Выплата среднего заработка за счет нескольких источников финобеспечения (нескольких КБК) (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Трудовым кодексом РФ предусмотрены различные основания выплаты работникам среднего заработка. В частности, средний заработок выплачивается за период оплачиваемых отпусков и командировок, периоды повышения квалификации и прохождения медицинских осмотров, за донорские дни и перерывы для кормления ребенка. Кроме того, исходя из среднего заработка определяется размер оплаты простоя и невыполнения норм труда по вине работодателя, а также размер выплат, положенных в связи с увольнением.
Действующий в настоящее время порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности также предусматривает определение среднего заработка (ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", далее - Закон N 255-ФЗ). При этом в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы по общему правилу пособие за первые три дня выплачивается за счет средств учреждения (п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ).
Порядок учета выплат при расчете среднего заработка в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, установлен частью второй ст. 139 Трудового кодекса РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее - Положение N 922). В свою очередь, при определении размера пособия по временной нетрудоспособности выплаты, произведенные работникам в расчетном периоде, учитываются в соответствии с требованиями ст. 14 Закона N 255-ФЗ, ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ и "Положения об особенностях порядка исчисления пособий...", утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение N 375).
Ни один из перечисленных выше документов не ставит порядок учета выплат при исчислении среднего заработка в зависимость от источников финобеспечения, за счет которых эти выплаты фактически были осуществлены государственным (муниципальным) учреждением.
Таким образом, во всех случаях, когда согласно действующему законодательству сотруднику учреждения полагается выплатить средний заработок, на первом этапе следует определить его общий размер без привязки к видам финобеспечения. Иными словами, полагающуюся к выплате сотруднику итоговую сумму среднего заработка необходимо определять с учетом всех выплат согласно Положениям NN 922 и 375, независимо от источников этих выплат.
И только потом необходимо определять, за счет каких источников финобеспечения и в какой пропорции будет выплачиваться сумма среднего заработка. При этом части среднего заработка, относящиеся к различным видам деятельности, должны рассчитываться и оплачиваться пропорционально суммам, учитываемым при расчете данных выплат и производимым из разных источников.
При разработке нормативных правовых актов, определяющих порядок исчисления среднего заработка, вполне обоснованно даже не ставился вопрос об источниках финобеспечения, за счет которых работники получают выплаты. Эти документы предназначены для того, чтобы гарантировать физическим лицам, работающим в организациях всех форм собственности, соблюдение их прав: расчет среднего заработка по единым правилам. В конце концов работника интересует только итоговая сумма среднего заработка, а не детали расчета.
Однако для государственного (муниципального) учреждения по ряду причин принципиально важно обладать ответами на вопросы*(1):
1. За счет каких источников финобеспечения возникли обязательства по выплате среднего заработка?
2. В каких суммах общее обязательство по выплате среднего заработка должно быть отнесено на определенные виды финобеспечения?
Получать такую информацию можно только в том случае, если оформление Записки-расчета об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и в других случаях (ф. 0504425) и Расчета пособия по временной нетрудоспособности (предусмотрен п. 67 Порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н) будет производиться с указанием показателей в разрезе источников финобеспечения.
Для чего понадобится информация о среднем заработке, детализированная по видам финобеспечения?
Во-первых, она должна использоваться в целях обеспечения целевого характера расходования бюджетных и иных целевых средств.
Во-вторых, на основе такой информации учреждение сможет корректно формировать себестоимость услуг (работ, готовой продукции) в бухгалтерском учете.
В-третьих, будут решаться задачи по качественному планирования финансово-хозяйственной деятельности.
Разберем подробнее каждое направление.
Расходование средств по целевому назначению в бюджетных, автономных и казенных учреждениях
При предоставлении средств из бюджета определяется их целевое назначение.
Например, целевой характер использования средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, в т.ч. в целях применения ст. 15.14 "Нецелевое использование бюджетных средств" КоАП РФ, определяется согласно следующим основными критериями:
1) направленность расходов на выполнение задания и на содержание соответствующих видов имущества;
2) выполнение иных условий по обеспечению целевого характера расходования средств субсидии, предусмотренных Соглашением о предоставлении субсидии (приложениями или расшифровками к Соглашению; иными документами, являющимися неотъемлемой часть Соглашения).
Таким образом, при оплате за счет субсидии на выполнение задания части среднего заработка, исчисленной в связи с назначением какой-либо выплаты за счет средств от приносящей доход деятельности, контролирующие органы могут пытаться квалифицировать выплату в качестве нецелевого использования бюджетных средств. И их позиция значительно усилится, если не удастся доказать, что конкретный работник согласно своим должностным обязанностям постоянно задействован при выполнении государственного (муниципального) задания.
Более того, отдельные специалисты обращают внимание на то, что субсидия предоставляется на выполнение задания в определенном году. Соответственно, часть среднего заработка, права на который сотрудник "заработал" в прошлом году, желательно выплачивать за счет специально зарезервированного остатка средств субсидии прошлого года.
Приведенные выше правила обеспечения целевого использования средств при выплате среднего заработка целесообразно использовать и при организации раздельного учета по иным источникам финобеспечения (например, при организации учета средств грантов и пожертвований, средств ОМС). Кроме того, учет обязательств по выплате среднего заработка в разрезе видов финобеспечения позволяет в полной мере соблюсти требования по организации раздельного учета, ведение которого предусмотрено пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ.
Отдельные выплаты сотрудникам, осуществляемые за счет средств целевых субсидий, согласно Положениям NN 922 и 375 могут учитываться при расчете среднего заработка. А в ряде случаев эти субсидии на иные цели предоставляются за счет средств межбюджетных трансфертов.
При подобных обстоятельствах наиболее корректным решением будет отнесение соответствующих расходов по выплате среднего заработка на ту же целевую субсидию в текущем году или на целевую субсидию, выделяемую в последующие годы на те же цели (данное правило не применяется, если в последующие годы финобеспечение соответствующих расходов осуществляется за счет субсидий на выполнение госзадания).
Прежде чем осуществлять расходы расходы по выплате среднего заработка за счет целевых субсидий необходимо внимательно изучить условия их предоставления, оговоренные в соответствующем Соглашении. Желательно, чтобы это соглашение содержало прямое указание на то, что объемы целевых средств определяются с учетом всех установленных трудовым законодательством РФ гарантий (в том числе с учетом выплат, отложенные обязательства по которым возникли в прошлые годы). Если же такого указания Соглашение не содержит, то не лишним будет получение от органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, подтверждения обоснованности расходования средств целевой субсидии на выплату среднего заработка (в том числе и пособий по временной нетрудоспособности). При этом в случае отрицательного ответа такой орган обязательно должен указать на источник "покрытия" данных расходов, ведь соответствующие обязательства перед сотрудниками возникают по факту начисления дополнительных выплат, а денежные средства в счет погашения этих обязательств могут быть истребованы сотрудниками в судебном порядке.
Приведенные выше рекомендации актуальны и для казенных учреждений, осуществляющих выплаты сотрудникам за счет средств трансфертов из иных бюджетов или других целевых средств. В прошлые годы вопрос об источниках выплаты части среднего заработка, приходящейся на дополнительные выплаты (вознаграждения), неоднократно становился предметом судебного разбирательства (см. например, определение ВАС РФ от 31.03.2010 N ВАС-3099/10, постановления ФАС Центрального округа от 14.01.2009 N А48-4171/07-11 (Ф10-5516/08), Девятнадцатого ААС от 28.12.2009 N 19АП-7424/09, ФАС Дальневосточного округа от 24.07.2007 N Ф03-А59/07-1/2494, от 29.06.2007 N Ф03-А59/07-1/2247).
Обязательства по выплате среднего заработка, учтенные бюджетными и автономными учреждениями по кодам вида деятельности "4", "5" и "7", при определенных обстоятельствах могут быть оплачены за счет иных источников. Например, для этих целей без каких-либо ограничений могут привлекаться средства, поступающие от реализации учреждением товаров (работ, услуг) или остатки субсидий на выполнение заданий прошлых лет.
Формирование себестоимости в бюджетных и автономных учреждениях
В бухгалтерском учете организаций госсектора подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на правдивую (абз. одиннадцатый п. 3 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
Учитывая данное требование, принципиально важно корректно формировать себестоимость на счете 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" в разрезе видов финобеспечения, принимая во внимание в том числе и весьма значительные затраты на выплату среднего заработка.
Начисление сумм среднего заработка за счет средств субсидии на иные цели, пожертвований и грантов должно отражаться по дебету счета 5 (2) 401 20 000 "Расходы хозяйствующего субъекта" (абз. второй п. 153 Инструкции N 174н; абз. второй п. 181 Инструкции N 183н).
Если обязательства по выплате среднего заработка учтены по одному виду финобеспечения, а фактическая выплата осуществляется за счет другого источника, то в учете согласно учетной политике учреждения должно отражаться исполнение обязательства за счет иного источника с использованием счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами".
В настоящее время в целях формирования достоверной информации о себестоимости услуг (работ, готовой продукции) в организациях госсектора используется такой инструмент, как резервы (п. 302.1 Инструкции N 157н). Создание этих резервов, в том числе резервов на оплату отпусков, подлежит отражению по кредиту счета 401 60 "Резервы предстоящих расходов" в разрезе кодов видов финобеспечения.
Планирование в бюджетных и автономных учреждениях
Раздельный учет по видам финобеспечения обязательств по уплате среднего заработка, а также раздельный учет отложенных обязательств по выплате среднего заработка (на счете 502 09 "Отложенные обязательства") позволяет корректно определить:
1) целесообразность "резервирования" части субсидии на выполнение задания текущего года, средств грантов или средств ОМС для выплаты среднего заработка по соответствующим видам финобеспечения как в текущем году, так и в последующие периоды;
2) потребность в получении субсидий на иные цели.
Данные раздельного учета могут быть востребованы и в иных ситуациях. Например, при отнесении расходов, не принятых к зачету ФСС РФ, на расходы учреждения.
______________________________
*(1) Согласно действующим в публично-правовых образованиях нормативным правовым актам фонд оплаты работников автономных и бюджетных учреждений формируется исходя из объема бюджетных субсидий и средств, поступающих от приносящей доход деятельности (см., например, п. 11 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583). При этом перечни выплат, которые учреждения могут осуществлять за счет средств от приносящей доход деятельности, как правило, не ограничиваются. Аналогичный порядок, как правило, предусматривается в соответствующих нормативных правовых актах субъектов РФ и муниципальных образований
Темы
Расчеты по принятым обязательствам. Счет 302 00 (для госсектора)
Средний заработок для случаев, предусмотренных ТК РФ
См. также
Учет операций в рамках различных видов деятельности (видов финансового обеспечения) (для госсектора)
Выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка
Формы документов
Пример заполнения Карточки-справки (ф. 0504417)
Примерная форма Расчета пособия по временной нетрудоспособности (образец заполнения)
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.