Нарушения, выявляемые в ходе государственного (муниципального) финансового контроля. Ответственность за их совершение
В ходе мероприятий государственного (муниципального) финансового контроля выявляются различные нарушения и недостатки. Значительную часть из них составляют правонарушения в сфере публичных финансов. Понятие финансового правонарушения не имеет законодательного закрепления. Вместе с тем в научной литературе можно найти его определения. Финансовое правонарушение - это совершенное противоправное (в нарушение финансового законодательства) деяние (действие или бездействие) субъекта финансового права, за которое финансовым законодательством установлена ответственность.
Финансовое правонарушение отвечает ряду признаков:
1) это деяние (действие или бездействие) субъекта публичных финансов;
2) нарушаются нормы, закрепленные актами финансового законодательства;
3) причиняется вред публичным финансам;
4) деяние является виновным;
5) является основанием применения финансовой ответственности (мер финансово-правового принуждения, направленных на умаление имущественного положения субъекта правонарушения).
Определение всех юридических признаков противоправного деяния дает основания для его квалификации в качестве финансового правонарушения и применения соответствующей санкции (меры воздействия).
Различные недостатки (ошибки и факты неэффективной деятельности) правонарушением не являются. Кроме того, не признается нарушением невыполение рекомендаций различного рода писем (Минфина России, ФНС России и т.п.), поскольку они не являются нормативными правовыми актами.
К финансовым правонарушениям относятся и бюджетные нарушения, понятие которых дается в п. 1 ст. 306.1 БК РФ. Бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения:
- бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ;
- бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ;
- бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;
- приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);
- передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
Единой классификации бюджетных, финансовых и иных нарушений, выявляемых в ходе осуществления мероприятий государственного (муниципального) финансового контроля, на сегодняшний день не существует. Отсутствуют в настоящее время и правила квалификации действий должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений в качестве того или иного нарушения.
Вместе с тем работа по разработке и утверждению соответствующих классификаторов (перечней) нарушений организована и проводится уполномоченными органами на всех уровнях (федеральном, региональном и местном).
Приведем некоторые из таких классификаторов (перечней):
Наименование классификатора (перечня) нарушений | Реквизиты документа, утвердившего классификатор (перечень) |
Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля) | Одобрен Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ, Коллегией Счетной палаты РФ 18.12.2014 Используется с января 2015 года |
Классификатор нарушений, выявляемых в ходе государственного финансового контроля | Одобрен Коллегией Счетной палаты РФ от 26.06.2009 протокол N 32К (669) |
Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе государственного финансового контроля | Одобрен Межведомственным координационным советом по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан, рекомендован к применению 30.09.2005 (с изменениями от 29.03.2006) |
Классификатор нарушений, недостатков, допускаемых участниками бюджетного процесса | Утвержден приказом Министерства финансов УР от 16.01.2009 N 11 |
Классификатор основных видов нарушений и недостатков, выявляемых в процессе государственного финансового контроля | Утвержден Коллегией Контрольно-счетной палаты Вологодской области, протокол N 11(106) от 29.12.2009, в редакции решения коллегии от 26.04.2012 N 4(139) п. 6 |
Перечень наиболее часто встречающихся нарушений и недостатков, выявляемых органами государственного финансового контроля | Направлен письмом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 13.02.2009 N 09/793 |
Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе муниципального финансового контроля | Утвержден решением Совета муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан от 04.10.2013 N 64 |
В качестве основного систематизированного перечня нарушений можно рассматривать Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренный Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ, Коллегией Счетной палаты РФ 18.12.2014.
Должностные лица органов государственного (муниципального) финансового контроля могут фиксировать в материалах контрольных мероприятий нарушения согласно требованиям Классификаторов и ведомственных правовых актов. Например, в ходе проверки могут быть выявлены "переплаты", "незаконные расходы", "недостачи", "осуществление деятельности без лицензии" и т.д.
В дальнейшем на основании материалов контрольных мероприятий должностные лица соответствующих уполномоченных органов (Прокуратуры РФ, Полиции, Федерального казначейства, Счетной палаты РФ и т.д.) принимают решения о наличии в действиях должностных лиц организаций госсектора признаков административных правонарушений или преступлений, составляют протоколы, возбуждают уголовные дела.
Ответственность за нарушение финансового законодательства предусмотрена нормами бюджетного, налогового, административного, уголовного права и нацелена на восполнение финансовых потерь государства, принудительное выполнение обязанностей, устранение противоправных состояний, а также превентивного воздействия на правонарушителя.
Тема
См. также
Административные правонарушения в бюджетной сфере. Ответственность за их совершение
Нецелевое использование бюджетных средств и имущества получателями бюджетных средств
Нецелевое использование средств субсидий в бюджетных и автономных учреждениях
Нецелевое использование средств по обязательному медицинскому страхованию в госучреждениях
Неэффективное использование бюджетных средств и имущества (для госсектора)
Ответственность за нарушения при ведении бюджетных смет
Ответственность за нарушение порядка учета бюджетных обязательств
Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств (ст. 15.15.10 КоАП РФ)
Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания (ст. 15.15.15 КоАП РФ)
Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 15.15.3 КоАП РФ)
Ответственность руководителя и главного бухгалтера в сфере бухгалтерского учета
Проверки кассовой дисциплины. Привлечение к административной ответственности
Учет выявленных переплат и неположенных выплат (для госсектора)
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.