Применение казенными учреждениями бюджетной классификации в целях ведения бюджетного учета
Материал могут применять органы государственной власти (местного самоуправления) и казенные учреждения
Согласно положениям бюджетного законодательства применение бюджетной классификации РФ является обязательным для всех участников бюджетного процесса (в том числе для казенных учреждений). При этом бюджетная классификация используется как в целях составления и исполнения бюджетов, так и в целях ведения бюджетного учета, формирования бюджетной отчетности (см. п. 1 ст. 18 БК РФ, а также Инструкцию, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н, далее - Инструкция N 191н).
Бюджетная отчетность составляется на основании Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета (ст.ст. 13, 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"; п. 7 Инструкции N 191н). Соответственно, участники бюджетного процесса (органы власти и местного самоуправления, казенные учреждения) обязательно должны применять бюджетную классификацию РФ в целях ведения бюджетного учета.
Казенные учреждения, органы власти и местного самоуправления используют коды бюджетной классификации при формировании номеров счетов бюджетного учета в соответствии с требованиями:
- п. 21 Инструкции N 157н;
- Приложения N 1 "План счетов бюджетного учета" к приказу Минфина России от 06.12.2010 N 162н;
- Приложения N 2 "Порядок включения кода бюджетной классификации Российской Федерации при формировании номера счета бюджетного учета" к Инструкции N 162н.
Информацию о структуре номера счета бюджетного учета смотрите также в Путеводителе по бюджетному учету в казенных учреждениях и органах власти.
При формировании 1-17 разрядов счета бюджетного учета в казенных учреждениях и органах власти (за исключением финорганов) используются 4 - 20 разряды кодов бюджетной классификации, используемых для составления и исполнения бюджетов, а в 24-26 разрядах - соответствующие коды КОСГУ.
1-17 разряды номера счета формируют аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий:
1) КДБ (4-20 разряды кода классификации доходов бюджетов: код вида, подвида доходов бюджета);
2) КРБ (4-20 разряды кода классификации расходов бюджетов: код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов);
3) КИФ (4-20 разряды кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов: код группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицита бюджета).
Кроме того, в отдельных случаях при формировании номера счета бюджетного учета применяется гКБК - группировочный код бюджетной классификации (в 1 - 17 разрядах номера счета указываются нули). С применением гКБК формируются, например, номер счета по учету финансового результата прошлых отчетных периодов.
В настоящее время предусмотрены такие исключения из общего порядка формирования 1 - 17 разряда номера счета (с учетом требований приказа Минфина России от 16.11.2016 N 209н):
Счет | Разряды номера счета | Примечание | |||
1-4 | 5-14 | 15-17 | 24-26 | ||
КРБ (классификация расходов) | |||||
101 00 - 105 00, 108 00* | + | нули | нули | + | Аналогичная структура КРБ у корреспондирующих счетов: 1 401 20 240, 1 401 20 270, 1 401 20 250, 1 304 04 000 |
201 35* | + | нули | нули | + | |
106 00, 107 00, 109 00 | + | + | + | + | |
204 00** | нули | нули | нули | + | Аналогичная структура КРБ у корреспондирующих счетов 1 401 20 241 |
3 304 01 | нули | нули | нули | + | |
304 04 | + | + | + | + | При отражении операций по централизованному снабжению |
401 30 | нули | нули | нули | нули | |
401 60** | + | нули | + | + | |
КИФ (классификация источников финансирования дефицитов) | |||||
201 00 | + | + | нули | + | За исключением 201 35, который применяется с КРБ |
207 00 | + | + | 640 | + | |
301 00 | + | + | 810, 820 | + | |
* Если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества или с требованиями главного администратора бюджетных средств ** Если иное не предусмотрено целевым назначением соответствующих активов, обязательств |
Учреждение вправе задействовать 1-17 разряды номера счета, в котором Инструкциями предусмотрены нули, для ведения аналитического учета. Необходимость такого учета, например, может быть обусловлена дополнительными требованиями по раскрытию информации в отчетности, предъявляемыми органом - учредителем. Соответствующие положения надо утвердить в учетной политике.
Инструкция N 162н не предусматривает возможность учета балансовой стоимости одного объекта на нескольких кодах КРБ. Отражение суммы начисленной по объекту нефинансовых активов амортизации по коду КРБ, отличному от кода КРБ, по которому учитывается балансовая стоимость этого объекта, не допускается.
Учет плановых назначений (лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований) по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется на счетах санкционирования в разрезе кодов бюджетной классификации (в т.ч. в разрезе кодов КОСГУ) согласно той детализации доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета по кодам бюджетной классификации (в т.ч. по кодам КОСГУ), которая предусмотрена при доведении (утверждении) плановых назначений (лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований).
При определении возможности применения с тем или иным счетом бюджетного учета кодов КДБ, КРБ, КИФ и гКБК необходимо руководствоваться положениями Приложения N 2 к Инструкции N 162н.
Согласно Приложению N 2 к Инструкции N 162н счет 0 101 13 000 "Сооружения - недвижимое имущество учреждения" применяется только с кодами КРБ, а счет 0 205 31 000 "Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг" - только с кодами КДБ.
В то же время счет 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты" может использоваться с кодами КДБ, КРБ и КИФ.
Выбор конкретного КДБ, КРБ или КИФ зависит от экономического содержания операции, для отражения которой будет использоваться счет бюджетного учета. При этом порядок формирования счета аналитического учета номера счета бюджетного учета для отражения отдельных операций (исключения из общего порядка формирования номера счета бюджетного учета) может быть установлен финансовым органом. Так, например, для участников бюджетного процесса федерального уровня установлен отдельный порядок формирования показателей финансового результата по отдельным операциям с нефинансовыми активами (см. п. 1.2 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120).
Кроме того, при формировании номера счета бюджетного учета необходимо учитывать требования по взаимоувязке отдельных кодов КОСГУ с кодами, которые используются в 1-17 разрядах номера счета. Подобная увязка осуществляется с учетом положений правовых актов, определяющих порядок применения бюджетной классификации, например:
- в части применения классификации доходов бюджетов можно учесть содержание Приложения N 1 к Указаниям N 65н;
- взаимоувязка видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) КОСГУ приведена в Приложении 5 к Указаниям N 65н.
В межотчетный период исходящие остатки по счетам прошлого года должны быть перенесены на входящие остатки текущего года в порядке, установленном учетной политикой. По состоянию на 1 января 2016 года эту учетную процедуру необходимо осуществить, руководствуясь письмом Минфина России от 14.03.2016 N 02-07-07/14989. Многие правила переноса остатков, приведенные в данном письме, казенное учреждение может применять и в последующие годы, предусмотрев соответствующую норму в своей учетной политике.
В 24-26 разрядах счета бюджетного учета казенные учреждения, органы власти и местного самоуправления отражают коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Планом счетов бюджетного учета, утвержденным приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, предусмотрен исчерпывающий перечень вариантов сочетаний аналитических счетов бюджетного учета и кодов КОСГУ.
Некоторые коды КОСГУ нельзя использовать для учета кассовых поступлений и выбытий - они предназначены только для начисления (уменьшения) финансового результата. Речь идет о кодах КОСГУ 172 "Доходы от реализации активов", 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами", 174 "Выпадающие доходы", 270 "Расходы по операциям с активами". Например:
Содержание операции / Комментарий | Дебет | Кредит |
Начисление доходов в связи с недостачей материальных запасов надо отразить в учете по коду КОСГУ 172 | 0 209 74 560 | 0 401 10 172 |
Поступление средств (доходов) от виновного лица в возмещение ущерба, причиненного недостачей материальных запасов, необходимо отразить уже по коду КОСГУ 440 | 0 201 34 510 | 0 209 74 660 |
Увеличение (440 КОСГУ) |
Согласно Указаниям N 65н в целях ведения бухгалтерского (бюджетного) учета организации госсектора вправе при формировании учетной политики предусмотреть дополнительную детализацию операций (в рамках третьего разряда кода) по статьям КОСГУ:
- 120 "Доходы от собственности";
- 130 "Доходы от оказания платных услуг";
- 140 "Суммы принудительного изъятия;
- 180 "Прочие доходы";
- 290 "Прочие расходы";
- 310 "Увеличение стоимости основных средств";
- 320 "Увеличение стоимости нематериальных активов";
- 330 "Увеличение стоимости непроизведенных активов";
- 340 "Увеличение стоимости материальных запасов"
- 530 "Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале".
За федеральным казенным учреждением, подведомственным Минобороны России, на праве оперативного управления закреплено здание, часть площадей которого учреждение сдает в аренду. По условиям договора аренды организация-арендатор возмещает учреждению-арендодателю расходы, связанные с оплатой коммунальных услуг по арендованным площадям.
В данном случае счета бюджетного учета для начисления доходов должны формироваться в следующем порядке.
1. Согласно Указаниям N 65н доходы от возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией государственного (муниципального) имущества, закрепленного на праве оперативного управления, подлежат отражению по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ.
2. В соответствии с Приложениями 1 и 7 к Указаниям N 65н такие доходы должны отражаться казенными учреждениями, подведомственными Минобороны России, по коду классификации доходов 187 1 13 02061 01 7000 130 "Доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией федерального имущества (федеральные казенные учреждения)".
3. Учет расчетов по суммам компенсации затрат, подлежащим зачислению на код КОСГУ 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)", может быть организован на аналитическом счете 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" (п. 85 Инструкции N 162н).
4. Согласно Плану счетов бюджетного учета увеличение дебиторской задолженности, учитываемой по счету 0 209 30 000, отражается по коду КОСГУ 560 "Увеличение прочей дебиторской задолженности", а в соответствии с Приложением N 2 к Инструкции N 162н данный счет может применяться как с КДБ, так и с КРБ.
В свою очередь счет 0 401 10 000 "Доходы текущего финансового года" при начислении доходов подлежит применению с КДБ и соответствующим "доходным" кодом КОСГУ.
5. Учитывая положения п.п. 86, 120 Инструкции N 162н, начисление доходов от возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией имущества, в рассматриваемой ситуации должно быть отражено бухгалтерской записью:
Дебет 1 13 02061 01 7000 130 1 209 30 560
Кредит 1 13 02061 01 7000 130 1 401 10 130
Тема
Бюджетная классификация Российской Федерации
См. также
Рабочий план счетов (для госсектора)
Классификация доходов бюджетов
Классификация расходов бюджетов
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ)
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.