Неработающий пенсионер - лауреат государственной премии Совета министров СССР, имеет право на дополнительное материальное поощрение к пенсии.
Если пенсионер заключит договор гражданско-правового характера (например на оказание консультационных услуг), послужит ли это основанием для отмены дополнительной выплаты?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работа по договору гражданско-правового характера, предметом которого является оказание услуг, служит основанием для приостановления выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
Обоснование вывода:
Согласно пп. 8 п. 2 ст. 1 Федерального закона N 21-ФЗ от 04.03.2002 "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерации" (далее - Закон N 21-ФЗ) дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР).
Как следует из п. 1 ст. 1 Закона N 21-ФЗ, условиями для получения дополнительного материального обеспечения (далее также - ДМО) являются:
- гражданство РФ;
- получение пенсии либо ежемесячного пожизненного содержания; выплачиваемого пребывающему в отставке судье;
- наличие соответствующей награды.
Кроме того, пунктом 5 ст. 3 Закона N 21-ФЗ установлено основание для приостановления выплаты ДМО: дополнительное материальное обеспечение не выплачивается в период выполнения получателем оплачиваемой работы. Однако из положений Закона N 21-ФЗ не представляется возможным установить содержание понятия "оплачиваемая работа" применительно к целям выплаты ДМО.
Учитывая, что размер ДМО рассчитывается исходя из размера социальной пенсии, назначаемой гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (п. 2 ст. 2 Закона N 21-ФЗ), на практике органы Пенсионного фонда РФ и суды в порядке аналогии применяют положение п. 5 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", согласно которому социальная пенсия по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Подобная аналогия представляется уместной также исходя из того, что ДМО по своему назначению представляет собой меру социальной поддержки в виде доплаты к пенсии (п.п. 1, 4 ст. 3 Закона N 21-ФЗ), а согласно п. 10 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальная доплата к пенсии не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию.
Таким образом, под оплачиваемой работой применительно к целям выплаты ДМО понимается работа и (или) иная деятельность, в период которой гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию. В этой связи смотрите, например:
- п. 2.2 письма ПФР от 28.06.2010 N КА-09-24/6728 "О направлении Отчета",
- кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 26.10.2011 N 33-15993,
- решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 10.03.2011 по делу N 2-363/43(11), с текстом которого можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://www.gcourts.ru/case/363745;
- решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 07.07.2010 по делу N 2-4126/2010, с текстом которого можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://www.gcourts.ru/case/473942.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются в том числе:
- работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг);
- работающие по договору авторского заказа;
- являющиеся авторами произведений и получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Таким образом, о выполнении неработающим пенсионером оплачиваемой работы свидетельствует заключение им не любого возмездного гражданско-правового договора, а только договоров выполнения работ, оказания услуг или договоров авторского заказа, а для авторов произведений - договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
При этом для целей пенсионного обеспечения застрахованные лица признаются работающими независимо от фактического получения доходов (смотрите п. 4 Информационного письма Президиума Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79). В противном случае возможны злоупотребления со стороны получателей дополнительного материального обеспечения и, соответственно, нецелевое использование средств, предназначенных для выплаты ДМО, что недопустимо (смотрите, например, решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 07.07.2010 по делу N 2-4126/2010, с текстом которого можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://www.gcourts.ru/case/473942).
Поскольку в рассматриваемой ситуации неработающий пенсионер заключил гражданско-правовой договор, предметом которого является оказание им консультационных услуг, по нашему мнению, он выполняет оплачиваемую работу, вследствие чего на период действия такого договора выплата ДМО ему должна быть приостановлена.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 390 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" установлено, что назначение и выплата дополнительного материального обеспечения производятся по заявлению лица, за ним обратившегося, в порядке, предусмотренном для назначения и выплаты соответствующей пенсии или пожизненного содержания судьи. Согласно п. 4 ст. 23 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты. А в соответствии со ст. 25 указанного закона физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных п. 4 ст. 23 данного закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб.
Следовательно, в случае заключения гражданско-правового договора оказания услуг получатель ДМО обязан безотлагательно известить орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой приостановление выплаты ДМО. В случае невыполнения такой обязанности с получателя ДМО в судебном порядке могут быть взысканы суммы ДМО, выплаченные в период, когда тот выполнял оплачиваемую работу (также смотрите решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 07.07.2010 по делу N 2-4126/2010, с текстом которого можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://www.gcourts.ru/case/473942).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дроздова Анжелика
Ответ прошел контроль качества
19 сентября 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.