Основные тенденции развития налогового законодательства Российской Федерации
Правительством РФ 02.05.2012 были одобрены Основные направления налоговой политики РФ на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. (далее - Основные направления налоговой политики), подготовленные в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и 2-летний плановый период. Основные направления налоговой политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов РФ.
В 3-летней перспективе 2013-2015 гг. приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности.
В периоде 2013-2015 гг. будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных в предыдущих периодах.
Налоговое стимулирование. В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
1. Поддержка инвестиций и развития человеческого капитала. Предполагается предусмотреть освобождение от налогообложения ряда социально значимых выплат (доходов) в виде:
- грантов Президента РФ, выделяемых молодым российским ученым - кандидатам и докторам наук для проведения научных исследований. Так, в настоящее время на основании пп. 6, 7 ст. 217 Налогового кодекса РФ (НК РФ) не облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством РФ, а также суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, средств массовой информации по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ, а также в виде премий, присужденных высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) за выдающиеся достижения в указанных областях, по перечням премий, утверждаемым высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ).
Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 N 485 утвержден перечень международных и иностранных организаций, получаемых налогоплательщиками грантов (безвозмездная помощь), которые не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов, а постановлением Правительства РФ от 06.02.2001 N 89 - перечень международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства и средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению.
Именно гранты и премии, получаемые студентами, учителями, учеными, поименованные в указанных перечнях, освобождены от налогообложения НДФЛ.
Так, исходя из письма Минфина России от 14.04.2008 N 03-04-05-01/107, денежное поощрение лучшим учителям, выплачиваемое на основании Указа Президента РФ от 06.04.2006 N 324 "О денежном поощрении лучших учителей", не включено в перечни грантов и премий, освобождаемых от налогообложения, на основании ст. 217 НК РФ, следовательно, выплата денежного поощрения в размере 100 тыс. руб. лучшим учителям за высокое профессиональное мастерство подлежит включению в налогооблагаемую базу налогоплательщика для исчисления НДФЛ в общем порядке.
С внесением планируемых изменений перечень указанных грантов, освобождаемых от налогообложения НДФЛ, очевидно, расширится;
- единовременных выплат безработным гражданам в виде финансовой помощи, оказываемой в рамках предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан. Официальные органы неоднократно разъясняли порядок налогообложения сумм выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с программами, утвержденными соответствующими органами государственной власти. Так, ФНС России в письме от 19.08.2010 N ШС-37-3/9373@ отмечает, что порядок налогообложения указанных средств напрямую зависит от того, какой режим налогообложения применяет получатель данных средств: если организация или индивидуальный предприниматель применяет систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД), то данные суммы подлежат налогообложению у фирм налогом на прибыль организаций, а у индивидуальных предпринимателей - НДФЛ в соответствии с гл. 23, 25 НК РФ, т.е. указанные суммы выплат по общему правилу признаются доходом физических лиц только после осуществления расходов. Доходы, признаваемые для целей налогообложения в соответствии с п. 3 ст. 223 НК РФ, учитываются при исчислении налоговой базы по НДФЛ, определяемой в соответствии со ст. 221 НК РФ (письмо Минфина России от 01.06.2010 N 03-04-08/8-111). Если налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) или уплачивает единый сельскохозяйственный налог - на основании положений подп. 1 п. 5 ст. 346.5, п. 1 ст. 346.17 НК РФ в целях определения налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу и УСН суммы выплат, полученные на указанные цели, учитываются в составе доходов в течение 3 налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат;
- материальной помощи, выплачиваемой в соответствии с законодательством РФ о занятости населения органами службы занятости безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Так, в соответствии со ст. 36 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1) безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, органами службы занятости может оказываться материальная помощь;
- субсидий, предоставляемых главе крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за счет бюджетов бюджетной системы РФ. Внесение данного изменения позволит разрешить спорный вопрос относительно налогообложения таких субсидий. Так, п. 3 ст. 217 НК РФ предусмотрено, что к освобождаемым от налогообложения доходам относятся все виды установленных действующим законодательством РФ компенсационных выплат. К таким компенсационным выплатам можно отнести предоставляемые согласно постановлениям Правительства РФ от 04.02.2006 N 69, 70, 72, от 09.02.2006 N 81, от 13.02.2006 N 86, от 14.02.2006 N 88 субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам в российских кредитных организациях, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", из бюджета субъекта РФ, следовательно, субсидии, полученные гражданами из бюджетов субъектов РФ в рамках Национального проекта на возмещение части затрат на уплату процентов по таким кредитам, не подлежат обложению НДФЛ. Такую позицию высказал Минфин России в письме от 14.07.2006 N 03-05-01-03/81.
Однако ФНС России придерживалась иной точки зрения. В письме ФНС России от 19.04.2006 N 04-2-02/313@ отмечается, что исчерпывающий перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДФЛ, определен ст. 217 НК РФ, а указанные субсидии в этом перечне не поименованы. Исходя из этого, для целей налогообложения НДФЛ суммы субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам (займам), полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, и крестьянских (фермерских) хозяйств из бюджетов субъектов РФ в рамках национального проекта, признаются доходами налогоплательщиков-заемщиков, подлежащими налогообложению налогом на доходы по налоговой ставке в размере 13%;
- сумм денежных средств, выплачиваемых органами службы занятости в соответствии с законодательством РФ о занятости населения безработным гражданам и членам их семей в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность, а также безработным гражданам и несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия в общественных работах и временного трудоустройства. Так, на основании ст. 24 Закона N 1032-1 органы службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ. В период участия в общественных работах, временного трудоустройства безработным гражданам, несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может оказываться материальная поддержка;
- земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретаемых бесплатно гражданами, имеющими 3 и более детей. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие 3 и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов РФ. Поскольку в силу п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ, а оснований для освобождения от НДФЛ стоимости таких земельных участков в настоящее время гл. 23 НК РФ не предусматривает, она подлежит налогообложению на общих основаниях;
- сумм оплаты стоимости медицинских услуг, производимой за физических лиц работодателями, применяющими специальные налоговые режимы, предусматривающие определение налоговой базы в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при условии, что расходы по оплате таких услуг не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы, а также сумм оплаты медицинских услуг, производимой за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ;
- материальной помощи, выплачиваемой из стипендиального фонда обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам в связи со смертью близкого родственника, с возмещением ущерба в результате чрезвычайного обстоятельства, лечением, рождением ребенка, а также материальной помощи в виде оплаты стоимости приобретенных медикаментов, назначенных лечащим врачом, выплачиваемой из стипендиального фонда указанным лицам.
Подчеркивается необходимость систематизации перечня доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, а также устранение имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм. В частности, надлежит упорядочить налогообложение компенсационных выплат, связанных с прекращением полномочий физических лиц, занимающих выборные должности. Следует исключить из ст. 217 НК РФ некоторые избыточные нормы, регулирующие порядок освобождения от налогообложения отдельных видов доходов.
С учетом постановлений Конституционного Суда РФ требуется закрепление порядка получения имущественного налогового вычета родителями, приобретающими за свой счет имущество в долевую собственность с несовершеннолетними детьми, в части доли (долей), приходящейся на несовершеннолетних детей, а также в случае приобретения ими имущества в собственность несовершеннолетнего ребенка.
В Основных направлениях налоговой политики имеются в виду постановления Конституционного Суда РФ от 01.03.2012 N 6-П, от 13.03.2008 N 5-П, в соответствии с которыми предоставление родителям возможности получить имущественный налоговый вычет на основании факта приобретения в собственность своих детей недвижимости (жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них) - один из элементов многоаспектного механизма поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, являющейся обязанностью РФ, которая предполагает принятие всех необходимых законодательных, административных и других мер, направленных на поддержку родителей при реализации ими своих родительских прав и обязанностей, на создание условий, обеспечивающих детям достойную жизнь и свободное развитие, а также закрепляющих обязанность государства гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище (ст. 7 ч. 1, ст. 38 ч. 1, ст. 40 ч. 1 Конституции РФ, ст. 4 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20.11.1989).
Реализуя право на имущественный налоговый вычет в связи с приобретением жилого помещения в собственность своего несовершеннолетнего ребенка, родитель (притом, что ранее данный налоговый вычет на основании НК РФ он не получал) лишается возможности воспользоваться им впоследствии, поскольку в этом случае имущественный налоговый вычет дает налоговую выгоду именно родителю как лицу, обязанному платить налог на свои доходы. Повторное получение имущественного налогового вычета исключается, если родитель, понесший расходы на приобретение жилого помещения в собственность своего ребенка, уже воспользовался правом на данный налоговый вычет в связи с приобретением жилого помещения как в свою собственность, так и в собственность другого своего ребенка.
Вместе с тем родитель, использовавший право на имущественный налоговый вычет в связи с приобретением жилого помещения в собственность своего несовершеннолетнего ребенка, получил этот налоговый вычет в сумме понесенных им, а не ребенком, расходов и уменьшил налоговую базу по налогу на свои доходы, а не на доходы ребенка. Следовательно, сам этот ребенок не лишается права на получение имущественного налогового вычета в будущем, в том числе до наступления совершеннолетия, когда у него появятся источники собственного дохода, формирующие налоговую базу по налогу на доходы.
В соответствии с изложенной позицией Конституционный Суд РФ постановил признать положение абз. 2 подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ не противоречащим Конституции РФ в той мере, в какой оно - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не исключает право родителя, который понес расходы на приобретение на территории РФ жилого помещения в собственность своего несовершеннолетнего ребенка, на однократное использование имущественного налогового вычета по НДФЛ в сумме фактически произведенных расходов в установленных законом пределах.
Совсем недавно Конституционный Суд РФ (определение от 03.04.2012 N 600-О) отметил, что рассматривая вопрос об основаниях реализации права на получение имущественного налогового вычета в случае приобретения объектов недвижимого имущества, собственниками которого становятся несовершеннолетние дети, не способные в силу закона самостоятельно совершать юридически значимые действия в отношении недвижимости и в полной мере исполнять обязанности плательщика НДФЛ, Конституционный Суд РФ, исходя из правового статуса родителей, предполагающего заботу о детях как их равное конституционное право и обязанность (ст. 38 ч. 2 Конституции РФ), выявил возможность реализации права на указанный налоговый вычет как родителем, который приобрел за свой счет квартиру в общую со своими несовершеннолетними детьми долевую собственность (постановление от 13.03.2008 N 5-П), так и родителем, который понес расходы на приобретение жилого помещения в собственность своего ребенка (постановление от 01.03.2012 N 6-П).
В соответствии с Основными направлениями налоговой политики также нуждается в уточнении процедура распределения вычета в случаях приобретения имущества в общую долевую либо общую совместную собственность. Учитывая установленный запрет на повторное получение вычета, целесообразно рассмотреть возможность участника общей долевой или общей совместной собственности, не обратившегося за получением вычета при приобретении имущества в общую долевую или общую совместную собственность, получить имущественный налоговый вычет по другому объекту в полном объеме. Также, учитывая то обстоятельство, что имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику, а не приобретаемому объекту имущества, необходимо внести изменения в законодательство о налогах и сборах, позволяющие получить налоговый вычет в пределах установленного ограничения лицам, приобретающим имущество в совместную собственность.
Основными направлениями налоговой политики подчеркивается необходимость уточнения порядка восстановления в доходах суммы расходов на капитальные вложения в размере не более 10% (не более 30% - в отношении основных средств, относящихся к 3-7-й амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств, а также расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств (амортизационной премии), в случае реализации основных средств, в отношении которых такие капитальные вложения были осуществлены ранее, чем по истечении 5 лет с момента введения их в эксплуатацию.
2. Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях.
В целях реализации данного направления целесообразно принять ряд решений по налогообложению операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, а также при получении и выплате дивидендов.
В ближайшее время должен быть уточнен порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций при совершении операций с депозитарными расписками и финансовыми инструментами срочных сделок.
Предполагается закрепить, что при погашении депозитарных расписок и получении представляемых ценных бумаг налоговая база по налогу на прибыль организаций не определяется. При этом стоимость ценных бумаг, полученных в результате погашения депозитарных расписок, определяется исходя из цены приобретения депозитарных расписок (включая расходы, связанные с их приобретением), а также расходов, связанных с реализацией ценных бумаг. Такое предложение полностью соответствует позиции финансового ведомства, согласно которой погашение российской депозитарной расписки не приводит к получению владельцем российской депозитарной расписки налогооблагаемого дохода, поскольку российская депозитарная расписка удостоверяет право собственности на представляемые ценные бумаги, а в результате погашения российской депозитарной расписки такое право собственности не утрачивается. При этом изменяется форма удостоверения такого права. Экономической выгоды в связи с получением представляемых ценных бумаг, удостоверенных российской депозитарной распиской, владелец российской депозитарной расписки не получает, и в соответствии со ст. 41 НК РФ доход у него не возникает.
В связи с изложенным в момент погашения российской депозитарной расписки у ее владельца - юридического лица не возникает дохода от реализации или иного выбытия ценной бумаги, подлежащего учету для целей налогообложения прибыли в соответствии со ст. 280 НК РФ.
При этом стоимость представляемых ценных бумаг, полученных в результате погашения российских депозитарных расписок, определяется исходя из цены приобретения депозитарных расписок с учетом расходов, связанных с их приобретением и погашением (письмо Минфина России от 19.11.2010 N 03-03-05/255).
Кроме того, уточняется, что убытки по финансовым инструментам срочных сделок, которые заключены налогоплательщиком с иностранными организациями в соответствии с иностранным правом, подлежат судебной защите в соответствии с применимым законодательством иностранных государств, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций.
3. Совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса.
С 01.01.2013 будет введена патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей, которая в виде гл. 26.5 ч. 2 НК РФ будет выделена из гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ в самостоятельный специальный налоговый режим. Такие нововведения не являются неожиданными, поскольку в Основных направлениях налоговой политики РФ на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг., одобренных Правительством РФ 07.07.2011, заявлялось о введении в действие новой гл. 26.5 "Патентная система налогообложения" ч. 2 НК РФ уже с 2012 г., а в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2011 "О бюджетной политике в 2012-2014 годах" отмечалась необходимость принять решения для ускоренного введения налога на недвижимость и расширения патентной системы налогообложения малого предпринимательства.
Минфин России в письме от 30.12.2011 N 03-11-11/338 также указывает, что принятым Государственной Думой РФ в первом чтении проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусматривается поэтапная отмена ЕНВД для отдельных видов деятельности. Этим проектом федерального закона предлагается установить патентную систему налогообложения, которая будет вводиться в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ. Переход на патентную систему налогообложения будет осуществляться индивидуальными предпринимателями добровольно.
Как отмечается в Основных направлениях налоговой политики, субъекты РФ обязаны будут принять до конца 2012 г. законы о введении с 01.01.2013 на своих территориях патентной системы налогообложения по 47 видам деятельности, указанным в гл. 26.5 НК РФ. Кроме того, они смогут ввести указанный налоговый режим по дополнительному перечню видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам населению, не указанным в гл. 26.5 НК РФ, за исключением деятельности ломбардов, услуг пассажирского железнодорожного транспорта, услуг пассажирского воздушного транспорта, услуг грузового транспорта, услуг связи, коммунальных услуг, услуг учреждений культуры, услуг туроператора и турагента, санаторно-оздоровительных услуг, услуг, оказываемых органами государственного нотариата, услуг, оказываемых адвокатурой, услуг по финансовому посредничеству, услуг по страхованию и услуг в области рекламы.
Главой 26.5 НК РФ будут установлены минимальные и максимальные размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, являющегося базой для исчисления налога, которые субъекты РФ будут вправе увеличивать от 3 до 5 раз в зависимости от вида и места осуществления предпринимательской деятельности.
Индивидуальным предпринимателям, применяющим патентную систему налогообложения, разрешено будет использовать наемных работников, средняя численность которых не должна превышать 15 человек.
При этом 90% поступлений от патентной системы налогообложения будет направляться в бюджеты муниципальных образований и 10% - в бюджеты субъектов РФ.
Переход на систему налогообложения в виде ЕНВД с 2013 г. станет добровольным и по мере расширения сферы применения патентной системы налогообложения будет отменен с 2018 г.
4. Развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.
Предполагается введение обязательной досудебной процедуры урегулирования для всех категорий налоговых споров (для всех актов налоговых органов, действий или бездействия должностных лиц налоговых органов), что позволит уменьшить количество рассматриваемых налоговых споров в судах предположительно в 2 раза, а также расширит возможности налогоплательщиков по реализации своих прав и законных интересов.
Предусматривается увеличение срока на подачу налогоплательщиком апелляционной жалобы на не вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения с 10 дней до 1 мес., что вызвано тем обстоятельством, что предусмотренный срок на подачу апелляционной жалобы в большинстве случаев является для налогоплательщиков недостаточным для всестороннего и полного анализа выводов налогового органа, содержащихся в решении налогового органа, и подготовки мотивированной жалобы, в связи с чем имеются случаи формальной подачи жалоб без указания мотивов обжалования решения по всем эпизодам, в целях соблюдения срока на обжалование решения, не вступившего в силу, а также случаи направления дополнений налогоплательщиками к ранее направленным жалобам.
Обусловленным является и предоставление возможности кассационного обжалования в ФНС России решений, вступивших в силу, притом, что подача кассационной жалобы не лишает права налогоплательщика на подачу заявления в суд.
Анализ складывающейся судебной практики, а также анализ рассмотрения жалоб налогоплательщиков показывает, что в ряде случаев представляется целесообразным получение пояснений налогоплательщиков по дополнительно представляемым на стадии обжалования актов налогового органа ненормативного характера документам (информации), которые, по мнению налогоплательщика, могут свидетельствовать о том, что обжалуемый акт не соответствует законодательству о налогах и сборах. Возможность выяснения налоговым органом и налогоплательщиком соответствия законодательству о налогах и сборах обжалуемого акта в ходе двусторонней дискуссии представляется наиболее эффективным способом установления фактических обстоятельств.
Так, ограниченность средств урегулирования налогового спора о взыскании с физического лица задолженности по НДФЛ, если ему отказано в удовлетворении кассационной жалобы на действия налогового органа, подчеркивается в письме ФНС России от 03.05.2012 N ЕД-4-3/7444@. В ситуации, когда исковые требования инспекции ФНС России о взыскании с физического лица задолженности, в том числе по НДФЛ и пени, удовлетворены в полном объеме вступившим в законную силу решением районного суда, а физическим лицом использовано право, предоставленное Гражданским процессуальным кодексом РФ, на кассационное обжалование решения районного суда и определением Судебной коллегии по гражданским делам городского суда в удовлетворении кассационной жалобы на действия инспекции отказано, ФНС России считает, что дальнейшее урегулирование налогового спора возможно только в порядке гражданского судопроизводства.
Кроме того, трансформируются подходы к работе с налогоплательщиками - это клиентоориентированность, упрощение способов взаимодействия с налоговыми органами, создание более комфортных условий для исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.
Предусматривается дальнейшее развитие доступной информационной поддержки, системы электронного документооборота и построение интерактивных сервисов.
Налог на добычу полезных ископаемых. В отношении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемого при добыче углеводородного сырья, будет продолжена работа по повышению уровня налогообложения добычи природного газа путем установления порядка исчисления НДПИ на добычу горючего природного газа в зависимости от изменения цен на газ.
Предполагается, что при установлении ставок НДПИ на газ с 01.07.2013 будет использоваться формула, с помощью которой у производителей будет изыматься 80% дополнительных доходов, получаемых ими от реализации природного газа на внутреннем рынке в связи с принятыми решениями об увеличении оптовых цен свыше прогнозируемого уровня инфляции. При расчете ставки НДПИ получаемые этим сегментом экономической деятельности дополнительные доходы будут скорректированы с учетом роста расходов на транспортировку газа в связи с увеличением тарифа, а также дополнительных расходов, связанных с отменой льгот по налогу на имущество организаций для собственника единой системы газоснабжения.
Будет также продолжена работа по выработке механизмов налогообложения добычи природных ресурсов на основе результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций. Такая форма изъятия ренты представляется наиболее эффективной с экономической точки зрения. Она применяется в налоговых системах ряда развитых нефтедобывающих стран.
Введение указанных механизмов может повлечь изменение всей системы налогообложения природной ренты - от НДПИ и вывозных таможенных пошлин до акцизов на нефтепродукты.
В Основных направлениях налоговой политики РФ на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг., одобренных Правительством РФ 20.05.2010, Основных направлениях налоговой политики РФ на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг., одобренных Правительством РФ 07.07.2011 (далее - Основные направления налоговой политики), и в распоряжении Правительства РФ от 21.06.2010 N 1039-р "Об утверждении Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года" отмечалось, что в целях экономического стимулирования геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального недропользования в области совершенствования системы налогов и платежей предусматривается в долгосрочной перспективе введение механизмов перехода на налогообложение добычи природных ресурсов на основе результатов финансово-хозяйственной деятельности организации (налог на добавочный доход).
С учетом опыта применения специфических ставок НДПИ при добыче угля (Федеральным законом от 28.12.2010 N 425-ФЗ "О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 01.04.2011 введены специфические ставки налога на добычу углей по их видам) будет продолжена работа по подготовке предложений по установлению специфических ставок НДПИ по иным видам твердых полезных ископаемых (металлы, соли, строительное сырье и пр.), а также продолжена проработка вопроса об установлении ставки налога по полезным ископаемым, доля экспорта которых превышает 50%, ставки НДПИ в зависимости от мировых цен на полезные ископаемые.
В целях оптимизации поступлений НДПИ при добыче общераспространенных полезных ископаемых и децентрализации полномочий по налоговому администрированию будет проработан вопрос о повышении уровня налоговой компетенции региональных органов власти, в том числе путем передачи им полномочий по установлению ставок НДПИ по видам полезных ископаемых, относящимся к общераспространенным полезным ископаемым.
Акцизное налогообложение. В отношении алкогольной и табачной продукции предусматривается сохранение уровня ставок акцизов в 2013 и 2014 гг. в размерах, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах.
В 2015 г. предполагается предусмотреть установление повышенных ставок акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректифицированного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята), на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректифицированного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята), на пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 и до 8,6% включительно, напитки, изготавливаемые на основе пива, на сигареты и папиросы.
Ставки акцизов на моторное топливо и прочие подакцизные товары в 2013 и 2014 гг. будут сохранены на уровне, определенном Налоговым кодексом РФ (НК РФ), а в 2015 г. - повышены на 10% по отношению к ставкам 2014 г.
Введение налога на недвижимость. В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2010 "О бюджетной политике в 2011-2013 годах" отмечалось, что следует ускорить подготовку введения налога на недвижимость, в том числе формирование соответствующих кадастров, а также разработать систему, позволяющую взимать данный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества с необлагаемым минимумом для семей с низкими доходами.
В Бюджетном послании Федеральному собранию от 29.06.2011 "О бюджетной политике в 2012-2014 годах" Президент РФ акцентировал внимание на местном налоге на недвижимость, определив потребность в завершении подготовки к введению местного налога на недвижимость. После завершения кадастровой оценки объектов капитального строительства намечается вводить указанный налог по мере готовности тех субъектов Российской Федерации, где такая оценка была проведена, чтобы этот налог можно было начать взимать уже в 2012 г.
Введение нового налога должно обеспечить более справедливое распределение налоговой нагрузки между объектами недвижимого имущества с разной рыночной стоимостью, а также должно осуществляться с учетом уровня доходов населения, без роста налоговой нагрузки на малообеспеченных граждан.
В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития РФ на 2012 г. и плановый период 2013-2014 гг., разработанным Минэкономразвития России, на конец 2011 г. были определены основные элементы налогообложения по налогу на недвижимость. Проводится работа по установлению размеров налоговых вычетов для определения налоговой базы при исчислении налога на недвижимость.
Согласно Основным направлениям налоговой политики для полноценного внедрения системы будут продолжены работы по формированию государственного кадастра недвижимости, а также созданию порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Это требует проведения объемных работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости.
В поправках к проекту федерального закона N 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" предлагается на первом этапе в качестве плательщиков налога на недвижимое имущество признать физических лиц, обладающих правом собственности на здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также обладающих правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения на земельный участок.
В качестве налоговой базы для исчисления налога на недвижимое имущество устанавливается кадастровая стоимость соответствующего объекта налогообложения.
Как показывают предварительные расчеты, при определении налоговой базы для исчисления налога на недвижимость физическим лицам целесообразно предоставлять стандартные и социальные налоговые вычеты.
Стандартный налоговый вычет предоставляется всем налогоплательщикам в отношении жилого помещения, а также жилого строения, расположенного на земельном участке в садоводческом или дачном некоммерческом объединении, в размере кадастровой стоимости определенного количества квадратных метров соответствующего объекта налогообложения.
Социальный налоговый вычет предлагается предоставлять отдельным категориям налогоплательщиков (Героям Советского Союза, Героям РФ, полным кавалерам ордена Славы, инвалидам I и II групп инвалидности, ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, а также ветеранам и инвалидам боевых действий, пенсионерам и иным социально не защищенным категориям граждан) в отношении жилого помещения, а также жилого строения, расположенного на земельном участке в садоводческом или дачном некоммерческом объединении, в размере кадастровой стоимости определенного количества квадратных метров соответствующего объекта, а в отношении земельного участка - на величину кадастровой стоимости определенного количества квадратных метров площади земельного участка.
Налоговый вычет должен предоставляться в отношении одного объекта налогообложения по выбору налогоплательщика.
При этом в рамках налога на недвижимость будет введено повышенное налогообложение недвижимого имущества физических лиц с высокой кадастровой стоимостью.
В соответствии с Планом реализации мероприятий, обеспечивающих введение на территории РФ налога на недвижимое имущество, оценка всех объектов капитального строительства в РФ должна быть завершена Минэкономразвития России в 2012 г.
Обращаем внимание, что формами платы за использование земли являются до введения в действие налога на недвижимость земельный налог и арендная плата (п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ, разъяснение Минэкономразвития России от 15.12.2011, постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").
Налогообложение престижного потребления. Вопрос налогообложения объектов роскоши следует решать в рамках планируемого к введению налога на недвижимое имущество. При введении минимальной ставки налога на недвижимость (земельные участки, здания, строения, жилые и нежилые помещения, находящиеся в собственности физических лиц) предполагается установить ставки в зависимости от совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости в собственности физического лица в размере от 0,05 до 0,3%. При этом максимальная ставка (без возможности ее снижения на местном уровне) будет установлена для совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости свыше 300 млн. руб. Также предполагается, что повышенная налоговая ставка будет применяться вне зависимости от того, кто является собственником указанных объектов (организации или физические лица), а также от количества собственников.
При этом налогообложение престижного потребления вводится не только за счет дорогостоящей недвижимости. С 2013 г. будет введена минимальная ставка транспортного налога (без возможности ее снижения законами субъектов РФ) для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л.с. в размере 300 руб. с 1 л.с. с возможностью увеличения этой ставки законами субъектов РФ.
Также предполагается увеличение в 5 раз средних ставок транспортного налога для мощных мотоциклов (с мощностью двигателя свыше 130-150 л.с.), гидроциклов (свыше 150 л.с.), катеров и яхт (свыше 300 л.с.).
Повышенные налоговые ставки предлагается применять в отношении транспортных средств, произведенных после 2000 г. При этом взимание повышенного налога не предполагается в отношении спортивных автомобилей и мотоциклов, используемых исключительно для участия в спортивных соревнованиях.
Налог на прибыль организаций. В части налога на прибыль организаций необходимо внести изменения в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
1. Уточнить доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
С 01.01.2011 действует подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ, согласно которому не учитываются в целях налогообложения прибыли, в частности, доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые переданы хозяйственному обществу или товариществу в целях увеличения чистых активов соответствующими акционерами или участниками.
Фактически приведенная норма позволяет коммерческим организациям получать от своих акционеров или участников любое имущество, имущественные права или неимущественные права, в том числе денежные средства, без налоговых последствий.
Наличие данной нормы в НК РФ формально легализует в целях налогообложения дарение между коммерческими организациями, хотя на основании подп. 4 п. 1 ст. 575 Гражданского кодекса РФ в отношениях между коммерческими организациями не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб.
Такой подход противоречит сути предпринимательской деятельности.
Кроме того, действует подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ, касающийся освобождения от налогообложения доходов в виде безвозмездно полученного имущества, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей (передающей) стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей (получающей) организации.
Так, до введения в действие данной нормы (до 31.12.2010) не облагаемыми налогом на прибыль являлись случаи, поименованные в подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ, действие которого, по мнению Минфина России, не распространялось на имущественные права (письмо от 15.07.2009 N 03-03-06/1/470), задолженность в виде суммы процентов по займу - письмо Минфина России от 17.04.2009 N 03-03-06/1/259. Норма же подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ не содержит условие о размере доли в уставном (складочном) капитале, и в качестве переданных активов, кроме имущества, называет также имущественные и неимущественные права (т.е. в отношении чистых активов носит расширительный характер), что и позволяет практически без ограничений передавать коммерческим организациям имущество, имущественные и неимущественные права, в том числе денежные средства, создавая возможности для избежания налогообложения.
При таких обстоятельствах следует исключить норму подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ в части освобождения от налогообложения имущества, имущественных прав или неимущественных прав, которые переданы акционерами (участниками) для формирования чистых активов организации.
2. Уточнить порядок признания отдельных видов расходов.
В соответствии с подп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана.
Мерами по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий и планов могут быть как поддержание в надлежащем техническом состоянии и модернизация существующих мобилизационных объектов, так и создание новых мобилизационных объектов, предназначенных для выполнения мобилизационного задания.
Представляется необходимым изменение в законодательном порядке сложившейся правоприменительной практики, согласно которой все расходы, связанные с мобилизационной подготовкой, относятся к внереализационным.
Так, согласно ст. 14 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" организации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, с деятельностью которых связана деятельность организаций или в отношении имущества которых они осуществляют функции собственника, могут нести расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, не подлежащие компенсации из бюджетов, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) в производстве частично, но необходимых для выполнения мобилизационных заданий (заказов), которые включаются в соответствии с законодательством РФ во внереализационные расходы (письмо Минфина России от 20.06.2011 N 03-03-06/1/361).
Экономически обоснованной является следующая позиция. Приобретенные основные средства, в отношении которых налогоплательщики несут расходы, в том числе на модернизацию и реконструкцию, должны увеличивать первоначальную стоимость этих основных средств, используемых в основной производственной деятельности. Соответственно, суммы расходов на приобретение и последующее улучшение данных основных средств должны включаться в состав расходов, связанных с производством и реализацией, путем начисления амортизации.
Пунктом 1 ст. 259.3 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2, в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности. Сложившаяся практика свидетельствует о злоупотреблении налогоплательщиками предоставленным правом на применение повышающего коэффициента амортизации.
Так, в состав основных средств, амортизируемых с применением специального коэффициента, включаются все основные средства, находящиеся не только в непосредственном контакте с агрессивной средой (в том числе: нефтегазопродуктами, электрической проводкой, нефтегазораспределительной инфраструктурой, бытовыми электронагревательными приборами, емкостями для хранения нефтегазопродуктов и т.п.), но и любые основные средства, находящиеся на территории опасного производственного объекта. Иными словами, фактически любое здание, строение, сооружение и находящееся в них имущество, соответствующее критерию основного средства, находится в агрессивной среде, что позволяет применять при амортизации таких основных средств специальный повышающий коэффициент 2.
С учетом принятых мер по совершенствованию амортизационной политики, включая изменения в классификацию основных средств, предлагается рассмотреть вопрос об исключении возможности применения указанного повышающего коэффициента либо сокращении сферы его применения за счет уточнения понятия "агрессивная среда" для целей налогообложения, неприменения данного коэффициента к основным средствам, изначально предназначенным для работы в контакте с агрессивной средой и используемым в режиме, установленном соответствующей документацией производителя.
Такое направление налоговой политики согласуется с позицией официальных органов: при определении факторов агрессивной технологической среды (в том числе и взрыво-, пожароопасной, токсичной) следует учитывать положения Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", определяющие перечень опасных веществ, которые указаны в приложении 1.
Если агрессивная технологическая среда находится в непосредственном контакте только с определенным оборудованием, данное оборудование, представляющее собой в рабочем режиме опасный производственный объект, является механической границей агрессивной среды. При этом выполнение техники безопасности эксплуатации опасного объекта приводит к тому, что агрессивная среда за пределы оборудования, непосредственно контактирующего с агрессивной средой, не выходит.
В таком случае иное имущество, находящееся на территории организации, где эксплуатируются опасные объекты, но отделенное воздушной средой от этих опасных производственных объектов, нельзя рассматривать как имеющее непосредственный контакт с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой. Применение налогоплательщиком повышающего коэффициента 2 для таких основных средств не обоснованно (письма Минфина России от 14.10.2009 N 03-03-05/182, ФНС России от 17.11.2009 N ШС-17-3/205@ "Об условиях применения повышающего коэффициента при работе основных средств в агрессивной среде").
3. Ввести соглашения о распределении расходов.
В среднесрочной перспективе в законодательство о налогах и сборах будут внесены изменения, направленные на возможность учета расходов, понесенных одной российской организацией при создании или приобретении нематериальных активов, приобретению услуг, результаты которых используются в деятельности группы организаций, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций другой взаимозависимой с ней организацией. Эту возможность предполагается реализовать через предоставление налогоплательщикам налога на прибыль организаций при соблюдении определенных условий права заключать соглашения о распределении расходов, устанавливающих основные принципы такого распределения.
Налоговое администрирование. Предусматривается внести в ч. 1 НК РФ ряд изменений, направленных на предоставление налоговым органам прав на получение дополнительной информации, необходимой для осуществления налогового контроля, в частности, от банков.
В перечень информации, предоставляемой банками, предполагается включить информацию о наличии вкладов (депозитов), об остатках денежных средств на вкладах (депозитах) и предусмотреть предоставление банками соответствующих выписок по вкладам (депозитам). В настоящее время указанная информация, важная, в том числе для принятия мер по взысканию недоимки, банками в налоговые органы не передается.
В то же время Банк России в письме от 28.03.2011 N 08-17/1150 отмечает, что непредставление банками налоговым органам справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям, а также представление этих документов с нарушением установленного срока влечет ответственность в соответствии со ст. 135.1 НК РФ, а ФНС России в письме от 18.11.2011 N АС-4-2/19341 разъясняет, что в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством РФ в течение 5 дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).
Форма направления налоговым органом в банк запроса о предоставлении информации, предусмотренной пп. 2, 4 ст. 86 НК РФ, установлена приказом ФНС России от 05.12.2006 N САЭ-3-06/829@ "Об утверждении Порядка направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) и форм соответствующих запросов".
В перечень субъектов, информация о счетах, вкладах (депозитах) которых должна быть передана налоговым органам, согласно Основным направлениям налоговой политики следует включить физических лиц.
В настоящий момент информация банками может передаваться только в отношении индивидуальных предпринимателей - физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, глав крестьянских (фермерских) хозяйств.
В процедуре истребования налоговыми органами документов и информации на основании ст. 93, 93.1 НК РФ надлежит закрепить выбор способа вручения требования о представлении документов: передача под расписку, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, направление по почте заказным письмом.
В настоящее время существует последовательность вручения требования - направление требования по почте допускается только при невозможности использования других способов (п. 1 ст. 93 НК РФ).
Особое внимание при внесении изменений в законодательство о налогах и сборах надлежит уделять вопросам привлечения к налогообложению лиц, уклоняющихся от исполнения обязанностей налогоплательщика, в том числе посредством использования схем с участием фирм-однодневок.
В число лиц, о которых налоговый орган вправе истребовать документы в порядке ст. 93.1 НК РФ, должны быть включены лица, с участием (при посредничестве) которых проверяемым налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) совершается сделка (совокупность сделок) по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг).
Истребование таких документов производится налоговым органом при проведении налоговых проверок и дополнительных мероприятий налогового контроля.
Основные направления налоговой политики также регламентируют и некоторые практические вопросы налогового администрирования:
- переход на электронное взаимодействие при представлении в налоговый орган всех первичных документов;
- закрепление срока ознакомления налогоплательщика с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля;
- увеличение срока представления налогоплательщиком возражений по акту проверки до 1 мес. (в настоящее время 15 дней).
Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций. Борьба с уклонением от уплаты налогов остается одной из первостепенных задач в области налоговой политики.
Минфин России отмечает, что противодействие уклонению от национального налогообложения путем концентрации доходов в низконалоговых юрисдикциях, законодательство которых не предусматривает норм по раскрытию информации о налогоплательщиках налоговым органам других стран, является одним из основных элементов налоговой политики многих стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Российская Федерация также предпринимает усилия в этом направлении: сделки с низконалоговыми юрисдикциями подлежат обязательному контролю с точки зрения трансфертного ценообразования. В отношении резидентов таких юрисдикций не распространяется право применения пониженной ставки налогообложения дивидендов при стратегическом владении. Принято принципиальное решение о необходимости заключения рекомендуемых ОЭСР межправительственных соглашений об обмене налоговой информацией с такими юрисдикциями. Обновленная статья об обмене информацией, а также статья, направленная на предотвращение необоснованного применения льгот, включены в типовое соглашение об избежании двойного налогообложения.
Вместе с тем одним из основных элементов противодействия уклонению от налогообложения в России с помощью офшорных компаний и стран, имеющих низкий уровень налогообложения, является институт налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний, который заключается в том, что не распределяемый между учредителями (собственниками) доход иностранной контролируемой компании или его часть может рассматриваться в целях налогообложения налогом на прибыль организаций как доход ее владельца (т.е. материнской компании). Таким образом, предотвращается вывод дохода материнской компании под действие низконалоговых юрисдикций в результате последовательности сделок.
Для введения в законодательство принципа налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний предполагается, в первую очередь, законодательно определить понятие такой компании, основываясь на определении взаимозависимых лиц, а также стратегического участия в организации.
Также предполагается ввести для российских компаний или компаний, являющихся налоговыми резидентами РФ, обязанность указывать в налоговых декларациях все свои иностранные аффилированные компании. В законодательстве должен указываться ряд условий, при соблюдении которых у российских налогоплательщиков будет возникать обязанность уплатить налог на прибыль в отношении доходов, полученных иностранными контролируемыми компаниями. Обязательным также должно являться предоставление налогоплательщиком сведений о его доле в контролируемой иностранной компании и уплате налога с соответствующей доли нераспределенного дохода этой компании. Уклонение от этого обязательства должно приравниваться к налоговому правонарушению и наказываться взиманием штрафов.
При введении в законодательство норм о контролируемых иностранных компаниях необходимо обеспечить возможности эффективного налогового администрирования в части получения налоговыми органами необходимой информации и, соответственно, осуществления контролирующих функций. Для реализации подобных законодательных норм особенно важны двусторонние и многосторонние договоры об обмене информацией по налоговым вопросам.
Важность включения таких положений в российское налоговое законодательство в качестве сдерживающего фактора в отношении сокрытия доходов с применением дочерних компаний, осуществляющих свою деятельность в офшорных зонах, должна сопровождаться внесением изменений в законодательстве и наработкой налоговыми органами практики в области налогового контроля.
В тесной связи с проблемой налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний находится определение в налоговом законодательстве понятия "налоговый резидент" применительно к налогоплательщикам - юридическим лицам. Включение таких норм в российское законодательство должно быть осуществлено единовременно.
Действующее налоговое законодательство РФ не использует термин "юридическое лицо - налоговый резидент Российской Федерации", употребляя вместо него термин "российская организация".
Данное определение является очень узким, и главный его недостаток в том, что оно не учитывает экономическую связь между организацией и ее учредителями, а также между организацией и ее дочерними компаниями.
В среднесрочной перспективе в налоговое законодательство будет внесено понятие "налоговое резидентство организаций" на основе нескольких критериев, аналогичных используемым в международных налоговых соглашениях РФ.
Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. Позитивно, по мнению автора, должны быть расценены бизнес-сообществом меры, планируемые Минфином России в части страховых взносов. Начиная с 01.01.2014 предполагается сохранение тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ на уровне 2013 г. - в отношении большинства плательщиков - 30% и неперсонифицированного тарифа - 10% сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ. При этом для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - 20%.
Также в соответствии с уже принятыми решениями о сроках действия льготных ставок тарифа будет происходить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф.
В случае необходимости поддержки отдельных секторов экономики Минфин России обещает изыскивать и предоставлять иные меры государственной поддержки, не затрагивающие систему обязательного социального обеспечения.
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ.
2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
3. О денежном поощрении лучших учителей: Указ Президента РФ от 06.04.2006 N 324.
4. О перечне международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов: постановление Правительства РФ от 28.06.2008 N 485.
5. Об утверждении перечня международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства и средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению: постановление Правительства РФ от 06.02.2001 N 89.
6. Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в 2006 году сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса всех форм собственности и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в российских кредитных организациях на срок до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм): постановление Правительства РФ от 04.02.2006 N 69.
7. Письмо Минфина России от 14.04.2008 N 03-04-05-01/107.
8. Письмо Минфина России от 19.11.2010 N 03-03-05/255.
9. Письмо Минфина России от 30.12.2011 N 03-11-11/338.
10. Письмо ФНС России от 03.05.2012 N ЕД-4-3/7444@.
(Окончание следует)
Ю.М. Лермонтов,
советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 17, 18, сентябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).