыскания задолженности в порядке статей 46, 47 Налогового кодекса РФ.
Решение о взыскании задолженности за счет денежных средств принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ст. 46 НК РФ).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса РФ.
Такое решение принимается в течение года по истечении установленного в требовании срока уплаты налога.
Таким образом, Налоговым кодексом РФ регламентирована процедура принудительного взыскания задолженности, порядок и сроки реализации.
Анализ норм налогового законодательства позволяет сделать вывод, что пеня, как мера обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, следует его судьбе, то есть при наличии возможности - установленных Налоговым кодексом РФ процедур и сроков - взыскания налога может быть взыскана и начисленная пеня за несвоевременную уплату такого налога.
Налоговый орган не представил доказательств возможности взыскания спорных сумм пеней и штрафов, то есть доказательств того, что с учетом установленных статьями 45, 46, 47 Налогового кодекса РФ сроков и процедур, возможность взыскания спорных сумм не утрачена.
Напротив, представленный в материалы дела акт совместной сверки расчетов N 276 от 01.04.2008 свидетельствует об обратном, поскольку указанные суммы пеней и штрафов были начислены до 1 апреля 2008 года.
Таким образом, налоговым органом пропущены сроки принудительного взыскания и взыскания в судебном порядке спорной задолженности, то есть утрачена возможность их взыскания.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Материалами дела установлено, что в справке, выдача которой оспариваются обществом, содержатся сведения о задолженности, возможность взыскания которой налоговым органом утрачена, но информация об этом не отражена.
Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Наличие утвержденной формы справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Необходимо соблюдать баланс частных и публичных интересов и отражать в справке объективную информацию о состоянии расчетов. В данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
Аналогичная правовая позиция выражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 N 4381/09.
Учитывая изложенное, действия налоговой инспекции не соответствуют нормам налогового законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
На основании части второй статьи 201 АПК РФ арбитражный суд установил, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд принял решение о признании ненормативного правового акта недействительным, а решения и действия (бездействия) инспекции - незаконными.
В порядке устранения допущенного нарушения права, как это предусмотрено пунктом 3 части пятой статьи 201 АПК РФ, суд полагает необходимым обязать налоговый орган выдать справку о состоянии расчетов с информацией об утрате возможности взыскания задолженности в сумме 78 470,37 рублей пени, 1 449 012,74 рубля штрафа.
Суд также полагает необходимым разъяснить заявителю, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Таким образом, настоящее решение при наличии в нем вывода об утрате налоговым органом возможности взыскания задолженности является судебным актом по смыслу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ. Данная задолженность может быть признана безнадежной к взысканию и списана в порядке, установленном приказом Федеральной налоговой службы N ЯК-7-8/393, на основании решения налогового органа.
На основании вышеизложенного (руководствуясь ст. 110, 167-170, 176, 201, 319 АПК РФ), суд вынес решение заявление ООО "Строймонтажсервис" удовлетворить.
Признать незаконными действия ИФНС России, выразившиеся в выдаче справки N 11281 от 05.12.2011 о наличии у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате налоговых платежей по стоянию на 29.11.2011 без указания на утрату налоговым органом возможности ее взыскания.
Обязать ИФНС России устранить допущенное нарушение права налогоплательщика путем выдачи справки с указанием на утрату возможности взыскания пени в сумме 78 470,37 рублей, штрафа в сумме 1 449 012,74 рубля.
Заключительный этап
Согласно вынесенному решению налогоплательщик имеет право повторно обратиться в инспекцию за справкой с указанием у траты возможности взыскания "старого" долга, однако это делать необязательно. Ведь согласно мотивировочной части решения суда данная задолженность уже признана безнадежной к взысканию. Именно это и послужит основанием к списанию задолженности.
После получения решения суда с мотивировочной частью необходимо направить его копию (можно обычную, но для большей верности лучше заверенную гербовой печатью суда) в свою налоговую инспекцию.
В сопроводительном письме (составляется в произвольной форме) необходимо указать, что копия решения суда направляется для принятия решения о списания безнадежной ко взысканию задолженности.
Образец письма в ИФНС
Руководителю Инспекции
федеральной налоговой
службы России
от ООО "Строймонтажсервис"
ИНН 7705041224/
КПП 774501001
Сопроводительное письмо
ООО "Строймонтажсервис" направляет Вам копию решения Арбитражного суда Московской области от 29.05.2012 по делу N А41-8459/12 для принятия в отношении Механизированной колонны N 36 ИНН 7705041224 КПП 500902001 филиала ООО "Строймонтажсервис" решения о признании безнадежной к взысканию пени в сумме 78 470,37 рублей, штрафа в сумме 1 449 012,74 рублей и списания данных сумм.
Просим принять данное решение в установленные сроки в соответствии с "Порядком списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию", утвержденным приказом ФНС России от 19.05.2010 N ЯК-7-8/393.
Приложение: Копия решения Арбитражного суда Московской области от 29.05.2012 по делу N А41-8459/12 на 5 страницах.
Генеральный директор ООО "Строймонтажсервис" | подпись | печать |
После получения сопроводительного письма с копией решения суда налоговый орган в течение пяти рабочих дней оформляет справку о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (п. 4 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, утвержденного приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393).
А согласно пункту 5 данного Порядка решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается в течение одного рабочего дня с момента оформления документов, указанных в пункте 4 Порядка.
Таким образом, в течение шести рабочих дней задолженность с лицевого счета налогоплательщика (карточки расчетов с бюджетом) должна быть списана и старинные долги по налогам и сборам уйти в небытие.
Р.В. Нестеров,
юрист
"Нормативные акты для бухгалтера", N 16, август 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.