Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Расчеты по больничным листам
Согласно Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, в графе 6 "Принятые обязательства, всего" Раздела 1 Отчета об обязательствах учреждения (ф. 0503738) (далее - Отчет ф. 0503738) отражается объем принятых учреждением на текущий год обязательств.
В соответствии с пп. "е" п. 1 и п. 3 письма Минфина России от 21.01.2013 N 02-06-07/155 обязательства по оплате обусловленных законодательством РФ обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ (налогов, сборов, пошлин, взносов, включая обязательства по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, иных выплат), предусмотренные к исполнению в текущем финансовом году отражаются бюджетными (автономными) учреждениями в сумме начисленных обязательств (платежей).
Согласно письму Минфина России от 18.02.2014 N 02-07-10/6840 сумма начисленных выплат страхового обеспечения застрахованным лицам, подлежащая оплате за счет средств бюджета Фонда социального страхования (далее - ФСС РФ), является расходным обязательством ФСС РФ и подлежит отражению как принятое расходное обязательство в регистрах бухгалтерского учета и в отчетности ФСС РФ. Показатели в сумме начисленных выплат страхового обеспечения застрахованным лицам, являющиеся расходными обязательствами ФСС РФ и подлежащие возмещению за счет средств ФСС РФ, в сумме принятых страхователем обязательств не отражаются*(1). Выплата учреждением пособий по временной нетрудоспособности в пределах утвержденных плановых назначений по расходам на уплату страховых взносов по своему экономическому содержанию является авансовыми платежами страховых взносов и отражается в учете и отчетности страхователя в качестве принятых денежных обязательств (на счете 0 502 12 000 "Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год") и отражается в графе 8 "Денежных обязательства" Отчета (ф. 0503738).
Таким образом, нет оснований для отражения в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения корректировки (уменьшения) суммы денежных обязательств, принятых в размере начисленных страховых взносов, на сумму подлежащих выплате работникам учреждения пособий за счет средств ФСС РФ. При этом в случае превышения сумм выплаченных пособий над суммой начисленных страховых взносов в бухгалтерском учете денежные обязательства отражаются в сумме фактически исполненных денежных обязательств (в пределах утвержденных плановых назначений по расходам) без корректировки показателя принятых обязательств. Превышение показателей принятых и исполненных денежных обязательств, отражаемых в графах 8 и 9 раздела 1 Отчета (ф. 0503738), над показателями графы 6 "Принятые обязательства, всего" в части расчетов с ФСС РФ по обязательному социальному страхованию работников является единственным допустимым исключением из правила, согласно которому показатели принятых и исполненных денежных обязательств не должны превышать показатели принятых обязательств (см. в частности, п. 1.7.6, п. 2.4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120, п.п. 1.5.7, 1.5.8 и 4.5 письма Минфина России и Федерального казначейства от 30.12.2015 NN 02-07-07/77754, 07-04-05/02-919, письмо Минфина России от 20.07.2016 N 02-06-10/42571).
Пример 1. Порядок отражения обязательств на счетах санкционирования расходов при выплате пособий за счет ФСС РФ в пределах суммы начисленных страховых взносов.
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание хозяйственной операции | Отражение показателя в Отчете (ф. 0503738) |
31 января | ||||
0 109 ХХ 213, 0 401 20 213 | 0 303 02 730 (0 303 02 000) | 13 000,00 | Начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за январь | |
0 506 10 213 | 0 502 11 213 | 13 000,00 | Приняты бюджетные обязательства | Графа 6 Раздела 1 |
0 501 11 213 | 0 502 12 213 | 13 000,00 | Приняты денежные обязательства | Графа 8 Раздела 1 |
1 февраля | ||||
0 303 02 830 (0 303 02 000) | 0 201 11 610 | 13 000,00 | Перечислены страховые взносы за январь | Графа 9 Раздела 1 |
Увеличение (119 КВР 213 КОСГУ) | ||||
28 февраля | ||||
0 109 ХХ 213, 0 401 20 213 | 0 303 02 730 (0 303 02 000) | 15 500,00 | Начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за февраль | |
0 506 10 213 | 0 502 11 213 | 15 500,00 | Приняты бюджетные обязательства | Графа 6 Раздела 1 |
0 501 11 213 | 0 502 12 213 | 15 500,00 | Приняты денежные обязательства | Графа 8 Раздела 1 |
0 303 02 830 | 0 302 13 730 (0 302 13 000) | 4 600,00 | Начислено пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком | |
0 302 13 830 (0 302 13 000) | 0 303 01 730 (0 303 01 000) | 598,00 | Отражено удержание НДФЛ из суммы пособия по временной нетрудоспособности | |
1 марта | ||||
0 302 13 830 (0 302 13 000) | 0 201 11 610 | 4 002,00 | Работнику перечислено пособие по временной нетрудоспособности | Графа 9 Раздела 1 |
Увеличение (119 КВР 213 КОСГУ) | ||||
0 303 01 830 (0 303 01 000) | 0 201 11 610 | 598,00 | Перечислена сумма НДФЛ, удержанного из суммы пособия по временной нетрудоспособности | Графа 9 Раздела 1 |
Увеличение (119 КВР 213 КОСГУ) | ||||
0 303 02 830 (0 303 02 000) | 0 201 11 610 | 10 900,00 | Перечислены страховые взносы за февраль | Графа 9 Раздела 1 |
Увеличение (119 КВР 213 КОСГУ) | ||||
31 марта | ||||
0 109 ХХ 213, 0 401 20 213 | 0 303 02 730 (0 303 02 000) | 14 000,00 | Начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за март | |
0 506 10 213 | 0 502 11 213 | 14 000,00 | Приняты бюджетные обязательства | Графа 6 Раздела 1 |
0 502 11 213 | 0 502 12 213 | 14 000,00 | Приняты денежные обязательства | Графа 8 Раздела 1 |
При формировании Отчета об обязательствах учреждения (ф. 0503738) по состоянию на 1 апреля текущего финансового года указанные выше операции должны быть отражены следующим образом:
Рисунок 1
Пример 2. Порядок отражения обязательств бюджетного (автономного) учреждения на счетах санкционирования расходов при выплате пособий за счет ФСС РФ сверх суммы начисленных страховых взносов.
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание хозяйственной операции | Отражение показателя в Отчете (ф. 0503738) |
31 января | ||||
0 109 ХХ 213, 0 401 20 213 | 0 303 02 730 (0 303 02 000) | 13 000,00 | Начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за январь | |
0 506 10 213 | 0 502 11 213 | 13 000,00 | Приняты бюджетные обязательства | Графа 6 Раздела 1 |
0 501 11 213 | 0 502 12 213 | 13 000,00 | Приняты денежные обязательства | Графа 8 Раздела 1 |
1 февраля | ||||
0 303 02 830 (0 303 02 000) | 0 201 11 610 | 13 000,00 | Перечислены страховые взносы за январь | Графа 9 Раздела 1 |
Увеличение 18 (119 КВР 213 КОСГУ) | ||||
28 февраля | ||||
0 109 ХХ 213, 0 401 20 213 | 0 303 02 730 (0 303 02 000) | 15 500,00 | Начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за февраль | |
0 506 10 213 | 0 502 11 213 | 15 500,00 | Приняты бюджетные обязательства | Графа 6 Раздела 1 |
0 501 11 213 | 0 502 12 213 | 15 500,00 | Приняты денежные обязательства | Графа 8 Раздела 1 |
0 303 02 830 | 0 302 13 730 (0 302 13 000) | 44 600,00 | Начислено пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком | |
0 501 11 213 | 0 502 12 213 | 29 100,00 (44600 - 15500) | Приняты денежные обязательства в сумме пособия, превышающей сумму начисленных в ФСС страховых взносов | Графа 8 Раздела 1 |
1 марта | ||||
0 302 13 830 (0 302 13 000) | 0 201 11 610 | 44 600,00 | Работнику перечислено пособие по временной нетрудоспособности | Графа 9 Раздела 1 |
Увеличение 18 (119 КВР 213 КОСГУ) | ||||
31 марта | ||||
0 109 ХХ 213, 0 401 20 213 | 0 303 02 730 (0 303 02 000) | 14 000,00 | Начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за март | |
0 506 10 213 | 0 502 11 213 | 14 000,00 | Приняты бюджетные обязательства | Графа 6 Раздела 1 |
0 502 11 213 | 0 502 12 213 | 14 000,00 | Приняты денежные обязательства | Графа 8 Раздела 1 |
При формировании Отчета об обязательствах учреждения (ф. 0503738) по состоянию на 1 апреля текущего финансового года указанные выше операции должны быть отражены следующим образом:
Рисунок 2
_________________________________
*(1) Согласно п. 313 Инструкции N 157н аналитический учет обязательств, отраженных на счетах санкционирования, осуществляется учреждениями в разрезе кредиторов (групп кредиторов), в отношении которых принимаются обязательства, и (или) контрактов (договоров). Соответственно при начислении пособий, подлежащих оплате за счет средств ФСС РФ, соответствующая операция подлежит отражению на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 502 12 000 "Принятые денежные обязательства".
*(2) Если в разрядах 22, 23 номера счета бухгалтерского учета здесь и далее указано "ХХ" или "Х", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.
*(3) Здесь и далее в скобках указаны счета, применяемые автономными учреждениями.
Темы
Учет санкционирования расходов в бюджетном (автономном) учреждении
См. также
Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Пояснительная записка (ф. 0503760)
Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Расходы за счет ФСС по сокращению травматизма
Отчеты (ф.ф. 0503128, 0503738). Отражение принимаемых обязательств (для госсектора)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Клименко Г.Г., Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Коткина Ю.Е., Монько В.С., Сизонова О.А., Гурашвили Р.Н.,
Селина Е.А., Панина К.В., Старовойтова Н.Н., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д.