Налогообложение при аренде. Учет у арендатора (для госсектора)
Смотрите в этом материале:
Налог на прибыль у арендатора - бюджетного и автономного учреждения
Налог на прибыль у арендатора - казенного учреждения
Налог на прибыль у арендатора - органа власти, органа местного самоуправления
НДС у арендатора
В общем виде порядок уплаты НДС организациями госсектора при сдаче имущества в аренду выглядит следующим образом:
Организация госсектора - арендатор |
Порядок налогообложения |
Основание |
Бюджетное и автономное учреждение |
Суммы НДС по арендной плате, предъявленные арендатором, принимаются к вычету, если арендуемое имущество используется в деятельности, облагаемой НДС |
п. 2 ст. 171 НК РФ |
Если арендуемое имущество используется в деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания или освобожденной от НДС по ст. 149 НК РФ, НДС включается в расходы |
пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ |
|
В случае возмещения арендодателю коммунальных платежей арендодатель НДС отдельно арендатору не предъявляет и счет-фактуру не выставляет, НДС к вычету принять нельзя |
п. 2 письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ |
|
В случае аренды имущества казны учреждение удерживает из арендной платы и перечисляет НДС в бюджет в качестве налогового агента. Сумма налога исчисляется по расчетной ставке 18/118 исходя из общей величины арендной платы. Исчисление суммы НДС производится налоговым агентом в момент оплаты услуг по аренде имущества казны, при этом необходимо составить счет-фактуру.
Если арендованное имущество используется для операций, облагаемых НДС, то уплаченную в качестве налогового агента сумму налога можно принять к вычету |
п. 3 ст. 161, п. 4 ст. 164 НК РФ
п. 3 ст. 168 НК РФ, письма Минфина России от 23.06.2016 N 03-07-11/36500, от 18.05.2012 N 03-07-11/146, ФНС России от 06.04.2011 N КЕ-4-3/5402@ ст. 171 НК РФ |
|
Казенное учреждение |
Как правило, операции, осуществляемые казенным учреждением, не являются объектом обложения НДС. Поэтому предъявленный арендодателем НДС к вычету принять нельзя, он учитывается в составе расходов |
пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ |
В случае аренды имущества казны учреждение удерживает из арендной платы и перечисляет НДС в бюджет в качестве налогового агента. Сумма налога исчисляется по расчетной ставке 18/118 исходя из общей величины арендной платы. Исчисление суммы НДС производится налоговым агентом в момент оплаты услуг по аренде имущества казны, при этом необходимо составить счет-фактуру. |
п. 3 ст. 161, п. 4 ст. 164 НК РФ
п. 3 ст. 168 НК РФ, письма Минфина России от 23.06.2016 N 03-07-11/36500, от 18.05.2012 N 03-07-11/146, ФНС России от 06.04.2011 N КЕ-4-3/5402@ |
|
Орган власти, орган местного самоуправления |
Предъявленный арендодателем НДС учитывается в расходах |
пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ |
В случае аренды имущества казны орган власти (местного самоуправления) удерживает из арендной платы и перечисляет НДС в бюджет в качестве налогового агента. Сумма налога исчисляется по расчетной ставке 18/118 исходя из общей величины арендной платы. Исчисление суммы НДС производится налоговым агентом в момент оплаты услуг по аренде имущества казны, при этом необходимо составить счет-фактуру. |
п. 3 ст. 161, п. 4 ст. 164 НК РФ
п. 3 ст. 168 НК РФ, письма Минфина России от 23.06.2016 N 03-07-11/36500, от 18.05.2012 N 03-07-11/146, ФНС России от 06.04.2011 N КЕ-4-3/5402@ |
Налог на прибыль у арендатора
Расходы признаются для целей налогообложения прибыли с учетом требований п. 1 ст. 252 НК РФ. Они должны быть:
1) экономически обоснованны;
2) документально подтверждены;
3) произведены в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.
Перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли, приведен в ст. 270 НК РФ. Этот перечень является открытым - при налогообложении прибыли не должны учитываться любые расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 49 ст. 270 НК РФ; письма Минфина России от 22.03.2018 N 03-03-07/18252, от 13.12.2016 N 03-03-06/1/74580).
Не учитываются в целях налогообложения расходы, произведенные (понесенные) в рамках целевого финансирования или целевых поступлений (пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251, п. 1 ст. 252, п. 49 ст. 270 НК РФ). К целевому финансированию относятся не только лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования) и субсидии, но и гранты, а также поступления в виде пожертвований.
Налог на прибыль у арендатора - бюджетного и автономного учреждения
Бюджетные и автономные учреждения вправе признать расходы, связанные с арендой имущества, если арендованные объекты используется в приносящей доход деятельности, и оплата этих расходов осуществляется исключительно за счет приносящей доход деятельности. Это обусловлено требованиями пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251, п. 1 ст. 252 НК РФ.
Если арендованное имущество используется как в приносящей доход деятельности, так и в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, то расходы, которые осуществлены за счет приносящей доход деятельности, но не могут быть отнесены к конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов учреждения (п. 1 ст. 272 НК РФ, см. также письма Минфина России от 02.10.2017 N 03-03-05/64008, от 22.06.2016 N 03-03-06/3/36253).
При аренде право собственности на объект (и производное от него право оперативного управления) не переходит к арендатору, поэтому для целей исчисления налога на прибыль арендатор не начисляет амортизацию даже в случае финансовой аренды (п. 1, п. 3 ст. 256 НК РФ).
Налог на прибыль у арендатора - казенного учреждения
Казенные учреждения не учитывают расходы, в том числе на аренду, так как они осуществляются за счет целевого финансирования - лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (абзацы первый и третий пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1 ст. 252 НК РФ).
Налог на прибыль у арендатора - органа власти, органа местного самоуправления
При осуществлении деятельности от имени публично-правового образования с учетом компетенции органа власти органы власти (местного самоуправления) не являются плательщиками налога на прибыль (п. 6 Обзора, доведенного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98).
Вместе с тем согласно п. 11 статьи 161 БК РФ на органы государственной власти (государственные органы) распространяются особенности правового положения казенных учреждений, установленные ст. 161 БК РФ, с учетом положений бюджетного законодательства РФ, устанавливающих полномочия указанных органов. А казенные учреждения не учитывают расходы, так как они осуществляются за счет целевого финансирования - лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (абзацы первый и третий пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1 ст. 252 НК РФ).
Налог на имущество у арендатора
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (включая переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
В случае финансовой аренды объект имущества выбывает с балансового учета арендодателя, и учитывается на балансе арендатора. Поэтому по основным средствам - объектам финансовой аренды налоговую базу по налогу на имущество определяет арендатор.
При операционной аренде объекты основных средств продолжают учитываться на балансовых счетах арендодателя. Следовательно, в отношении объектов операционной аренды налог на имущество уплачивает арендодатель.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.