Сравнительный анализ правового положения различных типов госучреждений
Критерии | Казенное учреждение | Бюджетное учреждение | Автономное учреждение | |
Деятельность учреждения | ст. 6 БК РФ | п. 1 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ*(1) | ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ*(2) | |
Оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций | Выполнение работ, оказание услуг в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов: - государственной власти; - местного самоуправления | |||
Сфера деятельности | п. 1 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ | ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ | ||
Не ограничена. Целесообразно относить к казенным учреждениям только учреждения, созданные в сфере управленческой деятельности (письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/289). Тип казенного учреждения обязаны иметь федеральные учреждения, осуществляющие деятельность в сферах, перечисленных в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 83-ФЗ. При наличии подобных учреждений на региональном или местном уровнях у органов госвласти субъектов РФ (органов местного самоуправления) отсутствует обязанность изменять их тип на казенные (см. Рекомендации Минфина России от 22.10.2013). Не могут быть созданы в виде казенных учреждений государственные учреждения субъектов РФ и муниципальные учреждения, участвующие в реализации территориальных программ ОМС | Не ограничена (наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, иные сферы) | Наука, образование, здравоохранение, культура, СМИ, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт. В иных сферах только в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) | ||
Формирование государственного (муниципального) задания | п. 3 ст. 69.2 БК РФ | п. 3 ст. 69.2 БК РФ, п. 3 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ | п. 3 ст. 69.2 БК РФ, ч. 2 ст. 4 Закона N 174-ФЗ | |
Не обязательно. Может формироваться по решению главного распорядителя бюджетных средств (письмо Минфина России от 06.05.2016 N 02-01-09/26201) | Формируются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. В соответствии с положениями Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ утверждение заданий в части медицинской помощи, оказываемой в рамках ОМС, не предусмотрено (см. Рекомендации Минфина России от 22.10.2013) | |||
Отношение к бюджетному процессу | ||||
Участник бюджетного процесса | Не является участником бюджетного процесса*(4) | |||
Финансовое обеспечение | п. 2 ст. 161 БК РФ | п. 1 ст. 78.1, ст. 78.2 БК РФ; п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ Приказ Минфина России от 28.07.2010 N 81н | п. 1 ст. 78.1, ст. 78.2 БК РФ; ч. 4 ст. 4 Закона N 174-ФЗ Приказ Минфина России от 28.07.2010 N 81н | |
На основании Бюджетной сметы за счет: - средств бюджета (лимитов бюджетных обязательств) | На основании Плана финансово-хозяйственной деятельности за счет: - субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания; - субсидий на иные цели (в т.ч. грантов); - субсидий на осуществление капвложений; - доходов от приносящей доход деятельности. Субсидия на государственное (муниципальное) задание может не предоставляться, если учреждение согласно положениям какого-либо федерального закона осуществляет только приносящую доход деятельность (см. Рекомендации Минфина России от 22.10.2013) | |||
Доходы от приносящей доход деятельности | п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3 ст. 161 БК РФ | п. 3 ст. 298 ГК РФ | п. 2 ст. 298 ГК РФ | |
Зачисляются в бюджет в полном объеме. Могут учитываться при определении размера финансового обеспечения (ч. 22 ст. 30 Закона N 83-ФЗ) | Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. Не влияют на размер субсидий | |||
Право распоряжаться имуществом | п. 4 ст. 298 ГК РФ | п. 3 ст. 298 ГК РФ | п. 2 ст. 298 ГК РФ, части 5, 6 ст. 3, п. 7 ст. 9 Закона N 174-ФЗ | |
Любым видом имущества только с согласия собственника | С согласия собственника: - всем недвижимым имуществом; - особо ценным движимым имуществом, закрепленным собственником или приобретенным за счет выделенных им средств на приобретение такого имущества. Без согласия (самостоятельно) - иным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления. | С согласия собственника: - недвижимым имуществом, закрепленными собственником или приобретенным за счет средств, выделенных им на приобретение такого имущества; - особо ценным движимым имуществом, закрепленными собственником или приобретенным за счет средств, выделенных им на приобретение такого имущества; - особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет доходов от приносящей доход деятельности (при внесении в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иной передаче имущества другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника). Без согласия (самостоятельно) - иным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления. Законом могут устанавливаться исключения (ч. 6 ст. 3 Закона N 174-ФЗ) | ||
Ответственность учреждения по своим обязательствам | п. 4 ст. 123.22 ГК РФ, п. 7 ст. 161 БК РФ | п. 5 ст. 123.22 ГК РФ | п. 6 ст. 123.22 ГК РФ | |
Денежными средствами в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств | Всем находящимся на праве оперативного управления имуществом, кроме: - особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником имущества или приобретенного за счет выделенных им средств; - недвижимого имущества | Всем находящимся на праве оперативного управления имуществом, кроме закрепленных собственником или приобретенных за счет выделенных им средств: - недвижимого имущества; - особо ценного движимого имущества | ||
Субсидиарная ответственность учредителя | п. 4 ст. 123.22 ГК РФ, п. 7 ст. 161 БК РФ | п. 5 ст. 123.22 ГК РФ, ч. 12 ст. 33 Закона N 83-ФЗ, п. 15 ст. 3 Закона N 99-ФЗ*(5) | п. 6 ст. 123.22 ГК РФ п. 15 ст. 3 Закона N 99-ФЗ | |
Есть | Нет Исключение составляют обязательства: - возникшие до 1 января 2011 г.; - связанные с причинением вреда гражданам (распространяется на правоотношения, возникшие также после 1 января 2011 г.) | Нет Исключение составляют обязательства, связанные с причинением вреда гражданам (распространяется на правоотношения, возникшие также после 1 января 2011 г.) | ||
Право на совершение крупных сделок | п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ | |||
Понятие крупных сделок к казенным учреждениям не применимо | С согласия учредителя | С одобрения наблюдательного совета | ||
Право внесения имущества в капитал хозяйственных обществ | п. 4 ст. 24 Закона N 7-ФЗ | п. 4 ст. 24 Закона N 7-ФЗ | ч. 6 ст. 3 Закона N 174-ФЗ | |
Нет | В случаях, прямо установленных законом | Есть, за исключением имущества, перечисленного в ч. 6 ст. 3 Закона N 174-ФЗ. На основании заключения наблюдательного совета (п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 11 Закона N 174-ФЗ) и в случаях, предусмотренных ч. 5, 6 ст. 3 и п. 7 ст. 9 Закона N 174-ФЗ, с согласия учредителя | ||
Открытие рублевых счетов | п. 4 ст. 161 БК РФ | п.п. 8 и 14 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, ч. 1 ст. 30 Закона N 83-ФЗ | ||
Лицевые счета в органах казначейства, финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований) | Вправе открывать: счета в кредитных организациях; и (или) лицевые счета в органах казначейства, финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований) | |||
Распространение действия Закона N 44-ФЗ*(6) | п. 3 ч. 1 ст. 1, ч.ч. 1 и 2 ст. 15, п. 25 ст. 112 Закона N 44-ФЗ | п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ*(7) | ||
Да | Применяется при закупках за счет: - субсидий, предоставленных из бюджета и иных средств согласно закону; - смешанного финансирования, т.е. бюджетных средств и иных источников одновременно (письма Минэкономразвития РФ от 31.12.2014 N Д28и-2887, от 19.12.2014 N ОГ-Д28-10414) Закупки могут осуществляться с соблюдением требований Закона N 223-ФЗ при одновременном выполнении условий: - закупки осуществляются за счет средств, перечисленных в ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ; - до начала года в единой информационной системе размещено Положение о закупках, принятое в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ | Не распространяется, за исключением случаев, предусмотренных нормами частей 4 и 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ: - при предоставлении средств из бюджетов на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности; - при передаче государственными (муниципальными) органами, полномочий государственного (муниципального) заказчика автономным учреждениям в случаях осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность. Также Закон N 44-ФЗ применяется, если не размещено утвержденное положение о закупке на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ) | ||
Заключение контрактов и иных гражданско-правовых договоров | п. 1 ст. 48 ГК РФ, п. 1 ст. 3, п. 4.2 ст. 1 Закона N 7-ФЗ, п. 5 ст. 161 БК РФ | п. 1 ст. 3 Закона N 7-ФЗ | ч. 2 ст. 2 Закона N 174-ФЗ | |
Заключает от своего имени (в части доходов) Заключает от имени публично-правового образования (в части расходов) | Заключает от своего имени. Заключает от лица государственных (муниципальных) органов, органов управления государственными внебюджетными фондами или Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в случаях передачи ими полномочий государственного (муниципального) заказчика (ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ). | |||
Привлечение заемных средств | п. 10 ст. 161 БК РФ | Закон N 7-ФЗ | ст. 14 Закона N 174-ФЗ | |
Нет | Запрет не установлен | Возможно | ||
Обращение взыскания на средства бюджета (учреждения), числящиеся на лицевых счетах | глава 24.1 БК РФ ст. 46 НК РФ (внесудебный порядок взыскания - с 01.01.2015) | ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ ст. 46 НК РФ (внесудебный порядок взыскания - с 01.01.2015) | ч. 3.19 ст. 2 Закона N 174-ФЗ ст. 46 НК РФ (внесудебный порядок взыскания - с 01.01.2015) | |
Особенности трудового договора с руководителем | ч. 27 ст. 30 Закона N 83-ФЗ | Закон N 174-ФЗ | ||
Нет | Расторжение при превышении установленных лимитов просроченной кредиторской задолженности | Нет | ||
Возможность перехода на УСН | пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ | |||
Нет | Нет | Есть |
______________________________
*(1) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон 7-ФЗ)
*(2) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ)
*(3) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ)
*(4) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ)
*(5) Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ)
*(6) Может исполнять отдельные полномочия участников бюджетного процесса (органов госвласти и местного самоуправления):
- по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме (п. 5 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, ч. 3.12 ст. 2 Закона N 174-ФЗ);
- по осуществлению бюджетных инвестиций (пп "б" п. 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 13)
*(7) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ)
Тема
Правовое положение госучреждений
См. также
Особенности правового положения казенных учреждений
Особенности правового положения бюджетных (автономных) учреждений
Государственное и муниципальное имущество
Договоры и иные сделки в организациях госсектора
Энциклопедия решений. Госзаказ
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.