О предельных торговых наценках для общепита
В соответствии с абз. 2 Перечня услуг*(1), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239, органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях. К примеру, этим правом воспользовалось Правительство Санкт-Петербурга. С 01.01.2012 наценки на продукцию (товары), реализуемую организациями общественного питания в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, расположенных на территории Санкт-Петербурга, не должны превышать предельных наценок, зафиксированных в Постановлении от 21.02.2012 N 148. Обязаны ли предприятия общественного питания соблюдать требования о предельных наценках?
По сути, именно с таким вопросом к высшим арбитрам обратилось муниципальное унитарное предприятие (школьно-базовая столовая). Свое заявление о признании недействующим упомянутого абз. 2 предприятие мотивировало тем, что органы исполнительной власти субъектов РФ, устанавливая наценки на продукцию предприятий общественного питания, тем самым препятствуют им осуществлять предпринимательскую деятельность при определении условий заключаемых гражданско-правовых договоров. Кроме того, в связи с тем, что федеральный закон, предусматривающий государственное регулирование цен и торговых наценок на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при учебных заведениях, отсутствует, абз. 2 Перечня услуг не соответствует действующему законодательству, является недействующим и нарушает право заявителя свободно определять цену реализуемых продуктов.
Прежде чем узнать ответ ВАС, заглянем в Гражданский кодекс (что там говорится про порядок установления цен между сторонами сделки), а также разберемся, с какой целью было принято Постановление Правительства РФ N 239.
Нормы Гражданского кодекса
Соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей признается в соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ договором. На основании п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. При этом в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами или органами местного самоуправления. Таким образом, регулирование цен между сторонами со стороны органов власти допустимо только в случаях, предусмотренных законом.
Немного истории
Теперь разберемся, почему было принято Постановление Правительства РФ N 239. Перечни, утвержденные этим постановлением, утверждены во исполнение Указа Президента РФ от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)". Данным документом Правительству РФ были даны указания:
- устанавливать порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги;
- устанавливать порядок государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию по представлению Федеральной энергетической комиссии;
- осуществлять координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по государственному регулированию цен (тарифов), предусмотренному настоящим указом.
На дату принятия Постановления Правительства РФ N 239 действовал Закон РФ от 22.12.1992 N 4174-1 "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации". На основании ст. 30 данного закона Правительство РФ на основе и во исполнение, в частности, указов Президента РФ принимает постановления и издает распоряжения, а также проверяет их исполнение. При этом постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории РФ.
В форме постановлений издаются решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение. Решения по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Если постановления и распоряжения Правительства РФ противоречат Конституции РФ и законам РФ, они могут быть отменены Президентом РФ.
Следовательно, как указал ВАС в Решении от 25.01.2012 N ВАС-15283/11, Постановление N 239 принято Правительством РФ в соответствии с законодательно закрепленными полномочиями государственного органа. Принятие названного нормативного акта, дающего право органам исполнительной власти субъектов РФ вводить государственное регулирование торговых надбавок к ценам, было обусловлено необходимостью обеспечения государственной гарантии предоставления детям, студентам возможности приобретения и употребления в пищу продуктов питания по приемлемым ценам путем установления дополнительного ограничения в ценообразовании на товары в этом сегменте рынка.
О днях текущих
На сегодняшний день действует Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ), которым определены основы государственного регулирования торговой деятельности в РФ. Этот закон вступил в силу с 01.02.2010.
Под торговой деятельностью в целях применения Федерального закона N 381-ФЗ понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. К продовольственным товарам отнесены продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки.
Деятельность, связанная с оказанием услуг общественного питания*(2), не является торговой, поэтому под действие Федерального закона N 381-Ф3 не подпадает. Однако ВАС, разбирая заявление школьно-базовой столовой, обратил внимание именно на этот закон.
В подпункте 8 п. 2 ст. 8 Федерального закона N 381-Ф3 сказано: хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении цены на продаваемые товары определяют самостоятельно. В то же время федеральными законами могут быть установлены случаи-исключения. Предположим, федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти). Тогда согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона N 381-Ф3 цены на эти товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти или местного самоуправления.
ВАС подчеркнул: Федеральный закон N 381-Ф3 является частью гражданского законодательства и в силу п. 1 ст. 4 ГК РФ не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Этот закон применяется с 01.02.2010. Его заключительные положения не содержат норм о признании каких-либо нормативных правовых актов, изданных до введения его в действие, утратившими силу или не подлежащими применению*(3). Федеральный закон, устанавливающий порядок государственного регулирования цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней), на сегодняшний день не принят. Более того, не признано в установленном порядке утратившим силу и Постановление Правительства РФ N 239. При таких обстоятельствах изданный до введения в действие Федерального закона N 381-ФЗ нормативный акт Правительства РФ по вопросам, которые согласно закону могут регулироваться только федеральными законами, действует впредь до принятия соответствующих законов. По мнению суда, вопросы регулирования цен и торговых наценок на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при учебных заведениях, о которых возник спор, должен быть урегулирован на законодательном уровне. При рассмотрении дела представитель Правительства РФ указал на возможность приведения нормативных правовых актов, принятых до вступления в силу Федерального закона N 381-ФЗ, в соответствие с этим законом в рамках законотворческого процесса. А вот представитель заявителя не смог пояснить, как того требует ст. 193 АПК РФ, какие именно его права и законные интересы нарушаются оспариваемым абзацем Перечня услуг. В итоге заявление муниципального унитарного предприятия было оставлено без удовлетворения.
Кстати, ВАС уже не в первый раз высказывается по обозначенной проблематике. Так, в 2011 году ООО "ПепсиКо Холдингс" предприняло попытку добиться признания недействительным абз. 3 Перечня услуг, в соответствии с которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлена возможность регулировать торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты). ВАС на это указал: принятие в 1995 году нормативного акта, дающего право органам исполнительной власти субъектов РФ вводить государственное регулирование торговых надбавок к ценам в том числе на продукты детского питания, было обусловлено необходимостью обеспечения государственной гарантии предоставления беременным женщинам, кормящим матерям и детям возможности приобретения и употребления в пищу продуктов питания по приемлемым ценам путем установления дополнительного ограничения в ценообразовании на товары в этом сегменте рынка. Изданный до введения в действие Федерального закона N 381-ФЗ нормативный акт Правительства РФ (Постановление N 239) по вопросам, которые согласно закону могут регулироваться только федеральными законами, действует впредь до принятия соответствующих законов. Поэтому заявление ООО "ПепсиКо Холдингс" о признании не соответствующим Федеральному закону N 381-Ф3 и недействующим абз. 3 Перечня услуг было оставлено без удовлетворения (Решение ВАС РФ от 27.10.2011 N ВАС-11752/11).
Следует отметить, что судьи на местах думают в таком же ключе. Пример - Постановление ФАС МО от 19.01.2010 N КА-А40/14245-09. Арбитры отметили: в отсутствие федерального закона о ценовой политике Указ Президента РФ N 221, определяющий сферу государственного регулирования цен, подлежит применению. Ведь исходя из п. 1 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ вправе издавать указы, восполняющие пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, до принятия соответствующего федерального закона.
Что будет, если завысить цены?
Пунктом 4 Указа Президента РФ N 221 предусмотрено: к предприятиям и организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки. Лица, виновные в нарушении норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), привлекаются к ответственности в установленном порядке.
Здесь следует отметить, что санкция, предусмотренная Указом Президента РФ N 221, по своему характеру является административно-правовой (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.06.2008 N 253/08). Этот указ не устанавливает порядок применения ответственности по делам о нарушении государственной дисциплины цен - при наложении взыскания за данные правонарушения необходимо руководствоваться соответствующими статьями КоАП РФ (Постановление ФАС СКО от 27.01.2009 N А53-2763/2008-С3-39).
Итак, ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.д.) на продукцию (товары, услуги), предельных цен, завышение установленных надбавок (наценок) предусмотрена п. 1 ст. 14.6 КоАП РФ. Должностные лица*(4) могут быть оштрафованы на сумму в 50 000 руб. или дисквалифицированы на срок до трех лет. Штраф для юридических лиц составляет двукратный размер излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более года. Это связано с тем, что постановление по делу за нарушение законодательства РФ о государственном регулировании цен (тарифов) не может быть вынесено по истечении года со дня совершения административного правонарушения (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
* * *
Предприятия общественного питания, работающие при учебных заведениях, должны учитывать, что цены на продукцию собственного производства, а также на покупные товары должны быть определены с учетом предельной наценки, установленной органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого они находятся (при условии, что орган власти воспользовался предоставленным ему правом регулирования наценок). Такое государственное регулирование вводится в целях:
- обеспечения единства методов в формировании цен на продукцию предприятий общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях и их экономического обоснования;
- эффективной организации питания учащихся и студентов;
- предотвращения проявлений монополизма на рынке данных услуг.
О.В. Давыдова,
эксперт журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
*(2) Из ГОСТ Р 50647-2010 "Общественное питание. Термины и определения", утв. Приказом Госстандарта от 30.11.2010 N 576-ст: услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общепита, в создании условий для реализации и потребления продукции общепита и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
*(3) Согласно абз. 2 п. 1 ст. 4 ГК РФ действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
*(4) Применяемый организацией общественного питания конкретный размер наценки, как правило, устанавливается приказом руководителя этой организации в зависимости от вида продукции (блюд, изделий) и степени сложности их приготовления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"