Энциклопедия судебной практики. Закон "О защите прав потребителей": содержание
Преамбула Закона "О защите прав потребителей
Качество товара (работы, услуги)
Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)
Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара
Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)
Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)
Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)
1. Общие вопросы применения ст. 9 Закона о защите прав потребителей
1.10. Информационная стела АЗС является вывеской, а не рекламой
1.11. Информация, транслируемая на ТВ, не может расцениваться в качестве вывески организации
1.15. Недоведение до потребителей информации об организации влечет административную ответственность
2. Информация, которую разрешено или запрещено указывать на информационной вывеске
2.1. Указание на вывеске товарного знака свидетельствует о рекламном характере данной информации
2.2. Указание на вывеске товарного знака не свидетельствует о рекламном характере данной информации
2.7. Указание на вывеске информации о форме оплаты товара свидетельствует о ее рекламном характере
Информация о товарах (работах, услугах)
Режим работы продавца (исполнителя)
Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)
Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей
Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)
Компенсация морального вреда
Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
Судебная защита прав потребителей
1. Определение территориальной подсудности споров о защите прав потребителей
1.4. При наличии договорной подсудности потребитель может воспользоваться ей
3. Подача иска о защите прав потребителей
3.1. Иск о защите прав потребителей подается в суд общей юрисдикции
3.9. Нормы ст. 17 Закона о защите прав потребителей не распространяются на глав КФХ
Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков
1. Удовлетворение требований потребителя при обнаружении недостатка товара
1.3. Потребитель имеет право на возврат всей суммы, уплаченной за товар
1.5. Потребитель может выбрать только один из способов защиты своих прав
1.6. Потребитель может выбрать различные способы защиты своих прав
Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара
Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)
Замена товара ненадлежащего качества
Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя
Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю
Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества
Право потребителя на обмен товара надлежащего качества
Дистанционный способ продажи товара
Сроки выполнения работ (оказания услуг). Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)
1. Установление сроков выполнения работ (оказания услуг)
1.1. Срок выполнения работ (оказания услуг) может быть установлен нормативным актом
2. Взыскание неустойки за нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг)
2.5. Размер неустойки не может превышать цену выполнения соответствующей работы (услуги)
2.6. Неустойка может исчисляться из общей цены заказа, определенной соглашением сторон
2.7. Определение судом размера неустойки не является выводом о применении нормы права
3. Уменьшение неустойки в случае ее несоразмерности последствиям нарушения обязательства
3.2. Неустойка может быть снижена судом только по заявлению ответчика
3.4. Несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства доказывает ответчик
3.5. Неблагоприятные последствия для третьих лиц не являются основанием для снижения неустойки
4. Взыскание неустойки по Закону о защите прав потребителей в отношениях страхования
4.6. Неустойка рассчитывается из суммы страхового возмещения, а не из суммы страховой премии
Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги). Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги). Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
1. Устранение недостатков выполненной работы (услуги)
1.3. ТСЖ вправе потребовать от застройщика устранения строительных дефектов через арбитражный суд
1.4. Срок обнаружения недостатков выполненной работы не является сроком исковой давности
2. Гарантийный срок при выполнении работ (оказании услуг)
2.1. Дефекты, выявленные в период гарантийного срока, подлежат устранению исполнителем
2.3. До истечения гарантийного срока бремя доказывания отсутствия недостатков лежит на исполнителе
3. Меры гражданско-правовой ответственности в случае ненадлежащего выполнения работ (оказания услуг)
3.8. Претензии по качеству работы, предъявляемые до ее завершения, являются несостоятельными
Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)
1. Отказ потребителя от исполнения договора
1.3. Для расторжения договора потребителю не требуется обращаться в суд
1.5. Недопустимо установление финансовых санкций за отказ потребителя от договора
Смета на выполнение работы (оказание услуги). Выполнение работы из материала исполнителя. Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя. Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок
1. Смета на выполнение работы (оказание услуги)
1.2. Потребитель не вправе требовать уменьшения твердой сметы
Порядок и формы оплаты выполненной работы (оказанной услуги)
1. Момент исполнения обязанности по оплате за оказание услуг
1.3. Условие кредитного договора лишь об одной форме расчетов не соответствуют законодательству
Регулирование оказания отдельных видов услуг
Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей. Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) по предоставлению информации органу государственного надзора
1. Общий порядок надзора в сфере защиты прав потребителей
1.1. Составление одного акта по результатам нескольких проверок не является грубым нарушением закона
1.2. Проверка устранения ранее выявленных нарушений не является новой проверкой
1.6. Роспотребнадзор вправе выносить предписание о внесении изменений в типовые формы договоров
2. Защита прав потребителей в сфере кредитования
2.2. Изменение в кредитном договоре подсудности, предусмотренной законодательством, недопустимо
2.5. Одностороннее изменение банком условий кредитного договора ущемляет права потребителя
2.7. Уступка банком права требования по кредитному договору законна
2.10. Требование досрочного возврата кредита в случае просрочки выплат законно
3. Защита прав потребителей в сфере услуг связи
3.6. Применение штрафных санкций к абоненту за досрочное прекращение договора ограничивает его права
4. Защита прав потребителей в других сферах
Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления
Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)
1. Защита общественными объединениями прав конкретного потребителя в суде
1.8. Общественные объединения потребителей не вправе присваивать властные полномочия
2. Судебные расходы по делам о защите прав потребителей
2.3. Потребитель должен доказать необходимость личных судебных издержек
Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей
1. Общий порядок защиты прав неопределенного круга потребителей
1.5. Неопределенность круга потребителей не означает их абстрактности
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.