Учет доходов бюджетного (автономного) учреждения в целях налогообложения прибыли
Доходы бюджетного, автономного учреждения (от реализации и внереализационные) облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 248 НК РФ).
Если иное прямо не предусмотрено НК РФ, при налогообложении прибыли учитываются, в том числе, и те доходы (поступления), которые неразрывно связаны с основной деятельностью этих учреждений. Например, подлежит налогообложению:
- плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования (письма Минфина России от 06.04.2015 N 03-03-10/19184, от 07.10.2013 N 03-03-05/41579, от 12.05.2012 N 02-13-06/1677, от 20.12.2012 N 03-03-06/1/116, письмо ФНС от 01.07.2015 N ГД-4-3/11408@)*(1);
- плата, поступающая учреждениям социального обслуживания населения, от граждан на основании заключенных с ними договоров за стационарное обслуживание (письмо Минфина России от 23.05.2013 N 03-03-06/4/18539)*(2).
Признание доходов для целей налогообложения прибыли осуществляется в соответствии с нормами главы 25 НК РФ и не зависит от порядка их отражения в бухгалтерском учете учреждения, который на сегодняшний день регулируется положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
В целях налогообложения прибыли не учитываются доходы бюджетных и автономных учреждений, перечисленные в ст. 251 НК РФ, в частности:
N | Доходы бюджетного, автономного учреждения, не учитываемые при налогообложении прибыли | Основание (норма НК РФ) | Примечание | |
1. | Субсидии |
пп. 14 п. 1 ст. 251 | В соответствии с положениями ст. ст. 78.1, 78.2 БК РФ бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться субсидии (смотрите также письма Минфина России от 10.09.2015 N 03-03-06/4/52215, от 23.07.2012 N 03-03-06/4/78): - на выполнение государственного (муниципального) задания; - в виде грантов, предоставляемых из бюджетов; - на осуществление капитальных вложений; - на иные цели. Не использованные в текущем финансовом году остатки средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания не учитываются при налогообложении прибыли (смотрите письмо Минфина России от 02.08.2012 N 02-03-09/3040) | |
2. | Гранты |
пп. 14 п. 1 ст. 251 | Доходы в виде полученных грантов освобождаются от налогообложения только в том случае, если соблюдаются условия, перечисленные в абзаце восьмом пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Подробнее о порядке применения данной нормы см. материал "Налогообложение при получении гранта госучреждением" | |
3. | Средства, получаемые медицинскими учреждениями от страховых организаций, осуществляющих ОМС | Средства поступают за оказание медицинских услуг застрахованным лицам | ||
4. | Имущество, имущественные права, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств | Эта норма может применяться в отношении обеспечительного платежа, полученного в рамках исполнения контракта в соответствии с Законом N 44-ФЗ (см. письма Минфина России от 14.12.2015 N 03-03-06/2/73032, от 03.112015 N 03-03-06/2/63360) | ||
5. | В виде имущества, полученного безвозмездно: | |||
- по решению органов исполнительной власти всех уровней, например, в случае внутриведомственной передачи (передачи имущества между учреждениям, подведомственными одному органу власти или местного самоуправления); | Для применения данной нормы необходимо наличие правового акта соответствующего органа исполнительной власти о передаче имущества (см. письмо Минфина России от 20.07.2012 N 03-03-10/80). Под органами исполнительной власти понимаются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ (ст. 77 Конституции РФ). По мнению Минфина России, положения пп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ распространяются в том числе и на муниципальный уровень (письмо от 09.10.2015 N 03-03-05/57825) | |||
- в качестве пожертвования; | Характер операции должен соответствовать положениям ст. 582 "Пожертвования" ГК РФ (см. письма Минфина России от 28.03.2016 N 03-03-06/3/17251, от 24.03.2010 N 03-03-06/4/32, УФНС России по г. Москве от 19.10.2011 N 16-15/101183@) | |||
- по завещанию в порядке наследования; | - | |||
- от собственника (в том числе при внутриведомственной передаче); | В качестве собственника имущества бюджетного (автономного) учреждения выступает публично-правовое образование, в лице уполномоченного органа власти (местного самоуправления). Поступления должны быть использованы по целевому назначению | |||
- образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности; | Имущество (в том числе денежные средства) должно быть получено на ведение уставной деятельности (письма Минфина России от 25.10.2012 N 03-03-05/89, от 01.06.2011 N 03-03-06/4/61) | |||
- в виде неотделимых улучшений в имущество, переданное учреждением в аренду или безвозмездное пользование | Неотделимые улучшения должны быть произведены арендатором (ссудополучателем) | |||
6. | В виде имущественных прав, полученных безвозмездно: | |||
- по завещанию в порядке наследования; | - | |||
- от собственника; | В качестве собственника имущества бюджетного (автономного) учреждения выступает публично-правовое образование, в лице уполномоченного органа власти (местного самоуправления). См. также письмо Минфина России от 24.12.2013 N 03-03-05/56911. Поступления должны быть использованы по целевому назначению | |||
- в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом | Право должно быть получено по решению органа власти, местного самоуправления . Имущество должно использоваться для ведения уставной деятельности (см. письма Минфина России от 30.03.2016 N 03-03-06/3/17832, от 16.03.2015 N 03-03-06/4/13788, от 01.10.2012 N 03-03-06/4/100) | |||
7. | В виде безвозмездно полученных работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров | См. также письмо Минфина России от 10.05.2012 N 03-07-07/49 |
Налоговое законодательство не содержит положений, устанавливающих сроки использования средств целевого финансирования, перечисленных в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Соответственно, остатки таких средств по общему правилу не подлежат налогообложению. В частности, при налогообложении прибыли бюджетных и автономных учреждений не должны учитываться не использованные в текущем финансовом году средства субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания (см. письмо Минфина России от 02.08.2012 N 02-03-09/3040).
По общему правилу внереализационные доходы бюджетных и автономных учреждений подлежат налогообложению в общеустановленном порядке (ст.ст. 247, 250 НК РФ). Такие доходы могут возникнуть даже в том случае, если учреждение не осуществляет приносящую доход деятельность.
Бюджетные и автономные учреждения учитывают при налогообложении прибыли, в частности, следующие внереализационные доходы:
N п/п | Вид внереализационного дохода | Основание (норма НК РФ) | Примечание |
1. | Суммы возмещения убытков или ущерба (в том числе доходы от возмещения ущерба, причиненного недостачами имущества, и при прочих случаях возмещения ущерба): - признанные должниками; - подлежащие уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу | См. также письмо Минфина России от 12.09.2014 N 03-03-06/4/45766 | |
2. | Штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств: - признанные должниками; - подлежащие уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу | - | |
3. | Суммы денежных средств, а также стоимость имущества, имущественных прав, полученных безвозмездно | За исключением случаев, предусмотренных ст. 251 НК РФ (письмо Минфина России от 17.02.2016 N 03-03-06/1/8746) | |
4. | Стоимость полученных при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств: - материалов; - иного имущества | За исключением случаев, предусмотренных пп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ (письмо Минфина России от 08.08.2013 N 03-03-06/4/32160) | |
5. | Суммы использованных не по назначению: - пожертвований; - целевых поступлений; - целевого финансирования | За исключением бюджетных средств - если такие средства использованы не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства | |
6. | Стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации | - | |
7. | Суммы страхового возмещения, полученные от страховой компании по договору страхования (в т.ч. ОСАГО, КАСКО) | См. также письмо Минфина России от 31.10.2014 N 03-03-06/4/55221 | |
8. | Средства, полученные от сдачи лома черных, цветных и драгоценных металлов | См. также письмо Минфина России от 17.07.2013 N 03-03-05/27903 | |
9. | Доходы в виде средств, полученные от арендаторов в возмещение коммунальных, эксплуатационных и иных аналогичных услуг | См. также письма Минфина России от 28.08.2013 N 03-03-06/4/35325, от 27.08.2012 N 03-03-06/4/88 | |
10. | Проценты, полученные от временного размещения свободных остатков средств целевых поступлений на депозитных счетах в банках | См. также письма Минфина России от 09.01.2017 N 03-03-07/80055, от 02.02.2015 N 03-03-06/1/3926 |
_____________________________
*(1) Образовательные организации при выполнении ряда условий вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль (ст. 284.1 НК РФ). Одно из условий - доходы от образовательной деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок должны составлять не менее 90% доходов, учитываемых при определении налоговой базы (пп. 2 п. 3 ст. 284.1 НК РФ). С 1 января 2016 года организации, осуществляющие образовательную деятельность, в целях применения нулевой ставки по налогу на прибыль помимо доходов от осуществления образовательной деятельности вправе учитывать также доходы от деятельности по присмотру и уходу за детьми (Федеральный закон от 02.05.2015 N 110-ФЗ).
*(2) С 1 января 2015 года по 1 января 2020 года организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан, вправе применять налоговую ставку 0% при соблюдении условий, установленных ст. 284.5 НК РФ.
Темы
Налог на прибыль в бюджетных и автономных учреждениях
Учет доходов в целях налогообложения прибыли (для госсектора)
См. также
Учет расходов бюджетного (автономного) учреждения в целях налогообложения прибыли
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.