Форма контрактов (договоров), заключаемых госучреждениями
Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях.
Согласно п. 1 ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
В соответствии с п. 1 ст. 158 ГК РФ сделки могут совершаться:
- устно;
- в письменной форме (простой или нотариальной).
В силу п. 1 ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в письменной форме, за исключением сделок, которые в соответствии со ст. 159 ГК РФ могут быть совершены устно.
Договор в письменной форме
Договор в письменной форме совершается путем составления документа, выражающего содержание договора и подписанного лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами (п. 1 ст. 160, ГК РФ), а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ).
Нормы ГК РФ могут прямо предусматривать требования о совершении определенных сделок в той или иной форме (п. 4 ст. 434 ГК РФ). Если гражданское законодательство не предъявляет каких-либо специальных требований по оформлению конкретного вида сделок, по общему правилу организации должны совершать их в простой письменной форме, поскольку одной из сторон является юридическое лицо. Данное правило распространяется, в частности, на договоры поставки, оказания услуг, выполнения работ.
Кроме того, письменная форма договора считается соблюденной не только в случае составления сторонами единого документа ("договора"), подписанного сторонами, либо обмена документами посредством различных видов связи, но и путем принятия (акцепта) письменного предложения заключить договор (оферты) в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ (п. 3 ст. 434 ГК РФ). При этом если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте, акцептом признается совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, конклюдентных действий по выполнению указанных в ней условий договора:
- уплата соответствующей суммы;
- отгрузка товаров;
- оказание услуг, выполнение работ и т. п.
В постановлении Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N 6/8 от 01.07.1996 разъясняется, что для признания соответствующих действий адресата оферты акцептом ГК РФ не требует выполнения условий оферты в полном объеме. В этих целях для квалификации указанных действий в качестве акцепта достаточно, чтобы лицо, получившее оферту (в том числе проект договора), приступило к ее исполнению на условиях, указанных в оферте, и в установленный для ее акцепта срок.
Таким образом, письменная форма договора считается соблюденной в трех случаях:
Порядок заключения договора | Документы, подтверждающие заключение и исполнение договора | Примечание |
Составляется единый документ ("договор"), подписываемый сторонами. | 1. Единый документ "договор" или "контракт". 2. Платежные документы. 3. Соответствующие первичные учетные и иные документы - накладные, акты оказанных услуг (выполненных работ), счета, счета-фактуры, и т.д. | Договор должен быть подписан сторонами (п. 2 ст. 434 ГК РФ) |
Направление письменной оферты (предложения заключить договор) одной стороной и ее акцепт (письменный ответ о принятии предложения) другой стороной | 1. Письменные оферта и акцепт, позволяющие достоверно установить, что документы исходят от соответствующей стороны по договору. 2. Платежные документы. 3. Соответствующие первичные учетные и иные документы - накладные, акты оказанных услуг (выполненных работ), счета, счета-фактуры, и т.д. | Оферта должна содержать существенные условия договора, акцепт должен быть полным и безоговорочным (п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 435, п. 1 ст. 438 ГК РФ). Договор признается заключенным в момент получения акцепта лицом, направившим оферту (п.1 ст. 433 ГК РФ). |
Письменная оферта (предложение заключить договор) и совершение, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора | 1. Письменное предложение (оферта) 2. Платежные документы. 3. Соответствующие первичные учетные и иные документы - накладные, акты оказанных услуг (выполненных работ), счета, счета-фактуры, и т.д. | Оферта должна содержать существенные условия договора (п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 435 ГК РФ). Контрагент совершает действия, указанные в оферте: - оплачивает счет; - принимает товар (работу, услугу); - оказывает услуги, выполняет работы, поставляет товар и т.п. |
В ряде случаев ГК РФ прямо устанавливает, что договор должен быть не просто заключен в письменной форме, но и оформлен единым документом. Например, такие договоры, как договор продажи недвижимости (ст. 550 ГК РФ), договор аренды здания (ст. 651 ГК РФ), договор аренды предприятия (ст. 658 ГК РФ) должны заключаться путем составления одного документа, подписанного сторонами.
В некоторых случаях, указанных в законе (см. например, п. 2 ст. 339, п. 1 ст. 389 ГК РФ), а также в случаях, предусмотренных соглашением сторон, обязательно нотариальное удостоверение договора (п. 2 ст. 163 ГК РФ). Несоблюдение нотариальной формы договора повлечет его ничтожность (п. 3 ст. 163 ГК РФ).
Устные сделки
К устным сделкам, которые могут совершаться юридическими лицами, относятся сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность (п. 2 ст. 161 ГК РФ).
К числу таких сделок относятся, например:
- сделки по приобретению товаров в розницу;
- некоторые сделки, при которых совершение сделки и ее исполнение осуществляются одновременно (передача товара, оказание услуги и их оплата).
Документами, подтверждающими факт совершения устной сделки являются товарные и кассовые чеки, квитанции и т.д.
Описанный выше порядок совершения сделок (устно, в письменной форме) распространяется и на организации госсектора с учетом ограничений, предусмотренных:
1) правовыми актами, определяющими порядок закупок товаров, работ и услуг организациями госсектора;
2) правовыми актами, определяющими правила учета бюджетных обязательств и санкционирования расходов организаций госсектора;
3) локальными актами организаций госсектора, а также требованиями органов, осуществляющих в отношении соответствующих государственных (муниципальных) учреждений функции и полномочия учредителей, иных уполномоченных органов.
Таким образом, при заключении договора (контракта) его форма определяется с учетом особенностей правового положения:
- казенных учреждений, органов власти и местного самоуправления;
- бюджетных и автономных учреждений.
Темы
Гражданско-правовые договоры в организациях государственного сектора. Общие положения
Форма гражданско-правового договора
См. также
Форма контрактов (договоров), заключаемых казенными учреждениями
Форма контрактов (договоров), заключаемых бюджетными и автономными учреждениями
Заключение гражданско-правового договора. Оферта и акцепт
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.