Налогообложение при реализации имущества казенными, бюджетными и автономными учреждениями
НДС
Операции по реализации нефинансовых активов, товаров, а также имущественных прав, осуществляемые госучреждениями, подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 25.07.2016 N 03-07-11/43314, от 01.11.2012 N 03-07-11/474, от 06.06.2012 N 03-03-05/48, от 05.04.2012 N 03-07-11/100). Освобождение от уплаты НДС на основании пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено только при реализации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечням, утверждаемым Правительством РФ.
Налоговая база по НДС и порядок ее определения при реализации имущества установлен статьями 153 и 154 НК РФ. Налоговые ставки и порядок исчисления налога определены в статьях 164 и 166 НК РФ соответственно.
Вопрос применения налоговых вычетов в приведенных выше разъяснениях Минфина России не рассмотрен. Однако при осуществлении операций, подлежащих налогообложению НДС, налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, установленном ст. 171 и ст. 172 НК РФ. Поэтому налоговая база по НДС при реализации госучреждением, например, товаров, нефинансовых активов, а также имущественных прав может быть уменьшена на суммы "входного" НДС, предъявленного поставщиками товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления облагаемых НДС операций.
Для правомерного предъявления к вычету "входного" НДС требуется ведение раздельного учета операций, облагаемых и не облагаемых НДС (п. 4 ст. 170 НК РФ).
Не редки ситуации, когда учреждение реализует имущество, например, нефинансовые активы, в первоначальную стоимость которого включен "входной" НДС, то есть налог не возмещался. В таком случае налоговая база определяется как разница между ценой реализации, исчисленной исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок) (п. 3 ст. 154 НК РФ). При этом остаточная стоимость определяется по данным бухгалтерского учета (см. письма Минфина России от 26.03.2007 N 03-07-05/16, от 09.10.2006 N 03-04-11/120). Согласно п. 4 ст. 164 НК РФ сумма НДС определяется по расчетной ставке 18/118 (10/110).
Если разница между ценой реализуемого имущества и его остаточной стоимостью равна нулю либо получен убыток, то налоговая база равна нулю, и налог не исчисляется и не уплачивается (письмо Минфина России от 03.07.2012 N 03-07-05/18).
В ситуации, когда актив, подлежащий реализации, числится на балансе без учета НДС (налог был предъявлен к вычету), сумма НДС начисляется с цены реализации этого актива (п. 1 ст. 154 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки. Форма счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, и правила его заполнения установлены постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее - Постановление N 1137). Выставленный счет-фактура регистрируется продавцом в Книге продаж (форма и порядок ее заполнения утверждены Постановлением N 1137).
Налог на прибыль
На основании пп. 1 п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ выручка от реализации имущества (без учета НДС) признается доходом от реализации (письма Минфина России от 01.03.2012 N 03-03-10/18, от 10.11.2011 N 03-03-05/105).
Если реализуемое имущество было приобретено (создано) в рамках приносящей доход деятельности, расходы признаются в следующем порядке:
Вид реализуемого имущества | Расходы, уменьшающие доходы от реализации | Основание |
Амортизируемое имущество, по которому в целях налога на прибыль начисляется амортизация | Остаточная стоимость имущества. Расходы, связанные с реализацией | пп. пп. 1, 3 п. 1 ст. 268 НК РФ |
Прочее имущество (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) | Цена приобретения (создания) этого имущества. Сумма расходов, указанных в абзаце втором п. 2 ст. 254 НК РФ | пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ |
Покупные товары | Стоимость приобретения товаров | пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ |
Готовая продукция | Суммы расходов на производство и реализацию | ст. 318 НК РФ |
Если реализуемое имущество было приобретено за счет бюджетных средств (получено от учредителя), то стоимость этого имущества не включается в расходы в целях налогообложения прибыли на основании пп. 14 п. 1 ст. 251, 1 ст. 252 НК РФ (письма ФНС России от 07.02.2014 N ГД-4-3/2069@, Минфина России от 24.12.2013 N 03-03-05/56911). При этом в расходах могут быть признаны затраты, непосредственно связанные с реализацией (например, расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества), при условии, что эти расходы осуществлены за счет приносящей доход деятельности.
Также доход не уменьшается при реализации имущества, приобретенного за счет средств целевых поступлений (например, в виде пожертвований) (письма Минфина России от 10.10.2016 N 03-03-10/58937, от 12.07.2016 N 03-03-06/3/40702).
Ни статьей 268 НК РФ, ни главой 25 НК РФ в целом не урегулирован порядок признания расходов в ситуации, когда реализуется имущество, приобретенное частично за счет средств целевого финансирования и частично за счет средств от приносящей доход деятельности. Разъяснений уполномоченных органов и судебной практики по этому вопросу тоже нет.
Если учреждение не готово спорить с налоговыми органами, то стоимость такого имущества не следует включать в расходы при определении налоговой базы, а учитывать только непосредственно связанные с реализацией имущества затраты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.