Сделки с заинтересованностью в госучреждениях
Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях.
Государственные (муниципальные) учреждения могут совершать сделки, заинтересованность в совершении которых влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и учреждения - так называемые сделки с заинтересованностью.
Заинтересованные лица - это лица, заинтересованные в совершении учреждением тех или иных действий, в том числе сделок с другими организациями или гражданами.
Состав заинтересованных лиц и условия признания их таковыми отличается в зависимости от типа учреждения (бюджетное, автономное).
Так, в соответствии с частями 1 и 3 ст. 16 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) заинтересованными лицами автономного учреждения могут быть:
- члены наблюдательного совета;
- руководитель автономного учреждения;
- заместители руководителя автономного учреждения.
Эти лица признаются заинтересованными в совершении автономным учреждением сделок с другими юридическими лицами и гражданами? если указанное выше лицо, его супруг (в том числе бывший), родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, дяди, тети (в том числе братья и сестры усыновителей этого лица), племянники, усыновители, усыновленные:
- являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем;
- владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами голосующих акций акционерного общества или превышающей 20% уставного капитала общества с ограниченной или дополнительной ответственностью долей либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем;
- занимают должности в органах управления юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем.
Заинтересованное лицо до совершения сделки обязано уведомить руководителя автономного учреждения и наблюдательный совет автономного учреждения об известной ему совершаемой сделке или известной ему предполагаемой сделке, в совершении которых оно может быть признано заинтересованным (ч. 4 ст. 16 Закона N 174-ФЗ).
Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть совершена с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения, который обязан рассмотреть предложение руководителя учреждения о ее совершении в течение пятнадцати календарных дней с момента его поступления председателю наблюдательного совета, если уставом не предусмотрен более короткий срок. Решение об одобрении принимается большинством голосов членов наблюдательного совета, не заинтересованных в совершении этой сделки.
Если лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют в наблюдательном совете большинство, решение об одобрении принимается учредителем автономного учреждения (части 1-2 ст. 17 Закона N 174-ФЗ).
Порядок, установленный Законом N 174-ФЗ, не применяется при совершении сделок с заинтересованностью, связанных с выполнением автономным учреждением работ, оказанием им услуг в процессе его обычной уставной деятельности, на условиях, существенно не отличающихся от условий совершения аналогичных сделок (п. 2 ст. 16 Закона N 174-ФЗ).
В случае причинения автономному учреждению убытков сделкой с заинтересованностью, совершенной с нарушением, независимо от того, была ли она признана недействительной, ответственность перед автономным учреждением в размере причиненных убытков несут:
- заинтересованное лицо, не уведомившее в установленном порядке об известной ему сделке, если не докажет, что оно не знало и не могло знать о предполагаемой сделке или о своей заинтересованности в ее совершении;
- руководитель автономного учреждения, не являющийся заинтересованным лицом в совершении этой сделки, если не докажет, что он не знал и не мог знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки.
При этом если за убытки отвечают несколько лиц, их ответственность является солидарной.
Согласно п. 1 ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) заинтересованными лицами бюджетного учреждения могут признаваться:
руководитель учреждения;
заместитель руководителя учреждения;
лицо, входящее в состав органов управления*(1) учреждения или органов надзора за его деятельностью.
Эти лица признаются заинтересованными при наличии одновременно двух условий:
1. если указанные лица по отношению к организациям или гражданам, с которыми учреждение совершает те или иные действия, в том числе сделки:
- состоят в трудовых отношениях;
- являются участниками этих организаций;
- являются кредиторами этих организаций;
- состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях;
- являются кредиторами этих граждан;
2. если организации или граждане, с которыми учреждение совершает те или иные действия или заключает сделки, являются:
- поставщиками товаров (услуг) для учреждения;
- крупными потребителями товаров (услуг) учреждения;
- владеют имуществом, которое полностью или частично образовано учреждением;
- могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом учреждения.
Заинтересованное лицо в случае наличия заинтересованности в сделке, стороной которой является или намеревается быть некоммерческая организация, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и некоммерческой организации в отношении существующей или предполагаемой сделки обязано сообщить о своей заинтересованности органу управления учреждения или органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя до момента принятия решения о заключении сделки (п. 3 ст. 27 Закона N 7-ФЗ).
Заинтересованное лицо несет перед учреждением ответственность в размере причиненных им убытков. Если убытки причинены несколькими заинтересованными лицами, их ответственность перед учреждением является солидарной (п. 4 ст. 27 Закона N 7-ФЗ).
Сделка бюджетного учреждения, в совершении которой имеется заинтересованность, должна быть одобрена органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Порядок принятия решения об одобрении сделок с участием федерального бюджетного учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность, разрабатывается и утверждается учредителем учреждения (п. 2 постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 537, далее - Постановление N 537). На уровне субъектов РФ и муниципальных образований могут приниматься аналогичные нормативные правовые акты (далее - Порядок одобрения)*(2).
Для получения одобрения сделки бюджетное учреждение (в некоторых случаях учреждение и заинтересованное лицо*(3)) направляет учредителю обращение о принятии решения (сообщение или уведомление о заинтересованности и т.п.), к которому, как правило, прилагаются документы, предусмотренные Порядком одобрения. Например, это могут быть*(4):
- технико-экономическое обоснование, содержащее информацию о наименовании сделки, обосновании необходимости ее совершения, соответствии сделки уставу (предмету, целям и видам деятельности) учреждения, стоимости сделки, об условиях ее оплаты и других существенных условиях ее заключения;
- мотивированное обоснование выбора контрагента;
- проект соответствующего договора (договоров);
- отчет об оценке рыночной стоимости имущества, с которым предполагается совершить сделки;
- сведения о кредиторской и дебиторской задолженности.
Учредитель в сроки, установленные Порядком одобрения, рассматривает и одобряет сделку либо принимает решение об отказе в согласовании заключения сделки. Решение об одобрении (неодобрении) сделки может оформляться письмом, приказом, протоколом и т.п.
В отношении казенных учреждений необходимо отметить, что из Закона N 7-ФЗ и нормативных-правовых актов, регулирующих статус этих учреждений, не ясно, применяется ли к ним ст. 27 Закона N 7-ФЗ. С одной стороны, в отличие от бюджетных учреждений, казенные учреждения в указанной норме не упоминаются. С другой стороны, - в п. 4.2 ст. 1 Закона N 7-ФЗ, содержащей нормы, действие которых не распространяется на казенные учреждения, ст. 27 не упоминается. Следовательно, она может применяться к казенным учреждениям.
На федеральном уровне Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения (утв. Постановлением N 537), в отличие от аналогичного Положения в отношении бюджетных учреждений, не предусмотрена функция учредителя казенного учреждения принимать решение об одобрении сделок с участием федерального казенного учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными в ст. 27 Закона N 7-ФЗ. Вместе с тем перечень функций учредителя федерального казенного учреждения, предусмотренный п. 3 указанного Положения, не является закрытым - учредитель осуществляет иные функции и полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.
Нормативные правовые акты, принимаемые на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, нередко содержат требования о необходимости соблюдения требований ст. 27 Закона N 7-ФЗ или об обязанности учредителя рассматривать и согласовывать такие сделки*(5).
На практике органы финансового контроля отслеживают такие сделки казенных учреждений (см., например, постановление президиума Алтайского краевого суда от 12.11.2013 N 44-Г-42/2013). Ввиду неясности норм, отсутствия разъяснений компетентных органов и судебной практики, представляется целесообразным соблюдать процедуры, предусмотренные ст. 27 Закона N 7-ФЗ лицам, заинтересованным в совершении сделки казенным учреждением.
Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований закона, может быть признана судом недействительной (п. 4 ст. 27 Закона N 7-ФЗ и ч. 3 ст. 17 Закона N 174-ФЗ).
Кроме того, в целях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) к лицам, заинтересованным в заключении заказчиком (учреждением, органом власти) контракта, отнесены:
- руководитель заказчика;
- контрактный управляющий в заключении и исполнении контракта;
- руководитель контрактной службы заказчика;
- член комиссии по осуществлению закупок (в ч. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ перечислены лица, которые не могут быть членами комиссии по осуществлению закупок, в силу того что каким-либо образом могут быть заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)).
Заинтересованность в данном случае выражается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.
Процедура согласования таких сделок Законом N 44-ФЗ не предусмотрена. Если будет установлена личная заинтересованность указанных выше лиц в заключении и исполнении заказчиком контракта, он может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок (ч. 22 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
______________________________
*(1) Структура, компетенция органов управления устанавливаются уставом бюджетного учреждения, а для казенного учреждения уставом или в случаях, установленных законом, - нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации муниципального образования, иными нормативными правовыми актами (п. 1 ст. 14, п. 1 ст. 28 Закона N 7-ФЗ).
*(2) Приказ Министерства здравоохранения Хабаровского края от 14.12.2011 N 30; Приказ Управления ветеринарии Орловской области от 14.03.2012 N 27; Постановление Администрации муниципального образования город Новороссийск от 05.03.2011 N 983; Постановление Администрации г. Мурманска от 08.02.2012 N 233.
*(3) Порядок принятия решения об одобрении сделок с участием подведомственного Минкультуры России федерального бюджетного учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность (утв. приказом Министерства культуры РФ от 10.09.2010 N 589).
*(4) Порядок принятия решения об одобрении сделок с участием федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного Минтруда и социальной защиты Российской Федерации, в совершении которых имеется заинтересованность (утв. приказом Минтруда России от 11.10.2012 N 311).
*(5) Постановление Администрации Рыльского района Курской области от 31.12.2010 N 944; пп. 3.10 п. 3 Положения об осуществлении органами исполнительной власти Ростовской области функций и полномочий учредителя государственного казенного учреждения Ростовской области, утв. постановлением Правительства Ростовской области от 30.12.2011 N 319; пп. 8 п. 3 Положения об осуществлении органами исполнительной власти Ставропольского края функций и полномочий учредителя казенного учреждения Ставропольского края, а также иных полномочий по управлению казенным учреждением Ставропольского края (утв. постановлением Правительства Ставропольского края от 17.11.2010 N 376-п); пп. 3.1.9 п. 3 Положения об осуществлении функций и полномочий учредителя муниципального учреждения (утв. постановлением Администрации города Ульяновска от 19.06.2013 N 2615) и т.п.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.